Статья: Все об акустики в музыкальной студии
Оценка 5

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
музыка +1
Взрослым
29.04.2018
Статья: Все об акустики в музыкальной студии
Комнатки, комнаты и комнатищи разного объема - наше жилье - оказываются полноправными участниками исполнения ваших любимых музыкальных произведений. В технических описаниях своих систем разработчики приводят характеристики, полученные, как правило, в условиях заглушённой камеры, когда помещения как бы вовсе и нет, А что же происходит со звуком в обычной комнате? Иногда можно услышать мнение, что некоторые помещения в состоянии так сильно изменить звучание, что в пору ставить вопрос о целесообразности приобретения дорогостоящей аппаратуры, поскольку всё равно от “высокой верности” звука в этих условиях ничего не останется… Несмотря на определенную односторонность и примитивизм такого рассуждения, отмечу, что в этих словах, к сожалению, больше правды, чем этого хотелось бы. Но не следует спешить отказываться от добротных систем, ведь осмысленное отношение к акустическому оформлению комнаты прослушивания может не только свести на нет вредное влияние этого своеобразного “музыкального” инструмента (замкнутый объем комнаты), но в чем-то даже подправить звучание ваших колонок.
4.docx
Наша  акустика Музыкальная Студия » Акустика студии Звучание даже самых распрекрасных  фирменных динамических головок  (динамиков) без корпуса, как и измеренные технические характеристики, совершенно  не впечатляет… Но недоумение это  обстоятельство может вызвать лишь у  новичков. Мы то с вами хорошо понимаем,  что динамик без ящика ­ всё­равно, что  струны без гитары. Роль этого ящика  настолько велика, что ему дали своё  серьёзное имя ­ акустическое  оформление. И только гармоничное  сочетание хороших головок с грамотно  построенным акустическим оформлением в результате обеспечивает приличное  качество звука акустической системы  (АС). Это неизбежно наводит на мысль и о  существенном влиянии на звук свойств  самого помещения, в котором  воспроизводится музыка.  Комнатки, комнаты и комнатищи разного  объема ­ наше жилье ­ оказываются полноправными участниками исполнения  ваших любимых музыкальных  произведений. В технических описаниях  своих систем разработчики приводят  характеристики, полученные, как правило,  в условиях заглушённой камеры, когда  помещения как бы вовсе и нет,  А что же происходит со звуком в обычной  комнате? Иногда можно услышать мнение,  что некоторые помещения в состоянии так  сильно изменить звучание, что в пору  ставить вопрос о целесообразности  приобретения дорогостоящей аппаратуры,  поскольку всё равно от “высокой  верности” звука в этих условиях ничего не  останется… Несмотря на определенную  односторонность и примитивизм такого  рассуждения, отмечу, что в этих словах, к  сожалению, больше правды, чем этого  хотелось бы. Но не следует спешить  отказываться от добротных систем, ведь  осмысленное отношение к акустическому  оформлению комнаты прослушивания  может не только свести на нет вредное  влияние этого своеобразного  “музыкального” инструмента (замкнутый  объем комнаты), но в чем­то даже  подправить звучание ваших колонок. Объем, играющий сам по себе Воздух в помещении может быть свежим,  прохладным, теплым или холодным, но он  всегда упругий: помните, как пружинит эта незаметная в повседневности субстанция  при использовании ручного насоса? А раз  есть упругость, то есть и возможность  “раскачивания” давления (по­научному ­  резонанса), когда колебания с  определенным периодом начинают  возрастать настолько, что становятся  заметными на слух! Эти колебания воздуха в замкнутом объеме комнаты “вредят”  конечному звуку, потому что голосок у  типичного жилого помещения, конечно, не  ангельский, а низенький, басовитый.  Обратите внимание, с каким  удовольствием ваша комната “подпевает”  рычащим и грохочущим грузовикам,  которые проезжают рядом с домом. Что же происходит в комнате с включенными  колонками? Оказывается то же самое ­  комната часто начинает резонировать на  частотах, имеющих для слуха заметное  значение, например, в диапазоне 20­100 Герц. Для любознательных откроем секрет: звуковой шторм возникает от так  называемых стоячих волн. Стоячая волна  никуда не бежит и образуется, например, у  стены, полностью отражающей звуковые  волны. Длина, ширина и высота вашей  комнаты задают вполне определенные  частоты колебаний. Эти избранные  частоты, на которых рождается прибой из  стоячих волн, называются резонансными.  