Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"
Оценка 5

Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русский язык
5 кл—7 кл
29.01.2017
Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"
Тема работы - "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы". Цель работы - предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы, так как именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс
Рахвитие творческих способностей.doc
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы      В   последние   годы   в   образовательной   политике   России   наметились   существенные   положительные изменения. Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», принятой Правительством Российской Федерации, заявлено, что модернизация   общеобразовательной   школы   предполагает   «ориентацию   образования   не только   на   усвоение   обучающимся   определенной   суммы   знаний,   но   и   на   развитие   его личности, его познавательных и созидательных способностей». Подобная смена приоритетов, а также сама потребность общества в совершенствовании системы   образования   объясняется   прежде   всего   тем,   что   экономические   и   социальные изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране и во всем мире, требуют от современного человека не только глубоких знаний, по и проявления самостоятельности, инициативности.   При   этом   личность   должна   оригинально   мыслить,   нестандартно подходить к решению сложных жизненных задач, нетрадиционно поступать в той или иной ситуации, то есть должна обладать способностью действовать творчески.    Именно в школе начинается процесс становления качества творческой личности. И очень важно   правильно   организовать   этот   процесс.   Сегодня   учитель   должен   так   управлять учебной деятельностью учащихся, чтобы дать им возможность проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Умение увлечь учеников работой, на мой взгляд, и есть, в конечном счёте, педагогическое мастерство, к которому стремится каждый учитель.        Творчество врожденно присуще человеку. Тем не менее оно требует от него работы, раскрытия и развития своих творческих способностей.        Многие   исследователи   детской   психологии   и   психологии   творчества   убеждают   в   возможности   обучить   творчеству,   дать   детям   осмысленный   импульс   к   творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.   Развитие   творческих   способностей   учащихся   строится   на   моделировании   исследовательских   ситуаций   практически   на   каждом   уроке,   где   ребят   учат   ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты.        Один   из   возможных   путей   обеспечения   процесса   самореализации   мы   связываем   с организацией   творческих   самостоятельных   работ   в   системе   развивающего   обучения. Творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать   свои   индивидуальные   способности   и   таланты   обеспечивает   возможность самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя.     Учитель не передает некоторую сумму знаний, не натаскивает, а создаёт благоприятные условия для развития школьника в процессе   обучения,   нацеливает   на   активное   познание   окружающего   мира,   позволяет самостоятельно осваивать новые знания.           Творческий   процесс   непосредственно   связан   с   окружающей   действительностью. Творчество и действительность оказывают друг на друга взаимное влияние, поэтому на уроках   необходимо   создавать   благоприятный   психологический   микроклимат, позволяющий   раскрыть   творческий   и   интеллектуальный   потенциал   учащихся, сформировать учебно­познавательную и коммуникативную компетенции.   Основная цель в моей работе с детьми при изучении предметов – дать почувствовать себя гармонично в общении, в работе, в дружбе.         «Воспитание человека невозможно вне воспитания сферы чувств, вне формирования способности сочувствия, эмоционального отклика на чувства других. Путь возникновения эмоции,   рождающейся   как   отклик   на   чужие   переживания,   обозначается   в   психологии термином эмоциональный резонанс. Этот резонанс, возникающий под влиянием семейного 2 и общественного окружения, формирует во многом человека: психология устанавливает особую роль чувств, испытанных в детстве, они проносятся через всю взрослую жизнь». [Брандесов 2008: 29]       Большую   часть   времени   ребенок   проводит   на   уроках   в   школе,   поэтому   его эмоциональный резонанс зависит от эмоционального резонанса всего класса и, в первую очередь, самого учителя. Задача учителя ­ с самого начала урока создать положительный эмоциональный резонанс, собрать внимание учащихся, разогреть воображение, настроить на   творческую   работу.   Не   следует   затягивать   оргмомент   (так   называется   первый   этап урока   в   методике   преподавания).   «Он   должен   быть   радостным,   энергичным,   задавать темпоритм урока» [Косинец 2009: 24].       