Статья "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности"
Оценка 4.9

Статья "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности"

Оценка 4.9
Научные работы
doc
воспитательная работа
2 кл
04.06.2017
Статья "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности"
В данной статье рассматривается содержание этапов групповой работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности на примере занятия внеурочной деятельностью по теме «Народы России. Татарский национальный костюм» во 2 классе.
Развитие коммуникативных УУД у младших школьников с ТНР в процессе внеурочной деятельности.doc
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности Ключевая   задача   образования   при   реализации   Федерального   Государственного Образовательного   Стандарта   Начального   Общего   Образования   обучающихся   с   ОВЗ   ­ создание   оптимальных   условий   для   формирования   коммуникативных   компетенций.   У обучающихся   с   тяжёлыми   нарушениями   речи   отмечается   низкий   уровень   развития коммуникативных навыков. Поэтому для повышения качества образовательного процесса необходимо целенаправленное развитие коммуникативных УУД. Основной   формой   организации   работы   по   развитию   коммуникативных   универсальных учебных   действий   во   внеурочной   деятельности   является     групповая   работа,   которая позволяет   устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые   средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач,   строить монологическое   высказывание,   владеть   диалогической   формой   речи,   допускать возможность наличия у людей различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. При организации групповой работы в начальной школе необходимо учитывать некоторые условия: ­ необходимо положительно настраивать детей для участия в работе группы; ­ для предупреждения утомления совместная работа не должна превышать 10­15 минут. Работа в группе  предполагает прохождение следующих этапов: 1.Подготовка к выполнению группового задания. 2.Практическая деятельность. 3. Рефлексия. Рассмотрим   содержание   этапов   групповой   работы   на   примере   занятия     внеурочной деятельностью по теме «Народы России. Татарский национальный костюм» во 2 классе из цикла занятий по теме «Народы России». Цель данного занятия – познакомить учащихся с татарским национальным костюмом. На   первом   этапе   подготовки   к   выполнению   группового   задания   обучающиеся самостоятельно прогнозируют  тему занятия. Для этого педагог раздаёт детям карточки с таблицами,   предлагает поиграть в игру «Верю – не верю» (то есть отметить верные и неверные утверждения) и обращает внимание на то, что в конце занятия они вернутся к таблице. Утверждения  Верю  Не верю  Мужской   татарский   национальный костюм украшает маленькая без тульи и полей   узорчатая   восточная   шапочка, облегающая голову, ­  тюбетейка Традиционная татарская обувь – лапти Женский   татарский   национальный костюм   украшает   вышитая   бархатная шапочка ­  калфак  Национальные   татарские   мужские брюки   короткие,   не   доходящие   до колен, называются шорты В   мужской   татарский   национальный костюм  входит казакин Национальная   татарская   женская одежда – сарафан После   этого   педагог   просит   ребят  определить   тему   занятия,   используя   утверждения   в качестве опоры. Воспитанники формулируют тему как «Татарский национальный костюм». На   втором   этапе   обучающимся   получают   алгоритм   работы   с   текстом   в   виде деформированного плана.  Деформированный план 1. Отметить эти детали одежды на рисунке.  2. Найти в тексте детали мужского и женского татарского национального костюма.  3. Прочитать текст. 4. Найти в словаре толкования новым словам, встретившимся в тексте.  Посовещавшись   в   группе,   они   приходят   к   выводу:   план   составлен   неправильно.   И совместными   усилиями,   проверяя   и   дополняя   ответы   друг   друга,   составляют   новый правильный алгоритм работы с текстом. Алгоритм работы с текстом 1. Прочитать текст. 2. Найти в тексте детали мужского и женского татарского национального костюма. 3. Найти в словаре толкования новым словам, встретившимся в тексте. 4.Отметить эти детали одежды на рисунке. После   этого   каждая   группа   получает   свой   набор   дидактического   материала   (текст, изображение людей в татарском национальном костюме.  Сначала воспитанники самостоятельно читают текст.  Национальный татарский костюм В   мужской   татарский   национальный   костюм   входят  шаровары, Головной убор мужчин ­ тюбетейка. Традиционная обувь ­ ичиги.   рубаха,  казакин. Женский   татарский   национальный   костюм   включает   длинную  рубаху,   на   которую надевают безрукавку. Головной убор женщин ­ калфак. Традиционная обувь ­ ичиги. Для костюма женщин (особенно богатых) было характерно обилие металлических украшений. После этого каждый участник группы называет те детали одежды, которые он нашёл в тексте.   Выслушав   друг   друга   и   внеся   необходимые   исправления   и   дополнения, обучающиеся делают вывод о том, толкования каких слов необходимо найти в словаре. Следующий   пункт   плана   –   нахождение   в   словаре   определения   новым   словам, встретившимся   в   тексте.   Для   этого   каждая   группа   использовала   «Толковый   словарь русского   языка»   С.И.   Ожегова   и   Н.Ю.   Шведовой   и   сеть   Интернет   (Энциклопедии   & Словари).   Воспитанники   работают   минигруппами.   Каждая   минигруппа   находит   2 толкования  слов.  