Их различают по старшинству: первая,  вторая, третья    Причем первая ­ самая низкая по частоте ­  в прямоугольном помещении  соответствует наибольшему размеру.  Когда акустическая система находится в  комнате, где нет поглощения звука, такая  волна будет самодовольно и неограниченно разбухать, корежа музыку, в первую  очередь, на басах. Мы обсудили лишь, так  сказать, одно измерение комнаты;  аналогичные рассуждения можно провести  и для двух остальных. Но даже это не  учитывает всей сложности реальной  картины. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что в гулком, с хорошим  отражением помещении не все частоты  звукового спектра получают неискаженное отображение. Если спектр звукового  сигнала был гладким в “глухой” комнате,  то в комнате с отражениями он будет  сильно изменён. Какие­то частоты получат  нежелательное усиление, а какие­то,  наоборот, будут завалены. Замечу, что учет резонансных свойств помещений актуален  для малых объемов, какие соответствуют  типичным малогабаритным квартирам. Чем больше комната, тем ниже первые  резонансные частоты. Таким образом, от  размеров помещения напрямую зависит  точность воспроизведения басовой части  музыкальных произведений.  Для комнаты объёмом 35 кубометров  (2,5×3,5×4,5 м) существенное изменение  звучания будет иметь место в диапазоне  приблизительно 20­200 Гц. Первый  полезный вывод, который можно сделать из сказанного, касается геометрии  помещения. Итак, если вам предоставится  возможность слушать музыку в  прямоугольной комнате, то пусть она  будет побольше и, желательно, чтобы её  длина, ширина и высота заметно  отличались друг от друга, причем лучше не в целое число раз. Наиболее  неблагоприятные условия для прослушивания создаются в кубических  объёмах, здесь спектр собственных частот  сильно разрежен, и искажения баса будут  иметь глубокий и масштабный характер.  Естественным способом борьбы с  навязчивостью резонансов является  звукопоглощение. Гасить надо не только  огонь  Гасить надо не только огонь Как было упомянуто, резонансная стоячая  волна образуется в комнате с полностью  отражающими поверхностями. Если же  стены, пол, потолок хотя бы частично  поглощают звуковую энергию, то  неприятное “раскачивание” объема  (неуместная реверберация) помещения уже не развивается, по крайней мере звуковой  катастрофы не будет. Полное поглощение  или “проглатывание” звука дает, например, открытое окно, которое просто пропускает волну без отражений.  Реальная комната даже без мебели тоже не  может до бесконечности накапливать  звуковую энергию, поскольку обычные  строительные материалы обладают  определенным поглощением. Бетон, например, на частоте 500 Гц поглощает  около 1% звуковой энергии,  оштукатуренные стены ­ 2%, линолеум ­  3%, а паркетный пол ­ 7%. Конечно, этого  мало, а вот длинноворсныи ковер на полу  создает не только домашний уют, но и  гасит звук на 20­40%. Для тех, кто ценит  неискажённый звук, можно  порекомендовать использование  специальных эффективных поглотителей  звука, правда, жить тогда придется на  кухне…  Тем не менее, не следует пытаться  покрывать ватными одеялами и коврами  все четыре стены и потолок с полом вместе взятые! Порой достаточно повысить  поглощение трёх смежных поверхностей,  например: постелить ковер ­ на пол,  повесить тяжелые портьеры ­ на окно, пару книжных шкафов без стеклянных витрин  поставить ­ к стене. Кстати, вся мягкая  мебель (диван, кресла, стулья), скатерть на столе являются прекрасными  поглотителями звука. Да и гости,  пришедшие послушать Вагнера, поглощают не только икру и шампанское  …  Наиболее эффективно “работают”  поглотители, размещенные в углах и на стыках стен комнаты.  Упомянем важный параметр, которым в  архитектурной акустике характеризуют  затухание звука. Волна отражается "эхом"  по комнате и со временем угасает. Это ­  время реверберации. Многократное эхо  воспринимается как гулкость.  