Роль мониторинга в оценивании предметных и
метапредметных результатов обучающихся основной школы
на уроках математики.
Образовательный мониторинг является комплексной технологией,
объединяющей в себе ряд последовательных действий таких как:
составление организационной модели проведения мониторинга;
целеполагание и определение предмета мониторинга;
разработка критериев оценивания;
разработка инструментария;
анализ и интерпретация полученных результатов.
В рамках работы по введению ФГОС ООО БОУ «Чекрушанская СОШ»
принимает участие в нескольких видах мониторинга: Национальный
мониторинг, региональный и школьный мониторинг.
Процедурами национального мониторинга является итоговая
аттестация (ЕГЭ И ОГЭ) и Всероссийские проверочные работы
(ВПР).Объектом оценки этих мониторингов является уровень
сформированности предметных и метапредметных результатов.
Интерпритация результатов ГИА в оценку по предмету математики
происходит в соответствии со Шкалой пересчета суммарного балла за
выполнение экзаменационной работы в целом в отметку по математике.
Результаты ГИА особенно важны для обучающихся 9 класса, продолжающих
свое обучение в школе, потому что есть возможность провести еще раз работу
над ошибками. Учитель видит основные трудности учеников и строит
коррекционную работу с 10 классом по формированию предметных УУД.
Так, учитывая анализ прошлогоднего ОГЭ, в этом году мы уделили больше
внимания геометрическим задачам и задачам второй части. Как результат, все
обучающиеся сдали ОГЭ по математике, качество составило 66%, 50 %
сдававших решили по нескольку задач из второй части.
Во всероссийских проверочных работах по математике в этом учебном
году приняли участие только 4 класс. В качестве эксперимента мы провели
такую работу в 5 классе. Результаты получились неоднозначные. С работой
справилось 90% обучающихся. Качество выполнения было ниже, чем среднее
по классу. Анализируя результаты работы, мы выделили несформированность
не столько предметных УУД, столько метапредметных – не умеют
интерпритировать условие задачи, находить в тексте нужную информацию,
представленную в неявном виде, понимать текст.
Региональный мониторинг представлен процедурами
Групповые проекты (48 классы)
Комплексные работы (48 классы) Мониторинг образовательных достижений по различным предметам
Данный вид мониторинга так же предполагает оценку как предметных,
так метапредметных результатов. Наша школа уже четыре года принимает
участие в региональном мониторинге образовательных достижений.
Результаты мониторинга позволяют сравнить внутреннюю оценку
образовательных достижений, обучающихся с оценкой независимой, выявить
общие проблемы в изучении математики, геометрии, в применении
математических знаний (комплексная работа). Отрицательным моментом
можно считать то, что контрольные проводятся каждый год по разным
предметам, и сравнить результаты одного и того же класса, проследить
динамику невозможно.
Рис.1 Диаграмма результатов регионального мониторинга
БОУ «Чекрушанская СОШ»
% выполнения
базовый уровень
повышенный уровень
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
2013 г. 5 кл
2014 г. 6 кл
2015 г. 6 кл
2016 г 8 кл.
На диаграмме видно, что можно сравнить результаты за первые два
года, так как это один и тот же класс, далее мы можем анализировать только
типичные ошибки каждого класса.
Наиболее точно и подробно можно оценить метапредметные результаты
при выполнении комплексной контрольной работы. В БОУ «Чекрушанская
СОШ» выполнение такой работы является обязательной для всех классов,
реализующих ФГОС. Работа проводится дважды: в первом и втором
полугодиях. Во втором полугодии –это региональные работы. По результатам
комплексных работ в 5 8 классах можно сказать о низком уровне умения
создавать и преобразовывать модели, схемы и рисунки для решения задач,
владеть логическими операциями, устанавливать простые связи, не
показанные на прямую. Как правило математических заданий в комплексой
работе не много, но они довольно нестандартные, напоминают задания ВПР.
Поэтому повторяются и ошибки.
Школьный мониторинг представлен стартовым, промежуточным и
итоговым мониторингом(промежуточная аттестация), так же комплексной
работой и индивидуальным итоговым проектом. Каждый элемент системы
предполагает рефлексию и коррекцию полученных результатов. Оценивая результаты диагностических контрольных работ, мы
проверяем уровень сформированности не только предметных, но и
метапредметных результатов. Основой для успешного выполнения таких
работ является сформированность вычислительных навыков, умение работать
с текстом задачи, работа с таблицами, графиками, диаграммами, умение
распределить время на выполнение работы и другие умения. При сравнении
результатов стартовой, промежуточной и итоговой контрольных работ можно
сделать вывод об уровне сформированности предметных и метапредметных
УУД у каждого ученика. Для этого учителем ведутся «Таблицы оценки
сформированности УУД обучающихся». Если работа выполняется на низком
и пониженном уровне, то далее идет тьюторское сопровождение:
прорабатываются основные правила и приемы решения, предлагается
индивидуальный маршрут по отработке и закреплению плохо усвоенной темы,
критерии для самооценки, эталоны правильных решений, назначается дата для
выполнения другого варианта контрольной работы. В 56 класса провести
диагностику сформированности УУД помогают пособия Дюминой
«Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД». В
пособии разработан входной, тематический и итоговый контроль. К каждой
теме представлен лист самооценки, тьюторское сопровождение и
индивидуальный образовательный маршрут.В начале и конце года заполняется
карта знаний, позволяющая оценить уровень сформированности УУД.
