ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Любовь Борзенкова Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Статья «Школьный музей как центр   краеведческо-исследовательской  деятельности школьников»
Просмотр файла:

«Школьный музей как центр краеведческо-исследовательской деятельности школьников».docx - Статья «Школьный музей как центр краеведческо-исследовательской деятельности школьников»


Все файлы публикации > «Школьный музей как центр краеведческ....docx
Статья «Школьный музей как центр   краеведческо-исследовательской  деятельности школьников»

Борзенкова Л.Г.,
старший вожатый МОУ «Новоуколовская СОШ»
«Школьный музей как центр
краеведческо­исследовательской деятельности школьников»

«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, –
основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего
общества».
Задача краеведческо­исследовательской деятельности
молодого поколения
в школе решается через различные аспекты, но одним из важнейших является школьный
музей.
Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма, культурной
личности школьника, помогает заложить нравственные основы, которые сделают их
более устойчивыми к нежелательным влияниям, учит их правилам общения и умению
жить среди людей, помогает воспитать в детях чувство достоинства и гордости,
ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Педагогический коллектив школы считает, что основой этого направления
является изучение истории своего села, своей школы, сохранение традиций.

Краеведческий музей в школе работает с 1981 года. Инициатором его создания
были ветераны педагогического труда Саламахина Зоя Александровна, Затонских
Зинаида Ивановна, Лытнева Нина Семеновна.
Музей имеет паспорт и включен в реестр музеев Белгородской области.
Музей стал тем местом, где воплощены были замыслы и реализованы многие цели
учителей и ребят. Это школьный проект по созданию музея, над которым работали в
течение длительного времени.

Вся краеведческо­исследовательская работа школьного музея ведется по пяти
основным направлениям:
­ история школы,
­ история родного края,
­ на рубеже войн,
­ история русского костюма,
­предметы быта, крестьянская утварь и орудия труда,
­православный уголок.
Поисковая работа объединяет, заставляет думать и помнить о тех, кто уже не
придет никогда. Ребята учатся работать с архивными документами, общаться с людьми,
находят себе друзей.
Исследовательская работа обучающейся
Резентюк Анны «Летопись села
Новоуколово Красненского района Белгородской области» помогает ребятам на
примерах знакомых им людей (жителей села) проследить их судьбы, в том числе, солдат
на фронтах Великой Отечественной войны и оценить вклад односельчан в дело Победы.
Ребятам важно понять ту нить, которая связывает все поколения. Прочувствовать, что
история страны непосредственно связана с историей села, историей своей семьи.

Статья «Школьный музей как центр   краеведческо-исследовательской  деятельности школьников»

Обучающаяся школы Попова Анна в исследовательской работе «От солдата ­ до
генерала. Наш земляк ­ генерал­лейтенант Андрей Никитич Астанин» раскрывает
боевой путь видного советского военачальника, человека, внесшего огромный вклад в
достижение Победы над германским фашизмом, нашего земляка, генерала­лейтенанта
Астанина Андрея Никитовича. 40 лет своей жизни отдал Андрей Никитович военной
службе. За эти годы он прошел большой путь — от красноармейца до генерала.
В 1965 году, в год двадцатилетия Великой Победы, одной из УЛИЦ поселка
Большая Ижора Ломоносовского района Ленинградской области было присвоено имя
нашего земляка, командующего Приморской оперативной группой Ленинградского
фронта генерал­лейтенанта Андрея Никитовича Астанина, а также в честь земляка
названа улица в нашем селе Новоуколово.
В школьном музее создана экспозиция, посвященная генерал­лейтенанту
А.Н.Астанину. Хранятся вещи, переданные в дар музею родственниками Андрея
Никитовича.
Киселева Виктория в исследовательской работе «Война в истории моей
семьи» рассказывает о судьбе прадедушки Стрекозова Василия Григорьевича,
участника великих сражений 1941­1945 года.
В рамках реализации проекта «Развитие детского туризма на территории
Белгородской области», расширения представлений о родном крае, работая по
Дневнику юного путешественника Белгородской области, экскурсионная группа музея
разработала маршрут экскурсии «Моя малая Родина. Жемчужинки Красненского
района».

