Статья "Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее роль в развитии младших школьников"
Оценка 4.9

Статья "Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее роль в развитии младших школьников"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
естествознание +1
Взрослым
02.06.2017
Статья "Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее роль в развитии младших школьников"
Данная статья рассматривает проблему создания естественнонаучной среды в начальной школе и роль данной среды в развитии младших школьников. В статье раскрываются этапы организации научной внеклассной деятельности школьников и работы с родителями. Также автор, опираясь на личный опыт, приводит результаты подобной внеклассной деятельности и ее влияние на умения школьников.
создание научной среды.docx
Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее роль в развитии младших школьников Одна из главных задач современной начальной школы является создание полноценных   необходимых   условий   для   личностного   развития   каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим необходимо ввести   такую   деятельность,   которая   учит   размышлять,   прогнозировать, планировать   свои   действия,   развивает   эмоциональную   и   волевую   сферу, создает   условия   для   самостоятельной   активности   и   сотрудничества, позволяет   адекватно   оценивать   свою   работу.   Поэтому   в   настоящее   время широкую   популярность   приобрели   проектные   и   исследовательские   методы обучения. Дети   –   прирожденные   исследователи.   Не   случайно   психолог   Н.Н. Поддъяков первым из ведущих видов деятельности назвал не игру, вопреки установившемуся   мнению,   а   детское   экспериментирование.   Поддерживая исследовательское поведение, мы способствуем развитию ребенка. В   нашей   школе,   решением   педагогического   совета,   было   создано «научное общество». В начальной школе, в рамках внеурочной деятельности, на   основании   анкетирования   родителей,   был   создан   кружок   «Мои   первые опыты». Девизом   научного общества стали слова: обучение для понимания и через деятельность ученика. Это предполагает развитие следующих умений:  эмпирического обобщения (несложного теоретического обобщения);  на основе  анализа и сравнения делать практические и теоретические выводы;  несложной эмпирической и теоретической конкретизации;  сравнивать объекты на основе схем, таблиц, моделей. Ребенок, приходя на внеурочную деятельность, выбирает для себя то дело, к которому больше всего лежит его душа, в котором он сможет стать успешным. Воспитанник стремится реализовать свои задатки и раскрыть свои способности в том или ином виде деятельности. И одним из таких важных и интересных дел для него становится исследовательская работа. В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности. Но   вполне   возможно.   Так,   деятельность   в   направлении   «Опыты (экспериментирование)» я выстраиваю следующим образом: 1 привлечение   внимания   детей   «интригующим»   материалом   или демонстрацией необычного эффекта; 2 предоставление возможности детям свободно поэкспериментировать самим   и   обсудить   полученный   эффект   (можно   несколько   раз поменять условия опыта и посмотреть, что из этого получается); 3 формулирование причинно­следственных связей; 4 самостоятельное   использование   оборудования   в   свободной деятельности. Непосредственный   контакт   ребенка   с   объектами   живой   и   неживой природы,   элементарные   опыты   с   ними   позволяют   познать   их   свойства, качества,   возможности,   пробуждают   любознательность,   желание   узнать больше,   обогащают   яркими   образами   окружающего   мира.   В   ходе   опытно­ экспериментальной   деятельности   младший   школьник   учится   наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно­следственную связь, соблюдать правила безопасности.   формами Удовлетворяя   свою   любознательность   в   процессе   активной   опытно­ экспериментальной деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными причинно­следственными, пространственными   и   временными   отношениями,   позволяющими   связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, опытно­ экспериментальная   деятельность   развивает   внимание,   мышление,   речь, пробуждает   интерес   к   окружающему   миру,   формирует   умение   делать открытия   и   удивляться   им,   а   также   совершенствует   такие   необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.   познания:   Под   простым   экспериментом   будем   понимать   эксперимент, проводимый учащимися самостоятельно с помощью доступных ему средств (бытовых приборов, моделей, игрушек и подручных материалов). Из   всего   многообразия   экспериментальных   заданий   неслучайно   были выбраны   простые   эксперименты.   