Статья "Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее роль в развитии младших школьников"
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
естествознание +1
Взрослым
02.06.2017
Данная статья рассматривает проблему создания естественнонаучной среды в начальной школе и роль данной среды в развитии младших школьников. В статье раскрываются этапы организации научной внеклассной деятельности школьников и работы с родителями. Также автор, опираясь на личный опыт, приводит результаты подобной внеклассной деятельности и ее влияние на умения школьников.
создание научной среды.docx
Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее
роль в развитии младших школьников
Одна из главных задач современной начальной школы является создание
полноценных необходимых условий для личностного развития каждого
ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим необходимо
ввести такую деятельность, которая учит размышлять, прогнозировать,
планировать свои действия, развивает эмоциональную и волевую сферу,
создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества,
позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время
широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы
обучения.
Дети – прирожденные исследователи. Не случайно психолог Н.Н.
Поддъяков первым из ведущих видов деятельности назвал не игру, вопреки
установившемуся мнению, а детское экспериментирование. Поддерживая
исследовательское поведение, мы способствуем развитию ребенка.
В нашей школе, решением педагогического совета, было создано
«научное общество». В начальной школе, в рамках внеурочной деятельности,
на основании анкетирования родителей, был создан кружок «Мои первые
опыты».
Девизом научного общества стали слова: обучение для понимания и
через деятельность ученика. Это предполагает развитие следующих умений:
эмпирического обобщения (несложного теоретического обобщения);
на основе анализа и сравнения делать практические и теоретические
выводы;
несложной эмпирической и теоретической конкретизации;
сравнивать объекты на основе схем, таблиц, моделей.
Ребенок, приходя на внеурочную деятельность, выбирает для себя то
дело, к которому больше всего лежит его душа, в котором он сможет стать
успешным. Воспитанник стремится реализовать свои задатки и раскрыть свои
способности в том или ином виде деятельности. И одним из таких важных и
интересных дел для него становится исследовательская работа.
В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности.
Но вполне возможно. Так, деятельность в направлении «Опыты
(экспериментирование)» я выстраиваю следующим образом:
1 привлечение внимания детей «интригующим» материалом или
демонстрацией необычного эффекта;
2 предоставление возможности детям свободно поэкспериментировать
самим и обсудить полученный эффект (можно несколько раз
поменять условия опыта и посмотреть, что из этого получается);
3 формулирование причинноследственных связей; 4 самостоятельное использование оборудования в свободной
деятельности.
Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой
природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства,
качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать
больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно
экспериментальной деятельности младший школьник учится наблюдать,
размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать
причинноследственную связь, соблюдать правила безопасности.
формами
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно
экспериментальной деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои
представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими
культурными
причинноследственными,
пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать
отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, опытно
экспериментальная деятельность развивает внимание, мышление, речь,
пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать
открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые
качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.
познания:
Под простым экспериментом будем понимать эксперимент,
проводимый учащимися самостоятельно с помощью доступных ему средств
(бытовых приборов, моделей, игрушек и подручных материалов).
Из всего многообразия экспериментальных заданий неслучайно были
выбраны простые эксперименты. Выбор основывается на известном из
педагогики и психологии положении о том, что восприятие ученика младших
классов – чувственноконкретное, а значит, демонстрационный эксперимент
дает меньше пищи к размышлению, чем эксперимент, поставленный самими
учащимися в домашних или лабораторных условиях. Доказано, что «период
полураспада знаний» равен пяти годам, именно поэтому я не ставлю цель
вооружить учащихся конкретными знаниями, а делаю попытку научить их
добывать информацию через эксперимент, наблюдение и самостоятельные
размышления. Окружающий мир многообразен и поэтому я, опираясь на
труды Зуева П. В., автор выделила несколько естественнонаучных умений и
навыков, которые пытаюсь привить ребятам на занятиях.
Это умения:
наблюдать;
планировать и проводить эксперимент;
проводить измерения;
кодировать информацию;
правильно интерпретировать и анализировать результаты
наблюдений и экспериментов; В ходе исследований было организовано практическое освоение детьми
свойств и качеств различных материалов. Дети активно участвовали в
исследованиях, учились решать различные проблемные ситуации и
фиксировать результаты экспериментов. В ходе организованной деятельности
учила детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при
ответах на вопросы: Что мы делали? Что мы получили? Почему?
Фиксировали предположение детей, помогали им с помощью условных знаков
отразить ход и результаты проводимых опытов. Предположения и результаты
эксперимента сравнивались и делались выводы. По окончании серии
экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал чтото новое,
зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования
дети убеждались в необходимости ставить цель, анализировать объект или
явление, выделять существенные признаки, составлять различные факты,
выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы
действий и результаты графически. Дети активно участвовали в
предложенной деятельности.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу
нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного
взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута
общения с ребенком обогащает его, формирует личность. Чтобы у ребенка
поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить
непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий, я
рекомендовала родителям в домашних условиях проводить простейшие
опыты и эксперименты. В работе с родителями использовала консультации,
буклеты, анкеты, проводила открытые занятия для родителей.
Мои ученики принимают активное участие в школьных, районных и
городских конкурсах. В городском конкурсе творческих лабораторий
«Эврика» дважды занимали 4 место. Также ребята стали активными
участниками и призёрами конкурса «Хочу стать академиком».
Мы можем сделать вывод, что правильная научно естественная среда
должна основываться на взаимодействии классного руководителя, учителей
предметников, родителей и самих учащихся. Благодаря существованию такой
среды дети учатся:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
наблюдать;
планировать и проводить эксперимент;
проводить измерения;
кодировать информацию;
правильно интерпретировать и анализировать результаты
наблюдений и экспериментов;
взаимодействовать с предметами окружающего мира;
взаимодействовать со сверстниками и родителями;
формулировать цели, задачи, ставить конкретные вопросы;
находить и формулировать причинноследственные связи; анализировать и сравнивать данные в различных формах.
•
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что создание правильной
научно естественной среды играет существенную роль в обучении младших
школьников.
Статья "Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее роль в развитии младших школьников"
Статья "Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее роль в развитии младших школьников"
Статья "Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее роль в развитии младших школьников"
Статья "Создание условий естественнонаучной среды в начальной школе и ее роль в развитии младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.