Статья Роль двор-сада как биоэкологической образовательной коррекционно-развивающей среды в социализации обучающегося с умственной отсталостью
Оценка 4.9
Лекции
docx
биология
1 кл—11 кл
02.01.2019
Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное
влияние на развитие молодой души, с которым
трудно соперничать влиянию педагога.
К. Д. Ушинского
Тяжелое положение лиц с выраженными интеллектуальными и физическими нарушениями – одна из актуальных социальных проблем современной России. Дети-инвалиды в большей степени
Роль двор-сада.docx
Цибенкова Т.П.,
учитель биологии,
ГБОУ школаинтернат №115 г. Самара
email: tcibenkova
2012@
yandex
. ru
Роль дворсада как биоэкологической образовательной коррекционно
развивающей среды в социализации обучающегося с умственной отсталостью
Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное
влияние на развитие молодой души, с которым
трудно соперничать влиянию педагога.
К. Д. Ушинского
Тяжелое положение лиц с выраженными интеллектуальными и физическими
нарушениями – одна из актуальных социальных проблем современной России. Дети
инвалиды, по сравнению с другими людьми, в большей степени нуждаются в социокультурных
услугах. В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) для
обучающихся с умственной отсталостью говорится об «установлении и реализации
социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой» [1].
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) растет. В
настоящее время в коррекционную школу приходят дети, которые раньше считались
необучаемыми. Их обучение вследствие грубых нарушений психофизического развития
происходит очень медленно, и оно будет тогда эффективным, когда полученные знания будут
закрепляться в повседневной жизни. Решение данной задачи возможно при правильной
организации внеурочной деятельности. Согласно ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью определены направления внеурочной деятельности:
спортивнооздоровительное;
нравственное;
общекультурное;
социальное.
Экологическое воспитание охватывает все направления внеурочной деятельности. В нашей школе 272 обучающихся. Есть дети со сложной структурой нарушенного
развития.
Структура дефекта обучающихся ( колво)
60
57
50
40
30
20
10
4
34
0
тяжелые и множественые нарушения развития
41
РАС
В школеинтернате №115 большое внимание уделяется вопросам формирования
активной экологической позиции обучающихся, которые решаются через «организацию
целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную
деятельность» [1]. Работа по формированию экологической культуры обучающихся с
умственной отсталость строится на основе системнодеятельностного и индивидуально
дифференцированного подходов. В школе – интернате №115 уже 4ый год реализуется
проект «Экологическая радуга». В рамках данного проекта действует кружок «Радуга».
Рождается идея превратить школьный двор в дворсад: посадить красивые деревья,
создать липовую аллею, разбить постоянно цветущие клумбы. Разрабатывается проект
«Экологическая радуга», активными участниками которого становятся все субъекта
образовательного процесса.
Цель проекта – создание дворсада.
Задачи
1. Формировать у обучающихся с умственной отсталость
представлений об
экологической культуре.
2. Формировать активную экологическую позицию у обучающегося с умственной
отсталостью.
3. Оптимизация межличностных отношений участников образовательного процесса. Данные задачи формируют те нравственные ценности, которые обозначенные
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Результаты проекта «Экологическая радуга»:
красивый школьный двор;
желание обучающегося с умственной отсталостью умножать эту красоту;
самостоятельная практическая деятельность обучающихся с умственной
отсталость по выращиванию и уходу за культурными растениями;
новые формы кружковой работы (конкурсы, выставки, проекты, творческие
отчеты, стенгазеты);
сплоченный детский коллектив.
Актуальность проекта создание инновационной коррекционноразвивающей среды
для повышения реабилитационного потенциала обучающихся с умственной отсталостью.
Практическая значимость проекта состоит в том, что он позволяет в комплексе
построить учебную, и внеурочную деятельность по экологическому воспитанию.
На подготовительном этапе обучающихся собирали и анализировали материал о
садовых и цветковых растениях, ездили на экскурсии в парки, скверы города, анализировали
опыт других школ, что то они заимствовали, что то полностью отвергалось. Школьники
создавали эскизы клумб, газонов, аллей.
Сюжетные линии проекта реализовались комплексом мероприятий: выращивание
рассады, смотрыконкурсы «Чудесный пенек», «Праздник цветов», «День рождения
липовой аллеи», «Веселый газон».
Первые цветы удивили и порадовали всех участников проекта. Даже те, кто не
принимал участие, с гордостью говорили: «Это клумба нашего класса. Эти цветы Гриша
посадил». Чувство прекрасного, чувство гордости за своих одноклассников и видимый
результат активизировали даже очень пассивных обучающихся.
Второй год реализации проекта дворсада это зеленые туи , многолетники (флоксы,
ирисы, хризантемы) радуют взгляд, розарий вызывает восхищение. Коллективная работа в
саду, с красивыми цветами сплотила детей. Сейчас в школе нет детейодиночек.
Этот проект положительно повлиял и обучающихся с расстройством аутистического
спектра:
все обучающиеся дети данной категории участвовали в проекте «Экологическая
радуга»; работа с землей, цветами позитивно повлияла на их эмоциональное самочувствие этих
детей: они переживали, радовались за свои цветы. Шло развитие их моторной сферы,
вырабатывался алгоритм действий работы с землей и растениями;
что особенно важно повысилась их речевая активность: дети обращались с просьбой
не только к своему педагогу, но и к обучающимся других классов.
Творческие коллективные дела по украшению дворсада. позволяют каждому
обучающемуся не зависимо от его возраста и психофизического состояния почувствовать
себя нужным и умелым.
С проектом дворсад мы уже неоднократно выходили на большую сцену. Дети трижды
совместно с педагогами приняли участие в конкурсе «Эко лидер», становясь лауреатами в
номинации «Образование» «Образовательное учреждение среднего звена
Работа кружка «Радуга» совершенствуется, расширяется ее образовательное
пространство: дети сажают клумбы в центре «Семья» Промышленного района и в пансионате
для детейинвалидов с умственной отсталость.
Кружковая работа, общественно полезный труд и другие средства внеурочной
деятельности играют значимую роль именно в работе с обучающимися, имеющие тяжелые и
множественные нарушения развития, в формировании их жизненных компетенций.
Реализация проекта «Дворсад» способствует
не только более прочному
усвоению предметов естественного цикла, но и помогает решить вопросы профессионального
самоопределения и социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.. Итоги лонгитюдного исследования профессиональных интересов и предпочтений
обучающихся 9 –11 классов свидетельствуют о стойком интересе старшеклассников к
профессиям экологобиологического цикла. Все это подчеркивает важность экологического
воспитания для социализации обучающихся с умственной отсталостью. Результаты динамики профессионального интереса обучающихся 9 11 классов за три года к профессиям типа человек природа
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
43.6
38.5
20.5
2014-15 уч. год
2015-16уч. Год
2016-17 уч. год
Список использованной литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 « Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями»).
Статья Роль двор-сада как биоэкологической образовательной коррекционно-развивающей среды в социализации обучающегося с умственной отсталостью
Статья Роль двор-сада как биоэкологической образовательной коррекционно-развивающей среды в социализации обучающегося с умственной отсталостью
Статья Роль двор-сада как биоэкологической образовательной коррекционно-развивающей среды в социализации обучающегося с умственной отсталостью
Статья Роль двор-сада как биоэкологической образовательной коррекционно-развивающей среды в социализации обучающегося с умственной отсталостью
Статья Роль двор-сада как биоэкологической образовательной коррекционно-развивающей среды в социализации обучающегося с умственной отсталостью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.