Статья «Системно-деятельностный подход в современной образовательной среде».
Оценка 4.7

Статья «Системно-деятельностный подход в современной образовательной среде».

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык
11 кл
08.04.2017
Статья «Системно-деятельностный подход в современной образовательной среде».
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Статья «Системно-деятельностный подход в современной образовательной среде»..docx
Статья «Системно­деятельностный подход в современной образовательной среде». Системно­деятельностный  подход   позволяет   выделить   основные   результаты   обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование   универсальных   учебных   действий,   которые   выступают   основой образовательного   и   воспитательного   процесса.   Овладение   учащимися   универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний,   умений   и   компетентностей,   включая   организацию   усвоения,   то   есть   умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные   действия,   порождающие   широкую   ориентацию   обучающихся   в   различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В   широком   значении   термин   «универсальные   учебные   действия»   означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В   более   узком   (собственно   психологическом   значении)   термин   «универсальные учебные   действия»   можно   определить   как   совокупность   действий   обучающегося,   социальную   компетентность, обеспечивающих   его   культурную   идентичность, толерантность,   способность   к   самостоятельному   усвоению   новых   знаний   и   умений, включая организацию этого процесса. Функции универсальных учебных действий включают: ­   обеспечение   возможностей   обучающегося   самостоятельно   осуществлять   деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; ­ создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; ­ обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями Формирование   универсальных   учебных   действий   как   цель   образовательного   процесса определяет его содержание и организацию. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Универсальные   учебные   действия,   их   свойства   и   качества   определяют   эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо   организовать   эти   поиски,   управлять,   развивать   их   познавательную деятельность. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с  вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого  условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя, она  может совпадать или не совпадать с целью урока. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.Учебное действие – действие по  созданию образа.Образ – слово, рисунок, схема, план.Оценочное действие – я умею! У меня получится!Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование  мировоззрения) Вместо   простой   передачи   знаний,   умений,   навыков   от   учителя   к   ученику приоритетной   целью   школьного   образования   становится   развитие   способности   ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Базовым   документом   Концепции   новых   образовательных   стандартов   является программа   развития   универсальных   учебных   действий,   призванная   конкретизировать требования   к   результатам   общего   образования   и   дополнить   традиционное   содержание учебно­воспитательных   программ.   Необходимо   оценивать   готовность   школьников   к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений навыков,   сколько   на   базе   сформированности   основных   видов   универсальных   учебных действий. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической   составляющей   фундаментального   ядра   содержания   образования. Поэтому   важнейшей   задачей   является   формирование   совокупности   универсальных учебных действий как метапредметных результатов образования. В   основе   ФГОС   лежит  системно­деятельностный   подход,   который предполагаеториентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта,   где   развитие   личности   обучающегося   на   основе   усвоения   универсальных учебных   действий,   познания   и   освоения   мира   составляет   цель   и   основной   результат образования. Особенностью системно­деятельностного подхода является положение о том, что психологические   функции   и   способности   есть   результат   преобразования   внешней предметной   деятельности   во   внутреннюю   психическую   деятельность   путем последовательных   преобразований.   При   этом   содержание   образования   проектирует определенный тип мышления ребенка – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. Содержание же учебного предмета выступает как система научных понятий,   конституирующих   определенную   предметную   область.   В   основе   усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий. Системно­деятельностный   подход   приводит   к   пониманию   того,   чем   являются   в широком смысле слова стандарты образования. Такой подход не отрицает ЗУНовского подхода.   На   оперционально­технологическом   уровне   без   ЗУНов   ничего   не   получится. Вместе   с   тем,   действует   еще   одна   формула:   компетенция   —   деятельность   — компетентность. Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через   деятельность,   чтобы   стать   компетентностью,   как   характеристикой   личности.   Эта формула   помогает   нам   понять,   что   такое   компетентность.   Это   знание   в   действии.   И компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им. Системно­деятельностный   подход   к   результатам   образования,   означает,   в частности,   что   изменяется   представление   о   содержании   образования.   Его   состав,   в соответствии с принятым подходом к формированию стандарта и конкретизирующей его системой нормативных документов, определяется не только традиционной «ЗУНовской» составляющей, отражающей систему взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов, но и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах – индивидуальной или совместной – ее организации. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: ­личностные   результаты —   готовность   и   способность   обучающихся   к   саморазвитию, сформированность   мотивации   к   учению   и   познанию,   ценностно­смысловые   установки выпускников   начальной   школы,   отражающие   их   индивидуально­личностные   позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; ­метапредметные   результаты —   освоенные   обучающимися   универсальные   учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); ­предметные   результаты —   освоенный   обучающимися   в   ходе   изучения   учебных предметов   опыт   специфической   для   каждой   предметной   области   деятельности   по получению   нового   знания,   его   преобразованию   и   применению,   а   также   система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных   предметов,   так   и   программы   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные   результаты   формируются   за   счёт   реализации   программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов. В   результате   изучения   предметов   на   ступени   начального   общего   образования   у выпускников   будут   сформированы   личностные,   регулятивные,   познавательные   и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В   сфере   личностных   универсальных   учебных   действий   будут   сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы. В   сфере   регулятивных   универсальных   учебных   действий   выпускники   овладеют всеми   типами   учебных   действий,   направленных   на   организацию   своей   работы   в образовательном   учреждении   и   вне   его,   включая   способность   принимать   и   сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В   сфере   познавательных   универсальных   учебных   действий   выпускники   научатся воспринимать   и   анализировать   сообщения   и   важнейшие   их   компоненты   —   тексты, использовать   знаково­символические   средства,   в   том   числе   овладеют   действием моделирования,   а   также   широким   спектром   логических   действий   и   операций,   включая общие приёмы решения задач. В   сфере   коммуникативных   универсальных   учебных   действий   выпускники приобретут   умения   учитывать   позицию   собеседника   (партнёра),   организовывать   и осуществлять   сотрудничество   и   кооперацию   с   учителем   и   сверстниками,   адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Системно­деятельностный   подход   обеспечивает   достижение   планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. В целом системно­деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе ставится   и   решается   основная   задача   образования   —   создание   условий   развития гармоничной,   профессионально   нравственно   совершенной,   социально   активной, компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для реализации   системно­деятельностного   подхода   необходимо   перейти   от   освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни.   Соответственно,   специфические   для   каждого   учебного   предмета   действия   и операции   должны   быть   дополнены   универсальными   (метапредметными)   учебными действиями. Системно­деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской   идентичности,   указывает   и   помогает   отследить   ценностные   ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Статья «Системно-деятельностный подход в современной образовательной среде».

Статья «Системно-деятельностный подход в современной образовательной среде».

Статья «Системно-деятельностный подход в современной образовательной среде».

Статья «Системно-деятельностный подход в современной образовательной среде».

Статья «Системно-деятельностный подход в современной образовательной среде».

Статья «Системно-деятельностный подход в современной образовательной среде».

Статья «Системно-деятельностный подход в современной образовательной среде».

Статья «Системно-деятельностный подход в современной образовательной среде».

Статья «Системно-деятельностный подход в современной образовательной среде».

Статья «Системно-деятельностный подход в современной образовательной среде».

Статья «Системно-деятельностный подход в современной образовательной среде».

Статья «Системно-деятельностный подход в современной образовательной среде».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2017