Статья "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"
Оценка 5

Статья "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
9 кл
07.04.2017
Статья "Работа с текстом на уроках русского языка и  литературы"
Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы. В статье анализируются приемы работы с текстом на уроках .Правильно организовать работу на уроках помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы: 1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы); 2) формы и методы обучения; 3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; 4) программы внешкольного, дополнительного образования; 5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана); 6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; 7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.(1) Необходимо внедрение эффективных формы и методы обучения для того, чтобы сформировать основы логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающего успешность достижения образовательных результатов, умение применять полученные знания в учебной и практической деятельности. В программе по предметному циклу «Язык и литература» в разделе «Языковая и литературная компетенция» на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач: 1. осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); 2. уметь извлекать информацию из разных источников; 3. учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; 4. уметь пользоваться источниками и ссылаться на них; 5. уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов; 6. реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом. М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности: ● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров; ● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием); ● ответы на вопросы; ● анализ и интерпретация произведения; ● составление планов; ● характеристика литературного героя; ● написание отзыва о произведении; ● написание сочинения. Приемы работы с текстом «Верные-неверные утверждения». Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Важно помочь ученику разобрать конкретный, сложный для понимания текст. Учитель обрабатывает важные (или трудные для понимания) места в тексте с помощью инструмента "ВЕРНО-НЕВЕРНО", и затем предлагает ответить на эти вопросы ученикам. Ученик несколько раз внимательно просматривает текст с определенной целью - найти нужную информацию или убедиться, что она отсутствует в тексте. Но может быть и более дальновидное использование заданий типа "ВЕРНО-НЕВЕРНО". Например, можно предложить ученикам самим обработать текст параграфа из школьного учебника, применив этот инструмент. В 5 классе на уроке словесности перед изучением сказки- пьесы С. Маршака «Умные вещи» было дано задание учащимся- составить 5 -6 утверждений по биографии писателя (работа в парах). Примерные утверждения, составленные учащимися. 1. Маршак родился в Воронеже?+ 2. Маршак в 6 лет пытался сам сочинять стихи ,а в12 лет переводил Горация?- 3. Маршак учился в Англии, и чтобы лучше узнать английский язык, он пешком путешествовал по стране?+ 4.Маршак писал детские книжки?+ 5.Маршак был одним из лучших переводчиков.+ 6.Пьеса - произведение, написанное сплошным текстом.- 7.Пьеса «Умные вещи» была одним из первых произведений писателя?- Анализ и интерпретация произведения. При работе с художественным текстом очень важно его идейное осмысление учащимися. Поэтому организую работу с текстом так, чтобы не давать готовых знаний, а обучать самостоятельности, умению делать выводы из прочитанного при анализе текста. Так, в 10 классе при изучении творчества А.П Чехова учащиеся работали в группах и анализируя текст, сделали вывод, почему тема урока была сформулирована именно так- «Путь от Старцева к Ионычу». В процессе обсуждения и подготовки ответа каждой группе давалось право самовыражения: это мог быть рисунок, схема, кластер, текст-шпаргалка и т.д (См.приложение №1). Прием«ПОПС-формула»: Позиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна (не актуальна) Объяснения (…потому, что…) Пример (Могу доказать это на примере….) Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…). Использование данного приема позволяет логически последовательно формулировать ответ, учащиеся продумывают примеры для подтверждения своего мнения и делают выводы, развивается речемыслительная деятелность. Прием «Сравнительная таблица» использую на уроках литературы для сравнения персонажей того или иного произведения. Критерии сравнения разрабатываю сама, а работу учащихся организую в паре или в группе ( См. приложение). Положительные моменты- самостоятельно добывают знания, внимательно читают текст, в конце таблицы, как правило, делают выводы или пишут эссе о герое, выражая свое личностное отношение. Интересным приемом является «Двухчастный дневник». При помощи этого приёма можно увязать содержание текста с личным опытом учащихся. Цитата Ваш комментарий В левой части дневника записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их. Справа записывается комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Можно познакомить учащихся с собственными комментариями, для привлечения внимания учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения. Синквейн. (стихотвоение из пяти строк, которое строится по правилам). К этому приему, позволяющему высказать свою точку зрения, прибегаю при характеристике героев, при знакомстве учащихся с информацией о писателях. Из любой строки синквейна можно сформулировать проблемный вопрос, который начинается с вопроса «почему?». Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, подталкивают к размышлению. Проблемный вопрос опирается на обязательное знание текста художественного произведения. Например, в 7 классе при изучении «Песни про купца Калашникова…» М.Ю Лермонтова на этапе вызова задала такой вопрос: «Как вы думаете, почему автор в названии своего произведения указал имя царя, фамилию купца, а опричника не назвал ни по фамилии, ни по имени?» (версии записываются в тетради). А потом, в конце изучения произведения, учащиеся опять возвращаются к своим версиям и проверяем, кто из них был прозорливее и выдвинул более близкую к истине версию. (Кирибеевич остался в памяти народа, потому что он ценит свою семью, искренне любит жену Алену Дмитриевну, встает на защиту её чести. Он с уважением относится к простым людям. Эти качества нужны современной молодежи?). Можно варьировать этот метод т.е задать вопрос на первом уроке, когда только начинается изучение произведения, а потом, когда произведение прочитано и разобраны образы- персонажи (на последнем уроке),ученики возвращаются к этому вопросу и уже отвечают на него (можно в письменной форме)- метод «отложенный ответ». Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности: ● нахождение границ предложений в тексте; ● деление текста на абзацы; ● восстановление деформированного текста; ● собирание текста из фрагментов; ● определение темы, главной мысли, идеи; ● озаглавливание; ● дописывание концовки текста; ● создание текстов разных стилей, разных типов речи. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика. Приемы работы с текстом на уроках русского языка 1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11класса с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. 2. Сложение целого текста из частей. Работа на уроке организуется в группах таким образом, чтобы большой материал параграфа был разбит на более мелкие части. В группах идет обсуждение материала, сразу по ходу формулируются вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы. Так, например, в 9 классе при изучении темы «Виды подчинения» учащиеся работали с материалом п.12, разбитого на части, и в конце урока сложился полный текст параграфа, причем учащиеся могли комментировать теорию не только примерами из учебника, но и своими собственными. Когда приводятся собственные примеры, можно говорить о большей степени усвоения материала. Большое значение уделяю в своей работе развитию речи учащихся. Это очень сложная и кропотливая работа, которая должна проводиться постоянно, а не только на специальных уроках. На обычных уроках такую работу веду со словарными словами, при игре-тренинге по составлению предложений по схемам, посредством приёма «Восстанови предложение по опознавательным признакам». Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний. В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, предлагаю приём «Инсерт». Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки: «V» - знаю; «+» - новое для меня; «-« - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы. Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний. Так, изучая тему «Обособленные члены предложения» в 8 классе, ребята делают «открытие» для себя: вдруг выясняется, что причастный оборот обособляется не только в том случае, если стоит после определяемого слова (как гласит правило в 7 классе), а имена прилагательные могут входить в состав распространённых или нераспространённых обособленных членов. Работа с текстом «Вред мобильника» в 9 классе при изучении темы СПП. Этот текст мы обсуждали на классном часе «Мобильный телефон- друг или враг» в 8 «Г» классе, а затем я использовала этот же текст на уроке русского языка в 9-ых классах. Проблема, поднятая автором очень актуальна, поэтому в 9 класс я применила прием «Инсерт», затем учащиеся определили тему текста, его идею и выполнили грамматическое задание: найти и выписать СПП, объясняя знаки препинания, определяя вид придаточных. Текст «Вред мобильника». «С момента их появления и до наших дней ученые не прекращают споры о вреде мобильных телефонов на наше здоровье. Огромное количество ученых во весь голос заявляют, что при пользовании мобильной связью возрастает риск возникновения опухолей мозга и уха, может развиться астма и экзема, также есть вероятность разрушения клеток