Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"
Оценка 4.8

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
4 кл
13.01.2017
Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"
Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в рамках курса "Основы православной культуры" в общеобразовательной школе» поможет учителям, работающим в начальной школе по программе "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Православная культура". Материал поможет в работе.
квалификационная работа.doc
Администрация городского   округа­ город  Волжский Волгоградской  области « Волжский  институт  экономики, педагогики  и  права» Алешина    Наталья  Геннадьевна                                         Квалификационная  работа «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных   Кирилла   и  Мефодия   в  рамках  курса   "Основы   православной культуры"  в  общеобразовательной школе» Волжский   2015                                     И будет славить Русь родная Святых апостолов славян…                                    Из гимна в честь Кирилла и Мефодия                 О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.                           Действующим   законодательством   "признается   особая   роль православия  в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры"   (Закон   РФ   "О   свободе   совести   и   о   религиозных объединениях",1997 г.). Признается вклад в культурно­историческое развитие России и других традиционных религий, помогающих всем народам России жить в братской дружбе.          На XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях Святейший   Патриарх   Кирилл   сказал:   "Поскольку   русская   религиозная традиция   является   неотторжимой   частью   как   национального   культурного наследия, так и Отечественной истории, курс Основ православной культуры призван   донести   до   юного   гражданина   нашей   страны   понимание   того, насколько   тесно   переплетены   и   нераздельны   понятия   "Россия"   и "православие".               Так     как       на         занятиях        "Основам     православной   культуры" преподаватели  должны     должны    донести   до  юного   гражданина   России понимание   того,   насколько   тесно   переплетены   и   нераздельны   понятия 2 "Россия" и "православие", то   знакомство   со  святыми   равноапостольными Кириллом       и       Мефодием       прекрасный       пример,   с   которым     смогут познакомиться   дети.          Прошли   тысячелетия    и     мы    славим   святых  апостолов   славян Кирилла     и Мефодия.     Неизвестно,   что   было   бы   с   нашей     историей, культурой, если   бы   не  была   написана   первая    славянская  азбука. Все     образованные     люди       понимают,     насколько     важна         роль равноапостольных   Кирилла  и Мефодия      в    жизни    нашей  страны.           Эта   тема  очень  близка   и  понятна   и  детям, и  учителям.  Кому,  как ни    учителю,   знать    насколько   важное   событие  произошло в  IX веке в 862 году. Эта  знаменательная    дата   для  всего  славянского   народа ­  дата рождения славянской азбуки.  Учителя    неразрывно   связаны    со   словом. И   поскольку    преподаватели   призваны   донести   до  молодых   россиян наше  национальное    культурное  наследие, то    жизнь     и      дела   святых равноапостольных       Кирилла     и Мефодия       поможет       показать     связь времён   и  поколений.                Дети       всей   нашей   огромной   страны     начинают   своё   изучение великого  русского   языка   в  1  классе   с   первой  книги  « Азбука». И начинается       увлекательный     процесс     обучения     в     школе,   который невозможен     без     умения   читать   и   писать.   И   все   этим   мы   обязаны равноапостольным    Кириллу     и   Мефодию. Эта   тема   в  курсе   "Основы православной культуры"    понятна    и     ясна.  Она   помогает      учителям донести     понимание   того,   насколько   тесно   переплетены   и   нераздельны понятия "Россия" и "православие".   Рассказать       о       понятиях   « святые», «равноапостольные». Немного     посвятить       в     историю       православия (в силу  возраста).                 Чему  же  может  научить  наших   современных  детей    жизнь  и деяния   святых   равноапостольных   Кирилла     и   Мефодия?   3 Святые равноапостольные Мефодий и Константин были родными братьями. Они произошли из города Солуни.                  