Статья" Развитие словарного запаса обучающихся среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках английского языка"
Оценка 4.9
Лекции
docx
английский язык
3 кл—7 кл
14.01.2019
В данной статье затронута тема обучения детей с задержкой психического развития введению и закреплению новых лексических единиц, работе с текстами. Эта особая категория детей и нужен особенный подход к таким детям, я с ними работаю в дистанционной школе.Задача учителя, найти такие способы и приёмы , чтобы ребёнок с ЗПР усвоил новые ЛЕ, смог справиться с текстом , чтобы он занималя с удовольствием и без напряжения.
Статья.docx
Развитие словарного запаса обучающихся среднего
школьного возраста с задержкой психического развития на уроках
английского языка
Говоря об изучении иностранного языка детьми с ЗПР, следует отметить, что их готовность к
обучению иностранному несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью
восприятия, бедностью сферы образовпредставлений, непрочностью связи между вербальной и невербальной
сферами, слабостью развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи.
В основе обучения иностранному языку детей с ЗПР лежит обучение чтению, в то время как в
общеобразовательной школе обучение строится на устной основе. Что в большой степени сказывается на
развитии словарного запаса детей с ЗПР. Преподавателю необходимо тщательно изучить индивидуальные
возможности ученика в отношении иностранного языка, после чего разработать к нему особый подход и
адаптировать к изучению. Изучение иностранного языка для детей с ЗПР это главным образом еще один
канал связи с окружающим миром .
Английский язык не просто дается детям с ЗПР, в связи с ограниченностью словаря, наличия у
многих из них недостатков при произношении, низкой речевой активностью и, конечно же, ограниченности
словаря. Словарный запас должен пополняться и совершенствоваться, но для большинства детей это очень не
просто .
В 2 классе необходимо начать обучение ведению словаря, лучше всего для этого подходит 3я
четверть. Делать это нужно для того, чтобы подкрепить восприятие устной речи зрительными и моторными
опорами.
В 3 классе обучение английскому языку ведется по четко разработанным темам. Сама же
адаптированная программа для детей с ЗПР не нуждается в сокращении тематических разделов, но объём
изучаемого синтаксического, лексического и грамматического материала испытывает существенные
изменения. В 4 классе необходимо сократить объем лексического материала до 350 единиц, потому что у
детей с ЗПР достаточно низкая способность усвоения новых слов .
Любую новую лексику необходимо отрабатывать в предложениях и сочетать это с работой со
словарем. Нужно отметить то, что 5 – 9 классах упор в изучении английского языка переходит с чтения на
перевод текста и на развитие устойчивого навыка работы со словарем.
Вообще следует отметить, что при обучении детей с ЗПР лучше всего использовать для понимания обычные,
обиходные ситуации, игра по ролям. А драматизация в свою очередь – это наиболее эффективный способ при
развитии речевой деятельности .
Сама же специфика изучения иностранного языка в школе для детей с ЗПР предполагает большое
количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для усвоения
лексических, грамматических и синтаксических структур.
В практике обучения хорошо зарекомендовали себя зрительноигровые опоры по системе педагога –
новатора В. Ф. Шаталова. Они могут быть применены в любом упражнении при фронтальной и
индивидуальной работе. Так как у детей с ЗПР развиты бедность сферы образов – представлений,
непрочности связей между вербальной и невербальной сферами, слабость развития познавательных
процессов, а именно памяти, мышления, речи, поэтому дети с задержкой психического развития несколько
ниже по уровню подготовки к обучению иностранному языку. Естественно дети с ЗПР сталкиваются и
испытывают некоторые трудности при изучении иностранного языка в силу специфики своего развития. У
них замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное
использование в устной речи, они трудно воспринимают грамматические категории и их применение на
практике, возникают проблемы при аудировании устной речи .
В целом всё обучение английскому языку должно проводиться в игровой и соревновательной форме.
Даже обучение английскому алфавиту и звуков проводится в таковой форме, постепенно готовя учащегося
к чтению.
Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке
английского языка в классах коррекционноразвивающего обучения. Во главу угла данного вида деятельности
выходит формирование и отработка навыков чтения. В методике преподавания английского языка различают
несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать
преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания .
Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. Именно на этом этапе происходит
обогащение словарного запаса учащегося, ведь чем больше будет работы с текстом, тем больше новых
лексических единиц появится в словаре у учащегося. Лексическая единица – это слово, устойчивое
словосочетание или любая другая единица языка, способная обозначить предметы, их признаки, явления. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов как
блоков, а так же различными наглядностями .
Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий:
повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось
слово , нахождение новых слов в змейке (word snake), вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в
предложение (fill in the word), игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher).
Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических
единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно десятьпятнадцать процентов новой лексики. В
дальнейшем после многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также
заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и
становятся тем словарным запасом, которым учащиеся должны активно пользоваться, за тем перехожу на
работу с текстом .
Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: дотекстовый этап (prereading), активное
чтение (whilereading), послетекстовый этап (postreading). До – текстовый этап (введение в ситуацию)
включает следующие задания: составление диаграмм, подбор заголовков, ответы на наводящие вопросы. Как
показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают много фонетических ошибок.
Однако данная работа полностью оправдывает себя на дальнейших этапах. Второй этап чтения стабилен по
структуре. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем,
прослушивание текста с магнитофонной плёнки, если таковая имеется, хоровое повторение за плёнкой,
индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить
с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием .
При многократном чтении и повторении озвученного текста производится непроизвольное
запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения. На завершающей фазе второго этапа
необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время
повторения можно включить спокойную музыку. Это поможет снять умственную усталость и повысить
эмоциональный тонус обучающихся. Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана:
соотнесение идеи и абзаца (matching), заполнение всевозможных таблиц (fill in the table), тестовые задания с
множественным выбором (multiple choice), определение верного\неверного высказывания (true or false).
Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников,
снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом .
Необходимо принимать во внимание психофизиологические особенности детей с ЗПР, а именно
нужно соблюдать на уроках английского языка следующие методические принципы: обеспечение подвижной
деятельности детей, частая смена деятельности, погружение в языковую среду, многократное аудирование
вводимых структур, преемственность и постоянное повторение материала, общее развитие ребенка
посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей .
Статья" Развитие словарного запаса обучающихся среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках английского языка"
Статья" Развитие словарного запаса обучающихся среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках английского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.