Урок можно начать с простых вопросов: «Как у вас дела? Как настроение? А чем вы вчера вечером занимались?». Поделиться своим (естественно, хорошим!) настроением и обязательно улыбаться. Можно вместе посмотреть в окно, порадоваться хорошей погоде. Небольшие упражнения – тренинги для сплочения коллектива и поднятия эмоционального фона   урока   помогут   в   работе   учителя.   Лучше   всего   подойдут   такие   упражнения,   как «Поймать   хлопок»:   «Учитель   предлагает   учащимся   «поймать»   его   хлопок   как воображаемый предмет, скажем, конфету или яблоко. Важно, чтобы все ребята «Поймали» хлопок­конфету  дружно   как   один.   Если   получится   разнобой,   это  значит,  что  конфеты рассыпались. Задание можно чуть усложнить. Предложить, например, поймать хлопок, как бутылку воды в жаркие день. Так можно варьировать разные предлагаемые обстоятельства и   предметы,   мотивируя   учащихся.   Не   бойтесь   спонтанно   фантазировать,   быть неожиданным   для   ребят,   сами   активно   включайтесь   в   игру.   Эмоция  радости   –  важное условие для создания творческой атмосферы» [Косинец 2009: 25].      Важно сохранять заданный настрой в течение всего урока.          В ходе занятий и во внеурочной деятельности необходимо демонстрировать ученику свою открытость для общения, стараться   подтвердить то «ощущение» знаний, которое высказывает ученик, побуждать ученика играть активную роль и быть уверенным в себе. Ученики активно участвуют в разговоре, выдвигают свои собственные предложения. При этом важно   избегать категоричных суждений, утверждений и двусмысленных вопросов, задавать   наводящие   и   перспективные   вопросы,   обеспечивать   обратную   связь.   Таким образом, учащиеся невольно становятся активными сотворцами.         Эмоциональная открытость, способность к эмоциональному воплощению в другого ­ дар, который дети нередко утрачивают у нас в школе. Не дать ему погаснуть, постоянно развивать его ­ важнейшая задача обучения и воспитания. И здесь огромную роль играют и общая эмоциональная атмосфера на уроке, свободная от догматизма и авторитарности, и эмоциональность, и артистизм учителя, и организация творческих работ учащихся.       Начала с себя, потому что, постоянно видя перед собой пример творчески работающего учителя, ученик и сам учится творчеству и уже не представляет другого возможного для себя стиля деятельности. Изучение литературы связываю с познанием жизни. При изучении художественных произведений вожу примеры из своей жизни, из жизни знакомых; пишу сочинения по данным темам, читаю стихи собственного сочинения, предлагаю спеть песню. Допустим, урок развития речи в 7 классе по теме «Фотография из семейного альбома» я начала с истории одной фотографии из нашего семейного альбома. Для примера я взяла старую фотографию 60­х годов, на которой запечатлена моя мама в детском возрасте. Тут ребята вспомнили множество примеров старых фотографий из своего семейного альбома с изображением своих  родителей. Песни мы поем на уроках литературы при изучении темы «Поэзия периода Великой Отечественной войны», «Поэты – барды» в 9 и 11 классах.  Развитие творческого потенциала учащихся на уроках. 3 «Одним из важнейших и необходимых условий творчества является внутренняя свобода индивида, которая позволяет творцу полностью проявить свою индивидуальность (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская)»  [Гуляков 2006: 20].    На уроках русского языка и литературы есть большая возможность творить, и на своих уроках я стараюсь создать условия для творчества, то есть условия внутренней свободы.       Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности?         Практически на каждом уроке использую задания, основывающиеся на воображении учеников, так как еще Альберт Эйнштейн сказал, что «воображение важнее знания, ибо знание   ограничено.   Воображение   же   охватывает   все   на   свете,   стимулирует   прогресс   и является источником его эволюции». Поэтому преподавание стараюсь выстраивать так, чтобы работа воображения учащихся пронизывала весь учебный процесс как на уроках литературы, так и русского языка.        Какие пути развития воображения использую? Первый путь – воздействие извне. Оно достигается   насыщением   учебного   процесса   наглядным   материалом.   Второй   путь   – стимуляция воображения, рассчитанная на то, что школьник получает извне не готовый образ, а своего рода «приглашение к придумыванию»: извне дается только первый толчок, «зацепка», исходя из которой, ученик создает образы воображения сам. Перевоплощение (Ты – бездомная собака; что ты думаешь о людях, пробегающих мимо тебя? Ты – береза; что   ты   чувствуешь,   когда   весной   у   тебя   забирают   сок?);   создание   образа   (попытайся создать образ того, что лежит в основе идеи литературного произведения); описание чувств и   мыслей   (Май.   Вечер.   Вверху   горит   уличный   фонарь.   