Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ"
Оценка 4.7

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ"

Оценка 4.7
Лекции
docx
история
Взрослым
05.04.2017
Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ"
Знание учащимися истории своей малой родины, особенностей ее культуры, а также личное участие в изготовлении предметов быта на основе народных традиций, обеспечивают тот процесс формирования и развития личности, который полностью соответствует важнейшим принципам культуросообразности и природосообразности процесса воспитания. На современном этапе образовательная практика не в полной мере использует духовно-нравственный потенциал народной культуры как ресурса формирования.
статья на конк .docx
ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО­ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ     духовность,   нравственность, В   современной   образовательной   практике   не   в   полной   мере   ис­ пользуется   духовно   ­   нравственный   потенциал   народной   культуры   как ресурс формирования нравственной культуры подрастающих поколений. Обращение   к   этнической   культуре   как   к   средству   нравственного воспитания носит фрагментарный и несистемный характер, что не только снижает эффективность воспитательного процесса, но и блокирует диалог между   учащимися ­  представителями   различных   этнических  общностей. Мало   специальных   работ,   посвященных   использованию   декоративно­ прикладного   искусства   в   процессе   духовно­   нравственного   воспитания подростков   в   полиэтничной   среде   регионов   нашей   страны.   Ключевые слова:   этническая   толерантность, этнопедагогика, этнопсихология, подросток, полиэтническая среда, уроки декоративно­прикладного   искусства,   народные   традиции.   Возрождение национальных   культур   является   важнейшим   условием   преодоления многочисленных проблем постиндустриального общества, которые связаны с усилением процессов межэтнического диалога. Нельзя игнорировать тот факт,   что,   с   одной   стороны,   современные   процессы   межкультурного взаимодействия   народов   приводят   к   стиранию   межэтнического многообразия, а с другой стороны, усиливаются негативные проявления межнациональных   противоречий   ­   ксенофобия,   национализм,   шовинизм, геноцид.   Сформированная   в   течение   тысячелетий   народная   культура обладает   значительным   педагогическим   потенциалом   для   развития нравственной   основы   личности.   Этническая   культура   проявляется   во многих   формах,   одна   из   которых   ­   декоративно­прикладное   искусство. Народы   Крайнего   Севера   создали   уникальные   образцы   предметов   быта, опираясь  на  сложившееся  в  их  культуре  понимание  красоты. При  этом необходимо отметить, что предметы народного творчества несут в себе не только представления этноса о красивом и безобразном, но и понимание народом   сущности   добра   и   зла,   его   представление   о   социальных   и духовных ценностях. Следовательно, включение в содержание основного образования   специального   курса   декоративно­прикладного   искусства создает   благоприятные   условия   для   формирования   не   только художественной, но и духовно­ нравственной культуры учащегося. Знание учащимися   истории   своей   малой   родины,   особенностей   ее   культуры,   а также личное участие в изготовлении предметов быта на основе народных традиций, обеспечивают тот процесс формирования и развития личности, соответствует который   полностью   важнейшим   принципам культуросообразности   и   природосообразности   процесса   воспитания.   На современном этапе образовательная практика не в полной мере использует духовно­нравственный   потенциал   народной   культуры   как   ресурса   фор­ мирования.   Обращение   к   этнической   культуре   как   к   средству   нравст­ венного воспитания носит фрагментарный и несистемный характер, что не только снижает эффективность воспитательного процесса, но и блокирует диалог   между   учащимися   как   представителями   различных   этнических общностей. В настоящее время возрождаются и появляются новые типы школ   (гимназии,   прогимназии,   лицеи,   реальные   училища,   колледжи, религиозные   учебные   заведения   и   центры,   национально­культурные комплексы), законодательно разрешена работа школы по альтернативным учебным   планам,   учителя   и   родители   получили   право   выбирать   форму обучения (вплоть до домашнего), а родители и ученики  учителя, классного руководителя. В этих условиях возросли возможности учителя для творчества: предоставлено реальное право выбора альтернативных программ, учебников, методов и средств обучения, право отбора фактов и их толкования. Обеспечивая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, необходимо вместе с   тем   обеспечить   и   интеграционные   процессы,   заложить   основы   для понимания   и   общения   с   другими   культурами,  нацеливать   учащихся   на умение   поддерживать   и   развивать   диалог   культур.   Этим   задачам   как нельзя   лучше   отвечает   процесс   этнопедагогизации   и   психологизации средней   школы,   в   ходе   которой   оптимально   решаются   задачи   кросс­ культурного   образования,   формирования   культуры   межнациональных отношений,   воспитания   межэтнической   толерантности.   Сравнительно­ сопоставительное   рассмотрение   народно­педагогических   знаний   разных народов   исключает   навязывание   каких­то   одних   ценностей, межнациональную   нетолерантность.   