Статья «Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках музыки с учетом достижений педагогической науки и на основе отечественных традиций»
Оценка 5

Статья «Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках музыки с учетом достижений педагогической науки и на основе отечественных традиций»

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
музыка +1
Взрослым
25.02.2019
Статья   «Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках музыки  с учетом достижений педагогической науки и на основе отечественных традиций»
Каждому ребенку я отдаю частичку своей души. Я надеюсь и верю, что мои ученики войдут во взрослую жизнь с сердцами, наполненными любовью, добротой и радостью. Занимаясь с детьми, наблюдая за ними в процессе работы, я регулярно занимаюсь исследовательской деятельностью, В данной статье я делюсь своим педагогическим опытом в направлении духовно-нравственного воспитании детей на уроках музыки и во внеурочное время.
статья Мукомолова.docx
Содержание, формы и методы духовно­нравственного воспитания на уроках музыки  с учетом достижений педагогической науки и на основе отечественных традиций   общего   образования   является          Степень развития   любого государства зависит от образованности и культуры его общества.   Во   все   времена     духовно­нравственное   воспитание   является   целью педагогической науки. Педагогу здесь  отводится  особая  миссия: вложить в каждого ребенка частичку своей души, чтобы  в  будущем  он  состоялся как высокоразвитая личность.     Основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта   основного     «Концепция   духовно­ нравственного  развития  и  воспитания»,  которая  определяет  цели  и задачи,  систему базовых   национальных   ценностей,   принципы   духовно­нравственного   развития   и воспитания личности. Идейные ресурсы современного образования заложены не только в Федеральном государственном стандарте образования, но и  в проекте «Наша новая школа», в новой редакции «Закона об образовании».       Богатый   внутренний мир ребенка находится в постоянном поиске.   Мы должны помочь найти ответы на  возникающие вопросы, чтобы каждый нашел свой путь.  И вот именно   здесь   и   приходит   на   помощь     искусство,     которое   является   важнейшим средством раскрытия нравственного и духовного потенциала.     Урок музыки ­ это процесс передачи духовных ценностей, поиска истины средствами музыки от педагога   к ученикам. Н.А.Терентьева, ученый­новатор,                   г.Санкт­ Петербург,   рассматривает   урок   музыки   как   «процесс   выявления   творческих возможностей ребенка, развитие воображения, чувства и мышления». Духовность ­ это почва,   на которой расцветает  внутренний  мир   человека. Учитель музыки, являясь носителем культуры,   образцом   эстетического вкуса и идеала,   передает все самое лучшее,  своим ученикам.      Прослушав музыкальное произведение,   ребенок не станет немедленно духовным: музыка   лишь   будит   дарованные   человеку   природой   высокие   чувства.     В   процессе активного слушания,   ядром которого является переживание ­ главная составляющая музыкальности человека ­ у ребенка пробуждаются эстетические образы, сочувствие, способность   искренне   радоваться   за   других,     стремление   сделать   мир   красивее   и гармоничнее.      Знание,   опыт   и     интуиция   помогают   педагогу   убрать   детскую   зажатость   и     ­ равнодушие.   способствовать     «раскрепощению   созидательных   сил   ребенка»   (Л.Г.Дмитриева). Каждый   урок   музыки   несет   в   себе   оздоровительный   психологический   эффект, препятствует   развитию   переутомления,     разгружает   эмоциональную   сферу.   Эта особенность отличает урок музыки  от других уроков. Огромную радость испытываешь глядя на учеников, показывающих свою индивидуальность, желающих действовать и общаться.     «Музыка,   в   ее   духовном   аспекте,   способна   творить   чудеса В своей работе  использую такие методы как:  метод художественного, нравственно­ эстетического познания музыки; метод интонационно­стилевого постижения музыки; метод эмоциональной драматургии; метод концентричности организации музыкального материала;   метод  «забегания   вперед   и возвращения   к пройденному»  метод   создания «композиций»  (в форме   диалога,  музыкальных   ансамблей   и др.);   метод   игры;   метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).       На уроках я стремлюсь к тому, чтобы дети получали нравственный опыт через постижение глубины содержания музыки разных направлений. Особое  место на моих уроках занимают:  классическая, духовная  и  фольклорная музыка.        Первостепенная   роль   в   эмоциональном   воздействии   на   ребенка   отводится   классической   музыке.     Она   окружает   его   с   первых   шагов   в   школу.   На   уроках начального звена звучит золотой фонд  музыкальной культуры:  Л.Бетховен, Ф.Шопен, П.Чайковский,     С.Прокофьев,   С.Рахманинов,     М.Мусоргский   и   др.     Постепенно музыкальный репертуар обогащается и усложняется.   Детям становятся доступны к пониманию   уже   опера   и   балет.     В   первую   очередь   школьники   знакомятся     со знаменитыми   во   всём   мире   балетами:   «Щелкунчик»  П.И.Чайковского,   «Золушка» С.С.Прокофьева; операми   М.И.Глинки «Руслан и Людмила» и  «Иван Сусанин». Все эти   произведения   вносят   огромный   вклад   в   развитие   духовности   и   нравственности моих учеников.    «В   центре   внимания   педагога   должно   быть   не   столько   само   музыкальное произведение,   сколько   сопереживание,   душевное   состояние,   то   есть   нравственные изменения,   которые   возникают   в   детях».   (Л.В.Горюнова).     Это   главный   результат творческой   деятельности   учителя   и   ученика.   Духовная     музыка   умиротворяет   и успокаивает,   заставляет задуматься о вечных ценностях,   обрести покой мыслей и чувств.   Подготовка     к   таким   урокам     проходит   особенно   бережно.   Прежде   чем познакомить учеников шестого класса   с песней Ф.Шуберта «Аве Мария», я завожу разговор  о  маме.  Для   нежной  души  ребенка  это   самое  трепетное  слово,    о  ней  он говорит с особой теплотой и нежностью. Постепенно мы переходим к   теме урока. Именно на этом уроке я применяю метод сравнения, о котором писал Д.