крови. Такие опасения ученые высказывают на основании результатов многочисленных опытов, которые проводились как на животных, так и на человеке. Так, шотландский ученый Уильям Стюарт проводил свои эксперименты на дождевых червях. Результаты были впечатляющими, оказалось, что под излучением мобильных телефонов у червей менялась структура белка. «Живые ткани просто поджариваются на манер куска мяса в микроволновой печи», - утверждает Стюарт. В России тоже проводились подобные исследования, в московском институте биофизики. Подопытными были обыкновенные лягушки, которых помещали в высокочастотное электромагнитное поле на 5-10 минут. Даже при очень низком облучении у каждой второй лягушки останавливалось сердце, а у остальных снижалась частота его сокращений Еще летом 2003 года шведские ученые заявили, проводя такие же опыты над крысами, что мобильная радиация приводит к необратимым последствиям в головном мозге крыс. Животные подвергались облучению мобильными телефонами в течение двух часов. А спустя 50 дней после этого ученые исследовали их мозг с помощью микроскопа и обнаружили многочисленные повреждения сосудов и очаги отмерших нейронов. Чем сильнее была мобильная радиация, тем серьезнее был ущерб. Выводы ученых пессимистичны: «Не исключено, что на мозг человека мобильные телефоны оказывают точно такое же воздействие, ведь по своему строению он аналогичен мозгу крыс. И если наши предположения подтвердятся, сегодняшняя молодежь, весьма интенсивно пользующаяся сотовыми телефонами, столкнется с болезнями Альцгеймера и Паркинсона уже в возрасте 33 лет (это неизлечимое дегенеративное заболевание центральной нервной системы, характеризующееся постепенной потерей умственных способностей (память, речь, логическое мышление). Болезнь Паркинсона - "дрожательный паралич" со следующими характерными проявлениями: "непроизвольные дрожательные движения, ослабление мышечной силы, ограничение активности движений, туловище больного наклонено вперед, ходьба переходит в бег, при этом чувствительность и интеллект больного остаются сохранными". На какие мысли наводят вас эти факты? Этап «Обсуждение в группах» Что же делать, что бы обезопасить себя от вредного воздействия мобильного телефона? Ребятам предлагается провести обсуждение по группам и разработать памятки «Как уменьшить вред мобильника на организм человека». После работы в группах ребята зачитывают памятки со своими правилами безопасного пользования мобильным телефоном. Вообще, умение составлять собственный текст - это уровень творческий. На уроках развития речи использую различные виды изложений, самым привлекательным для учащихся является изложение с продолжением. И учителю важно подобрать текст, ориентированный на возрастные и интеллектуальные особенности учащихся, на их жизненный опыт. Так, в 6 классе подобрала для изложения с продолжением притчу «Два волка». «Мед» любой притчи- в её краткости и нравственной ценности. Важно, чтобы при создании ответа ученикам ничего не не подсказывалось, а тем более не навязывалось. А задание было сформулировано так: напишите, какая жизненная мудрость заключена в этой притче. Работы учащихся покажут каждого ученика как на ладони: его интеллектуальный, нравственный уровень и уровень речевого развития. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. В 10 классе тема изложения звучит так «Что такое воспитанность». Текст интересен своей жизненной основой, а в продолжении текста учащиеся писали об уроках доброты, человечности, которые должны показывать взрослые своим детям. Я говорю старшеклассникам о том, что они когда-нибудь будут родителями, и пример их поведения, как в зеркале, отразится в детях. Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи: ● учить видеть, слышать и чувствовать текст; ● пополнять речевую память учащегося; ● продуктивно усваивать учебный материал; ● прививать эстетический вкус; ● формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать. Главное в работе учителя, по-моему, – вселить в учеников уверенность в их силы, в творческий потенциал. «Истинно то, что выдерживает проверку практикой», - писал Альберт Эйнштейн. Я попыталась рассказать именно о таких, выдержавших проверку практикой, приёмах. Уверенность в правильности выбора приемов, методов придает результативность моей педагогической деятельности: учащиеся участвуют в творческих конкурсах и выступают с докладами на секции НОУ. Каждый год есть призеры НОУ, предметных олимпиад, победители творческих конкурсов. Считаю, что в любом опыте можно обнаружить интереснейший материал, который затем переработать, внедрить в свою педагогическую деятельность и сделать его незаменимым помощником в достижении главной цели. Список использованной литературы Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы в РК.(1) Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6 http://pritchi.ru/id_1203 Морозова И.Д. “Виды изложений и методика их проведения”, Просвещение, 84г.