Обучающиеся МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»
участвуют в реализации Всероссийского Проекта «Бессмертный полк». Главная цель
«Бессмертного полка» ­ сохранение в каждой российской семье памяти о солдатах
Великой Отечественной войны. Ребята провели поисковую работу по сбору
информации о ветеранах Великой Отечественной войны:
встречались
с родственниками погибших, вели записи их рассказов, нашили фотографии ветеранов
Великой Отечественной войны, материал оформили в виде альбома.
9 мая
«Бессмертный полк» проходит по улицам села Новоуколово.

В 2016 году на базе музея разработан и реализован проект «Создание музейной
экспозиции «Школа: история и современность» в МОУ «Новоуколовская средняя
общеобразовательная школа».
Идея проекта напрямую связана с решением проблемы недостаточности знаний у
учащихся об истории родной школы. Школа является основным центром знаний и
культуры. За годы существования школы из её стен было выпущено 1800 учеников.
Многие жителей нашего села – ее выпускники, когда учились в школе, участвовали в
общественной жизни школы, села. Но, повзрослев, они утратили свой потенциал.
Поэтому возникла необходимость в том, чтобы объединить силы школы (педагогов и
учащихся) и активных родителей – выпускников. Важно не только знать историю
школы, но и сохранить её для последующих поколений.

Статья «Школьный музей как центр   краеведческо-исследовательской  деятельности школьников»

Именно поэтому по материалам школьного музея, личных архивов была создана
музейная экспозиция «Школа: история и современность», сформированная по годам
работы директоров школы:
1961­1975 (Гозенко Н.Д.),
1975­1995 (Саламахина З.А.),
1995­2004 (Соболева Н.Н.),
2004­2009 (Шеншина Н.Н.),
2009­… (Конищева С.А.).
Оформленные информационные стенды об истории школы размещены в
голубой рекреации школы, где проходят все школьные мероприятия.
Презентация проекта состоялась на вечере встречи выпускников 4 февраля
2017 года.
Все работы используются на уроках при изучении истории, обществознания, при
проведении внеклассных мероприятий. Именно использование материалов школьного
музея на уроках истории и во внеклассной работе помогает воспитывать в ребятах
любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и
тревогах, радостях и праздниках. Такая работа способствует возрождению русского
национального характера российской духовности, помогает воспитывать у детей
бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа,
любовь к родному краю.
Обучающиеся школы принимают участие в реализации региональных проектов
«Развитие детского туризма», «С любовью ­ по родному краю», муниципального
проекта « Организация и проведение экскурсионных маршрутов «Музейные субботы»,
совершают экскурсионные поездки и пополняют свои знания об исторических,
археологических и культурных объектах Черноземья.
Большим потенциалом обладает школьный музей при изучении программных
школьных дисциплин, это уроки истории, литературы, географии. Цель урока в музее ­
получение обучающимися знаний по определенным предметам или закрепление и
углубление уже полученных. При этом музейная экспозиция выступает не как
иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник знания.
В текущем учебном году были проведены уроки: «Русь моя родная», «История
села родного края: быт и нравы местных жителей» (подготовка к сочинению­
рассуждению»), «Виртуальная экскурсия в дом­музей И.С.Тургенева», «Героический
подвиг генерел­лейтенанта А.Н. Астанина».
Итогом реализации проектов и исследовательских работ является активное
участие школьников в краеведческих конкурсах, формирование у них навыков
исследовательской деятельности, пополнение фондов школьного музея для
использования в воспитательной работе.

Статья «Школьный музей как центр   краеведческо-исследовательской  деятельности школьников»

Список использованной литературы
1.Музееведение. Вопросы теории и методики. М., 1987.
2. Методика историко ­ краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова.
М., 1982.
3. Разиньков А. Р 17 Уколовцы. – Белгород: «Везелица», 1999. ­128с., 14 с. ил.

Статья «Школьный музей как центр   краеведческо-исследовательской  деятельности школьников»

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл