Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"
Оценка 4.8

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
искусство +2
Взрослым
09.01.2017
Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"
Молодые преподаватели, начиная работать в музыкальной школе, сталкиваются с трудностями, связанными с вопросами планирования уроков и рационального распределения времени. Молодым специалистам часто не хватает отведенных на урок сорока пяти минут . Моя статья может помочь им в решении данного вопроса.
Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано.doc
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств рабочего поселка Белореченский» Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано. Автор: преподаватель фортепиано Самчук Светлана Владимировна Усольский район Иркутская область 2016 год Введение  В первые годы работы в музыкальной школе молодые преподаватели сталкиваются   со   многими   трудностями,   в   том   числе   с   вопросом планирования уроков, подготовки к занятиям, а также методами и формами работы,   которые   используются   на   уроке   специальности.   Молодым специалистам часто не хватает отведенного на урок времени (45минут) для того, чтобы поработать над произведениями достаточно продуктивно, а до чтения с листа и других форм работы дело вообще, порой, не доходит.  В данной работе я рассмотрела несколько вопросов, которые помогут молодым преподавателям рационально распределять отведенное на урок Урок ­ как основная форма организации занятий. Урок по специальности представляет собой основную форму работы с учащимся.   Именно   на   уроке   преподаватель   дает   необходимые   ученику знания и навыки, направляет его развитие.  Урок ­ это звено в цепи учебного процесса. Поэтому преподаватель должен отдавать себе отчет в важности каждого урока. Этим определяется постоянная забота о качестве, систематичности занятий и о том, чтобы они были интересны для учащегося. Над чем бы ни велась работа в классе, она требует от учителя большой внутренней собранности, за которой кроется целенаправленность   его   мыслей   и   действий,   чувствуются   его   воля   и активность,   побуждающие   учащегося   мыслить   в   нужном   направлении, активно работать.  Общее назначение урока можно определить как проверку состояния работы   ученика   на   данный   момент   и   обеспечение   ее   успешности   в дальнейшем.   На   уроках   как   бы   подводится   итог   домашних   занятий   за предшествующий небольшой отрезок времени, дается творческий импульс и материал для последующей работы. В общеобразовательной школе организации урока придается огромное значение.   Правда,   там   перед   учителем   коллектив   учащихся.   Но   и   для преподавателя специальности в музыкальной школе этот вопрос чрезвычайно важен, а между тем над ним мало задумываются. При обучении игре на фортепиано преподаватель обычно не составляет точного плана занятий с указанием темы каждого урока. Индивидуального плана работы учащегося вполне  достаточно, чтобы на его основе строить обучение. Это очень ответственный этап педагогической работы, так как при составлении   индивидуального   плана   намечаются   перспективы   в   развитии ученика,   выявляются   имеющиеся   пробелы,   находятся   способы   их восполнения. Но это не означает, что преподаватель должен отказаться от заблаговременного продумывания направления работы на каждом занятии, примерного плана, наброска урока. Совершенно естественно, если в процессе урока   будут   вноситься   изменения   в   намеченный   план,   что   требует   от преподавателя некоторой импровизационности.  Подготовка к уроку включает в себя не только планирование урока во временном   отношении.   Эта   подготовка   может   заключаться,   например,   в просмотре новой фортепианной литературы, различных редакций того или иного   произведения,   в   ознакомлении   музыкально­исторического, биографического   порядка,   в   продумывании   аппликатуры,   педали.   Также важно, чтобы педагог мог хорошо сыграть любое произведение из репертуара учащихся.   Учителю   надлежит   интересоваться   литературой   по   вопросам эстетики,   общей   педагогики,   проблемам   преподавания   в   области фортепианного искусства. Все это заставляет преподавателя много работать для того, чтобы уроки были успешными. Структура урока          Существует примерная схема урока:  Урок = организация урока + диалог с учеником + работа + итог. Начинаться урок может по­разному. Например,   с проверки домашней работы и исправления найденных преподавателем ошибок;  с вопросов преподавателя, задача которых выяснить, что учащийся понял и запомнил с прошлого занятия, какие встретил затруднения и т.д.;  с   гамм   или   упражнений   для   разогрева   аппарата   (иногда   гаммы   и упражнения можно использовать для отдыха, переключения внимания в середине урока);  можно   использовать   игровой   организационный   момент   (все   зависит   от фантазии и опыта преподавателя). Какие формы работы должны присутствовать на уроке? 1.   Кроме   работы   над   репертуаром,   занимающей   ведущее   место   на   уроке, необходимо   уделять   время   чтению   с   листа.   Это   развивает   быстроту   и точность двигательной реакции на нотный текст, улучшает ориентировку рук и пальцев на клавиатуре, что дает больше свободы при ознакомлении с музыкальной литературой, ускоряет разбор изучаемых произведений. 2.   Полезно   включать   в   план   урока   слушание   музыки   (в   исполнении преподавателя,   другого   учащегося   или   известного   пианиста   в   записи), лучше,   если   при   этом   учащийся   будет   следить   по   нотам.   Такая деятельность   воспитывает   слуховой   контроль, самостоятельность в работе над музыкальными произведениями.   внимание   и  3. Можно немного времени уделять подбору по слуху различных мелодий и простого аккомпанемента к ним. Данная форма работы помогает развивать активный внутренний слух. 4. Если у учащегося нет отдельного предмета «фортепианный ансамбль», то желательно играть в ансамбле в классе (с преподавателем или с другим учащимся).   Групповое   исполнение   полезно   тем,   что   развивает   умение слышать звучание не только своей партии, но и всей фактуры в целом, т.е. гармонический слух. 5. Желательно, чтобы в репертуаре учащегося присутствовали произведения для самостоятельной работы (по трудности на 1­2 класса ниже). На уроке такие   сочинения   прослушиваются   и   делаются   общие   замечания.   Такая работа развивает аналитическое мышление. Итогом   урока   является   запись   в   дневнике   и   выставление   оценок, которые обязательно оговариваются  с учеником (в дополнение к  этому может присутствовать игровой момент для завершения урока). Проведение урока Остановимся,   прежде   всего,   на   проверке   выполненной   учеником работы. Зачастую после нескольких сыгранных тактов учитель перебивает исполнение   ученика   различными   замечаниями.   То   это   неверная   нота   или неверный   ритм,   то   указывается   педализация,   то   говорится   о   посадке,   об оттенках   исполнения,   то   о   положении   рук.   А.П.   Щапов   такие   занятия называет «методом попутных поправок».  Конечно, возможны случаи, когда такой прием вполне допустим и даже нужен. Порой действительно полезно напомнить о чем­то ученику во время игры одним­двумя словами, но обычно не больше – и лучше все­таки не при первом   прослушивании.  Если   произведение   уже  было   сыграно  на   уроке  с явными недочетами и вторично принесено в таком же виде, то, конечно, нет смысла   тратить   время   на   прослушивание   исполнения,   в   котором   на   лицо старые дефекты. Тут же надо остановить ученика и подробно заняться тем, что   для   него   осталось   непонятным.   При   уверенности,   что   причина заключалась в небрежности домашней работы, обязательно следует выявить и подчеркнуть это (возможно, и не возобновляя исполнение на уроке). Однако,   если   говорить   об   уроке   обобщенно,   то   никак   нельзя согласиться   с   тем,   что   «попутные   поправки»   всегда   целесообразны. Несистематизированные и не связанные между собой замечания чаще всего не дают желаемых результатов, так как забываются тут же на уроке. Ученик не знает, какие из указаний педагога  наиболее  важны. К тому же многие указания педагога, сделанные во время игры, пройдут незамеченными для ученика,   так   как   он   просто   не   сможет   их   выслушать.   Если   же   ученик, наоборот,   сосредоточит   внимание   на   отдельных   репликах   педагога,   то   в итоге   пострадает   исполнение.   Да   и   педагог   не   получит   полного представления о том, что ученик понял, а в чем не разобрался. Частые и, так сказать,   «попутные»   замечания   помешают   самому   преподавателю   уловить другие неточности  в игре ученика или ясно воспринять  его исполнение в целом. Наконец, обилие «мимоходом» брошенных замечаний обесценивает их, и может создать на уроке суетливую и утомительную обстановку. Все это вместе взятое обусловит лишь невнимание к словам педагога. После такого урока большей частью приходится начинать работу с самого начала.  