Ты   поднимаешь   голову:   между глазами и фонарем – ветки липы. Они черные, в темноте не видны. А возле них – только появившиеся из почек чуть заметные нежно­салатовые листочки. Нарисуй их словами так, чтобы прочитавший ощутил те же чувства, что и ты). Третий путь развития воображения – это целенаправленная работа самого школьника. Результат этой работы можно выявить при чтении   по   ролям,   инсценировании   эпизодов   произведения,   написании   сочинения   на свободную тему.        Управление развитием творческого мышления имеет свою специфику. Работа должна идти изнутри, от самого школьника, ею нельзя управлять так же жестко, как, например, умением решать математические задачи. Поэтому я на своих уроках только стимулирую работу воображения, создаю условия для его включения. Развитие творческих способностей учащихся   при использовании стихотворных  форм.      Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно, письменная речь у многих   детей   далеко   не   так   богата,   как   устная.   Выразить   внутренние   переживания   в письменной   форме   человеку   всегда   помогали   стихи.   Мысль   в   стихотворении   звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается   передать   в   прозе.   Именно   поэзию   можно   назвать   чрезвычайно   эффективной формой рефлексии. Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. Конечно, писать стихи по заданию за несколько минут действительно трудно, но возможно. Наши первые поэтические опыты – создание стихов по последним словам в строке.          В   старших   классах   можно   предложить   создать  стилизацию.  Стилизация   –   это произведение,   представляющее   собой   стилистическое   подражание   чему­   нибудь.   Перед учащимися   ставится   задача:   написать   стихотворение,   сохранив   стиль   автора   и   каждую четную строку.     4 Очень любят мои ребята сочинять синквейны. Слово “синквейн” французское, состоящее «из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму: 1­ я – существительное, задающее тему стихотворения; 2­я – два прилагательных к данному существительному; 3­я – три глагола к данному существительному; 4­я – смысловая фраза; 5­я – одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному» [Хрущева 2006: 15].     Использование стихотворных форм  делает изучение или повторение нового материала более творческим и интересным. Используя алгоритм, ученики быстро достигают хороших результатов и сочиняют интересные стихи, в которых одинаково важную роль играет и содержание, и форма написания. Я уверена, что писать синквейны, стилизации и другие поэтические   формы   можно   научить   каждого.   Главное:   писать   не   ради   стихов,   а   ради выражения своих чувств и отношения к окружающему миру. Другие формы работы  при развитии творческих способностей учащихся.    В письменных работах, имея возможность высказаться перед учителем литературы более свободно,   без   свидетелей,   ученики   зачастую   обнаруживают   удивительную   готовность раскрыться, сообщить о своих переживаниях, о возвышенных мыслях. Конечно, не каждому педагогу, даже  преподавателю  литературы,  дано вызывать  к себе  со стороны учеников отношение, при котором для них становится естественным приоткрывать свой внутренний мир и ожидать одобрений или совета.          Школьное сочинение  – сложный, но, вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников.   Такая   творческая   работа   является   средством   самовыражения   личности школьника,   его   жизненной   позиции,   его   внутреннего   мира.   По   тому,   что   и   как   пишут ученики, можно определить не только уровень развития их речи, но и отношения к жизни. Необходимо также отметить, что любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления.       Многие ребята не любят писать сочинения. Требуется много сил и терпения, чтобы объяснить ребятам, для чего необходимо уметь писать сочинения, выбирать интересные темы   и   формы.   Зачастую   не   произносить   слово   «сочинение»,   а   придумать   ему   другое название: сказка, продолжение мультфильма, рассказ, сценарий, инсценировка… По сути, написанная   работа   будет   являться   сочинением.   В   пятом   классе,   в   частности,   один   из уроков развития речи посвящен теме «Урок риторики. Спорить или ссориться». После беседы   по   теме   ребята   получают   задание:   написать   продолжение   мультфильма   о   коте Леопольде, помирить его с мышами.            Многовековая   фольклорная,   а   вслед   за   ней   и   литературная   традиция   создали специальный   жанр,   адресованный   детскому   воображению,   ­  сказку.   Сочиняя   сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Эту   возможность   можно   дать   детям   и   в   старших   классах.   