Оно   не   только   способствует выявлению общности духовных истоков разных этносов, но и наглядно иллюстрирует,  что   именно   в  диалоге   культур  проявляются   духовность этноса,   его   гуманистические   ценности.   Такие   знания   помогают выработать у учащихся понимание взаимосвязи национальных духовных культур,   сформировать   умение   мыслить   аналитически,   сопоставляя категории   частного   и   общего,   национального   и   межнационального,   что способствует принятию общегуманистической позиции. Важно отметить, что эффективность образовательного процесса во многом зависит от того, насколько   соблюдается   принцип   органичного   сочетания   психолого­ педагогического   руководства   с   развитием   самостоятельности,   что невозможно   без   создания   условий   для   равноправного   взаимодействия участников   образовательного   процесса.   При   разработке   и   реализации учебных   курсов,   ориентированных   на   усвоение   этнических   традиций посредством   изучения   декоративно­прикладного   искусства,   следует стремиться   создавать   условия   для   развития   диалога   между   всеми участниками   образовательного   процесса   в   различных   формах.   Особый акцент   следует   делать   на   творческие   акты,   связанные   с   процессом изготовления   конкретных   предметов.   Основные   задачи   педагога, психолога в обучении декоративно­прикладному искусству ­ организация учебной   деятельности   школьника,   направленной   на   формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование творческих способностей,   активной   жизненной   позиции,   способности   понимать истинную ценность предметов, а также вовлечение учащегося в различные виды   деятельности,   использование   в   преподавании   дидактических   игр, дискуссий и методов обучения, способствующих обогащению творческого воображения,   развитию   толерантности   и   чувства   прекрасного.     При внесении элементов художественного народного   творчества   и   народной   традиции   в   систему   современного школьного обучения и воспитания открываются большие возможности как в области совершенствования психолого­педагогического воздействия на подрастающее   поколение,  так   и  в  области   сохранения   и   приумножения традиционного   искусства   и   культуры.   Особое   внимание   в   процессе преподавания   нами   уделялось   художественной,   социокультурной   и практической ценности декоративно­прикладного искусства, а также его познавательному,   эстетическому   и   идейно­воспитательному   значению   в процессе формирования личности. Познавательное значение произведений народного творчества проявляется прежде всего в том, что оно отражает особенности реальной жизни и помогает узнать много нового об истории, труде и быте народа, о его мировоззрении и психологии, о флоре и фауне региона и многое другое. Эстетическое значение произведений народного творчества состоит в том, что они являются замечательными образцами подлинного   искусства,   высокого   мастерства   изготовления,   отличаются уникальностью   образных   форм,   которые   веками   отшлифовывались народными   умельцами;   они   развивают   в   человеке   чувство   прекрасного, чувство   формы,   ритма   и   т.д.   В   силу   этого   народное   декоративно­ прикладное искусство имеет большое значение для развития многих видов творческой   деятельности   школьников.   Идейно­воспитательное   значение произведений народного творчества состоит в том, что они вдохновлены любовью   к   родине,   стремлением   к   гуманизму,   выражают   жизненные устремления   и   социальные   ценности   народов   и   несут   в   себе   огромный воспитательный потенциал.  Духовно   ­   нравственное   воспитание   следует   понимать   как   процесс воздействия педагога на духовно­нравственную сферу личности школьника с целью приобщения его к системе поликультурных духовных ценностей, создания   условий   для   поиска   и   нахождения   школьником   личностного смысла   этих   ценностей,   формирования   стремления   и   готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними, а также способности к духовному саморазвитию. Список литературы: 1. Андриенко Е.В.   Проблемы   нравственного   развития учащихся   в   условиях   современной   общеобразовательной   системы  /   Е.В. Андриенко   //   Образование   ­   фактор   духовного   и   социального   развития общества. ­ Новосибирск, 2005. 2. БелинскаяЕ.П.   Этническая   социализация   подростка   /   Е.Г1. Белинская, Т.Г. Стефаненко. ­ М., 2000. 3. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учеб.­метод. пособие / Е.О. Галицких. ­ М., 2004. 4. Кадиева Р.И.   Формирование   культуры   межнационального общения   в   шкалах   со   смешанным   национальным   составом   (на   примере младших классов) : дис. ... канд. пед. наук / Р.И. Кадиева. ­ Махачкала, 1999. 5. в этнорегиональном и социокультурном измерениях /  A.M.  Цирульников. ­ СПб., 2007. Цирульников A.M.  Система   образования   б.Чернилевский Д.В. Духовно­нравственные ценности образовательной системы России 21 века / Д.В. Чернилевский. ­ М., 2003.

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ"

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ"

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ"

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ"

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ"

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ"

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ"

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017