Старший — Мефодий сперва был воином, но, прослужив более десяти лет и познав суету житейскую, ушел в монахи на гору Олимп, где с большим   смирением   и   кротостию   старался   выполнять   монашеские   обеты, занимаясь при этом изучением священных книг.                  Младший брат — Константин с детских лет возлюбил премудрость, и Бог дал ему большие способности к наукам. Он учился у лучших учителей Византии вместе с императором. Своим умом и прилежанием он приводил в удивление учителей. Но он был премудр не только в науках, а также и в жизни.   Он   был   воздержан   и   скромен,   стремился   общаться   с   добрыми   и уклонялся от тех, которые могли совратить на зло.                Скоро Константин стал священником и библиотекарем при Церкви святой Софии в Константинополе. Все, и даже царь, уважали его, и не раз он был защитником православия в спорах с еретиками и неверными.                 Но Константин тяготился жизнью в столичном городе. Скоро он ушел   в   одно   тихое   и   глухое   место,   где   стал   заботиться   только   о   своем спасении,   а   потом   перебрался   на   Олимп   к   старшему   брату   Мефодию,   с которым и стал жить вместе, исполняя в постничестве иноческие подвиги, проводя время в молитве или за книжным чтением.              В это время к греческому царю пришли послы от хазар, чтобы к ним прислали кого­нибудь разъяснить им истинную веру. Тогда царь по совету патриарха   решил   послать   к   хазарам   блаженного   Константина,   которого призвали с горы Олимп, и царь сказал ему: “Иди, философ (так прозвали Константина за мудрость и ученость), к этим людям и с помощью Святой Троицы   благовести   им   учение   о   Пресвятой   Троице.   Лучше   тебя   никто   не может выполнить этого поручения”. 4 Константин согласился и уговорил брата своего, блаженного Мефодия, знавшего славянский язык, идти с ним на апостольское служение, просветить неверных светом Христовой веры. И отправились они вместе.               Насадив христианскую веру в хазарском царстве, святые учители Константин   и   Мефодий   оставили   там   пришедших   с   ними   священников   и возвратились в Константинополь.  Но прошло немного времени, и славянские князья прислали к греческому царю послов с просьбою:   “Наш   народ…   содержит   закон   Христианский.   Только   нет   у   нас   такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на нашем языке. …Ввиду этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя”.     Решено было отправить к славянам Мефодия и Константина. Прежде всего святые усердно помолились Богу, и им открылась славянская азбука. Первыми словами переведенными великими просветителями были: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Потом   они   перевели   на   славянский   язык   все   Священное   Писание   и богослужебные книги. Святые Кирилл и Мефодий переводят церковные книги на славянский язык. Святые   равноапостольные   Константин   и   Мефодий   прожили   среди   славян сорок месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народ на славянском   языке.   Устраивая   училища   для   славянских   юношей,   они приобрели много учеников, готовых быть хорошими учителями и достойными священнослужителями   в   своем   народе.   Для   этого   чтобы   посвятить   своих учеников в священный сан, святые братья отправились с ними в Рим.                Вскоре по прибытии немощный и прежде Константин, изнуренный трудами   и   долгим   путешествием,   тяжко   заболел   и,   получив   от   Господа извещение   о   скорой   кончине,   принял   монашество   с   именем   Кирилл   (под которым   и   поминается   вселенскою   Церковью).   Болезнь   его   продолжалась пятьдесят дней, после чего святой равноапостольный Кирилл преставился ко Господу. Перед смертью Кирилл говорил братy: «Мы с тобою, как два вола, 5 вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».                          Святой же Мефодий послушал совет брата. Он был посвящен в епископы   и  еще   много  лет   апостольски   служил,  просвещая   славян   светом Христианской веры. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения,   он   продолжал   великое   дело   —   перевод   на   славянский   язык священных   книг,   проповедь   православной   веры   и   крещение   славянского народа.   В   апреле   885   года   он   скончался,   оставив   преемником   лучшего   из своих   учеников   —   архиепископа   Горазда   и   около   двухсот   обученных   им священников­славян.                             