Реверберация определяется размерами  помещения и отражающей способностью  поверхностей (стен, пола). Вам  приходилось замечать, как непривычен  звук в пустой комнате, подготовленной для ремонта, или в громадном ангаре, где  большая реверберация? Меньшее время  реверберации улучшает акустику  помещения. Для комнат большинства  современных квартир (объем 30­ 100  куб.м) можно признать приемлемым время  реверберации приблизительно 0,1­ 0,3  секунды. Чем значительней объём  комнаты, тем большее в ней эхо, что,  конечно, не здорово: звуки начинают  мешать друг другу. С другой стороны,  желательно использовать для  прослушивания помещения большего  объёма, чтобы убежать от резонансов…  Уладить это противоречие поможет  хорошее поглощение! Но в погоне за поглощением звука с помощью ковров и  портьер важно вовремя остановиться: и  найти золотую середину. Ведь добившись  очень сильного заглушения, вы получите  неприятный эффект, близкий к условиям  “свободного поля” (полное отсутствие  отражений). А это уже ­ смерть звука.  Можете представить, как звучит скрипка  Страдивари… в чистом поле? Эксперимент ­ путь к лучшему звуку  Эксперимент ­ путь к лучшему звуку Комнаты и помещения, где  воспроизводится звук, также как и корпуса акустических систем, можно  рассматривать как вторичное акустическое оформление, которое часто вносит  заметный (не всегда положительный) вклад в звучание домашнего аудио.  Аранжировщиком и интерпретатором  музыки, оказывается, может быть не  только дирижер и звукорежиссер.  Акустика помещения может что­то  неуловимое подчеркнуть в звуке  инструмента или голоса, что­то лишнее  слегка приглушить. Кстати, создание  концертных залов и по сей день относится  к чрезвычайно сложным задачам. Несмотря на высокий уровень науки, опирающейся на громадное количество объективных  критериев оценки качества акустического  оформления, никогда нельзя заранее  абсолютно точно знать, как будет звучать  тот или иной проектируемый зал, студия  или помещение для прослушивания.  Так, например, в Малом зале Московской  консерватории прекрасная акустика, при  том что формально время реверберации  завышено: 2 секунды вместо  рекомендуемых для таких объёмов 1,35.  Конечно, нам вряд ли удастся дать  универсальный совет всем любителям  качественного звука и на все случаи жизни, тем более что даже наука здесь  ограничивается лишь общими  рекомендациями, полагаясь на его  величество Эксперимент. Но если влияние  размеров комнаты, наличие или отсутствие поглощения для вас не пустой звук, будем  считать, что “лед тронулся”. По крайней  мере теперь у вас есть козырь в борьбе с  упорствующими домашними при  отвоевывании жизненного пространства  для любимой акустики. Возможно,  предложенные рекомендации помогут избежать грубых деформаций в звучании  ваших акустических систем. А если вы  подойдете творчески к созданию  собственной комнаты прослушивания, то,  конечно, добьетесь и большего.  Сначала проверьте, не слишком ли “жива”  ваша комната (насколько велика  реверберация):  ­ если резкий хлопок в ладоши даёт на слух отчетливые отражения, то стоит заняться  заглушением  ­ а если возникает ощущение “ватного”,  мертвого звука ­ готовьтесь к выносу  ковров.  Варьируйте положение колонок: иногда  удается улучшить звук путём размещения  стереопары не вдоль короткой, а вдоль  длинной стены. Поменяйте место для  прослушивания: у стены, например, будут  явственно выделяться басы. Подвиньте  мягкие кресла в углы, снимите ковер со  стены и положите его перед парой  колонок. Кроме лёгких тюлевых занавесок, на окна повесьте плотные шторы. Если по  высоким частотам начнет ощущаться дефицит, уберите толстый ковер, замените  его на узкую дорожку, вставьте стеклянные двер­ цы в шкаф. Помните, что чрезмерное  снижение времени реверберации при  заглушении мягкой мебелью приводит к  сухому звучанию. Обращайте основное  внимание на изменения в звучании басов.  На мой взгляд, ваши экспериментальные  исследования в области домашней  акустики могут дать гораздо больший  эффект для улучшения звука, чем это  кажется на первый взгляд. Дорогу осилит  идущий. Размещение  акустических систем Музыкальная Студия » Акустика студии, Статьи о музыке » Полезные музыкальные статьи Вы можете приобрести самую дорогую в мире систему, но если вы  расположите её в небольшой  кубической комнате – стоимость уже не будет иметь значения. Определение правильного места для ваших АС –  единственный наиболее важный  фактор в получении хорошего звука в  вашей комнате.  