В этом году новым видом диагностики стал итоговый индивидуальный
проект. По математике такой проект выполнял один ученик 9 класса, мы
работали над составлением пособия по решению задачи №23 из ОГЭ. Проект
был защищен на отметку отлично, в дальнейшем с этой работой выступили на
16 НПК обучающихся в Тарском филиале Ом ГАУ, где заняли первое место.
Все это свидетельствует о высоком уровне сформированности
метапредметных и предметных УУД у данного ученика. Для оценивания
уровня сформированности УУД мы пользовались критериями,
разработанными в ИРООО.
образовательных результатов позволяет:
Таким образом, системный подход к мониторингу достижения
•
выявить уровень развития метапредметных и предметных умений
у обучающихся и продумать их дальнейшее развитие;
показать индивидуальные достижения обучающихся, выявить
проблемы и скорректировать работу по освоению УУД;
•
•
конструировать индивидуальные программы развития УУД у
учащихся средствами предмета; •
координировать и согласовывать деятельность учителей разных
предметов и образовательных областей в развитии и отслеживании
универсальных учебных действий.
Отслеживание образовательных результатов как текущих, так итогового
освоения курса математики позволяет формировать индивидуальные
образовательные достижения учащихся, их продвижение в освоении
планируемых результатов, обеспечивать современное качество образования. Лист оценки процесса подготовки и реализации
итогового индивидуального проекта
Критерии
Показатели
Вариант
шкалы
оценивания
3 – 2 – 1
оценивается
каждый
показатель
3 – 2 – 1
оценивается
каждый
показатель
3 – 2 – 1
оценивается
каждый
показатель
Сформированно
сть
познавательны
х действий
Сформированно
сть
регулятивных
действий
Сформированно
сть
коммуникативн
ых действий
обрабатывать информацию (группировка, схематизация, упрощение и
преобразовать известное с получением нового результата, нового
вести целенаправленное наблюдение, сопровождающееся
Учащийся способен:
символизация, визуализации);
выполнять логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификация, установление связей, рассуждения,
отнесение к известным понятиям);
выдвижением и проверкой предположений;
взгляда на известное;
известное, или уточняющую границы применимости известного;
области знания
Учащийся способен:
найти новое применение известному;
устанавливать новые связи и отношения;
выдвигать и проверять новые идеи;
интерпретировать и оценивать (результаты, суждения);
переносить знания и способы действий на новые объекты, новые
найти новую информацию, подтверждающую или опровергающую
определять цель своей работы и планировать ее;
контролировать процесс выполнения задания и качество его
выполнения;
оценивать процесс и результат деятельности, соотнося результат
выполнения задания:
a) со своим пониманием учебной задачи, своим замыслом или
b) с предоставленными учителем или с разработанными совместно
критериями оценки или
c) с выбранным способом выполнения задания
выявлять позитивные и негативные факторы, повлиявшие на
выполнение задания;
ставить для себя новые личные цели и задачи
Учащийся способен:
участвовать в обсуждении, диалоге в процессе защиты проекта;
создавать устное высказывание и текст в соответствии с
коммуникативной задачей, темой и форматом;
оформить выполненную работу, представить её результаты,
аргументированно отвечать на вопросы
Умение раскрывать содержание работы, в соответствии с
заявленной темой
3 – 2 – 1
оценивается
каждый
показатель
Сформированно
сть
предметных
знаний и
способов
действий
Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале: «3» -
показатель представлен полностью, в достаточной мере, «2» - показатель
представлен частично, «1» - показатель не представлен. Максимальное
количество баллов – 54.
Статья "Роль мониторинга в оценивании предметных и метапредметных результатов обучающихся основной школы на уроках математики"
Статья "Роль мониторинга в оценивании предметных и метапредметных результатов обучающихся основной школы на уроках математики"
Статья "Роль мониторинга в оценивании предметных и метапредметных результатов обучающихся основной школы на уроках математики"
Статья "Роль мониторинга в оценивании предметных и метапредметных результатов обучающихся основной школы на уроках математики"
Статья "Роль мониторинга в оценивании предметных и метапредметных результатов обучающихся основной школы на уроках математики"
Статья "Роль мониторинга в оценивании предметных и метапредметных результатов обучающихся основной школы на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.