Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ"
Оценка 4.7
Лекции
docx
история
Взрослым
05.04.2017
Знание учащимися истории своей малой родины, особенностей ее культуры, а также личное участие в изготовлении предметов быта на основе народных традиций, обеспечивают тот процесс формирования и развития личности, который полностью соответствует важнейшим принципам культуросообразности и природосообразности процесса воспитания. На современном этапе образовательная практика не в полной мере использует духовно-нравственный потенциал народной культуры как ресурса формирования.
статья на конк .docx
ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ
ПОКОЛЕНИЙ
духовность,
нравственность,
В современной образовательной практике не в полной мере ис
пользуется духовно нравственный потенциал народной культуры как
ресурс формирования нравственной культуры подрастающих поколений.
Обращение к этнической культуре как к средству нравственного
воспитания носит фрагментарный и несистемный характер, что не только
снижает эффективность воспитательного процесса, но и блокирует диалог
между учащимися представителями различных этнических общностей.
Мало специальных работ, посвященных использованию декоративно
прикладного искусства в процессе духовно нравственного воспитания
подростков в полиэтничной среде регионов нашей страны. Ключевые
слова:
этническая толерантность,
этнопедагогика, этнопсихология, подросток, полиэтническая среда, уроки
декоративноприкладного искусства, народные традиции. Возрождение
национальных культур является важнейшим условием преодоления
многочисленных проблем постиндустриального общества, которые связаны
с усилением процессов межэтнического диалога. Нельзя игнорировать тот
факт, что, с одной стороны, современные процессы межкультурного
взаимодействия народов приводят к стиранию межэтнического
многообразия, а с другой стороны, усиливаются негативные проявления
межнациональных противоречий ксенофобия, национализм, шовинизм,
геноцид. Сформированная в течение тысячелетий народная культура
обладает значительным педагогическим потенциалом для развития
нравственной основы личности. Этническая культура проявляется во
многих формах, одна из которых декоративноприкладное искусство.
Народы Крайнего Севера создали уникальные образцы предметов быта,
опираясь на сложившееся в их культуре понимание красоты. При этом
необходимо отметить, что предметы народного творчества несут в себе не
только представления этноса о красивом и безобразном, но и понимание
народом сущности добра и зла, его представление о социальных и
духовных ценностях. Следовательно, включение в содержание основного
образования специального курса декоративноприкладного искусства
создает благоприятные условия для формирования не только
художественной, но и духовно нравственной культуры учащегося. Знание
учащимися истории своей малой родины, особенностей ее культуры, а
также личное участие в изготовлении предметов быта на основе народных
традиций, обеспечивают тот процесс формирования и развития личности, соответствует
который полностью
важнейшим принципам
культуросообразности и природосообразности процесса воспитания. На
современном этапе образовательная практика не в полной мере использует
духовнонравственный потенциал народной культуры как ресурса фор
мирования. Обращение к этнической культуре как к средству нравст
венного воспитания носит фрагментарный и несистемный характер, что не
только снижает эффективность воспитательного процесса, но и блокирует
диалог между учащимися как представителями различных этнических
общностей. В настоящее время возрождаются и появляются новые типы
школ (гимназии, прогимназии, лицеи, реальные училища, колледжи,
религиозные учебные заведения и центры, национальнокультурные
комплексы), законодательно разрешена работа школы по альтернативным
учебным планам, учителя и родители получили право выбирать форму
обучения (вплоть до домашнего), а родители и ученики учителя, классного
руководителя. В этих условиях
возросли возможности учителя для творчества: предоставлено реальное
право выбора альтернативных программ, учебников, методов и средств
обучения, право отбора фактов и их толкования. Обеспечивая механизм
трансляции этнического наследия новым поколениям, необходимо вместе
с тем обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для
понимания и общения с другими культурами, нацеливать учащихся на
умение поддерживать и развивать диалог культур. Этим задачам как
нельзя лучше отвечает процесс этнопедагогизации и психологизации
средней школы, в ходе которой оптимально решаются задачи кросс
культурного образования, формирования культуры межнациональных
отношений, воспитания межэтнической толерантности. Сравнительно
сопоставительное рассмотрение народнопедагогических знаний разных
народов исключает навязывание какихто одних ценностей,
