Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"
Оценка 5

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
6 кл
25.04.2017
Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"
Использование проблемного обучения необходимо на современном уроке литературы и русского языка. В данной работе я постаралась привести примеры организации урока , в котором основная роль отводится развитию мышления, самостоятельности и умению отвечать на проблемные вопросы.Ученики смогут не только участвовать в диалоге, но и самостоятельно формулировать тему, цели урока, подводить итоги.Данный файл содержит 9 печатных листов, шрифт 14, интервал 1,5
Статья. Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка.docx
МОУ «Лицей « 12» Г. Железногорска Курской области Хамзова Оксана Викторовна,  учитель русского языка и литературы Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка  В педагогике 21 века в центре­личность ребенка, развитие которой  и  является целью образования. Как разработать урок по­новому? Какие основные моменты следует  учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с  требованиями ФГОС? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при  этом новые требования ФГОС? Особенность федеральных государственных образовательных стандартов  общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной  задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от  традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и  навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Современные требования к уроку  русского языка и литературы высоки: мы должны и вооружить знаниями основ науки о языке, и сформировать умения  практического владения языком в разных жизненных ситуациях; и смотивировать  к познавательной деятельности, и сформировать УУД ,т.е. научить  самостоятельно организовывать свою работу по добыванию знаний. При проектировании урока с позиций формирования УУД меняются  требования к уроку: 1. Тему урока, а также цели и задачи формулируют сами учащиеся (учитель  подводит учащихся к осознанию темы и помогает определить границы знания и  незнания). 2. Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель  помогает, советует). 3. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану  (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует 4. Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля,  взаимоконтроля), учитель консультирует. 5. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию  самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает. 6. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка,  оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует 7. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом  индивидуальных возможностей Так обучение детей  целеполаганию,  формулированию темы  урока возможно через введение  проблемного диалога, необходимо создавать  проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Подводим к теме урока так, чтобы ученики самостоятельно её сформулировали. На своих уроках я пользуюсь следующими приёмами: 1 Начинаем со словарной работы.   слова какой части речи вы записали ? Записать в тетрадь  слова:  Отечество, столица, горизонт Вопрос классу:   Ответ: существительные. ­Как вы это определили? (Отвечают на вопрос что ? в ед. ч. Им. пад., т.е. это  морфологические признаки имени существительного). ­Вывод. Тема нашего урока «Имя существительное. Повторение изученного в 5  классе».            2. Записываем предложение для синтаксического разбора: Друзья мои,  пр…красен наш союз! Вставить знаки препинания , букву, подчеркнуть члены предложения, указать  какими частями речи они выражены, дать характеристику предложения. (Повествовательное ,восклицательное , простое,двусоставное, распространенное  осложнено обращением , поэтому ставим запятую). В слове прекрасен пропущена какая буква? Е или И. Буква Е в приставке. Но есть  слова и с приставкой при­. ВЫВОД. Сегодня тема нашего урока «Правописание приставок пре­ и при­.Это  предложение можно использовать и для темы «Обращение» 3. Прием альтернативы. Два ученика выходят к доске и пишут слова  предыстория, разыграть. ­ Написание какой буквы вызвало у вас затруднение? После какой морфемы она  пишется? ( после приставки оканчивающуюся на согласную). Как вы думаете как  будет звучать тема нашего урока? Буквы ы /и после приставок 4. Прием яркого пятна. На слайде две группы слов:1) буденовка, октябренок, маковка. 2) уста, чело, очи.  Значения слов какой группы вам непонятны? Какие слова вы слышали раньше, и  сейчас обозначаемые ими понятия остались?  Они имеют синонимы? Какие?       ( губы, лоб, глаза) .Как называют эти слова (устаревшими). Почему они разделены  на две группы? Попробуйте догадаться, как будет звучать тема нашего урока?  Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы. 5. Творческое задание.  Замените словосочетания одним подходящим по смыслу словом с двумя з  или  двумя с на стыке приставки и корня. ­ прекратить знакомство (расстаться); ­ жестокий поступок ( бессердечный); ­ беспечное настроение ( беззаботное). Почему вы выбрали написание  з или с ? Как будет звучать тема урока?  