Наша     страны       действительно     осознала,   что       сделали равноапостольные     Кирилл         и     Мефодий     для   истории     России. И славит,  при   любой  возможности, святых    равноапостольных Кирилла    и Мефодия.                 Это   и   Дни славянской письменности и культуры, и   Кирилло­ Мефодиевские чтения, которые    проходят   ежегодно    во  всех   областях нашей     страны.   Чтения   проводятся   с   целью   возрождения   традиционных духовных   ценностей,   объединения   усилий   деятелей   науки,   образования, культуры,   искусства   и   священнослужителей   в   изучении   славянской письменности и культуры.               Тематика чтений достаточно обширна. В работе секций принимают участие представители научного сообщества, священнослужители, педагоги и дети   общеобразовательных   и   воскресных   школ,   детских   учреждений дополнительного   образования,  представители   политических,   религиозных   и молодежных организаций, государственные и муниципальные служащие, и др.              Датой рождения славянской азбуки считают IX век, если быть точнее, то дату 862 года. Созданная Кириллом и Мефодием азбука получила название «кириллица» в честь Кирилла, в мирском мире имевшего имя Константин. Мефодий   и   Кирилл   переработали   греческую   азбуку   и   существенно 6 видоизменили   ее,   чтобы   в   совершенстве   передать   славянскую   звуковую систему.  И   на  основе   своих   разработок   создали   две   азбуки   ­   глаголицу   и кириллицу.                           Созданная Кириллом и Мефодием азбука получила  название «кириллица» в честь Кирилла, в мирском мире имевшего имя Константин. Мефодий   и   Кирилл   переработали   греческую   азбуку   и   существенно видоизменили   ее,   чтобы   в   совершенстве   передать   славянскую   звуковую систему.  И   на  основе   своих   разработок   создали   две   азбуки   ­   глаголицу   и кириллицу.  По   мнению   ряда   авторов   считалось,   что   Философ   сначала составил глаголицу, а затем, с помощью своего брата Мефодия, ­ кириллицу. Однако есть сведения, опровергающие это. Константин знал и очень любил греческий   язык.   Кроме   этого,   он   являлся   миссионером   Правоверной Восточной Церкви. В то время в его задачи входило привлечение славянского народа   к   греческой   церкви.   В   связи   с   этим   для   него   не   было   смысла составлять   письменную   систему,   отдаляющую   народности,   затрудняющую восприятие и понимание Писания теми, кому греческий язык уже был знаком. После создания новой, более совершенной письменной системы, сложно было представить, чтобы древнее архаическое письмо стало бы более популярным. Кириллическая азбука была более понятной, простой, красивой и четкой. Она была удобна для большинства людей. В то время как глаголица имела узкую направленность   и   была   предназначена   для   интерпретации   священных богослужебных   книг.   Все   это   указывает   на   то,   что   Константин   занимался составлением   системы,   основанной   на   греческом   языке.   И   впоследствии кириллица, как более удобная и простая система, вытеснила глаголицу.              История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X—XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (по ст. стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они 7 были признаны святыми еще в конце IX века. В нашей стране как праздник церковно­государственный отмечается с 1991 года.                       Огромное     количество     памятников       посвящено       святым равноапостольными    Кириллу    и    Мефодию, как  в   Болгарии,  так  и  в России.  Памятник Кириллу и Мефодию   в  Болгарии  у здания Болгарской Народной   библиотеки.   В   Новгороде   был   открыт   памятник   «Тысячелетие России»,   на   котором   увековечены   образы   Кирилла   и   Мефодия,   чья деятельность совпала со становлением российской государственности.            В Болгарии День просвещения, культуры и славянской письменности является официальным национальным праздником.              Впервые праздник болгарской письменности прошел  22 мая 1803 года в Шумене.  Традиция празднования Дня славянской письменности возникла в середине XIX века, однако корни ее восходят к первопрестольной Плиске — древней столице Болгарии. Именно сюда в 886 году, уже после смерти обоих просветителей, прибыли их ученики — Климент, Наум, Горазд, Ангеларий, которых   болгарский   повелитель   князь   Борис   принял   с   триумфальными почестями.   