Статья. Внедрение структурно-логических схем как инновационного способа обучения детей с «клиповым» мышлением в условиях введения ФГОС
Оценка 5

Статья. Внедрение структурно-логических схем как инновационного способа обучения детей с «клиповым» мышлением в условиях введения ФГОС

Оценка 5
Семинары
pdf
русский язык
Взрослым
05.01.2017
Статья. Внедрение структурно-логических схем как инновационного способа обучения детей с «клиповым» мышлением в условиях введения ФГОС
Умение логически мыслить всегда являлось элементом духовной культуры человека и общечеловеческой ценностью. Но распространение «клипового» мышления среди обучающихся не позволяет им получить глубокие знания по предмету. В данной статье изложены технологии, основанные на построении структурно-логических схем, которые не противоречат естественному мышлению обучающихся, а, наоборот, позволяют, в отличие от «клипового» мышления, представить целостную картину изучаемого материала при помощи наглядно-образной систематизации материала
Андрущенко Е.В. статья.pdf

 

Внедрение структурно-логических схем как инновационного способа обучения детей с «клиповым» мышлением в условиях введения ФГОС

Е.В. Андрущенко 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение лицей №4 г. Воронеж 

Умение логически мыслить всегда являлось элементом духовной культуры человека и общечеловеческой ценностью. Но распространение «клипового» мышления среди обучающихся не позволяет им получить глубокие знания по предмету. В данной статье изложены технологии, основанные на построении структурно-логических схем, которые не противоречат естественному мышлению обучающихся, а, наоборот, позволяют, в отличие от «клипового» мышления, представить целостную картину изучаемого материала при помощи наглядно-образной систематизации материала.

Учение без мысли - напрасный труд.

Конфуций

Самым важным фактором для развития личности обучающегося сегодня является учебное пространство образовательного учреждения, которое не только совершенствует образовательную и духовную культуру подрастающего поколения, но и становится мощным стимулом развития личностей подрастающего поколения. 

В условиях перехода на Федеральный государственный стандарт направленность, содержание и характер деятельности учителя существенно меняются. Современная система образования ориентирована на форму сотрудничества, которая создает особые виды взаимодействия между обучаемыми и педагогами, а также между самими обучающимися. Взаимное сотрудничество может стать реальностью только в том случае, если обучающийся будет непосредственным участником образовательного процесса, «повседневной культурной, духовно-насыщенной жизни своей школы, лицея, колледжа, своего города, страны. Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры страны, мировой цивилизации» [О. В.

Мазуренко, 2015: 1].

Какие же изменения происходят с учебным занятием в современной образовательной среде? «Планшеты, электронные книги, «умные» часы; персонализация обучения, сетевое образование, «перевёрнутый класс» - подобные слова всё чаще встречаются в лексике школьного учителя. Взять с собой в школу гаджет так же естественно, как ручку и тетрадку. Технические

и технологические новинки уже перевернули повседневную жизнь обучающегося» [Б. В. Котельников, 2015: 2].

 Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, современная образовательная среда должна складываться из совокупности информационных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, педагогических технологий, обеспечивающих достижение соответствующих результатов. Но в условиях глобальной информатизации общества беспомощным часто остается сознание ребенка.  Чтобы принять большой объем информации, обучающийся включает мозаичное, или клиповое мышление. Слово «сlip» в переводе с английского обозначает «стрижка; нарезка». Клиповое, или мозаичное мышление - привычка к быстрой смене картинок, восприятию фрагмента, а не целостного объекта. Это может привести, к сожалению, и к подмене истинных духовных ценностей. Такое мышление не позволяет получить глубокие знания. Обучающиеся с «клиповым» мышлением, а их сегодня большинство, не всегда могут глубоко анализировать учебный материал, понимать авторский замысел художественного произведения, поскольку образы не «задерживаются» в их головах надолго. Они стремительно забывают то, чему их обучали, потому что им необходимо постоянное изменение «картинок», а иначе им просто становится скучно и неинтересно». Современный обучающийся, в большинстве своем, не обладает способностью к восприятию длительной линейной последовательности-однородной информации, в том числе книжного текста. «Клиповость» есть образ жизни человека, который вынужден постоянно «хвататься то за одно, то за другое дело». И это пугающая реальность. 

Следовательно, современному учителю нужно учитывать такое восприятие информации обучающимися и научиться использовать этот тип мышления в правильном направлении.  Чтобы сохранить «любимую форму мышления наших учеников», можно использовать в образовательном процессе структурно-логические схемы, так как они обеспечивают личностноориентированный, деятельностный и компетентностный подходы к обучению, обусловленные живым диалогом и сотворчеством учителя и ученика. И самое главное - не отменяют образного представления действительности с детским желанием её изменить. Ведь современные школьники по преимуществу визуальщики и кинестетики. «Им необходимо посмотреть и потрогать, раскрасить и подрисовать, чтоб через собственные ощущения приобрести знания о мире» [Проект «Инфоурок».Электронный ресурс, 2016: 3].