Очень точное расположение АС может открыть перед вами новое звуковое  измерение. (G. Cardas) * Любые АС не  существуют сами по себе. Они суть  неизбежный компромисс с комнатой  прослушивания. Не бывает просто  хороших АС – бывают подходящие.  При большом желании и небольшом  везении ваша комната может стать для Вас счастливейшим местом. Будем  исходить из того, что вся мебель и  обстановка в комнате существовала до приобретения АС или аппаратуры,  которые должны интегрироваться в  вашу комнату не нарушая  сложившуюся в ней динамику. Цель  хорошей комнаты прослушивания:  минимизировать окраску, которая  является самой сильной в басовом  регионе между 20 и 200 Hz. В более  высоких частотах комната так же  имеет влияние, но резонансы являются намного менее проблематичными, так как намного легче добиться  поглощения высокочастотных  резонансов. Любая комната будет  резонировать во многих частотах.  Точность и высота резонансного пика  зависят от поглощающих свойств  комнаты. Комната с большим  количеством мягкой мебели, с  коврами на полу и драпами будет  акустически относительно “мертвой”.  Пики и провалы в ответе частоты в  таких помещениях имеют  неравномерность 5­10 db. Комната с  голыми стенами и полом будет очень  “живая”, и пики и провалы  изменяются 10­20 dB или больше.  Общее правило таково: в акустически  хорошей и правильной комнате можно  распологать АС достаточно близко к  отражающим поверхностям с  минимальными отрицательными  последствиями. В акустически плохих комнатах главная стратегия состоит в  том, что бы разместить АС  максимально далеко от границ  комнаты и самого слушателя  насколько это возможно. Если мы чувствуем ряд глубоких  провалов или пиков в частоте, значит  это результат отражений. Сокращение  уровня отражений выравнивает  фактическую кривую ответа частоты  Самое важное – минимизировать  ранние отражения (меньше 20ms) в  максимально возможной степени.. Их  сокращение улучшает качество звука и стереообраз.. Как улучшить акустику  комнаты, чтобы эта кривая  пригладилась? Это может быть  сделано с помощью поглощающих  материалов, закрывающих твердые  поверхности около АС. Лучшая,  наиболее полезная среда для  прослушивания, – полное совмещение  принципов “живой” и “мертвой”  акустики комнаты. Я лично  предпочитаю слегка заглушенную  (dead) комнату в отличие от живой,  звонкой (live). Как это можно  определить без специальныз  приборов? .Хлопните в ладоши.  Покажется вам, что затухание звука  естественно, или слишком долго  гаснет (live), или наоборот слишком  быстро затухает (dead)? Лучшее  решение состоит в том, что бы обеспечить комнату разумным  балансом дисперсии и поглащения.  Комната с голыми стенами будет  иметь сильное эхо, которое ухудшает  ясность. Картины на стенах, книжные  полки, драпировка, на­польные  покрытия обеспечат звуковое  поглощение и рассеят вредные  отражения. Неприкрытые окна, голые  полы и стены не желательны.  АС должны распологаться в  акустически мертвой зоне,  занимающей примерно 1/3  пространства комнаты. Затем идет  очень живая зона комнаты, в которой  должны находиться предметы  рассеивающие, но не поглощающие  звук. Чем ближе поглощаюшая  поверхность (ковер) к АС, тем лучше.  Различные типы ковров и сама  подкладка (основа) ковра больше  всего влияют на верхнюю середину и  в/частоты. Чем толще и больше ковер,  или ковровое покрытие, тем больше  они будут “впитывать” эти частоты.  Ковры и шторы уменьшают  реверберации в комнате, и, как  следствие, передачу звуковой энергии стенам. Ковровые покрытия почти не  влияют на низкие частоты, но средние  частоты могут переглушить. Я  предпочитаю нетолстый ковер от  стены к стене. Это резонно хотя бы  потому, что основная масса  производителей АС решающие  прослушивания своих изделий  проводят в комнатах с полностью  заглушенным полом.  Многие специалисты считают, что  основа ковра/покрытия должна быть  из естественных волокон, а не из  резины или вспененного каучука, т.к.  они поглощают частоты выборочно –  некоторые частоты значительно  приглушаются, а другие не  приглушаются совсем. Самое важное – минимизировать ранние отражения.  