Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."
Оценка 4.8

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
07.04.2017
Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."
Данная статья поможет учителю начальных классов в реализации здоровьесберегающих технологий как на уроках, так и во внеурочной работе с младшими школьниками. Я постаралась подобрать интересные игры и мероприятия по названной теме. Здесь можно познакомиться и с тем, как работать с трудными "детьми. Материал полезен и интересен.
rabota2.docx
1. Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе. Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия им. А.П.Чехова» г. Зверево Подлегаева Е.А.   Поступление ребёнка в школу – первая серьёзная ступень в его жизни. От периода   раннего   детства   –   поры   беспечных   игр   и   достаточно   большой свободы   –   дети   переходят   к   постоянному   напряжённому   учебному   труду, новому режиму, другому ритму жизни.  Родители и педагоги хотят, чтобы они хорошо учились, год от года становились  сильнее, вырастали и входили в большую   жизнь   людьми   не   только   знающими,   но   и   здоровыми,   так   как здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь будет   неинтересной   и   несчастной.   Но   часто   мы   растрачиваем   этот   дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить его очень и очень непросто.      В   процессе   обучения   в   соответствии   с   идеями   здоровьесберегающих образовательных   технологий   ставится   задача   сформировать   у   младших школьников необходимые универсальные действия здорового образа жизни и научить   использовать   полученные   знания   в   повседневной   жизни.     Задачи образовательных   учреждений   в   сфере   охраны   и   укрепления   здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документах.   Значимость   данной   работы   обозначается   двумя   основными   положениями, содержащимися в Законе РФ «Об образовании»: ­   во­первых,   это   гуманистический   характер   образования,   приоритет общечеловеческих   ценностей,   жизни   и   здоровья   человека,   свободного развития личности (ст.2); ­ во­вторых, это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст. 51).    В Программе развития воспитания в системе образования России на 1999­ 2001г.  (утверждена Министерством образования России от 18 10 99 № 573) сказано,   что   сохранение   здоровья   учащихся   является   одним   из   основных направлений и принципов организации во всех образовательных учреждениях. В Концепции очередного этапа реформирования образования внесён раздел «Образование и здоровье», где изложены основные направления деятельности образовательных учреждений в этой области, в том числе и формирование здорового образа жизни обучающихся.   2   По   определению   Министерства   образования   России   «…под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по  охране   и   укреплению   здоровья   учащихся,   учитывающую   важнейшие характеристики   образовательной   среды   и   условия   жизни   ребёнка, воздействующие на здоровье».   В   настоящее   время   накоплен   достаточно   значимый   опыт   в   данном направлении. Хотя единой методологии пока не разработано, не сложилась стройная   система   воспитания   здорового   ребёнка.   Существует   множество организационных,   методических,   материально­технических,   кадровых   и других препятствий для эффективного проведения данной работы в школе. Важнейшей   из   них   является   проблема   компетенции   образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся.   Проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе в настоящее время становится особенно актуальной. Одним из необходимых условий её эффективности является диагностика потребностей учащихся в гигиеническом   воспитании   и   обучении.   На   основании   исследования гигиенической грамотности и образа жизни 151 учащегося 3­4 классов нашей школы нами получены следующие данные. Около 79% учащихся предъявляют жалобы на здоровье, большинство которых связано с учебным процессом и проявляются частыми головными болями (45%), болями в спине (7%), ногах (21%),   усталостью   глаз   (32%).   Несмотря   на   младший   возраст,   около   38% учащихся   обращаются   за   помощью   в   случае   заболевания   к   родителям   не сразу, а лишь когда становится очень плохо или ждут, когда родители сами заметят их плохое самочувствие. Это может быть свидетельством не только недостаточной   медицинской   активности   ребёнка,   но   и   индикатором имеющегося неблагополучия во внутрисемейных отношениях.   Обследования   состояния   осанки   учащихся   показали,   что   за   письменным столом   всегда   стараются   сидеть   правильно   31%   учеников,   иногда   –   15%, остальные   учащиеся   не   следят   за   своей   осанкой,   что   свидетельствует   о высокой   степени   риска   искривления   позвоночника.   