Работа с текстом на уроках рус.яз и литературы.docx
Работа с текстом на уроках русского языка и  литературы Тургаева Гульсара  Багитжановна учитель русского языка и литературы ГУ «Затобольская средняя школа №2» Костанайского района Костанайской области       Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60­х годов прошлого века в  документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в  наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий  связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В  современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых  факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и  экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:       1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);      2) формы и методы обучения;      3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;      4) программы внешкольного, дополнительного образования;      5) модель управления школой (общественно­государственная форма, высокий уровень автономии  школ в регулировании учебного плана);      6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми  заинтересованными сторонами;      7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.(1) Необходимо внедрение  эффективных формы и методы обучения для того, чтобы сформировать основы  логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающего успешность достижения  образовательных результатов, умение применять полученные знания в учебной и практической  деятельности.           В программе по предметному циклу «Язык и литература» в разделе «Языковая и литературная  компетенция» на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня  невозможно справляться с решением жизненно важных задач: 1. (информационного и прикладного характера, литературные тексты); 2. 3. 4. 5. подготовке собственных текстов; 6.              М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для  исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад  на собрании,  статья в газете или интернете, SMS­сообщение, заявление  о приеме на работу, школьное  сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского  языка и литературы. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и  интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности: ● ● ● ● ● ● ● ●      Приемы работы с текстом      осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;      пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);      ответы на вопросы;      анализ и интерпретация произведения;      составление  планов;      характеристика литературного героя;      написание отзыва о произведении;      написание сочинения. реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом. осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов  уметь извлекать информацию из разных источников; учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; уметь пользоваться источниками и ссылаться на них; уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при «Верные­неверные утверждения». Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же  время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать  выводы о точности и ценности информации. Важно помочь ученику разобрать конкретный, сложный для  понимания текст. Учитель обрабатывает важные (или трудные для понимания) места в тексте с помощью  инструмента "ВЕРНО­НЕВЕРНО", и затем предлагает ответить на эти вопросы ученикам. Ученик  несколько раз внимательно просматривает текст с определенной целью ­ найти нужную информацию или  убедиться, что она отсутствует в тексте. Но может быть и более дальновидное использование заданий  типа "ВЕРНО­НЕВЕРНО". Например, можно предложить ученикам самим обработать текст  параграфа  из школьного учебника, применив этот инструмент.  В 5 классе на уроке словесности перед изучением сказки­ пьесы С. Маршака «Умные вещи» было дано  задание  учащимся­ составить 5 ­6 утверждений по биографии писателя (работа в парах). Примерные   утверждения, составленные учащимися. 1. Маршак  родился в Воронеже?+ 2. Маршак в 6  лет  пытался сам сочинять стихи ,а в12 лет переводил Горация?­      3. Маршак  учился в Англии, и чтобы лучше узнать английский язык, он пешком путешествовал по  стране?+ 4.Маршак писал детские книжки?+  5.Маршак был одним из лучших переводчиков.+  6.Пьеса ­ произведение, написанное сплошным текстом.­ 7.Пьеса «Умные вещи» была одним из первых произведений писателя?