Их сокращение улучшает качество  звука и стереообраз. Все  проектировщики студий звукозаписи  стараются уменьшить именно ранние  отражения в максимально возможной  степени. Как расположить АС в  комнате надлежащим образом? Вы  должны преследовать 2 основных  цели: плоская частотная характеристика и хороший  трехмерный образ. Даже при том, что  у вас хорошие АС, влияние комнаты  очень важный фактор. Во многих  случаях важнее обратить внимание на  акустику комнаты, чем потратить в 2  раза больше денег на новые АС.  Симметрия Окружающая среда сзади и по бокам  АС должна быть симметрична. В  меньшей степени важна окружающая  среда непосредственно рядом со  слушателем. Относительно симметрии передних и задних стен имеется много сторонников различных мер.  Большинство (но не все) соглашаются, что стена позади слушателя должна  быть с хорошими отражающими  свойствами.  Профессионалы считают, что вся  область вокруг АС должна быть  заглушена, чтобы максимально  уменьшить отражения. Еще один  момент: желательно заглушить  боковые стены лишь непосредственно  перед АС, чтобы минимизировать близкие отражения боковой стены.  Для лучшего воспроизведения  трехмерной звуковой картинки  комната должна иметь хорошую  симметрию между и вокруг АС. Это  означает, что если АС расставлены не  симметрично, ранние отражения от  задней стены у первой АС будут  отличаться от отражений второй АС, и критические части стареосигнала  будут поврежедны. Обязательно чтобы расстояние от вас до обеих АС была  максимально идентичным. В хороших  системах отклонение в несколько см.  будет отчетливо слышно. Обычно  считается что АС и слушатель должны образовывать равностороний  треугольник, но это не абсолютное  правило. Некоторые производители  дают свои рекомендации по  расстановке своих АС. Помните, что  любая рекомендация ­ только старт,  начало для эксперимента,  поэкспериментировав как следует, вы  добьетесь желаемых результатов.  Направленный звук от АС прежде  всего ответственен за imaging  (образность звуковой картинки), в то время как отраженный звук больше  всего влияет на изменение тонального  баланса АС – в смысле плотности  звука, или его истощения и т.д. Любая  отражающая поверхность – стена, пол, мебель, создает отражения . Исходя из этого и надо распологать АС. Самое  важное максимально уменьшить  естественные отражения. Ранние  отражения достигают слушателя  почти одновременно с прямым звуком, деградируя сигнал. Например АС с  широкими передними панелями –  планары и др., менее критичны к  близлежащим боковым стенам и  поверхностям , но очень критичны к  близости к задней стене. В общем, чем  дальше от отражающих поверхностей  и чем дальше от задних стен – тем  большей будет глубина soundstage и  будет больше “воздуха” .  Расположение слушателя Слушатель должен сидеть точно  посередине между АС, расстояние до  слушателя, чуть больше чем  расстояние между АС. Если вы не  соблюдете это правило, вы никогда не услышите хорошей звуковой  картинки. В комнате с  пропорциональными размерами  лучшее расположение слушателя­ 30­ 90 см от задней стены. Если вы сидите  прямо у стены, вы должны немного  заглушить место на стене  непосредственно позади вашей головы. Ваш мозг не сможет обработать эти  отражения, но поверьте мне, в данном  случае они могут сильно повлиять на  звук.  Помните одну вещь ­ близость головы  к тыловой стене имеет два  положительных эффекта. Во­первых,  вблизи у стен самое высокое звуковое  давление, а скорость звуковых волн  самая минимальная. Расположение в  зоне максимального давления дает  лучшее восприятие глубокого баса.  Во­вторых, отраженные звуковые  волны короче чем окружность головы,  так что мозг не может измерить  задержку времени между ушами.  Когда мозг не может определить  отражения – он игнорирует их.  Это простой пример того, как мозг игнорирует нежелательную или  несущественную информацию и  подтверждение эффекта Хааса – если  информация от АС придет первой, то  любые искажения и отражения (даже  неприятные) придут позже и на  значительно меньшей громкости – и  наш мозг проигнорирует их.  