В   каждом   классе   есть, хотя   и   небольшая   группа   учеников,   которые   не   всегда   с   удовольствием посещают уроки физической культуры по причине плохих условий занятий, однообразного   проведения   уроков,   неспособности   выполнять   некоторые упражнения   и   задания.   17%   наших   учеников   занимаются   лечебной физкультурой либо в спецгруппе, либо с врачом.   Состояние  зрения  также  вызывает   тревогу.  Книгу   на  расстоянии  35­40см держат примерно 52% детей, 41% ­ на расстоянии 15­20см, остальные ­  на   3 расстоянии 45см. В последнее время увеличилось количество детей, которые видят плохо то, что написано на доске. Данный показатель составляют  учащиеся   с   неправильно   занятым   местом   в   классе   и   недостаточной коррекцией нарушений зрения.   Интересными получились данные о соблюдении учащимися режима дня. На вопрос о том, что ты делаешь, когда встаёшь утром, 64% учеников ответили, что идут чистить зубы, 8% ­ делать зарядку, 11% ­ бегут завтракать, 17%­ смотреть телевизор.   В   отношении   питания   получены   данные,   также   иллюстрирующие   наличие проблем.   В   семьях   питание   в   основном   однообразное.   О   вреде   еды всухомятку знают около 70% детей, О том, что полные люди болеют чаще знают 39% учеников, остальные либо не согласны с данным мнением, либо не знают ответа.   От   организации   гигиенических   условий   обучения,   гигиены   быта, правильности представлений о гигиенических нормах и правилах во многом зависит состояние здоровья человека. Из опрошенных учащихся руки моют регулярно (после посещения туалета, после прогулки, перед едой) только 60% детей, вообще не чистят зубы 5%, каждый 4­ый чистит зубы один раз в день.   О   вреде   курения   для   здоровья,   большинство   учащихся   младших   классов знает, но только каждый 5­ый считает курение опасным для окружающих, а 6% опрошенных не знают о вреде курения и не считают его опасным для здоровья.   Исходя из приведенных примеров, ведущим направлением педагогической деятельности   по   охране   здоровья   учащихся   должно   стать   гигиеническое воспитание   и   обучении,   удовлетворяющее   их   реальные   потребности, формирование   гигиенических   навыков   и   развитие   мотивации   к   здоровому образу жизни.     Что   же   делается   в   нашей   школе   для   реализации   здоровьесберегающих технологий в начальных классах? Прежде всего мы заботимся о психическом здоровье каждого ученика, стараемся формировать положительную учебную мотивацию. Мы считаем, что с обучением прежде всего должны быть связаны не   трудности,   а   радости.   Достигать   этого   нам   помогают   использование эмоциональных   разминок   в   начале   урока,   интересных   заданий,   весёлых, шуточных стихотворных строк, которые помогают провести физкультминутки на разных уроках. Например: 4 1.Музыка в подарок. Учитель включает песню В.Я Шаинского на стихи М.С. Пляцковского   «Улыбка»   и   показывает   изображение   на   экране   мордочки любого улыбающегося животного.­ Какое настроение у нашего гостя? ­ Как вы это определили? ­А какое настроение у вас?   Улыбка может согреть окружающих своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу. 2.   Посмотрите   в   окно.   Попробуйте   описать   свои   чувства   ,   вызывающие созерцанием природы. 3. Минуты радости. ­Закройте глаза. Вспомните, когда вам было особенно радостно. ­ Что вы почувствовали? 4. Подарок другу. ­ Представьте, что ваш сосед по парте пригласил вас в на День рождения. Подумайте,   что   бы   вы   ему   подарили.   Используйте   жесты   и   мимику,   не забудьте поздравить именинника тёплыми словами и улыбкой.     Думаю,  что   о   значении   физкультминуток   не   стоит   много   говорить.  Они являются обязательным этапом каждого урока в начальной школе. Учителя нашей   школы   всегда   стараются   связать   их   с   новым   материалом   для закрепления,   подбирают   слова   подходящие   к   определённому   учебному предмету, разнообразить упражнения. У каждого педагога накоплен большой запас стихотворных заданий, многие сами сочиняют стихи для физкультурных пауз.   Выполняя   упражнения   под   интересные   стихи,   дети   становятся внимательнее и добрее друг к другу, отзывчивее.      Ты улыбкой, ка солнышком брызни,      Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни      Предостаточно бед и забот.      Разве любы нам хмурые лица?      Или чья­то сердитая речь?      Ты улыбкой сумей поделиться         И ответную искру зажечь.                                                             5    Полезное воздействие на функции работы организма оказывает изменение позы   во   время   урока:   не   только   сидеть,   но   и   вставать   для   выполнения отдельных   заданий.  Например,  при   изучении   темы   «Сравнение   предметов» можно сравнить количество девочек и мальчиков путём построения парами и нахождения «лишних», т.е. без пары. Так же можно провести знакомство с понятиями «больше, меньше, столько же».    Для активизации внимания детей и повышения их работоспособности мы используем и дыхательные упражнения. Первое и важное условие правильного дыхания – дышать через нос. Полезны также упражнения и уроки на воздухе в разное время года. Это не только уроки физической культуры, но и других учебных предметов и занятия в рамках внеурочной деятельности.    Расширению зрительно­двигательной активности способствует проведение гимнастики для глаз. Например: 1. Зажмурить глаза. Открыть глаза. Повторить 5 раз. 2. Круговые движения глазами. Головой не вращать. Повторить 10 раз. 3. Не   поворачивая   головы,   отвести   глаза   как   можно   дальше   влево.   Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо. Повторить 2­3 раза. 4. Смотреть на какой­либо предмет, находящийся прямо перед тобой, и поворачивать вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета. Повторить 2­3 раза. 5. Смотреть в окно вдаль в течение одной минуты. 6. Поморгать 10­15 сек. Отдохнуть, закрыв глаза. Такие   минуты   отдыха   дети   выполняют   после   продолжительного   чтения или письма.   Несмотря   на   доступное   содержание   уроков,   применение   разнообразных приёмов и методов обучения, соблюдение условий, обеспечивающих внимание и   работоспособность   учеников,   в   конце   рабочего   дня   у   четверти   з   них проявляются явные признаки усталости. В этот момент можно переключить внимание детей, дать 1­2 минуты отдыха, юмора, благотворно действующих на них. Например, спросить: ­Сколько шагов сделает воробей за 1 минуту? 9Ни одного, воробей не шагает, а прыгает). ­ Какие бывают камни в воде? (Мокрые). ­ От чего плавает утка? (От берега).                                                          6 Таких вопросов можно найти очень много.   Учащиеся младших классов очень эмоциональны и непоседливы. Поэтому важно   воспитывать   у   них   умение   сдерживать   свои   чувства,   если   они противоречат   интересам   окружающих.   Вот   одно   из   таких   упражнений. Прежде, чем начать его, учитель предупреждает, что когда ученики увидят на экране   или   плакате   слово   «тишина»,   то   должны   сразу   остановить   работу, прекратить   разговоры,   удобно   сесть   и   сидеть   тихо.   Опыт   показывает,   что вначале,   усаживаясь,   они   производят   много   шума,   но   после   нескольких упражнений   достаточно   появиться   слову   «тишина»,   они   буквально «замирают». Минуты тишины являются не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров.    Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь, способствует укреплению здоровья детей.   физкультурно­познавательного     Особая   роль   в   этом   отводится   урокам   физической   культуры.   Большие возможности   для   повышения   интереса   учащихся   к   занятиям   физической культуры,   спорту   и   здоровому   образу   жизни,   а   также   для   формирования потребности   в   самостоятельной   двигательной   деятельности   даёт использование на общеобразовательных   уроках.   Например,   по   теме   «Правописание   слов   с парными   согласными   в   конце   слова»   детям   предлагается   образовать словосочетания   со   словами   СПОРТ,   ПЛОЩАДКА,   ФУТБОЛ,   МАТЧ   и записать предложения. По теме «Приставка» учащиеся определяют значение приставок по­, раз­, про­, за­ в словах  БЕГ, РАЗБЕГ,ПОБЕГ, ПРОБЕГ, ЗАБЕГ, затем вставляют слова, подходящие по смыслу в текст:     компонента На уроке физкультуры учитель предложил …на короткую дистанцию. Серёжа взял хороший…со старта.  В ходе работы ведётся беседа о качествах бегуна, о занятиях в спортивных секциях,   кружках.   После   беседы   дети   пишут   мини   сочинение   о   своих спортивных занятиях.    При работе с различными текстами выполняются разные задания: написать заметку в газету, рассказать о роли утренней зарядки, сочинить сказку и т.д.   На   уроках   математики   физкультурно­познавательный   компонент   встречается в задачах, которые подбирает учитель, при изучении мер длины, долей. Например, детям предлагаются такие задачи:                                                              7 1.За   сутки   через   лёгкие   человека   проходит   около   10000   литров   воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают наши лёгкие за неделю? За месяц? За год? ­ Что вы знаете о правильном дыхании? ­ Что мы называем «зелёными лёгкими» Земли? 2.Окружающая среда полна звуков. Децибел – единица, выражающая степень звукового   давления.   