Правописание приставок на з и с. 6. Актуализация знаний. Как называют народное творчество? (Фольклор.) «Жизнь прожить – не поле перейти». – Что это? (Пословица.) Назовите основные жанры фольклора, с которыми вы уже знакомы. Песни,   потешки,   прибаутки,   дразнилки,   скороговорки,   небылицы,   загадки, пословицы, поговорки, игры, считалки. Былины о богатырях и героях. В   чём   отличие   народной   сказки?   (Автор   не   указан,   автором   является   сам народ.) В чём отличие авторского произведения?  (Оно в большей степени универсально, то есть может быть воспринято всеми, всем человеческим сообществом.) Как называется совокупность авторских произведений? (Литература.) – Каким искусством можно назвать литературу? (Искусство слова.) – Сформулируйте тему урока: «Литература как искусство слова». 7. Обращение к эпиграфу. Иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку А.С. Пушкин. «Дубровский» Как вы думаете почему именно эти строки стали эпиграфом к уроку? ( Слова  являются завязкой ссоры Дубровского и Троекурова. ) Попробуйте догадаться, о ком сегодня мы будем говорить, что сравнивать? (Троекурова и Дубровского; их  характеры, поведение). Как бы вы сформулировали тему урока? (Вражда Троекурова и Дубровского,  Ссора Троекурова и Дубровского и др.) Столкновение характеров упрямых и  своенравных  (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)» Целеполагание Стратегической целью современного развивающего обучения является  воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем  смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Цель ­ это то, к чему стремятся, что надо  осуществить. Целеполагание урока — одно из самых «больных» мест педагогической  деятельности.  Почему?           Ответ на этот вопрос отчасти лежит в плоскости другого вопроса: а  насколько привычным для нас является деятельность  целеполагания в  повседневной жизни? Ведь это довольно трудоемкая деятельность, требующая  большой концентрации внимания. Гораздо проще и удобнее жить «как придется»  — в полном соответствии с обстоятельствами и уже сложившимися  стереотипами. Целеполагание здесь становится ненужным.             Вопреки этому некоторые ученые считают целеполагание  главной  функцией «образа Я» человека. То есть — если человек осуществляет  целеполагание, то он обладает «образом Я». А если целеполагания нет — нет и  «Я      Цели должны быть:  Диагностируемые.  Конкретные.  Понятные.  Описывающие желаемый результат.  Реальные.  Побудительные (побуждать к действию).  Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует  употреблять такие расплывчатые выражения, как «почувствовать», «  понять».  Личностно значимыми для учащихся.  Ориентировать на поиск нового способа действия.  Содержать новизну, которая может быть разрешена в результате  творческого применения известных способов действия.  Учебная задача – это цель, личностно  значимая для ученика, мотивирующая на  изучение нового материала . Учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить  следующие условия:  1 Создать ситуацию, в которой ребенок обнаружит свое собственное  суждение об обсуждаемом предмете; существование других точек  зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи.  Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого  ребенка, что обеспечит ее принятие.  2 Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать  суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели,  детские рисунки, т. е. знаково­символические средства. 3 Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель —  отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик — учитель,  помогающий ребенку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ». Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо  использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Конечно, целеполагание является проблемой современного урока. Преподаватель вместе с учениками может  назвать тему урока и предложить  учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания. Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге,  поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только  отвечать на них, но и придумывать свои. Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом  выясняется, что цель может быть не одна. Приемы целеполагания Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого  необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. 1. Визуальные: ∙         Тема­вопрос ∙         Работа над понятием ∙         Ситуация яркого пятна ∙         Исключение ∙         Домысливание ∙         Проблемная ситуация           Группировка.  2. Аудиальные:   ∙         Подводящий диалог ∙         Собери слово ∙         Исключение ∙         Проблема предыдущего урока.     Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является: – учет уровня знаний и опыта детей, – доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и  неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.                     Некоторые приемы  целеполагания       Тема­вопрос Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить  план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают  множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг  друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.  Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек­субъектных  отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь  высказывать свое мнение и направлять деятельность.          «Как изменяются имена прилагательные?»           План действий. 1.Повторить знания об имени прилагательном. 2.Определить, с какими частями речи сочетается. 3.Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными. 4.Определить закономерность изменений, сделать вывод.            Работа над понятием     Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и  прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре".         Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова  определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных  слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например,  темы уроков "Словосочетание", "«Спряжение глаголов». От значения слова  определяем цель урока.         Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на  обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем  дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного  обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой  необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.        Домысливание Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим Изучим Узнаем Проверим С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока. Проблемная ситуация  Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.  Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока.            Проблема предыдущего урока В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть  трудности с выполнением, из­за недостаточности знаний или недостаточностью  времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким  образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке  лишь восстановить в памяти и обосновать.           «На запоминание и воспроизведение»: ­ Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не  стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения,  при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты  из биографии писателей, художников , композиторов. «На понимание и синтез»:        ­Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию  фантастикой. На уроках  литературы  фантастическая добавка актуальна в таких  заданиях: написать письмо   персонажу любого произведения,   сочинить письмо  одного литературного героя  к другому и т. д.       «На понимание и применение»: ­ Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей    произведения  и  терминов, а ребенку осознать важность внимания.                  Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего  творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут.  Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия .  Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным. Приемы создания проблемной ситуации У педагогов, занимающихся познавательной деятельностью с детьми, в том  числе и у меня, довольно часто возникают трудности именно с правильным  формулированием  проблемы.           Моя задача сегодня: поделиться с Вами опытом, как я учу детей строить  предположения, формулировать проблему через приемы создания проблемной  ситуации.          При построении предположений, проблемных вопросов  я предлагаю  использовать  следующие  словесные конструкции:   ­может быть;  ­ предположим, что…;   ­допустим;  ­ возможно;   ­что, если….;  ­ если…., то….;   ­так, как….;   ­использование…. позволит обеспечить…   1. Предъявить противоречивые факты( по роману А.С.Пушкина  «Дубровский.») (Дефорж был трусливым, бедным учителем, который  собирал деньги на покупку имения) ­Что вас удивило? Что интересного заметили? Какой вопрос возникает?( Дубровский –разбойник или жертва? 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим  заданием.(по повести Н.В.Гоголя ночь перед Рождеством) (Как рассказчик  относится к своим героям? Каким образом показано это отношение) ­Сколько мнений? Какова будет задача урока?Смешным или страшным  можно считать это произведение? Каков характер фантастики в повести? 3. Обнажить представление учащихся вопросом или практическим  заданием? (по рассказу А.П. Чехова «Страшная ночь») (Какое впечатление у  вас возникло после чтения первого абзаца?) ­Что вы предполагали сначала? Что получилось? Сформулируйте  проблему. Это произведение –шутка автора или трагедия? 4. Дать практическое задание не выполнимое вообще. ­ Можете ли вы выполнить это задание? В чем затруднение? Почему нельзя  выполнить это задание?. Что неизвестно? ( Вставьте пропущенные буквы:  прим…рить, пос…деть, пол…скать, отв…рить. посв…тить) Необходимо словосочетание  или предложение для определения значения  слова.От чего  может зависеть правописание безударных гласных в корнях? 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. 1) Тв…рение, пол…гать, выр…сли. 2) П…лог, утв..рь, отр…сль ­ Почему не получается выполнить? Чем это задание не похоже на  предыдущее? Какова цель урока? В заключение мне хотелось бы озвучить мою  педагогическую формулу:  «Старайся не давать знания в готовом виде. Работай так, чтоб дети сами  открывали новые знания».

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"

Статья: "Реализация проблемного обучения на уроках литературы и русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2017