­      Анализ и интерпретация произведения.        При работе  с художественным текстом очень важно его  идейное осмысление учащимися. Поэтому    организую  работу с текстом так, чтобы   не давать готовых знаний, а  обучать самостоятельности,  умению  делать выводы из прочитанного при анализе текста. Так, в 10 классе при изучении  творчества  А.П Чехова учащиеся работали в группах  и  анализируя текст, сделали вывод,  почему тема урока  была  сформулирована  именно так­ «Путь от Старцева к Ионычу».  В процессе обсуждения и подготовки  ответа каждой группе  давалось право самовыражения: это мог быть рисунок, схема, кластер, текст­ шпаргалка и т.д (См.приложение №1). Прием«ПОПС­формула»: Позиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна (не актуальна) Объяснения (…потому, что…) Пример (Могу доказать это на примере….) Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…).  Использование данного приема позволяет  логически последовательно формулировать ответ, учащиеся  продумывают примеры для подтверждения своего мнения и делают выводы, развивается  речемыслительная  деятелность.         Прием «Сравнительная таблица» использую на уроках литературы для сравнения персонажей того  или иного произведения. Критерии сравнения разрабатываю сама, а работу учащихся организую в паре  или в группе ( См. приложение). Положительные моменты­ самостоятельно добывают знания,  внимательно читают текст, в конце таблицы, как правило, делают выводы или пишут эссе о герое,  выражая свое личностное отношение.  Интересным приемом  является «Двухчастный дневник». При помощи этого приёма можно увязать  содержание текста с личным опытом учащихся. Цитата Ваш комментарий В левой  части дневника записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее  впечатление, вызвали ассоциации с эпизодами  из их собственной жизни, озадачили их. Справа  записывается комментарий: что  заставило  записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся  возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается,  учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Можно  познакомить учащихся  с собственными комментариями, для  привлечения  внимания учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.       Синквейн. (стихотвоение из пяти строк, которое строится по правилам). К этому приему,  позволяющему высказать свою точку зрения, прибегаю при  характеристике героев, при знакомстве нахождение границ  предложений в тексте;      деление текста на абзацы;      восстановление деформированного текста;      собирание текста из фрагментов;      определение темы, главной мысли, идеи;      озаглавливание;      дописывание концовки текста;      создание текстов разных стилей, разных типов речи. учащихся с информацией о писателях. Из любой строки синквейна можно сформулировать проблемный  вопрос, который начинается с вопроса «почему?».       Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, подталкивают к  размышлению. Проблемный вопрос опирается на обязательное знание текста художественного  произведения. Например, в 7 классе при изучении «Песни про купца Калашникова…» М.Ю Лермонтова  на этапе вызова задала такой вопрос: «Как вы думаете, почему автор в названии своего произведения  указал имя царя, фамилию купца, а  опричника  не назвал ни по фамилии, ни по имени?» (версии  записываются в тетради). А потом,  в конце изучения произведения, учащиеся опять возвращаются к  своим версиям и проверяем, кто из них был прозорливее и выдвинул более близкую к истине  версию.  (Кирибеевич остался в памяти народа, потому что он  ценит свою семью, искренне любит жену  Алену Дмитриевну, встает на  защиту её чести. Он с уважением относится к простым людям. Эти качества нужны современной молодежи?). Можно  варьировать этот метод т.е задать вопрос на  первом уроке, когда только начинается изучение произведения, а потом, когда произведение прочитано и  разобраны образы­ персонажи (на последнем уроке),ученики возвращаются к этому вопросу и уже  отвечают на него (можно в письменной форме)­ метод «отложенный ответ».        Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения,  знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и  орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов  деятельности: ● ● ● ● ● ● ● ●  Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень  самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.  