Часто слушатель сидит слишком  далеко от АС. Чем дальше вы сидите,  тем больше свободное пространство  комнаты воздействует на звук,  особенно это относится к средним и  высоким частотам, но близко – тоже  плохо – звук не успеет оформиться в  картинку. Большое значение имеет  высота АС. Лучше всего, когда в/ч  динамик расположен чуть выше уха  (но не всегда) – экспериментируйте,  выше или ниже сидеть. Развал  схождение – этим методом  достигается сосредоточение звукового образа (imaging) и регулировка  тонального баланса, а так же  оптимизация средних и высоких  частот с помощью регулировки их  направленности. Легче всего это  делать вдвоём. Сначала направьте АС так, чтобы они смотрели на точку  немного позади головы слушателя –  сохраняя одинаковое расстояние от  уха до твиттера каждой АС .  Поставьте музыку с вокалом или  скрипкой. Один человек должен  наблюдать за фокусом. Другой должен вращать АС вокруг внутреннего  перед­него шипа. Слушатель должен  обнаружить какое расположение АС  наилучшее. Когда это сделано,  установите вторую АС идентично  первой. Одни АС работают лучше  завернутыми внутрь, другие иначе, но  лучше всего не большой поворот  внутрь или вообще не трогать.  Следуйте за рекомендациями  изготовителя .  Самое главное – правильно заполнить  центральные образы без привнесения в жертву ширины soundstage. Наклон  АС так же важный фактор – вперед  назад, внутрь и т.д. – тоже влияет на  звук. Многие производители делают  отрицательный наклон передних  панелей своих АС для достижения  должной образности и когерентности  звучания ди­намиков. Некоторые специалисты отвергают такой подход.  Высота прослушивания В двухполосных АС ваши уши должны находиться на условной линии между  в/ч и вуфером, в 3 полосных – на  линии между в/ч и с/ч динамиком.  Имейте в виду, что лучшее  местоположение для создания  просторного soundstage, не может  быть идеальное ме­стоположение для  баса. Мы должны найти такой  компромисс, при котором эти  характеристики максимальны в нашем  представлении. На личный вкус можно иногда пожертвовать одним ради  другого. Развязка от пола самый  важный момент при установке АС.  Только после решения этого вопроса  вы сможете услышать ваши АС  такими, какие они и есть на самом  деле. АС больше всего подвержены  резонансам, поэтому больше всего  нуж­даются в жесткой фиксации.  Самое главное, что дает жесткая  установка колонок, ­ это четкая  фокусировка, ясность, детальность,  слитность, хорошо артикулированный бас. Звук станет плотнее и четче,  особенно на большой громкости. Чем  дороже ваша система, тем больше  требований к установке АС. Слишком  низкое расположение колонок сужает  динамический диапазон. Улучшение  акустических характеристик вашей  комнаты может полностью изменить  ваше мнение относительно качества  вашей системы. Какие характеристики комнаты влияют на звучание. Весь  звук в границах вашей комнаты будет  зависеть от комбинации трёх  акустических характеристик:  отражения, рассеивание, поглощение.  Хорошая комната прослушивания  будет иметь пропорциональное  количество этих характеристик. Чем  меньше расстояние между стенами,  где расположены АС и слушатель, тем более звонкое звучание , чем больше  расстояние между этими стенами, тем  глубже бас. Отражения: вся или  большинство звуковой энергии  состоит из отражений, происходящих  в комнате по правилу : угол падения  равен углу отражения. Твердые  плоские и гладкие поверхности ­  голые стены, стекло, голые твёрдые поверхности мебели ­ отражают  звуковую энергию.  Рассеивание Все или большинство звуковых волн,  отраженных обратно в комнату,  находятся там уже в беспорядочном  состоянии – беспорядочно рассеянная  звуковая масса. Твердые, неплоские,  шероховатые, ребристые поверхности, цилиндричесой и округлой формы  предметы – рассеивают звук.  Поглощение в противоположность  отражениям, большинство звуковой  энергии впитывается. Мягкие  пористые поверхности ковры, половые покрытия, мягкая мебель, драпировки  из толстой ткани и т.д. – поглощают.  Качество низких частот в вашей  комнате в большей степени зависит от  самой комнаты. Поскольку длина  волны басовых частот очень большая,  большая часть обстановки,  оформление стен и пола делают очень  немного для изменения басовых  частот в комбинации room/speakers.  Поэтому оптимизация низких частот является вопросом выбора комнаты  прослушивания с оптимальными  размерами (соотношениями) и  расположения в этой комнате АС.  Низкочастотная энергия  распостраняется сферически во всех  направлениях одинаково. Когда  низкочастотная звуковая волна  ударяется о преграду (стена), басовая  энергия – большей частью ­  отражается обратно в комнату,  отражаясь от каждой преграды – пол,  стены, потолок. Вуфер должен  находиться на неравном расстоянии от трех ближайших боковых плоскостей  комнаты. Всё это существенно, т.к.  ближайшая к АС отражающая  плоскость усиливает некоторые  басовые частоты.  Если отражающие плоскости  находятся от АС на равном  расстоянии, некоторые басовые  частоты будут усилены очень сильно.  Т.е. если ваша АС стоит на  одинаковом расстоянии от задней  стены, боковой стены и стенки шкафа  или комода, то вы получите тройное  усиление каких­то одних групп басовых частот, что приведет к очень  слышимому гулу на этих частотах.  Если двери находятся в углах  комнаты, бас может просто напросто  “вытекать” через них. При серьезном  прослушивании надо двери закрывать.  Дело обстоит не так для средних и  высоких частот, где энергия  направлена более сосредоточенным и  управляемым образом, конусообразно, по рупорному принципу.  Низкочастотные отражения ,  резонансы можно достаточно просто  регулировать, манипулируя  расстановкой АС, варьируя  расстояниями от колонки до  ближайшей стены. Три наиболее  важных узла в порядке важности –  относительно расстояния между АС  и :  1. Ближайшими боковыми стенами  (поверхностями)  2. Задней стеной  3. Другими плоскими поверхностями. Чем сильнее будут отличаться друг от друга все три эти параметра  (расстояния), тем меньше будет  “унисон” , соответственно меньше  будут нежелательные резонансы.  Стоячие волны­ это низкочастотные  отражения (резонансы) между двумя  параллельными стенами , основные  враги хорошего звука. Они  окрашивают звучание в вашей  комнате, подчеркивая некоторые  музыкальные ноты и создают грубое и  неестественное распределение  акустической энергии в пределах  комнаты. Распостронение стоячих  волн – собственность физических  характеристик комнаты и не имеет  никакого отношения к аппаратуре. В  прямоугольных комнатах стоячие  волны возникают во всех трёх  направлениях одновременно, оказывая очень сложно распределённое  давление в пределах комнаты Стоячие волны – причины заметных  окрашиваний выше приблизительно  300герц. Однако изолированые или  случайные стоячие волны могут быть  заметны и ниже этой чатоты. Стоячие волны являются по существу  осколками каких­либо частот  сбившихся в кучу, в каких­ либо  местах в комнате. Равномерно  распределённые окрашивания почти не проблематичны по сравнению со  стоячими волнами. Понимание того,  чем являются стоячие волны и как они работают будет полезно для лучшей  оптимизации вашей комнаты и ваших  АС.  Определение осевой постоянной  стоячей волны между двумя  параллельными стенами может быть  легко расчитана следующим  уравнением. : (1) Fo = 1130 / 2L или  (2) Fo = 565 / L (где константа 1130 –  скорость света в футах в секунду, L –  расстояние между стенами в футах  пример: вычисление фундаментальных стоячих волн в трех основных  направлениях для комнаты размером  16`W * 26`L * 8`H (4.8 ш * 7,8 д * 2,4 в ) между коротких стен Fo w = 565/16  = 35 герц между длинных стен Fo l =  565/26 = 22 герц между полом и  потолком Fo h = 565/ 8 = 70 Гц. Обратите внимание, что в этом  примере высота стены в 2 раза меньше  длины короткой стены Foh = 2Fow =  70 Гц. Эта комната имела бы  значительную окраску на 70 Гц, 140  Гц, 210 Гц и далее кратно 70. Худшее  возможное тональное распределение  происходит, когда измерения комнаты равны во всех трех направлениях, т.е.  когда комната – идеальный куб. В  такой комнате гармоники всех  резонансных частот будут равны  между собой, а резонансы низких  частот будут чрезвычайно грубы и  окрашены. Наилучшее возможное  тональное распределение будет в  комнате, рахмеры которой не связаны  одним целым (кратным) числом.  L24*W24*H8 ­плохой пример ­ все  размкры кратны 8 L26*W15*H8 ­  хороший пример. Самое гладкое  басовое расширение будет получено,  если частоты отраженной энергии  будут распределяться равномерно и не будут смешиваться в кучу.  Определение баса в комнате Число 550 – половина скорости звука в секунду над уровнем моря. Деля это  число на какую­либо басовую частоту, скажем 20 Гц, мы получим  наименьшее расстояние между  стенами, при которой эта частота  будет поддержана комнатой. Если  разделить это число на басовую  частоту 20 герц, мы получим 27,5  футов – такое минимальное  расстояние должно быть между стен  вашей комнаты для того, чтобы  поддержать эту частоту. Если  расстояние между противоположными стенами , где расположены слушатель  и АС, составляет 12,8 фута, значит  550 :12,8 = 43 Гц – нормально для  британской АС среднего размера, но  позорно для АС типа Infinity Bass  Tower.  