Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"
Оценка 4.8

Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"

Оценка 4.8
Лекции
docx
музыка
Взрослым
17.01.2017
Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"
В статье раскрываются проблемы общей культуры личности обучающихся и пути их решения средствами музыки. Музыка востребована молодежью и является мощным фактором, определяющим ее музыкально – эстетические вкусы, накладывает особую ответственность на систему общего музыкального образования, целью которого является формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личностиВ статье раскрываются проблемы общей культуры личности обучающихся и пути их решения средствами музыки. Музыка востребована молодежью и является мощным фактором, определяющим ее музыкально – эстетические вкусы, накладывает особую ответственность на систему общего музыкального образования, целью которого является формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности
Заявка на участие в заочной научно.docx
Черкашина Е.Н. Традиции и новаторство общего музыкального воспитания  (из опыта работы)         Важнейшим   направлением   деятельности   общеобразовательных   учреждений является духовно – нравственное становление обучающихся, которое включает в себя   воспитание   патриотических   убеждений   у   школьников,   формирование гражданской   ответственности   и   правового   самосознания,   инициативности, самостоятельности,   толерантности,   способности   к   успешной   социализации   в обществе. Нашу жизнь захлестнули такие негативные явления, как рост детской и подростковой   преступности,   беспризорности,   безнадзорности,   алкоголизм   и наркомания, усиление сектантских влияний на детей, сексуальная распущенность молодежи,    бездуховность,  социальное   расслоение   общества   и  криминализация. Дети – это будущее нашего общества. Какой будет Россия завтра, зависит от того, какими вырастут наши дети и внуки. Для того чтобы Россия не погибла, сегодня нужно объединить все усилия на воспитание детских душ. Ведь воспитывать – значит определять судьбу нации.         В условиях модернизации общества остро встает проблема общей культуры личности обучающихся. Развивать общество – значит воспитать каждого человека, дать ему   духовно – нравственный стержень, обогатить его мышление.    Музыка востребована   молодежью   и   является   мощным   фактором,   определяющим   ее музыкально   –   эстетические   вкусы,   накладывает   особую   ответственность   на систему   общего   музыкального   образования.   В   ее   основе     лежит   цель: формирование   основ   духовно   –   нравственного   воспитания   школьников   через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности, которая  в наше время  актуальна как никогда, так как устремлена   на   воспитание   духовной   культуры,     признание   приоритета общечеловеческих ценностей. В связи с этим хотелось бы вспомнить слова В. А. Сухомлинского о том, что музыкальное   воспитание   –   это   не   воспитание   музыканта,   а,   прежде   всего, воспитание человека.      Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание»[2].Однако, как отмечал Л. Выготский [3], музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая   человеческие   эмоции.   Переживая   содержание   музыки,   человек становиться   более   отзывчивым   на   различные   эмоции­смыслы,   и   этот   тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.          Выполняя требования программы школьного курса, включаю в тематическое планирование уроки, посвященные истории мировой и отечественной музыки, а также музыке родного края, особое внимание уделяю произведениям, в которых отражаются   проблемы   долга   и   личной   ответственности   за   судьбу   Отечества, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.   Школьники учатся критически   мыслить,   через   оценку   событий   формировать   систему   ценностей, овладевают   навыками   поисковой   и   творческой   деятельности.   С   этой   целью использую   нестандартные   формы   уроков:   семинары,   защита   рефератов,   уроки­ путешествия,   уроки–исследования,   уроки­концерты,   интегрированные   уроки, которые   способствуют   формированию   в   сознании   обучающихся   объективной   и всесторонней картины мира, позволяют значительно повысить культурный уровень, а также различные творческие задания: сообщение интересных фактов из жизни и творчества   композиторов,   сравнительный   анализ   музыкальных   фрагментов, составление   кроссвордов,   музыкальных   игр,   создание   презентаций.   На   уроках активно  использую  новые образовательные  технологии: ­ технологию проблемного обучения; ­педагогику сотрудничества; ­технологию взаимного обучения; ­игровые технологии; ­здоровьесберегающие технологии; ­личностно ориентированный подход в обучении ­ информационно­коммуникативные технологии.   Мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером,   позволяют обеспечить урок наглядным материалом, аудио и видеозаписями фрагментов опер, балетов, сценами из спектаклей, кинофильмов, что значительно облегчает подачу учебного материала и его усвоение. Именно на таких уроках реализуется главная задача­формирование мировоззрения и духовности школьника путем активизации слушательских   и   зрительных   впечатлений.   Разнообразие   видов   творчества   и общения   с   искусством   позволяют   развивать   у   школьников   креативность, сотворчество, самостоятельность, потребность в культуре у обучающихся.  Все это способствует   интеллектуальному,   творческому,   эмоциональному   развитию школьников,   воспитанию   у   них   музыкальной   культуры,   положительным результатам в учебе(100% успеваемости и 80­90% качество знаний), формирует навыки   исследовательской   деятельности,   предполагает   использование   методов активного обучения, формирует высокую гражданскую позицию обучающихся Все это   способствует   интеллектуальному,   творческому,   эмоциональному   развитию школьников,   воспитанию   у   них   музыкальной   культуры,   положительным результатам в учебе.        Организую работу с  одаренными детьми, результаты которой  отражаются в олимпиадах, творческих конкурсах, концертах.          Немаловажную роль в достижении поставленных задач играет внеклассная работа.   Музыка   пронизывает   всю   жизнь   нашей   школы:   концерты,   фестивали, утренники,   конкурсы,     предметные   недели.   Традиционными   стали   праздники: «День   учителя»,   «День   Матери»,  «Праздник   осени»,  «Новый   год»,  «Рождество Христово»,   «Пасха»,   «День   птиц»,   «Последний   звонок»,   «Встреча   школьных друзей», «Выпускной вечер», отчетный концерт художественной самодеятельности школы.   Ежегодно   проводится   школьный   конкурс   литературно   –   музыкальных композиций на   военно – патриотическую тематику среди обучающихся 2 – 11 классов.   При   школе   много   лет   работает   вокальный   кружок   «Поющие   сердца», руководителем   которого   я   являюсь.   В   нем   занимается   более   40  детей   разного возраста, но всех их объединяет любовь к музыке. Занятия в кружке закладывают в ребятах основу музыкальной культуры, позволяют создать коллектив увлеченных, влюбленных   в   музыку   людей.   Здесь   воспитывается   детская   инициатива, взаимопомощь, толерантность. Интересный репертуар способствует активизации музыкальных занятий.      Насыщенная школьная жизнь, обилие мероприятий   позволяют использовать разнообразное     содержание   репертуара,   которое   способствует   духовно   – нравственному воспитанию, так как это песни о Родине, об учителе, родном крае, школе, маме, о добром отношении друг к другу, о сохранении мира на Земле. Все результаты   кружковцев   прослеживаются   на   концертах   и   конкурсах   школы, районных   смотрах   –   конкурсах,     где   постоянно   мы   занимаем   призовые   места. Традиционными стали выступления кружковцев  на праздничных концертах РДК, в детском   приюте   «Солнышко»   п.   Солнцево   межрайонного   центра   социальной помощи семье и детям. Мое общение с ребенком на уроке можно определить как совместную   творческую   деятельность,   направленную   на   раскрытие   жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Важно не то, как дети поют, а то,  что они поют, что слушают, кем вырастут, какой у них будет внутренний стержень, какие приоритеты в жизни. Список литературы 1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя­музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000. 2.   Апраксина   О.А.   Методика   музыкального   воспитания   в   школе:   Учеб.   пособие   для студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение». – М.: Просвещение. 3. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984. 4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1956. 5. Абдуллин Э.Б. Приобщение к музыке // Начальная школа. ­ 1974, № 12. 6. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Академия, 2002.

Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"

Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"

Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"

Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"

Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"

Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"

Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"

Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"

Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"

Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017