На   уроке   русского   языка, например, иногда прошу сочинить сказку с грамматическим заданием. При этом нужно соблюсти определенные условия: написать по заданной теме (например, «Стилистические фигуры»), использовать как можно больше повторяемых на данный момент орфограмм и пунктограмм. Лучшие работы используются затем в качестве дидактического материала на уроках, что является своего рода стимулом для дальнейшей творческой работы для всех.     Ребятам старшего возраста я предлагаю написать разные виды сочинения: сочинение – рассуждение, размышление, рецензия, эссе. Жанр этих сочинений, кроме того, что он требует   решения   собственно   литературной   задачи,   выявляет   как   бы   две   стороны возможностей подростков: с одной стороны, их впечатлительность, эстетические чувства, с другой – их возросшие способности анализировать и судить. Работы учащихся показывают, 5 что в старшем школьном возрасте эти стороны восприятия художественных произведений могут уже гармонически сочетаться.    Учащиеся теперь проявляют гораздо больше самостоятельности в занятиях. Они уже могут подготовить доклады и сообщения о жизни и творчестве писателя, по проблематике изучаемого  произведения,  выполнить  небольшую исследовательскую  работу, требующие иногда   длительной   работы   и   усилий.   Например,   учащимся   9   класса   было   предложено создать   энциклопедию   романа   А.   С.   Пушкина   «Евгений   Онегин»,   или   выпустить литературную газету, посвященную одному из поэтов пушкинской поры. Благодаря таким заданиям развивается не только творческая самостоятельность, но и формируется умение пользоваться библиотекой, составлять план, конспектировать.              Творческий   поиск   характерен   и   для   работы   в   области   моделирования   нового содержания преподавания предметов. По всем предметам активно вводится новая форма сдачи экзамена в школе – ЕГЭ. Опыт показывает, что подготовка к данному виду сдачи экзамена   должна   быть   системной.   За   1   –2   года   невозможно   подготовить   учащихся   к успешной сдаче экзамена. Тестовые  задания с кратким ответом используются мною на уроках очень часто. Но они не способствую развитию речи и творчества. Поэтому большое внимание уделяю в работе с текстом: разноаспектный анализ как подготовительный этап ЕГЭ   в   9   и   11   классах   используется   с   5   класса.   Этой   теме   посвящен   мой   реферат «Разноаспектный   анализ   текста     как   один   из   видов   работы   при   подготовке   к   ЕГЭ   по русскому языку».          Внедрение  новых информационных технологий  в учебный процесс   также позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, повысить интерес к предмету, развить самостоятельность и   критичность   мышления.   Учитель   на   таких   уроках   выступает   в   роли   консультанта. Особый интерес у учащихся вызывают презентации, так как позволяют не только услышать рассказ учителя, но и увидеть его портрет и изображения близких ему людей, обложки книг, фрагменты кинофильмов, услышать авторское и актерское чтение текстов. Учащиеся сами любят готовить такие презентации. Например, учащиеся 11 класса готовили презентации по теме   «Поэты   –   барды».   Презентации,   в   частности,   созданы   и   использованы   мною   на следующих   уроках:   в   5   классе   на   уроке   русского   языка   по   теме   «Полные   и   краткие прилагательные», в 7 классе на уроке русского языка по теме «Развитие речи. Сочинение ­ описание любимого уголка природы»: «Унылая пора! Очей очарованье!».        Школьные программы по литературе включают в себя достаточно широкий  перечень философских, этических, психологических понятий, которые школьники должны усвоить. Без этого нельзя объяснить и оценивать мотивы  поведения тех или иных литературных героев,   устанавливать   структурные   связи   внутри   художественного   произведения   и определять его идейно­художественную направленность. В работе над усвоением понятий также   использую   новые   подходы   в   изучении   литературы:  составление   толковников   и философский   диктант.  И   философские   диктанты,   и   толковники   учат   бережному   и ответственному   обращению   со   словом;   развивают   речь,    мышление   и   творчество.   В   11 классе,   например,   целесообразно   провести   философские   диктанты   о   любви   (перед изучением   рассказов   о   любви   И.   Бунина)   и   о   войне   (перед   изучением   произведений   о Великой Отечественной войне). Составление толковника мною использовано на уроках по теме «Жестокое нравственное испытание в   главе «Ябеда» (Н. Г. Гарин­Михайловский «Детство Темы») в 6 классе, по теме «Очарованный странник» (Н.С. Лесков «Очарованный странник») в 10 класс.      Из всех способностей человека самая главная – это способность к творчеству. Она необходима в любой работе, в любой профессии, и, кем бы они ни были, нужно относиться к своему делу творчески, а не как механические исполнители; «творчество – это великая 6 сила,   которая   дает   крылья   человеку   независимо   от   возраста».   