Далее   внутри  группы  дети  обмениваются  полученными  результатами, знакомя   друг   друга   с   толкованиями   слов.   После   этого   каждая   группа   демонстрирует результаты   своей   работы,   проверяя   и   при   необходимости   дополняя   друг   друга.   Затем педагог   выводит   на   экран   слайд   с   толкованием   слов.   Дети   сравнивают   свою   работу   с эталоном. Мужской татарский национальный костюм ШАРОВАРЫ   ­   широкие   штаны,   заправляемые   в   голенища;   вообще   штаны   широкого, свободного покроя РУБАХА ­ то же, что рубашка (в 1 знач.) РУБАШКА ­ одежда из легкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее белье (женская) КАЗАКИН ­ полукафтан на крючках со стоячим воротником и со сборками сзади ТЮБЕТЕЙКА ­ маленькая без тульи и полей узорчатая восточная шапочка, облегающая голову ИЧИГИ   ­   вид   лёгкой   обуви,   имеющей   форму   сапог,   с   мягким   носком   и   внутренним жёстким задником Женский татарский национальный костюм РУБАХА ­ то же, что рубашка (в 1 знач.) РУБАШКА ­ одежда из легкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее белье (женская) БЕЗРУКАВКА ­ кофта или куртка без рукавов КАЛФАК ­ традиционный женский головной убор у татар: вышитая бархатная шапочка ИЧИГИ   ­   вид   лёгкой   обуви,   имеющей   форму   сапог,   с   мягким   носком   и   внутренним жёстким задником Потом ребята отмечают данные детали одежды на рисунке.  Выполнив   этот   пункт   плана,   каждая   группа   демонстрирует   результаты   своей   работы, проверяя  и при  необходимости   дополняя друг  друга.  После  этого педагог  выводит   на экран   слайд   с   изображением   людей   в   татарском   национальном   костюме   с   правильно отмеченными деталями одежды. Обучающиеся сравнивают свою работу с эталоном. В   завершении   второго   этапа   группы   составляют   описание   татарского   национального костюма: одна группа рассказывает о мужском татарском национальном костюме, другая  ­ о   женском.   Учитывая   особенности   детей   с   тяжелыми   нарушениями   речи,   им   была предложена опора для составления рассказа. Мужской татарский национальный костюм В мужской татарский национальный костюм входят …, …, …. Головной убор мужчин — … . Традиционная обувь — … .  Женский татарский национальный костюм Женский татарский национальный костюм включает длинную …, на которую надевают … . Головной убор женщин —… . Традиционная обувь — … . Для костюма женщин (особенно богатых) было характерно обилие металлических украшений. Потом   детям   предлагается   нарядить   одного   мальчика   и   одну   девочку   в   татарский национальный  костюм,  выбрав  необходимые   детали   одежды из   деталей   одежды  других национальных   костюмов   (русского   национального   костюма,     бурятского   национального лезгинского национального костюма). На третьем этапе воспитанники возвращаются к таблице «Верю – не верю» и на основе полученных   на   занятии   знаний   проверяют   верность   или   ошибочность   своего   варианта ответа. Утверждения  Верю  Не верю  Мужской   татарский   национальный костюм украшает маленькая без тульи и полей   узорчатая   восточная   шапочка, облегающая голову, ­  тюбетейка Традиционная татарская обувь – лапти Женский   татарский   национальный костюм   украшает   вышитая   бархатная шапочка ­  калфак  Национальные   татарские   мужские брюки   короткие,   не   доходящие   до колен, называются шорты В   мужской   татарский   национальный костюм  входит казакин Национальная   татарская   женская одежда – сарафан + + + + ­ ­ В целях оказания помощи воспитанникам в организации речевого общения на занятии им предлагалось использовать в речи различные речевых конструкции, фразы для общения друг с другом и педагогом.  Речевой материал занятия Организация общения детей друг с Организация общения детей с другом  Прочитай текст ещё раз  У тебя  ошибка, исправь её  Покажи мне, что ты нашёл  Ваня, помоги мне, пожалуйста  Я нашёл то, что нам нужно  Это не шаровары  Ты выполнил свою часть задания  Спасибо за помощь  Давайте решим, что нам нужно сделать  сначала  Может быть это сделаю я?  воспитателем  Я не расслышал задание  Мне нужна помощь  Повторите вопрос  Что я сделал неправильно?  Что нам делать дальше?  Это нужно писать?  Проверьте, мы правильно выполнили  задание?  Помогите нам, мы не можем решить  Можно помочь другой группе?  Мы выполнили задание Таким   образом,   групповая   форма   обучения   повышает   уровень   коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР, формирует и развивает навыки сотрудничества и целенаправленного общения.

Статья "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности"

Статья "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности"

Статья "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности"

Статья "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности"

Статья "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности"

Статья "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности"

Статья "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности"

Статья "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности"

Статья "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности"

Статья "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности"

Статья "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности"

Статья "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности"

Статья "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности"

Статья "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017