 Структурно-логические схемы создают целостную картину изучаемого материала при помощи наглядно-образной систематизации материала, основанной на ассоциативных и логических связях понятий, суждений.

К структурно-логическим схемам можно отнести предложенный американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом достаточно популярный в современном образовании приём «Ромашку Блума», получивший в России название «Ромашка вопросов».  Каждый ее уровень        направлен на формирование определенных навыков мышления (от простого к сложному). Этот приём основан на таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Итак, в ромашке Блума шесть лепестков – шесть типов вопросов [Е. В. Лемешкова, 2015:  4]:

 Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

 Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза):

«Ты действительно думаешь, что …?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях такие вопросы направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему Маленький принц не захотел оставаться на планете Земля?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

 Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Как вы думаете, чем бы закончился роман А. С. Пушкина «Дубровский», если бы автор его дописал? 

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. 

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?». Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся разных возрастных категорий понимают значение всех типов вопросов.

В младших классах, если мы используем «Ромашку вопросов», можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки» и прикрепляя полученный результат к общей схеме. В старших классах можно оставить саму классификацию, предоставляя возможность обучающемуся самостоятельно или в группе разрабатывать комплекс вопросов, позволяющий дать полное представление о предмете речи. Таким образом, мы «не заберем» у детей их обычное «клиповое» мышление, а только преобразуем его в целостное восприятие объекта изучения. «Известно, что греки считали Сократа самым мудрым человеком на свете, хотя сам он полагал, что умеет делать хорошо только одно: задавать вопросы, с помощью которых собеседники сами приходили к истине» [Проект «Инфоурок».Электронный ресурс, 2016: 3]. Не это ли главная ценность такой формы обучения?

Другим примером использования структурно-логической схемы    в образовательном процессе будет технология «Фишбоун».  В основе Фишбоуна лежит схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Такая диаграмма широко известна под именем Ишикавы - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей [В. А.

Гаркушенко, 2015: 5].

Она включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. На верхних косточках фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Все записи краткие, точные, лаконичные, отображают лишь суть понятий. Важным этапом применения технологии «Фишбоун» является презентация полученных результатов заполнения. Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами. 

«Фишбоун» дает мне возможность организовать работу обучающихся в парах или группах, визуально помогает обучающимся увидеть взаимосвязь между причинами и следствиями, развивает критическое мышление. С помощью схемы можно найти решение, практически, любой сложной задачи, зачастую, у участников этого вида деятельности возникают новые идеи.  Этап урока с применением метода «Фишбоун» приобретает исследовательский характер. Появление перед глазами обучающегося законченного образа рыбы в конце урока вызывает восторг и восхищение своим мастерством. А сформированное у них ранее «клиповое» мышление позволяет увидеть не только какую-то одну картинку, а представить весь образ объекта исследования [Е.В. Андрущенко, 2016: 6].

Таким образом, структурно-логические схемы учитывают образ мышления современных учащихся, предпочитающих нетекстовую, нагляднообразную информацию, и способствуют формированию культуры научного познания, в основе которого лежит умение устанавливать причинноследственные связи. А анализ, синтез и сравнение как основа логического мышления становятся инновационным способом обучения детей с «клиповым» мышлением в условиях введения ФГОС.

 Однако, следует помнить, что учитель, использующий разные инновации, не должен потерять главное – донести до ученика содержание и воспитать в нем духовные ценности. Образовательные технологии нельзя применять бездумно. По-настоящему правильными они будут только тогда, когда к их использованию педагог подходит творчески, исходя из цели урока, содержания учебного материала и особенностей развития обучающихся.  Литература

1.                 Мазуренко О. В. – Культурологический подход в воспитании и образовании школьников - билингов.  [Электронный ресурс]. - 2015г. – URL:

http://pandia.ru/text/77/414/80382.php (дата обращения 14.04.2016 г.)

2.                 Котельников Б. В. - 10 технических тенденций в образовании.

[Электронный     ресурс].      -        2015г.         –        URL: http://kotelnikov.jimdo.com/2015/12/13/10.

3.                 Проект «Инфоурок». Конструирование образовательного пространства учебного занятия: структурно-логические схемы и дистанционное обучение. 

