Статья "Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их учет в педагогической деятельности"
Оценка 4.6

Статья "Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их учет в педагогической деятельности"

Оценка 4.6
Работа с родителями
pdf
дефектология +2
Взрослым
31.10.2019
Статья "Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их учет в педагогической деятельности"
Многих проблем взаимодействия педагогов с родителями можно избежать, зная, какие стрессы и переживания за болезнь и неполноценность ребенка испытывают родители. В данной статье вы познакомитесь с психологическими особенностями родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, которые проявляются во взаимодействии родителей с детьми и педагогами.
Психологические особенности родителей,.pdf

Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детейинвалидов, их учет в педагогической деятельности

 

Рост и воспитание детей — это большое,  серьезное и страшно ответственное дело. Макаренко А. С.

В нашей работе все мы, так или иначе, сталкиваемся с конфликтными ситуациями или отсутствием обратной связи с родителями. Многих проблем взаимодействия педагогов с родителями можно избежать, зная, какие стрессы и переживания за болезнь и неполноценность ребенка испытывают   родители. Я сейчас познакомлю вас с психологическими особенностями родителей, воспитывающих детей с ОВЗ,   которые проявляются во взаимодействии родителей с детьми и педагогами. 

Эмоциональное состояние семьи может быть представлено в виде 4 сменяющих друг друга фаз, которые выражаются в нарастании, а потом спаде напряжения. 

1 фаза«Шок».  Фазу « шока» родители испытывают,     когда узнают о диагнозе.  Это бывает в разном возрасте ребенка: как при рождении, когда диагноз ярко выражен физически, так и  в более позднем возрасте, когда   проявляется  психический диагноз (при изменении образовательного маршрута в начальном звене  общеобразовательной школы,  смена диагноза в рамках нашей школы с легкой степени  на умеренную). Эта фаза характеризуется   состоянием растерянности родителей, возникновением чувства собственной неполноценности, беспомощности, страха, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного».   Мать испытывает к ребѐнку негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Мать также может чувствовать себя виноватой за рождение ребенка с ОВЗ.                                                                                       

Родители в этой фазе демонстрируют самые низкие показатели по установлению гармоничных взаимоотношений с ребенком и педагогами образовательного учреждения.   Родители в этой фазе демонстрируют воспитательную модель «отказ от взаимодействия» с ребенком  и педагогами образовательного учреждения, низким уровнем обратной связи с педагогами. Длительность этой фазы, как и последующих, зависит от личностных особенностей родителей и может быть как коротковременной,  так  долговременной.         

1  фаза плавно переходит во 2.

2  фаза - «Развитие неадекватного отношения к дефекту» является своеобразной защитной реакцией родителей ребенка.  Характеризуется негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, неверие в существование болезни, надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Родители могут отрицать наличие отставания в развитии, могут сомневаться в компетентности врача.  

Здесь можно выделить две группы родителей:

А) одни ищут возможность получить консультации в других больницах или у других специалистов в этой области, начиная с медицинских светил и заканчивая различными знахарями и целителями. Верят, что бесчисленные консультации, лечение или какой-то тип терапии решит проблему. Такая погоня за «чудесным средством» искажает восприятие реальной ситуации. 

Б) другие проявляют отказ от обследования ребѐнка и проведения каких либо лечебных или корректирующих мероприятий. 

Обе группы родителей часто выбирают две крайности. Одни решают всю жизнь без остатка посвятить служению ребенку, кому-то свойственно постоянно перекладывать вину и ответственность на других — и для этого они преследуют и постоянно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работников, учителей, растѐт напряжѐнность в отношениях с окружающими. 

3                    фаза - «Частичного осознание дефекта ребенка», она возникает, когда у родителей появляется чувство хронической печали и скорби по желанному здоровому ребенку. 

Родители принимают ребенка, его дефект, приспосабливаются к особенностям ребенка и приспосабливают его к жизни и к своим требованиям. Часто бывает преобладание гиперопеки, как формы ухода за неприспособленным ребенком. На данной фазе устанавливаются  отношения между учителями  и родителями, которые   характеризуются средней степенью обратной связи и не всегда реализуется гармонично, несмотря на значительные усилия учителей. Родители начинают понимать, что они ответственны за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода. Начинается поиск советов у специалистов. Родители надеются, что в образовательном учреждении их ребенку будет оказана именно та помощь, в которой он нуждается, в результате чего его положение может быть исправлено. 

4                    фаза - «Развитие социально-психологической адаптации всех членов семьи» наступает когда родители смиряются с произошедшим, принимают ситуацию и начинают жить с учетом того, что в семье есть ребенок с ОВЗ. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка. Они демонстрируют самые высокие качественные показатели по установлению оптимальных взаимоотношений с ребенком (модель «сотрудничество»). Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов, которые еще бытуют в сознании нашего обывателя. Родители часто помогают другим семьям с детьми, имеющими отклонения в развитии. Родители в этот период устанавливают адекватные отношения со специалистами, наиболее способными к оказанию помощи детям. 

Из вышесказанного можно сделать вывод: до четвертой фазы, несущей позитивный заряд в последующем развитии семьи, доходят далеко не все семьи детей с ОВЗ. Множество семей, которые так и не достигают стабилизации. Этот процесс может быть очень болезненным. 

 

Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с

Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с

А) одни ищут возможность получить консультации в других больницах или у других специалистов в этой области, начиная с медицинских светил и заканчивая различными знахарями и…

А) одни ищут возможность получить консультации в других больницах или у других специалистов в этой области, начиная с медицинских светил и заканчивая различными знахарями и…

Из вышесказанного можно сделать вывод: до четвертой фазы, несущей позитивный заряд в последующем развитии семьи, доходят далеко не все семьи детей с

Из вышесказанного можно сделать вывод: до четвертой фазы, несущей позитивный заряд в последующем развитии семьи, доходят далеко не все семьи детей с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2019