В Плиске вскоре была разработана развернутая программа распространения азбуки в пределах тогдашнего болгарского государства.              Получилось так, что всего два десятилетия спустя после принятия христианства   в   Болгарии   благодаря   азбуке   Кирилла   и   Мефодия   начали переводить на славянский язык богослужебную и богословскую литературу. Факт,   знаменательный   уже   потому,   что   тем   самым   впервые   в   истории христианства была нарушена монополия трех «древних священных языков» — латинского,   греческого   и   еврейского   —   в   духовной   жизни   Европы   (во Франции Евангелие было переведено на национальный язык лишь через три, в Англии — через пять, а в Германии — через семь веков после Болгарии).           В 1892 году учитель музыки из Русе Стоян Михайловский (1856—1927) написал   текст  общешкольного  гимна,  названного  «Гимн   святых   Кирилла   и 8 Мефодия». Гимн состоял из 14 строф, из которых обычно исполняют первые шесть.   Болгары   знают   его   по   первой   строке   «Върви,   народе   възродени!» («Вперед, народ возрожденный!»). В 1900 году композитор Панайот Пипков (1871—1942), в то время учитель в Ловече, написал музыку к гимну.                      С введением в Болгарии Григорианского календаря в 1916 году церковный и светский праздник был объединен в один – 24 мая. В 1969 году церковный   календарь   был   искусственно   отделен   от   светского,   и   праздник пришёлся   на   11   и   24   мая   соответственно.   В   1990   году     решением   9­го Народного собрания Болгарии 24 мая был объявлен официальным праздником — Днём болгарского просвещения, культуры и славянской письменности.             В России первые традиции чествования памяти Кирилла и Мефодия  были заложены в 11 веке. Одно из свидетельств тому – Архангельское  евангелие от 1092 года, в котором на 14 февраля упоминается Кирилл, а на 6  апреля – Мефодий. Именно Россия ввела в церковный календарь общую дату  празднования – 11 мая (24 мая по новому стилю).               Широкое внимание к судьбе праздника славянских просветителей привлек епископ Смоленский Антоний (Амфитеатров). Первые чествования славянского слова прошли в Москве в 1862 году. В Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России», на котором увековечены образы Кирилла и Мефодия,   чья   деятельность   совпала   со   становлением   российской государственности.               1863 года праздничные торжества проходили и в других городах, причем   в   каждом   городе   программа   имела   свои   особенности.   В   Киеве, например,   студенты   основали   славянскую   библиотеку   Святых   Кирилла   и Мефодия.   В   дореволюционной   России   день   памяти   солунских   братьев   в разное   время  отмечали   по­разному.  Широко ­ в 1869  и 1885 годах, когда исполнилась   тысяча   лет   со   дня   смерти   славянских   просветителей,   более скромно – в другие годы.     Некоторое время торжества в честь создателей первой славянской азбуки вообще не проводились. 9 Первые научные торжества прошли лишь в мае 1963 года. Ученые тогда организовали   конференцию,   посвященную   1100­летию   создания   славянской азбуки.               Инициатива возрождения в России празднования Дней славянской письменности   принадлежит   Мурманской   писательской   организации   и   в особенности писателю Виталию Маслову. В 1986 году в Мурманске прошел первый   праздник   под   названием   «Праздник   письменности».   В   знак признательности мурманчанам за возобновление древних традиций болгары подарили городу памятник создателям славянской азбуки.              В 1988 году празднику особенно повезло ­ он совпал с 1000­летием крещения Руси и проводился в древнем Новгороде. Крещение Руси положило начало   письменности,   но   и   письменность   способствовала   распространению новой веры. Здесь, в древнем центре России, и получила  вслед за Киевом начальное распространение письменность.                          В 1989 году главные празднества проходили в Киеве. Впервые праздник проводился при активном участии Фонда славянской письменности и культуры, созданного в 1989 году.                            С 1991 года День славянской письменности и культуры стал государственным праздником, центр торжеств находился в Смоленске. Тогда в   целях   объединения   славянских   народов   на   основе   общих   корней   был проведен Славянский ход.               