Предположим вы хотите иметь бас  ниже 35 Гц – 550:35= 15,7 футов –  минимальное расстояние между стен,  чтобы поддержать частоту 35 Гц. Но  это число – 15,7 ­ почти двойная  высота стандартной комнаты – и это  плохие вести. Комната будет иметь  одни и те же стоячие волны в двух  направлениях .Но не расстраивайтесь, мало вероятно, чтобы эти размеры  были строго кратны двум. Звуковая  сцена и звуковая картинка зависят от  расположения АС, их ориентации и  акустики комнаты. Оптимизация  расположения АС ­ трудная задача.  Поскольку расположение АС  одинаково важно и для soundstage и  для хорошего воспроизведения баса,  вы должны найти между этими  характеристиками компромисс –  намного лучше немного пожертвовать  уменьшением баса для получения  хороших staging/imaging. Гглубина  сцены лучше всего, когда АС  расположены на некоторой дистанции  от фронтальной стены – это понизит  эффект от ранних её отражений ,  улучшит сфокусированность образов,  позволит колонкам “дышать”. В  системах высшего разрешения, точно  расположенных в акустическом  пространстве, звуковая сцена может  простираться далеко за пределы  комнаты прослушивания: тыл сцены не упирается в заднюю стену, а  естественным образом простирается  вглубь. Ширина сцены на  окончательную ширину будет воздействовать расстояние между АС  и развал –схождения колонок. Но  помните, что на большинстве записей  эта звуковая характеристика плохо  записана.  Определение расстояние между АС Поставьте запись с хорошей  фокусировкой центрального образа –  например вокал. Расположите АС  примерно на 1.8 ­ 2 метра друг от  друга, и чтобы они были направлены в  точку немного позади вашей головы.  Слушайте, достаточно ли звук  сфокусирован. Раздвиньте АС дальше  – сантиметров на 30 и слушайте снова  и т.д.. Когда центр начнет тончать и  расплываться и становиться  разбросанным, знайте, что дальше  раздвигать АС нельзя. Вы теперь  знаете, насколько широко можно  расставить АС не потеряв soundstage и плотность центрального образ  (фокус). Фокус в значительной  степени , но не полностью, связан с  передачей АС высоких частот. Наше  ухо использует их для очертания  предмета. Поэкспериментируйте с развал – схождением.  В/ч распостроняются очень  направленно. Счастливый побочный  эффект от узкой направленности ещё  и в том, что уменьшаются побочные  отражения от близлежащих  поверхностей, минимизируя эхо  отраженных частот, которые влияют  на з/картинку.  Регулировка баланса Если баланс системы отрегулирован  так, что звук распостраняется неровно по всему фронту и он плохо  сфокусирован, значит причина может  быть в том, что одна АС ближе к вам,  чем другая. Например, если ведущий  вокал, который должен звучать по  центру приходит к вам справа, правый спикер должен быть отодвинут назад  или левый выдвинут вперёд. Обычно  даже 2­3 см разницы в расстоянии до  вас уже отчетливо слышны.  Перемещения АС Все боковые перемещения АС влияют  больше на мidbass а перемещение  “вперёд – назад” влияют больше на  глубину баса.  Плотность звукового образа­ одна из  необычных и музыкально очень  красивых характеристик –  способность сконцентрировать не  только энергию в/ч, но так же и  богатство музыкальной энергии  сосредоточенной в с/ч и верхнем басу.  Из­за широкой характеристики  рассеивания этих частот, плотность  образа в этой части не зависит от того, какие края у АС – острые или  скругленные. Узкий корпус с сильно  скругленными краями позволяет  снизить отражения от передней  панели, но появляются проблемы  возникновения внутри ящика стоячих  волн. Узкий корпус способствует  хорошему воспроизведению с/ч, т.к.  чем уже корпус, тем более звукчание  становится всенаправленным. Если  АС с широкой диаграммой  направленности (узкий корпус)  расположить в звонкой комнате, то  тембр её звучания будет сильно

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии

Статья: Все об акустики в музыкальной студии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018