Сила   звука   нормального   разговора   составляет   60 децибел. Сила звука мотоцикла на 40 децибел больше силы звука нормального разговора,   а   громкая   музыка   в   2   раза   больше   силы   звука   нормального разговора. Определите силу звука мотоцикла и силу звука громкой музыки. ­ Как вы думаете, какое значение имеет степень звукового давления на наше здоровье? Учитель обобщает ответы детей и сообщает, что сила звука в 120 децибел вызывает болевые ощущения, а 180 децибел – смертельный уровень. ­ Оцените степень воздействия звука мотоцикла и громкой музыки. Построить   работу   с   этими   данными   в   разных   классах   учитель   может   по своему усмотрению.  Важнейшим аспектом улучшения ситуации со здоровьем учащихся является формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и у родителей. Наиболее  приемлемая форма работы с родителями  – лекции и беседы по валеологической тематике на классных родительских собраниях, а также   форма   активного   отдыха   вместе   с   детьми:   совместные   походы, спортивные соревнования и праздники «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.  Темы родительских собраний могут быть следующими: «Режим дня , учёба и отдых»,   «Здоровье   и   здоровый   образ   жизни»,   «Основы   рационального питания»,   «   Личная   гигиена»,   «Вредные   привычки   и   здоровье»,   «Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья», « Травматизм и его профилактика» и др.   Итак, надо помнить, что только здоровый ребёнок способен успешно и в полной   мере   овладеть   школьной   программой.   Для   организации   работы образовательного   учреждения,   направленной   на   сохранение   и   укрепление здоровья учащихся, необходима психологическая перестройка учителей,                                                                    8 администрации   школы   (надо   «заболеть»   этой   проблемой),   чётко   поэтапно планировать работу с периодическим отслеживанием результатов и анализом деятельности, иметь понимание и поддержку со стороны родителей. Педагоги начального   звена   нашей   школы   имеют   большой   творческий   потенциал   для осуществления   идей   и   планов   по   внедрению   в   практику   своей   работы здоровьесберегающих технологий.   А теперь немного рекомендаций учителям по способам самооздоровления. Научные данные свидетельствуют, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность дожить до ста лет. Основное   руководство   управлением   своим   телом   заключается   в   умении создавать   правильные   привычки   и   неуклонно   им   следовать.     Немецкий философ И. Кант свою продолжительность жизни считал делом своих рук. Всю   жизнь   он   следовал   строжайшей   системе   гигиенических   правил, выработанной   им   самим   и   основанной   на   продолжительном   и   тщательном наблюдении над своим телом и настроением. Он прожил 79 лет. И.В.Гёте, так же как Кант, стремился к точности и порядку и прожил 82 года. Л.Н. Толстой научился ездить на велосипеде в 75 лет, а в 80 гарцевал на лошади, ездил рысью по двадцать вёрст.   Труд, как физический, так и умственный, не только не вреден, но полезен и важен.   Систематический,   посильный   и   хорошо   организованный   трудовой процесс благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно­ мышечный аппарат – на весь организм человека. Безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и одряхлению. Однако и чрезмерный расход сил и ресурсов приводит к преждевременному старению. Приведу некоторые данные. В 2007 году были опрошены 120 учителей. 92,2% работают на 1,5 – 2 ставки по причине низкой заработной платы. Средний возраст респондентов 31 год. По данным СМИ видно, что российские учителя работают   с   огромной   перегрузкой,   выполняют   много   дополнительной низкооплачиваемой   работы   (проверка   тетрадей,   заведование   кабинетом, руководство МО, работа по микрорайону и т.п.), затрачивая на это силы и здоровье.   На   общем   социальном   фоне   всё   чётче     вырисовывается непродолжительность учительского труда. Основная масса учителей страдает болезнями сердечно­сосудистой, нервной, эндокренной и дыхательной систем. Причины   нездоровья:   чрезмерная   физическая,   умственная   и   психическая перегрузка,   материальные   затруднения,   отсутствие   свободного   времени   и условий   для   полноценного   отдыха   и   лечения,   низкий   уровень сформированности   культуры   здоровья.   У   педагогов   нет   устойчивой мотивации к сохранению здоровья и поддержанию здорового  9 Образа жизни. Многие учителя не умеют правильно отдыхать. Сравним. Если автомобиль,   идущий   со   скоростью   100   км   в   час,   резко   остановить,   то катастрофа  неизбежна. То же  происходит и  с организмом когда  мы  резко сокращаем   физическую   и   интеллектуальную   нагрузку.   Поэтому   требуется постепенный   переход   на   отдых   и   другие   раздражители,   которые поддерживали  бы работу организма. Просто смена впечатлений, поездки и путешествия   не   помогут.   