В 1992 году центром праздника стала Москва. В столице состоялся Первый   Международный   Конгресс   славянских   культур.   На   Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию.              В 1994 году посланцами Фонда славянской письменности и культуры во   славу   и   честь   Кирилла   и   Мефодия   на   их   родине   в   Салониках   был установлен Поклонный крест.             Сегодня мы являемся наследниками и преемниками бесценного дара, оставленного нам святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. И мы 10 призваны   бережно   хранить   его,   чтобы   передать   потомкам,   ибо   духовное развитие стран Святой Руси невозможно без обращения к православной вере, к   культурно­историческим   истокам, цивилизацию.   сформировавшим   славянскую           Первое, что обращает на себя внимание, это то, что названия букв этой азбуки представляют практически все основные части речи: существительные (Добро, Земля, Люди, Слово), местоимения (Аз, ОН, Наш), глаголы разных форм (Веди,Есть, Рцы, Мыслете,Ять), наречия (Зело, Твердо) и различного вида   союзные   частицы.   Однако   в   силу   временных   грамматических трансформаций   русского   языка,   связанных   прежде   всего   со   способами словообразования, мы не можем в то же время с уверенностью отнести то или иное название буквы к какой­то определённой части речи. Например, название буквы Т можно трактовать , как наречие – Твёрдо – и как прилагательное – Твёрдый , а также Покой – Покойный, Глаголь – Гласящий и т.д. Но несмотря на это, даже беглый взгляд на Кириллицу наводит на мысль, что совокупность согласованных   между   собой   слов­названий   букв(символов)   этой русифицированной старославянской азбуки содержит какую­то развёрнутую законченную мысль.                    Из многочисленных вариантов расшифровки закодированного текста  рассмотрим  самую  претенциозную   версию, приведенную  в  книге  А. Кеслера   "Азбука   и   русско­европейский   словарь".   По   мнению   автора   этой версии,   азбука   Кириллица   является   не   чем   иным,   как   зашифрованным посланием Высшего Разума землянам  Святые Кирилл и Мефодий   в течение всей своей жизни старались принести пользу людям и стяжать множество добродетелей. Мы должны подражать им в этом.            11 Урок   по    модулю    "Основы   православной культуры"      «Святые      равноапостольные   Кирилл   и Мефодий» Задачи:  1. Восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России.  Причисленных Русской Православной Церковью к лику святых. 2. Сохранение и развитие традиций Православия. 3. Патриотическое воспитание на основе духовно­нравственных традиций. Методы: поисковый, наглядный, словесный, творческий, анализ.  Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, раздаточный  материал для работы в группах. Ход урока:  1. Организационный момент. 2. Введение в проблему. ­ Ребята, посмотрите   внимательно    на   карточки  у  вас   на  столах.  (   работа   в  парах).  Приложение  № 1. ­ Что  вы  видите  перед  собой? ­ Чем   необычны  эти   буквы? 12 ­ Но люди отличаются от всех живых существ тем, что могут говорить. Чтобы написать   послание,   надо   знать   слова.   А   слова   составлены   из   букв.   Буквы соединены азбукой. ­ Знаете  ли  вы, кто  является  создателем    нашей  азбуки? Мы  сегодня   об  этом  узнаем. – С детства мы привыкаем к буквам нашего алфавита и не задумываемся о  том, как нам удаётся передавать любые звуки и слова. Из книг мы узнаём  много нового и интересного. Книги нам читали родители, когда мы были  маленькими. Когда мы пошли в школу, то сами научились грамоте.  – Но в школе не всегда учили грамоте так, как учат сейчас. Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси. В старину учились дети –  Их учил церковный дьяк.  Приходили на рассвете  И твердили буквы так:  А да Б – как Аз да Буки,  В ­ как Веди, Г – глаголь.  И учитель для науки  По субботам их порол. 13 Вот такой чудной вначале  Наша грамота была!  Вот каким пером писали –   Из гусиного крыла!  Этот нож не без причины  Назывался «перочинным»:  Очиняли им перо,  Если было не остро.  Трудно грамота давалась  Нашим предкам в старину,  А девицам полагалось  Не учиться ничему.  Обучались лишь мальчишки.  