Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детейинвалидов, их учет в педагогической деятельности
Рост и воспитание детей — это большое, серьезное и страшно ответственное дело. Макаренко А. С.
В нашей работе все мы, так или иначе, сталкиваемся с конфликтными ситуациями или отсутствием обратной связи с родителями. Многих проблем взаимодействия педагогов с родителями можно избежать, зная, какие стрессы и переживания за болезнь и неполноценность ребенка испытывают родители. Я сейчас познакомлю вас с психологическими особенностями родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, которые проявляются во взаимодействии родителей с детьми и педагогами.
Эмоциональное состояние семьи может быть представлено в виде 4 сменяющих друг друга фаз, которые выражаются в нарастании, а потом спаде напряжения.
1 фаза – «Шок». Фазу « шока» родители испытывают, когда узнают о диагнозе. Это бывает в разном возрасте ребенка: как при рождении, когда диагноз ярко выражен физически, так и в более позднем возрасте, когда проявляется психический диагноз (при изменении образовательного маршрута в начальном звене общеобразовательной школы, смена диагноза в рамках нашей школы с легкой степени на умеренную). Эта фаза характеризуется состоянием растерянности родителей, возникновением чувства собственной неполноценности, беспомощности, страха, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного». Мать испытывает к ребѐнку негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Мать также может чувствовать себя виноватой за рождение ребенка с ОВЗ.
Родители в этой фазе демонстрируют самые низкие показатели по установлению гармоничных взаимоотношений с ребенком и педагогами образовательного учреждения. Родители в этой фазе демонстрируют воспитательную модель «отказ от взаимодействия» с ребенком и педагогами образовательного учреждения, низким уровнем обратной связи с педагогами. Длительность этой фазы, как и последующих, зависит от личностных особенностей родителей и может быть как коротковременной, так долговременной.
1 фаза плавно переходит во 2.
2 фаза - «Развитие неадекватного отношения к дефекту» является своеобразной защитной реакцией родителей ребенка. Характеризуется негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, неверие в существование болезни, надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Родители могут отрицать наличие отставания в развитии, могут сомневаться в компетентности врача.
Здесь можно выделить две группы родителей:
А) одни ищут возможность получить консультации в других больницах или у других специалистов в этой области, начиная с медицинских светил и заканчивая различными знахарями и целителями. Верят, что бесчисленные консультации, лечение или какой-то тип терапии решит проблему. Такая погоня за «чудесным средством» искажает восприятие реальной ситуации.
Б) другие проявляют отказ от обследования ребѐнка и проведения каких либо лечебных или корректирующих мероприятий.
Обе группы родителей часто выбирают две крайности. Одни решают всю жизнь без остатка посвятить служению ребенку, кому-то свойственно постоянно перекладывать вину и ответственность на других — и для этого они преследуют и постоянно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работников, учителей, растѐт напряжѐнность в отношениях с окружающими.
3 фаза - «Частичного осознание дефекта ребенка», она возникает, когда у родителей появляется чувство хронической печали и скорби по желанному здоровому ребенку.
Родители принимают ребенка, его дефект, приспосабливаются к особенностям ребенка и приспосабливают его к жизни и к своим требованиям. Часто бывает преобладание гиперопеки, как формы ухода за неприспособленным ребенком. На данной фазе устанавливаются отношения между учителями и родителями, которые характеризуются средней степенью обратной связи и не всегда реализуется гармонично, несмотря на значительные усилия учителей. Родители начинают понимать, что они ответственны за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода. Начинается поиск советов у специалистов. Родители надеются, что в образовательном учреждении их ребенку будет оказана именно та помощь, в которой он нуждается, в результате чего его положение может быть исправлено.
4 фаза - «Развитие социально-психологической адаптации всех членов семьи» наступает когда родители смиряются с произошедшим, принимают ситуацию и начинают жить с учетом того, что в семье есть ребенок с ОВЗ. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка. Они демонстрируют самые высокие качественные показатели по установлению оптимальных взаимоотношений с ребенком (модель «сотрудничество»). Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов, которые еще бытуют в сознании нашего обывателя. Родители часто помогают другим семьям с детьми, имеющими отклонения в развитии. Родители в этот период устанавливают адекватные отношения со специалистами, наиболее способными к оказанию помощи детям.
Из вышесказанного можно сделать вывод: до четвертой фазы, несущей позитивный заряд в последующем развитии семьи, доходят далеко не все семьи детей с ОВЗ. Множество семей, которые так и не достигают стабилизации. Этот процесс может быть очень болезненным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.