Приемы работы с текстом на уроках русского языка 1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью  подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5  классе на уроках русского языка и продолжается до 11класса  с учетом возраста и полученных знаний.  Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. 2. Сложение целого текста из частей.  Работа на уроке  организуется в  группах таким образом, чтобы   большой материал параграфа был разбит на более мелкие части. В группах идет обсуждение материала,  сразу по ходу формулируются вопросы,  на которые учащиеся хотели бы получить ответы. Так,  например, в 9 классе при изучении темы «Виды подчинения» учащиеся работали с материалом п.12,  разбитого на части, и в конце урока  сложился  полный текст параграфа, причем учащиеся могли  комментировать теорию не только примерами из учебника, но и своими собственными. Когда приводятся  собственные примеры, можно говорить о большей степени усвоения материала. Большое значение уделяю в своей работе развитию речи учащихся. Это очень сложная и кропотливая  работа, которая должна проводиться постоянно, а не только на специальных уроках. На обычных уроках  такую работу веду со словарными словами, при игре­тренинге по составлению предложений по схемам,  посредством приёма «Восстанови предложение по опознавательным признакам».    Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний.  В связи с  этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме,  предлагаю приём «Инсерт».   Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника)  учащиеся делают на полях пометки: «V» ­ знаю; «+» ­ новое для меня; «­« ­ думал иначе; «?» ­ не понял, есть вопросы. Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в  знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в  сложившейся для них системе знаний. Так, изучая тему «Обособленные члены предложения» в 8 классе,  ребята делают «открытие» для себя: вдруг выясняется, что причастный оборот обособляется не только в  том случае, если стоит после определяемого слова (как гласит правило в 7 классе), а имена  прилагательные могут входить в состав распространённых или нераспространённых обособленных  членов. Работа с текстом  «Вред мобильника» в 9 классе при изучении темы СПП. Этот текст  мы обсуждали на классном часе «Мобильный телефон­ друг или враг» в 8 «Г» классе, а затем  я использовала этот же текст на уроке  русского языка в 9­ых классах. Проблема, поднятая автором  очень актуальна, поэтому  в 9 класс я применила прием «Инсерт», затем  учащиеся  определили тему   текста, его идею   и выполнили грамматическое задание:  найти и выписать СПП, объясняя знаки  препинания, определяя вид придаточных. Текст «Вред мобильника». «С момента их появления и до наших дней ученые не прекращают споры о вреде мобильных  телефонов на наше здоровье. Огромное количество ученых во весь голос заявляют, что при  пользовании мобильной связью возрастает риск возникновения опухолей мозга и уха, может  развиться астма и экзема, также есть вероятность разрушения клеток крови. Такие  опасения ученые высказывают на основании результатов многочисленных опытов, которые  проводились как на животных, так и на человеке. Так, шотландский ученый Уильям Стюарт проводил свои эксперименты на дождевых  червях. Результаты были впечатляющими, оказалось, что под излучением мобильных  телефонов у червей менялась структура белка. «Живые ткани просто поджариваются на  манер куска мяса в микроволновой печи»,   ­ утверждает Стюарт.  В России тоже проводились подобные исследования, в московском институте биофизики.  Подопытными были обыкновенные лягушки, которых помещали в высокочастотное  электромагнитное поле на 5­10 минут. Даже при очень низком облучении у каждой второй  лягушки останавливалось сердце, а у остальных снижалась частота его сокращений Еще летом 2003 года шведские ученые заявили, проводя такие же опыты над крысами, что  мобильная радиация приводит к необратимым последствиям в головном мозге крыс.  Животные подвергались облучению мобильными телефонами в течение двух часов. А спустя 50 дней после этого ученые исследовали их мозг с помощью микроскопа и обнаружили  многочисленные повреждения сосудов и очаги отмерших нейронов. Чем сильнее была  мобильная радиация, тем серьезнее был ущерб. Выводы ученых пессимистичны: «Не  исключено, что на мозг человека мобильные телефоны оказывают точно такое же  воздействие, ведь по своему строению он аналогичен мозгу крыс. И если наши  предположения подтвердятся, сегодняшняя молодежь, весьма интенсивно пользующаяся  сотовыми телефонами, столкнется с болезнями Альцгеймера и Паркинсона уже в возрасте  33 лет (это неизлечимое дегенеративное заболевание центральной нервной системы,  характеризующееся постепенной потерей умственных способностей (память, речь,  логическое мышление).  