Б.Кабалевский. Проблемная ситуация   развивает фантазию   ребенка, происходит осмысление своих жизненных впечатлений.      С первого класса учащиеся знакомятся с ярким культурным наследием России, где музыкальное   искусство   представлено   наиболее   яркими   образцами   народного и композиторского творчества. Исторический памятник нашего района – Далматовский Успенский мужской монастырь является ярким примером этого наследия. Экскурсия в Храм    дает   возможность   услышать   пение   церковной   капеллы.   Дети   завороженно слушают  церковный  хор и, в этот  момент, открывается  детская душа,    обогащаясь новыми впечатлениями.     В  первом классе дети узнают о великом празднике Рождества Христова и народных обычаях   его празднования. Темы, посвященные христианским праздникам, введены в содержание всех учебников «Музыка».  Воспевание разными народами мира рождения Иисуса   Христа   находит   свое   выражение   в доступных   детскому   сознанию   образах рождественских   песен,   народных   песен­колядок.   Встреча   с такими   песнями,   как «Тихая   ночь»   Ф. Грубера,     «Ночь   тиха   над   Палестиной»   (народное   славянское песнопение), «Рождество Христово»,   «Аве Мария»  Ф.Шуберта и другими  приносит ребёнку  радость и счастье.          Не могу обойти стороной тему фольклора.  Это богатый источник дополнительной информации   для   ребенка   об   его   духовно­нравственных истоках.     Именно   здесь происходит  знакомство с народными традициями Далматовского района,  применяется Региональный   компонент.   Основным   средством  музыкального   воспитания   на   таких уроках является народное   пение.   Ему отводится особое место. «Разыграй песню» ­ такой   урок   проходит   в   каждом   классе   начального   звена.   На   уроках,   посвященных фольклору, наряду с музыкой я использую устное народное творчество: прибаутки, распевки,    потешки,  загадки,  стишки,  cказки.    На   основе   созданного   мной   кружка, оттачивается  вокальное   мастерство   детей   и   в   этом   направлении.  На   ежегодном районном празднике­конкурсе женского мастерства «Параскева Пятница» выступления детей   отмечены   призовыми   местами.   Особая   манера   народного   пения   вызывает неподдельную радость у старшего поколения.                                         Рис. 1. Областной  конкурс «Юбилей Курганской области»    Помимо музыкальных источников, на уроках я очень часто  использую репродукции картин     знаменитых   художников.   Понять   сходство   и   различие   художественных   и музыкальных образов помогает визуализация.  Примером может служить образ святого благоверного   великого   князя     героя, народного   заступника,   народная     память   о   котором   живёт     более   восьми   веков. Картину     «Александр   Невский»   П. Корина   дети   рассматривают,   слушая     кантату «Александр Невский» С.С.Прокофьева и анализируя оба  произведения.     Спектр всех видов деятельности на уроках музыки достаточно широк. Музыкальная театрализация сказок вызывает особый интерес. Примером может служить известная всем сказка «Теремок» на новый лад, где главные герои поют: Лисица – оперная певица,   Александра   Невского —   национального Зайка­побегайка   рок­музыки   всезнайка,  Волчец­серый   бочец,   серьёзного   рэпа   чтец (авторы     Томилко   О.В.   ст.преподаватель   кафедры   ГиЭО   ГАОУ   ДПО   ИРОСТ   и Кичигина С.В. учитель Музыки и Искусства  МБОУ «СОШ №45»).   Важной частью основного общего образования я считаю дополнительное образование. Все дети нашей школы вовлечены  во внеурочную деятельность по разным предметам и направлениям.   Результатом   моей   деятельности   является   участие   школьников   в районных и областных музыкальных конкурсах, олимпиадах, выставках. Наша  работа не раз была  отмечена  призовыми   местами, грамотам  и подарками   от  Прокуратуры и других общественных организаций Курганской области.                                                 Рис. 2. Областной конкурс «70 лет Великой Победе»                                   Красота спасет мир! И это не пустые слова.   Вместе со своими   учениками мы, учителя музыки, путешествуем по прекрасному миру музыкального искусства.   Мы помогаем понять эту красоту и гармонию, которая, возможно, однажды,  спасет их от отчаяния,     одиночества   и   поможет   отыскать   свою   дорогу,   дорогу   добра.   Каждому ребенку я отдаю частичку своей души. Я надеюсь и верю,  что мои ученики  войдут  во взрослую жизнь с сердцами, наполненными  любовью,  добротой  и радостью.

Статья «Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках музыки с учетом достижений педагогической науки и на основе отечественных традиций»

Статья   «Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках музыки  с учетом достижений педагогической науки и на основе отечественных традиций»

Статья «Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках музыки с учетом достижений педагогической науки и на основе отечественных традиций»

Статья   «Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках музыки  с учетом достижений педагогической науки и на основе отечественных традиций»

Статья «Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках музыки с учетом достижений педагогической науки и на основе отечественных традиций»

Статья   «Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках музыки  с учетом достижений педагогической науки и на основе отечественных традиций»

Статья «Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках музыки с учетом достижений педагогической науки и на основе отечественных традиций»

Статья   «Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках музыки  с учетом достижений педагогической науки и на основе отечественных традиций»

Статья «Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках музыки с учетом достижений педагогической науки и на основе отечественных традиций»

Статья   «Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках музыки  с учетом достижений педагогической науки и на основе отечественных традиций»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019