Если преподаватель станет прерывать игру учащегося, едва заметив в ней   те   или   иные   недостатки,   ученик   не   сможет   исполнить   произведение целиком, а это исполнение важно для обоих. Преподаватель должен видеть, понял   ли   учащийся   сочинение   в   целом,   сумел   ли   почувствовать   линию развития, соотношение целого и частей. Для учащегося исполнение на уроке разучиваемого произведения целиком тоже имеет большое и многостороннее значение. Если дома он учил преимущественно по частям, работал больше над деталями, то ему не только полезно, но и необходимо сыграть в классе сочинение   от   начала   до   конца   –   прежде   всего   для   развития   способности охватить целое и для его восприятия. Кроме того, важно уметь достаточно ярко   и   убедительно   сыграть   при   слушателе,   в   данном   случае   при преподавателе.   Учащийся,   психологически   настраиваясь   на   то,   что необходимо играть без остановок, привыкает концентрировать все свои силы на этой задаче и тем воспитывает в себе важные исполнительские качества. Таким   образом,   лучше   дать   учащемуся   возможность   сыграть произведение   целиком   и   тогда   сказать   о   достоинствах   и   недостатках исполнения (сначала в общих чертах, потом более подробно). Важно увидеть и отметить то, что сделано учеником; не следует пропускать незамеченными даже   самые   малые   сдвиги   к   лучшему.   Особенно   это   касается   занятий   с учениками   скромными   или   робкими   по   характеру,   чувствующими   себя свободнее, как бы «раскрывающимися» при поощрении. Продолжая   дальнейшую   работу   на   уроке,   нередко   целесообразнее остановиться   на   наиболее   типичных   для   данного   сочинения   трудностях. Иногда при повторном исполнении можно идти последовательно от начала произведения, делать указания, касающиеся тех или иных деталей, работать над   ними.   Но   главное,   нельзя   перегружать   внимание   учащегося   большим количеством различных указаний и многими деталями, в которых учащийся, не сумев связать их воедино, может «заблудиться». Такие уроки, кажущиеся иногда интересными, могут оказаться бесплодными. Для успешной работы лучше не разбрасываться, не толковать «обо всем» и по каждому поводу, а сузить поле внимания ученика и говорить о главном в данный момент. В работе заниматься не всеми вопросами одновременно, а в первую очередь теми, которые могут и должны послужить фундаментом для ближайшей и для всей последующей работы (все это должно опираться на имеющийся у учащегося опыт и знания).  Можно пройти с учеником на занятии все произведение целиком, хотя, нет надобности проигрывать на уроке всю пьесу или этюд. Лучше выбрать характерные   отрывки,   наиболее   трудные,   «узловые»   моменты   и   работать именно над ними, отложив пока работу над второстепенными для данной стадии   деталями.   Все   зависит   от   того,   какие   требования   могут   быть предъявлены в тот момент работы именно к данному учащемуся. Нередко какая­либо серьезная для ученика задача, встретившаяся ему в изучаемом произведении, не может быть разрешена за два­три дня. Тогда педагог, прослушав ученика на следующем уроке и убедившись, что работа идет правильно, должен отметить, что не все еще сделано, и надо продолжать заниматься дальше. Поработав в классе с хорошо подготовленным учеником, преподаватель может заметить, что необязательно приносить это сочинение на   следующее   занятие.   Но   опытные   педагоги   знакомы   с   одной психологической   особенностью   учащихся.   Даже   хороший   ученик,   если   не проверить его работу над какой­нибудь пьесой, обычно начинает уделять ей меньше   внимания.   Памятуя,   что   без   проверки   нет   исполнения,   опытный педагог никогда не позволит себе не спросить что­либо из заданного. Занятия   должны   включать   образцы   тренировочной   работы:   над выработкой   нужных   пианистических   движений,   над   установлением необходимого   в   данном   случае   соотношения   темперамента   и   воли,   над поисками требуемой звучности и т.д. На уроках ученик должен получить не только знания, но и навыки расшифровки нотной записи, поисков звучащего образа   произведения   и   необходимых   для   этого   средств   выражения.   Он должен приобрести и первичные навыки артистизма, которые позволили бы ему развить фантазию, волю, темперамент. Большое место на уроке занимает показ преподавателя на фортепиано. В ходе занятий показы и объяснения не могут быть оторваны друг от друга. Помимо   ярких,   образных   замечаний,   бесед   о   произведении,   точных словесных указаний, касающихся как целого, так и различных его деталей, педагогу всегда надо уметь показать ученику «в живом звучании» все то, о чем   он   ему   рассказывает.   Используя   на   уроке   собственное   исполнение, педагог придает своим объяснениям большую убедительность, обогащает их. Иногда   словесные   разъяснения   будут   лишь   дополнением   к   показанному, сыгранному. И  чем  важнее   для  учащегося  смысл   указаний,  тем  чаще   они связываются с показом на фортепиано. Своим показом педагог делает более яркой   конкретную   цель   работы,   рельефнее   выявляет   художественные намерения, которые сам учащийся еще не всегда достаточно ясно осознает. Целью   показа   должно   быть   не   слепое   копирование   исполнения преподавателя, а понимание своих недостатков, отчетливое представление о направленности работы.  Важно, чтобы на уроке ученик сам поискал нужную звучность, добился лучшего воплощения формы, хорошей педализации, удобной аппликатуры и т.д. Почувствовал себя одновременно и учеником и педагогом. Именно эта деятельность развивает самостоятельность учащегося, которая очень важна в работе дома. Нельзя   забывать,   что   интенсивность   внимания   на   уроке   ритмически колеблется.   Надо   внимательно   следить   за   этими   колебаниями:   вовремя сменить материал работы. Во время урока необходимо чередовать моменты напряжения с моментами некоторой разгрузки внимания. Хорошо вовремя оживить урок шуткой, остротой, заставить ребенка улыбнуться. Отдыхает ученик, отдыхает и учитель. Часто одного этого бывает достаточно, чтобы работу   можно   было   продолжить   с   прежней   интенсивностью.   Если   это   не помогает, то урок необходимо прервать (для отдыха) или закончить. В  конце  урока делается   запись  в  дневник,  ставится  оценка.  Ученик должен сам объяснить свою оценку. Оценка имеет огромное воспитательное и эмоциональное значение. И именно объяснение этой оценки, почему она такая, является стимулом в решении таких задач. Также   в   конце   занятия   подводится   итог   работы   на   уроке.   Ученик, уходя с урока, всегда должен знать, над чем ему в настоящий момент надо работать   в   каждом   произведении,   как   надо   учить.   Необходимо   еще   раз подчеркнуть задачи, стоящие перед учащимся, обобщенно вспомнить, о чем говорили   на   уроке.   Как   известно,   в   памяти   лучше   всего   сохраняется последняя информация. Заключение Молодые   преподаватели   часто   сталкиваются   с   проблемой   нехватки времени на уроке. Верный способ избежать этого ­ составлять план работы на каждый урок. И не приблизительный план, а подробный, где будет указано, что конкретно предстоит сделать в каждом произведении и сколько минут это   должно   занять.   Работать   с   таким   планом   намного   легче,   особенно   в начале   своего   педагогического   пути.   Естественно,   необходимо   изучать методическую   литературу,   в   том   числе   и   по   данной   теме,   в   которой известные педагоги делятся собственным опытом.  Мне,   в   свое   время,   открылось   множество   истин,   касающихся проведения урока (причем простых истин). Стало понятно, что ни в коем случае нельзя перегружать внимание учащегося во время урока и задавать объемное   задание,   с   которым   он   не   в   силах   справиться   за   два­три   дня. Ребенок,  стараясь   выполнить   все  сразу,  не  успевает   ничего,  или  успевает сделать что­то, но очень плохо. Преподаватель, естественно, будет указывать на   то,   что   задание   не   выполнено   или   выполнено   с   низким   качеством.   В результате постоянного недовольства педагога, у ребенка может потеряться интерес не только к самостоятельным занятиям (работаешь много, устаешь сильно, а толку мало), но и к занятиям музыкой в целом (раз не получается, я не способный, так зачем на это тратить время).  Девизом   каждого   молодого   преподавателя   должно   быть   известное изречение: «лучше меньше, да лучше». Проведя уроки под таким девизом хотя бы в течение двух недель, молодой специалист уже не откажется от своих убеждений. Если в каждом произведении с учеником решать не более двух задач, в результате, на уроке можно успеть пройти все произведения, которые находятся в работе, поиграть упражнения или гаммы, почитать с листа или позаниматься подбором по слуху любимых мелодий. Урок будет проходить   легко   и   незаметно.   Дети,   справляясь   с   домашним   заданием,   с удовольствием   будут   посещать   уроки   специальности,   чтобы продемонстрировать   преподавателю   свои   достижения   самостоятельной деятельности. И результат не заставит себя долго ждать. Список используемой литературы 1.  Н. Любомудрова.          «Методика обучения игре на фортепиано» 2.  С. Савшинский.             «Детская фортепианная педагогика» 3.  Д. Благой.                       «Пестрые листки (Заметки педагога)» 4.  А. Алексеев.                   «Методика обучения игре на фортепиано» 5.  Е. М. Тимакин.               «Воспитание пианиста» 6.  Г. М. Цыпин.                   «Обучение игре на фортепиано»

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"

Статья "Рациональное распределение времени на уроках специального фортепиано"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2017