Они   слишком   неравноценны   прежним раздражителям. Мозг должен «входить» в состояние отдыха.     Каждый человек должен быть сам себе врач. Никто, кроме него самого, не будет   следить   за   качеством   мышления,   правильностью   питания,   за выполнением регулярных физических упражнений, процедур закаливания и т.п.   Предлагаю   взять   на   вооружение   несколько   упражнений   (автор Л.А.Харитонова, кандидат биологических наук) самооздоровления организма, которые   помогут   учителю   в   течение   рабочего   дня   снять   утомление, нормализовать   давление,   устранить   боль. Продолжительность упражнений 1,5 – 10 минут. Каждый учитель, с учётом возраста, имеющихся заболеваний, характера и конструкции, может выбрать для себя любые упражнения, которые ему больше всего понравятся.   поднять   настроение, Массаж   ушной   раковины   снимает   усталость,  устраняет   головную   боль.  В ушной раковине тело человека проецируется так же, как в коре головного мозга.   Солнечная поза (гимнастика йогов). Встать прямо, ноги вместе. Медленно поднять руки вверх и вдохнуть. Откинуть торс назад, изогнув его дугой. В этом   положении   задержать   воздух   на   10   сек.   Выпрямится,   выдохнуть. Повторить 3 раза.   При   массаже   пальцев   рук   активизируется   работа   важнейших   внутренних органов. Мизинец связан с деятельностью сердца, массаж безымянного пальца нормализует   функции   печени,   среднего   и   указательного   пальцев   –   работу желудочно­кишечного тракта, большого – деятельность головного мозга. В этой связи можно использовать пальчиковые игры, применяемые на уроках для развития моторики, памяти, внимания детей.  В Китае после утомительной работы используют древний массаж языка, при котором язык медленно движется сначала в одну сторону, потом в другую. Повторить 15­18 раз.   10   Дыхательное   упражнение   с   интенсивным   выдохом,   как   при   рубке   дров, сопровождающееся   звуком   «ха»,   поможет   избавиться   от   отрицательных эмоций.  Для  этого  надо  сесть  на стул,  представить  перед  собой  пеньки  и «рубить»   их   двумя   руками,   заключёнными   в   плотный   замок.   Когда   силы иссякнут, представьте перед собой часы с секундной стрелкой и следите за её движением. При этом действии ум, тело будут опустошаться и успокаиваться (методика М.Шойфета).  В странах Востока йоги издревле лечили болезни пальцами рук, сложенными особым образом (мудрами). Пальцы перед началом процедуры нужно размять. Нельзя одновременно выполнять мудры и заниматься посторонними делами (читать,   смотреть   телевизор).   Например,   мудра   жизни   способствует повышению   работоспособности   и   выносливости,   возвращает   ощущеие бодрости   и   хорошего   самочувствия,   позволяет   повысить   остроту   зрения. Техника выполнения: соединить кончики безымянного и большого пальцев с мизинцем,   не   сгибая   при   этом   остальных   пальцев.   Выполнять   мудру синхронно обеими руками. Повернувшись лицом в сторону севера, держать руки без напряжения на уровне лица – от надбровных дуг до подбородка. Вдох осуществлять через нос, выдох через рот. Большой эффект достигается, если во время выполнения мудры человек будет думать о том, что доставляет радость.   Перед   началом   беседы   с   «трудным»   учеником   дотроньтесь   кончиками пальцев до своих глаз, проведите ладонями по лицу от лба к подбородку, как бы   снимая   маску   учителя   (методика   Н.Самоукиной).   Для   успешности коммуникативного   диалога   нужно   «надеть»   маску   релаксации:   расслабить мышцы лба и бровей, верхние веки спокойно опустить, глазные яблоки слегка повернуть   кверху   так,   чтобы   внутренний   взор   оказался   устремлённым   в бесконечность в области переносицы. Язык должен стать мягким, его кончик – находиться у корней верхних зубов. Губы полуоткрыты, разомкнуты.  В общении с коллегой по работе старайтесь сформировать для себя «второй план» беседы: как ваш собеседник воспринимает вас, что он думает о вас, что говорит   и   не   говорит,   что   чувствует.   Если   же   вас   всё­таки   обидели, проделайте   нежные   поглаживания   солнечного   сплетения   по   направлению часовой   стрелки.   Это   самое   мощное   из   нервных   сплетений,   чутко реагирующее на эмоциональные проявления организма. Скажите себе тёплые успокаивающие слова, и обида пройдёт. Помните слова И.В.Гёте: «Хотеть не достаточно, надо действовать». Веское основание имеет под собой изречение древнегреческого философа Аристотеля: «Для того, чтобы быть счастливым, надо быть доброжелательным!» Жизнь показывает, что недоброжелательных людей  11 часто   посещает   чувство   вины,   они   чаще   болеют,   испытывают   душевный дискомфорт. Будем же доброжелательны друг к другу, а значит счастливыми.

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017