                Сетевое     издание.     [Электронный    ресурс].     –     2016г.    –       URL:

http://infourok.ru/sozdanie_innovacionnogo_prostranstva_obrazovatelnogo__uchre zhdeniya_kak_faktor_razvitiya -190493. htm 

4.                 Лемешкова Е. В. - Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов". [Электронный ресурс]. - 2016г. – URL: http://festival.1september.ru/articles/625679/ 

5.                 Гаркушенко В. А. Сайт учителя. [Электронный ресурс]. - 2016г. – URL:  http://russkiy.ucoz.com/publ/metod_fishboun/1-1-0-41

6.                 Андрущенко Е.В. - Внедрение структурно-логических схем как инновационного способа обучения детей с «клиповым» мышлением в условиях введения ФГОС. Приложения к статье. [Электронный ресурс]. - 2016г. – URL:

7.                 Загашев      И.      О.      -        Новые         педагогические   технологии 

в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. [Электронный ресурс]. - 2004г. – URL: http://lib.1september.ru/2004/18/11.htm.

8.                 Грудзинская Е. Ю, Марико В. В. - Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии» [Электронный ресурс]. - 2016г. – URL: http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wpcontent/uploads/2015/04/Aktivnye_metody_obucheniya_v_vysshej_shkole.pdf

 

Приложение 1.

Примеры использования технологии «Ромашка Блума» в обучении Урок литературы в 6 классе, 2016г. А. де Сент-Экзюпери  «Маленький принц».  

 

Тема: «Что есть истинные ценности жизни человека?» Примерные ответы обучающихся.

Простые вопросы.

 Что является главной ценностью короля?

Уточняющие вопросы.

Правильно ли я понял, что главный герой астероида 326-равнодушный к окружающим человек, а смысл его жизни-это самолюбование? 

Оценочные вопросы.

Всю жизнь быть для людей маяком - в этом счастье человека?

Творческие вопросы.

Что было бы с жизнью фонарщика, если бы он перестал тушить и зажигать фонарь?

Практические вопросы.

Что бы вы посоветовали каждому представителю астероида, чтобы его жизнь наполнилась смыслом?

Объясняющие вопросы.

Почему деньги не могут быть истинной ценностью жизни человека?

Приложение 2.

Примеры использования технологии «Фишбоун» в обучении Урок литературы в 6 классе, 2016г. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Что есть истинные ценности жизни человека?

 

 

Эпизоды урока

Класс обучающихся разделен на 7 групп по числу планет, посещенных Маленьким принцем. По плану, предложенному преподавателем, обучающиеся каждой группы устно представляют жителя астероида, обозначая его истинные ценности жизни. А затем в письменной форме (у каждой группы лежит один лист с буквой л. ю. б. о. в. ь.!) участники групп вносят корректировку в жизнь представителя заданного астероида. После выступления участник группы прикрепляет корректировку к общей схеме. В самом конце обучающиеся обнаруживают, что в основе пути лежит словолюбовь. При помощи наглядно-образной систематизации материала, основанной на ассоциативных и логических связях понятий, суждений, обучающиеся в дальнейшем смогут сделать правильный вывод, позволяющий дать полное представление о предмете речи.

Примерные ответы учащихся.

(Король. Род деятельности… Главная ценность-власть. Безграничная власть. Смотрит на мир сверху вниз, беспрекословное повиновение. В каждом посетителе видит подданного. Эпитеты - капризный, эгоистичный, кокетливый, ответственный. «Суди себя сам».

Корректировка. «Научись судить себя», не ставь себя выше других. Не относись к людям как к подданным, учись жить в обществе, сотрудничая друг с другом).

 

 

          

Внедрение структурно-логических схем как инновационного способа обучения детей с «клиповым» мышлением в условиях введения

Внедрение структурно-логических схем как инновационного способа обучения детей с «клиповым» мышлением в условиях введения

Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие…

Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие…

Они стремительно забывают то, чему их обучали, потому что им необходимо постоянное изменение «картинок», а иначе им просто становится скучно и неинтересно»

Они стремительно забывают то, чему их обучали, потому что им необходимо постоянное изменение «картинок», а иначе им просто становится скучно и неинтересно»

России название «Ромашка вопросов»

России название «Ромашка вопросов»

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим

Такая диаграмма широко известна под именем

Такая диаграмма широко известна под именем

Е.В. Андрущенко, 2016: 6]. Таким образом, структурно-логические схемы учитывают образ мышления современных учащихся, предпочитающих нетекстовую, нагляднообразную информацию, и способствуют формированию культуры научного познания, в основе…

Е.В. Андрущенко, 2016: 6]. Таким образом, структурно-логические схемы учитывают образ мышления современных учащихся, предпочитающих нетекстовую, нагляднообразную информацию, и способствуют формированию культуры научного познания, в основе…

Лемешкова Е. В. - Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов"

Лемешкова Е. В. - Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов"

Тема: «Что есть истинные ценности жизни человека?»

Тема: «Что есть истинные ценности жизни человека?»

Примеры использования технологии «Фишбоун» в обучении

Примеры использования технологии «Фишбоун» в обучении

Примерные ответы учащихся . (Король

Примерные ответы учащихся . (Король
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017