межнациональную нетолерантность. Оно не только способствует
выявлению общности духовных истоков разных этносов, но и наглядно
иллюстрирует, что именно в диалоге культур проявляются духовность
этноса, его гуманистические ценности. Такие знания помогают
выработать у учащихся понимание взаимосвязи национальных духовных
культур, сформировать умение мыслить аналитически, сопоставляя
категории частного и общего, национального и межнационального, что
способствует принятию общегуманистической позиции. Важно отметить,
что эффективность образовательного процесса во многом зависит от того,
насколько соблюдается принцип органичного сочетания психолого
педагогического руководства с развитием самостоятельности, что
невозможно без создания условий для равноправного взаимодействия
участников образовательного процесса. При разработке и реализации учебных курсов, ориентированных на усвоение этнических традиций
посредством изучения декоративноприкладного искусства, следует
стремиться создавать условия для развития диалога между всеми
участниками образовательного процесса в различных формах. Особый
акцент следует делать на творческие акты, связанные с процессом
изготовления конкретных предметов. Основные задачи педагога,
психолога в обучении декоративноприкладному искусству организация
учебной деятельности школьника, направленной на формирование
познавательной самостоятельности, развитие и формирование творческих
способностей, активной жизненной позиции, способности понимать
истинную ценность предметов, а также вовлечение учащегося в различные
виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр,
дискуссий и методов обучения, способствующих обогащению творческого
воображения, развитию толерантности и чувства прекрасного. При
внесении элементов художественного
народного творчества и народной традиции в систему современного
школьного обучения и воспитания открываются большие возможности как
в области совершенствования психологопедагогического воздействия на
подрастающее поколение, так и в области сохранения и приумножения
традиционного искусства и культуры. Особое внимание в процессе
преподавания нами уделялось художественной, социокультурной и
практической ценности декоративноприкладного искусства, а также его
познавательному, эстетическому и идейновоспитательному значению в
процессе формирования личности. Познавательное значение произведений
народного творчества проявляется прежде всего в том, что оно отражает
особенности реальной жизни и помогает узнать много нового об истории,
труде и быте народа, о его мировоззрении и психологии, о флоре и фауне
региона и многое другое. Эстетическое значение произведений народного
творчества состоит в том, что они являются замечательными образцами
подлинного искусства, высокого мастерства изготовления, отличаются
уникальностью образных форм, которые веками отшлифовывались
народными умельцами; они развивают в человеке чувство прекрасного,
чувство формы, ритма и т.д. В силу этого народное декоративно
прикладное искусство имеет большое значение для развития многих видов
творческой деятельности школьников. Идейновоспитательное значение
произведений народного творчества состоит в том, что они вдохновлены
любовью к родине, стремлением к гуманизму, выражают жизненные
устремления и социальные ценности народов и несут в себе огромный
воспитательный потенциал.
Духовно нравственное воспитание следует понимать как процесс
воздействия педагога на духовнонравственную сферу личности школьника с целью приобщения его к системе поликультурных духовных ценностей,
создания условий для поиска и нахождения школьником личностного
смысла этих ценностей, формирования стремления и готовности
действовать в своей жизни в соответствии с ними, а также способности к
духовному саморазвитию.
Список литературы:
1.
Андриенко
Е.В. Проблемы нравственного развития
учащихся в условиях современной общеобразовательной системы / Е.В.
Андриенко // Образование фактор духовного и социального развития
общества. Новосибирск, 2005.
2.
БелинскаяЕ.П. Этническая социализация подростка / Е.Г1.
Белинская, Т.Г. Стефаненко. М., 2000.
3.
Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления
толерантности : учеб.метод. пособие / Е.О. Галицких. М., 2004.
4.
Кадиева
Р.И. Формирование культуры межнационального
общения в шкалах со смешанным национальным составом (на примере
младших классов) : дис. ... канд. пед. наук / Р.И. Кадиева. Махачкала,
1999.
5.
в
этнорегиональном и социокультурном измерениях / A.M. Цирульников.
СПб., 2007.
Цирульников A.M.
Система
образования
б.Чернилевский Д.В. Духовнонравственные ценности образовательной
системы России 21 века / Д.В. Чернилевский. М., 2003.
Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ"
Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ"
Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ"
Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.