Выбор   основывается   на   известном   из педагогики и психологии положении о том, что восприятие ученика младших классов – чувственно­конкретное, а значит, демонстрационный эксперимент дает меньше пищи к размышлению, чем эксперимент, поставленный самими учащимися в домашних или лабораторных условиях. Доказано, что «период полураспада знаний» равен пяти годам, именно поэтому я не ставлю  цель вооружить   учащихся   конкретными   знаниями,  а  делаю   попытку   научить   их добывать   информацию   через   эксперимент,   наблюдение   и   самостоятельные размышления.   Окружающий   мир   многообразен   и   поэтому   я,   опираясь   на труды Зуева П. В., автор выделила несколько естественнонаучных умений и навыков, которые пытаюсь привить ребятам на занятиях. Это умения:  наблюдать;  планировать и проводить эксперимент;  проводить измерения;  кодировать информацию;  правильно   интерпретировать   и   анализировать   результаты наблюдений и экспериментов; В ходе исследований было организовано практическое освоение детьми свойств   и   качеств   различных   материалов.   Дети   активно   участвовали   в исследованиях,   учились   решать   различные   проблемные   ситуации   и фиксировать результаты экспериментов. В ходе организованной деятельности учила детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответах   на   вопросы:   Что   мы   делали?   Что   мы   получили?   Почему? Фиксировали предположение детей, помогали им с помощью условных знаков отразить ход и результаты проводимых опытов. Предположения и результаты эксперимента   сравнивались   и   делались   выводы.   По   окончании   серии экспериментов   мы   обсуждали   с   детьми,   кто   из   них   узнал   что­то   новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости ставить цель, анализировать объект или явление,   выделять   существенные   признаки,   составлять   различные   факты, выдвигать   предположения   и   приходить   к   выводу,   фиксировать   этапы действий   и   результаты   графически.   Дети   активно   участвовали   в предложенной деятельности. Известно,   что   ни   одну   воспитательную   или   образовательную   задачу нельзя   успешно   решить   без   плодотворного   контакта   с   семьей   и   полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует личность. Чтобы у ребенка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий, я рекомендовала   родителям   в   домашних   условиях   проводить   простейшие опыты и эксперименты. В работе с родителями использовала консультации, буклеты, анкеты, проводила открытые занятия для родителей. Мои   ученики   принимают   активное   участие   в   школьных,   районных   и городских   конкурсах.   В   городском   конкурсе   творческих   лабораторий «Эврика»   дважды   занимали   4   место.   Также   ребята   стали   активными участниками и призёрами конкурса «Хочу стать академиком». Мы можем сделать вывод, что правильная научно естественная среда должна основываться на взаимодействии классного руководителя, учителей­ предметников, родителей и самих учащихся. Благодаря существованию такой среды дети учатся: • • • • • • • • • наблюдать; планировать и проводить эксперимент; проводить измерения; кодировать информацию; правильно интерпретировать и анализировать результаты  наблюдений и экспериментов; взаимодействовать с предметами окружающего мира; взаимодействовать со сверстниками и родителями; формулировать цели, задачи, ставить конкретные вопросы; находить и формулировать причинно­следственные связи; анализировать и сравнивать данные в различных формах. • Таким образом, можно с уверенностью сказать, что создание правильной научно естественной среды играет существенную роль в обучении младших  школьников.

Статья "Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее роль в развитии младших школьников"

Статья "Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее роль в развитии младших школьников"

Статья "Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее роль в развитии младших школьников"

Статья "Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее роль в развитии младших школьников"

Статья "Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее роль в развитии младших школьников"

Статья "Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее роль в развитии младших школьников"

Статья "Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее роль в развитии младших школьников"

Статья "Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее роль в развитии младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017