Дьяк с указкою в руке  Нараспев читал им книжки  На славянском языке. – Что интересного вы узнали из этого стихотворения? – На каком языке читали книги в то время? – Да, вначале учились читать на славянском языке, а наша, русская азбука –  это, если можно сказать младшая сестра славянской азбуки. – Откуда же взялась славянская азбука? 3. Основной  этап  урока. А)  Знакомство    с   именами   святых      равноапостольных   Кирилла   и Мефодия. ­   Вообще   у   славянской   письменности   удивительное   происхождение. Благодаря   памятникам   славянской   письменности   мы   не   только   знаем   с точностью до года о начале появления славянской азбуки, но также имена создателей и их жизнеописание. 14 ­ Какие же это памятники славянской письменности? (На доске: «Житие Константина­Кирилла», «Житие Мефодия», «Похвальное слово Кириллу и Мефодию», «Повесть временных лет».) ­  Разделитесь  на  группы    и  прочитайте   свои    тексты. ­ И  составьте   три  вопроса   по  текстам. ( Работа   в   группах)  1, 3  группы. “Повести временных лет”. “Однажды   славянские   князья   Ростислав,   Святослав   и   Коцел   отправили   к византийскому царю Михаилу послов со словами: земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые могли бы рассказать о книжных словах и о смысле их….Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев ­ Константина и Мефодия, и уговорил их царь, и послал их в славянскую землю….Когда же братья   эти   пришли,   начали   они   составлять   славянскую   азбуку   и   перевели Апостол   и   Евангелие….И   рады   были   славяне,   что   услышали   о   величии Божьем на своем языке…” 2, 4  группы.  “Повести временных лет”. Великая Моравия, включавшая в то время отдельные области современной Чехии,   Словакии,   Австрии,   Венгрии,   Румынии   и   Польши.   Уже   была христианской.   (Если   это   возможно,   то   всё,   что   касается   географии,   надо стараться   показывать   на   карте.   Детям   трудно   представить   расстояние, которое они не проходили, и другие страны, где они не были). Но просвещало её немецкое духовенство, и всё богослужение, священные книги и богословие были латинские, для славян непонятные. Прибыв в Моравию, святые братья привезли с собой созданную незадолго до этого славянскую азбуку и переводы на   славянский   язык   некоторых   богослужебных   книг.   Самоотверженное 15 служение   святых   в   деле   распространения   христианской   проповеди,   их жертвенная   готовность   послужить   людям   “даже   до   смерти”   снискали   им любовь   моравского   народа,   который   всей   душой   принял   благую   весть   о спасении   и   потянулся   к   христианству.   На   своём   личном   примере   братья исполнили слова апостола Павла: “Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим”. Посеянное ими семя “упало на добрую землю и принесло плод”.  Б) Жизнь    святых      равноапостольных   Кирилла   и Мефодия. ­ А  кто  были  Кирилл   и Мефодий?  Показ     иконы  святых      равноапостольных   Кирилла   и Мефодия. Приложение № 1 Просмотр   презентации   с  комментированием  учителя.    –   Из   жизнеописаний   создателей   славянской   письменности   мы   знаем,   что братья   были   родом   из   города   Солуни.   Теперь   этот   город   называется Салоники. Найдём его на географической карте. Здесь кончалась Византия, а дальше шли необъятные земли славян, наших предков.  Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин.  Образование Константин  получил при дворе императора  Константинополя. Его ждала блестящая карьера, но он предпочёл удалиться в монастырь.  Но Константину  не удавалось  много  времени  проводить  в  уединении. Как лучшего веропроповедника, его часто посылали в соседние страны. Поездки эти были успешными. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Там он крестил до двухсот человек, а также взял с собою отпущенных на свободу пленённых греков.  Но   у   Константина   было   слабое   здоровье,   и   в   42   года   он   сильно   заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество и переменил своё мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил ещё 50 дней, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года.  16 Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг и крещение славянского народа. В) Знакомство    с  понятиями   «святые»   и  «равноапостольные». ­ Ребята, прочитайте   в   учебнике   статью  и   найдите   объяснение  понятий «святые»   и  «равноапостольные». Работа   в  парах. ­  Объясните,  своему   товарищу  по  парте, почему  Кирилла  и  Мефодия назвали   «святые»   и  «равноапостольные». Г)  Знакомство    с    « кириллицей». ­  У  славян  не  было  письменности.  