Болезнь Паркинсона ­ "дрожательный паралич" со следующими характерными  проявлениями: "непроизвольные дрожательные движения, ослабление мышечной силы,  ограничение активности движений, туловище больного наклонено вперед, ходьба переходит в бег, при этом чувствительность и интеллект больного остаются сохранными". На какие мысли наводят вас эти факты? Этап «Обсуждение в группах» Что же делать, что бы обезопасить себя от вредного воздействия мобильного телефона? Ребятам предлагается провести обсуждение по группам и разработать памятки «Как уменьшить вред  мобильника на организм человека». После работы в группах ребята зачитывают памятки со своими правилами безопасного пользования  мобильным телефоном. Вообще, умение составлять собственный текст ­ это уровень творческий. На уроках развития речи  использую различные виды изложений, самым привлекательным для учащихся является изложение с  продолжением.  И учителю важно подобрать текст, ориентированный на возрастные и интеллектуальные  особенности учащихся, на их жизненный опыт. Так, в 6  классе подобрала для изложения с продолжением притчу «Два волка». «Мед» любой притчи­ в её краткости и нравственной ценности. Важно, чтобы при  создании ответа ученикам  ничего не  не подсказывалось, а тем более не навязывалось. А задание было  сформулировано так: напишите, какая жизненная мудрость заключена в этой  притче. Работы   учащихся   покажут каждого ученика как на ладони: его интеллектуальный, нравственный уровень и уровень  речевого развития. Когда­то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк  представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк  представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. В 10 классе  тема изложения звучит так «Что такое воспитанность». Текст интересен своей жизненной  основой, а в продолжении текста учащиеся писали об уроках доброты,  человечности, которые должны   показывать взрослые своим детям. Я  говорю   старшеклассникам о том, что они когда­нибудь  будут  родителями, и пример их поведения, как в зеркале, отразится в детях. Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи: ●     учить видеть, слышать и чувствовать текст; ●     пополнять речевую память учащегося;      ●     продуктивно усваивать учебный материал; ●     прививать  эстетический вкус; ●     формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.  Главное в работе учителя, по­моему, – вселить в учеников уверенность в их силы, в творческий  потенциал. «Истинно то, что выдерживает проверку практикой», ­ писал Альберт Эйнштейн. Я  попыталась рассказать именно о таких, выдержавших проверку практикой, приёмах. Уверенность  в  правильности  выбора приемов, методов придает результативность моей педагогической деятельности:   учащиеся  участвуют в творческих конкурсах и выступают с докладами на секции НОУ. Каждый год есть  призеры НОУ, предметных олимпиад, победители творческих конкурсов. Считаю, что в любом опыте  можно обнаружить интереснейший материал, который затем переработать, внедрить в свою  педагогическую деятельность и сделать его незаменимым помощником в достижении главной цели. Список использованной литературы Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы в РК.(1) Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. ­ № 6 http://pritchi.ru/id_1203  Морозова И.Д. “Виды изложений и методика их проведения”, Просвещение, 84г.

Статья "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Работа с текстом на уроках русского языка и  литературы"

Статья "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Работа с текстом на уроках русского языка и  литературы"

Статья "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Работа с текстом на уроках русского языка и  литературы"

Статья "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Работа с текстом на уроках русского языка и  литературы"

Статья "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Работа с текстом на уроках русского языка и  литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017