Творческий   человек непременно должен регулярно решать творческие задачи и создавать продукты творчества. Формы проведения творческих уроков.        Нестандартные   уроки   способствуют   подготовке   ярко   чувствующего   и   критически мыслящего человека.        Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого   дидактического   материала,   который   своей   новизной,   необычностью   подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество   с   учителем,   при   этом   создается   положительный   эмоциональный   фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания,   быстрее   формируются   умения   и   навыки.   Этому   способствует   создание   на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.    Повышению интереса к урокам русского языка способствует и занимательная форма их проведения:   уроки   ­   сказки,   конкурсы,   уроки   ­   путешествия   в   страну   Грамматику, творческие мастерские…     В уроки ­ сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания.       Деловые игры  воспитывают  у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее   дело   и   позволяют   знакомый   материал   преподнести   по­новому.   Затем   работа проводится в группах, обсуждаются результаты, и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта ­ учителя.      Уроки ­ семинары (например, в 11 классе ­ «Сокровенный человек» в огне гражданской войны (А. Платонов), в 10 классе – «Творчество Гоголя и наше время») помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся   заранее,   получают   вопросы,   изучают   литературу,   стремятся   найти   новый дополнительный   интересный   материал,   что,   несомненно,   способствует   развитию творческих   и   познавательных   интересов.   Уроки   ­   семинары   помогают   развить монологическую речь.            Некоторые   уроки   литературы   в   10   –   11   классах   провожу   в   форме  творческих мастерских: «Что такое счастье?». Мастерская по роману «Евгений Онегин» (10 класс), «Куда   ж   нам   плыть?».   Мастерская   ценностных   ориентаций   по   рассказу   И.   Бунина «Господин из Сан – Францизско» (11 класс),  «ДА святится  имя твое». Мастерская по рассказу «Гранатовый браслет» (11 класс). Их отличает глубокое проникновение в ткань художественного   произведения,   философский   подход   к   осмыслению   поставленных   в произведении   проблем,   акцент   на   личностной   значимости   изучаемого   материала.   К сожалению, не все ребята проявляют активность при обсуждении поставленных вопросов. Это   говорит   о   необходимости   использовать   уроки­мастерские   и   в   работе   в   средних классах.     Еще   один   вид   таких   уроков   –  просмотр   фильмов  по   изученному   произведению. Просмотр фильмов или его эпизодов организуется после изучения произведения, что дает возможность для размышления и дискуссий по увиденному и сравнению его с прочитанным («Дубровский» в 7 классе) 7 Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и главная задача учителя, в первую очередь учителя русского языка и литературы, – развивать творческие силы в маленьком человеке, т.е. воспитать всестороннюю, гармоничную и творческую личность.      Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить   любить   то,   что   они   делают   на   уроках,   относиться   к   этому   уважительно   и   с достоинством. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником ­ субъектом деятельности.       При   оценивании   творческих   работ   необходимо   терпение   («быстрых»   результатов практически   не   бывает),   доброжелательность,   деликатность,   равноправие   (недопустимо делить детей на талантливых и «остальных»). Детей без воображения не бывает.        Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках,   качества   знаний,   формированию   положительных   мотивов   учения,   активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.        Основные составляющие моей педагогической технологии: интерес – сотворчество – общение.  8

Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"

Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"

Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"

Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"

Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"

Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"

Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"

Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"

Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"

Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"

Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"

Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"

Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"

Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"

Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"

Статья "Развитие творческих спосоюностей на уроках русского языка и литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017