Но даже не сам  факт  отсутствия букв представлял   главную   проблему.   Святые   равноапостольные   Константин   и Мефодий прожили среди славян сорок месяцев, переходя с одного места на другое,  везде   поучая   народ   на   славянском   языке.  Устраивая   училища   для славянских юношей, они приобрели много учеников, готовых быть хорошими учителями   и   достойными   священнослужителями   в   своем   народе.   Высокое христианское   богословие,   Писание   и   богослужебные   тексты   надо   было переложить   на   язык,   не   обладающий   к   тому   никакими   средствами. Константин   и  Мефодий,  справились   с  задачей.  Буквы   первого   алфавита  – глаголицы   составили   на   основе   греческой   тайнописи,   они   соответствуют буквам греческого алфавита, но выглядят по­другому. Предстояло научить славян новым буквам, новому книжному языку, новому богослужению. ­ Своё название старославянская азбука получила от сочетания двух букв “аз” и “буки”, которые обозначили первые буквы алфавита А и Б. Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро… –   И   азбука   получила   название   кириллицы.   Древнейшая   книга   на   Руси, написанная кириллицей – Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие 17 хранится   в   Петербурге,   в   Государственной   Российской   библиотеке   имени М.Е. Салтыкова­Щедрина.  ­ Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.  Д)  Знакомство   с  буквами  « Кириллицы» Учащимся   даны   карточки,   на   которых   изображены   буквы   древнего славянского алфавита, или древнерусского.  ­ Ребята, попытайтесь повторить изображение, можно проявить творчество и продемонстрировать свои варианты, близкие к оригиналу, или свой вариант, выражающий смысловое значение буквы. Е  ) День   славянской  письменности. Кирилл   и   Мефодий   прославляются   как   просветители   славян   во   всем христианском   мире.   Память   их   празднуется   24   мая.   Этот   день   особенно торжественно отмечается в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1986 года, и в нашей   стране   в   этот   день   стал   проводиться   праздник   славянской 18 письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям... Божественных писаний, источник богопознания нам источивших”. Это слова из церковных песнопений в день памяти святых Кирилла и Мефодия. 4. Закрепление  полученных  знаний. Индивидуальная   работа   по  карточке. ­ Проверим  себя.  Перед  вами  карточки. Продолжите    высказывания.                                                         Карточка       Тогда   вызвал   царь   Михаил   двух   ученых   братьев   ­   _______________ и_______________, и уговорил их царь, и послал их в славянскую землю…    Прибыв в Моравию, святые братья привезли с собой созданную незадолго до этого славянскую ______________ и переводы на славянский язык некоторых богослужебных книг.        Своё название старославянская азбука получила от сочетания двух букв “____” и “___________”, которые обозначили первые буквы алфавита А и Б.             Древнейшая   книга   на   Руси,   написанная   кириллицей   –   Остромирово _____________________ 1057 года.              Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется___________________. Проверка    по  образцу  на  слайде. 5.Рефлексия У   вас  на  столах   карточки  с   разноцветными  кружками. Зелёный  ­  информация  была  интересная  и  полезная Жёлтый  ­  часть   материала  понял, а  часть – нет. Красный  ­ материал   не  пригодиться   в  жизни Приложение  № 1 19 Приложение № 2 20 Приложение №3 21 Москва Литература: 22 1. Бернштейн С. Б. Константин­Философ и Мефодий. Начальные главы из истории славянской письменности. М., 1984 2. Горшков В. А. Старославянский язык. М.: Астрель, 2002. 3. Тахиаос А.­Э. Н. Святые Кирилл и Мефодий просветители славян. Сергиев Посад, 2005. 3. Филиппов Т. И. «Краткое сказание о житии и подвигах святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянских», Санкт­Петербург, 1885 4.Официальный сайт Русской Православной Церкви..http://www.patriarchia.ru/ 5.Сайт Православие. Ru   http://www.pravoslavie.ru/news/ 23

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"

Статья «Жизнь и деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"

Статья  «Жизнь  и  деятельность   святых   равноапостольных  Кирилла   и  Мефодия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017