Статья:«Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе».
Оценка 4.8

Статья:«Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе».

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
чтение
Взрослым
16.01.2017
Статья:«Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе».
Приоритетной целью литературного образования в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя, как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребностью к книге как средству познания мира и самопознания.
Актуальные проблемы и перспективы.doc
«Актуальные   проблемы   и   перспективы   литературного   образования   в начальной школе».                                             Уметь читать в широком смысле этого слова –                                             значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл.                                                                                                  К.Д.Ушинский.    Каждый учитель, начиная работать с первоклассниками, мечтает увидеть их в будущем   умными,   умеющими   размышлять,   сопереживать,   понимать   других, разбираться в своих чувствах, выражать свои мысли вслух и письменно... Высшая награда   для   учителя   ­   это   высокая   оценка   коллегами   и   родителями   учебных   и личных качеств учеников. Все эти качества можно и нужно развивать на всех уроках в начальной школе, но особую роль   необходимо отводить   урокам литературного чтения. Тема   моего   выступления   «Актуальные   проблемы   и   перспективы литературного   образования   в   начальной   школе».   А   эпитетом   Я   выбрала высказывание   К.Д.   Ушинского   «Уметь   читать   в   широком   смысле   этого   слова   – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл». Поговорим о литературном образовании в начальной школе.    В   структуре   начального   образования   в   соответствии   с   Концепцией государственного стандарта общего образования второго поколения учебный курс « Литературное чтение» занимает особое место. В примерной (базисной) программе по литературному чтению отмечается, что «литературное   чтение   ­   один   из   основных   предметов   в   системе   подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам  начальной школы. Приоритетной целью литературного образования в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя, как   грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и   прослушанного   произведения,   знанием   книг   и   умением   их   самостоятельно выбирать,   сформированностью   духовной   потребностью   к   книге   как   средству познания мира и самопознания. Таким образом, стандарт ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности. Известно,   что   в   настоящее   время   отмечается   резкое   падение   интереса   к чтению художественной литературы. Опрос ВЦИОМа, посвященный читательским предпочтениям  россиян, проведенный  в  начале  лета,  не оставляет  до сих  пор  в покое российских интеллектуалов.  Число наших сограждан, вообще не берущих книгу в руки, возросло до 35%. В принципе это плохо. И не только с точки зрения интеллектуального потенциала государства.   Как  же обстоят дела с чтением в  начальной школе?   Ведя   отслеживание   техники   чтения   учащихся     каждой   параллели, складывается  представление о состоянии техники чтения всей начальной школы, о качестве работы педагогов нашей школы В   начальной школе неплохо решается проблема обучения навыкам беглого   Большинство   учащихся   читают   в   соответствии   с   установленными чтения.   программой     нормами   и   выше.   Эффективно   решается   задача   по   формированию осмысленного читательского навыка.  В то же время, наблюдения показывают, что учащиеся начальной школы не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречали  в произведениях, не всегда связно передают  содержание прочитанного   текста,   испытывают   затруднения   при   чтении   длинных   слов   со стечением согласных, а также при озаглавливании частей произведения. Высокий процент   учащихся,   допускающих   ошибки   при   чтении,   говорит   об   отдельных проблемах   развития   того   или   иного   психического   процесса   (внимания,   памяти, мышления, речи).  Одной из основных проблем литературного образования  в начальной школе является несформированнность  читательской самостоятельности школьников.    Почему же  многие дети неохотно и мало читают? Конечно,   объяснений   подобному   явлению,   скорее   всего   характерному вследствие глобализации для всех промышленно развитых стран, несколько. Это и  • • ускорение темпа жизни; развитие Интернета, который во многом стал заменять для рядового потребителя культуры и книгу, и театр, и концертный зал, и посещение музеев; • усиление   влияния   средств   массовой   информации.   Разнообразие программ,   предлагаемых   телеканалами,   также   способствует   вытеснению традиционной   книги   из   повседневной   жизни.  Да   и  киноиндустрия   не   остается   в стороне,   внося   свой   вклад   в   процесс   вытеснения   традиционной   книги   из повседневного обихода; • резкое   изменение   общественной   жизни   таким   образом,   что   число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;  • установка родителей  на то, чтобы они научили детей читать сами  до школы.     Методика   для   переучивания   читателей,   испорченных   неправильным первоначальным   обучением   ещё   формируется.   Переучивать   крайне   трудно   даже учителю­профессионалу; • изменение позиции  взрослого к совместной читательской деятельности с   детьми,   поступившими   в   первый   класс   (резко   сокращается   чтение   взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : “Ты теперь большой, читай сам.”) ; • Но   главной   причиной   такого   явления   всё­таки   является несовершенство   обучения   чтению,   отсутствие   системы   целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. “Чтение   ­   вот   лучшее   учение”.   Смысл   этой   пословицы   очень   глубок:   от умения   детей   читать   бегло,   выразительно,   понимать   содержание   прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма   актуальным.   Особое   внимание   решению   данной   проблемы   уделяется развитие устойчивого интереса к книге, к чтению. Педагогов начальной школы всё время волнуют вопросы:  Как сделать, чтобы это учение не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие детей? Поиск ответов заставлял нас пробовать, что­то отвергать, что­то накапливать в   своём   опыте.   МНОЮ   сделан   вывод   о   том,   что   просто   научить   читать недостаточно.   Надо   научить   ребёнка   думать,   рассуждать   о   прочитанном, сопереживать,     духовную   сущность   произведения,   анализировать события,     положительные   и   отрицательные     поступки   героев,   воплощать   опыт творчества в системе читательской и речевой деятельности.   понимать         Что   такое   полноценное   чтение   в   начальной   школе   с   позиций   теории формирования читательской самостоятельности?         С точки зрения современной науки о формировании читателя основное качество процесса чтения­ это уровень самостоятельности, к которому подготовлен читатель и при выборе книги­ собеседника, и при озвучивании чужой речи. Обязательные условия для формирования читательской самостоятельности 1)мотив обращения к книгам, желание читать с одной стороны;    2)конкретные   ЗУН,  обеспечивающие   взаимодействие   читателя   с  книгой   и текстом, с другой    это составляет сущность того, чему нужно учить детей и что должно стать целью работы при обучении детей чтению. Учебная   цель   обучения   чтению   –   формирование   квалифицированного читателя    (   квалифицированный   читатель   –   это   ребёнок   или   взрослый,   который обладает читательской самостоятельностью, то есть, умеет, привык видеть в любой книге собеседника ); Основной принцип обучения чтению ­ обучаясь читать. Дети должны сразу овладевать типом правильной читательской деятельности.    Основные качества читательской деятельности 1) техника чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность;  2) уровень самостоятельности;  3) читательский кругозор.  Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога ­ научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её.   В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать   в   истинном   смысле   этого   слова,   т.е.  понимает   прочитанное,  от   этого   во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно   мы   будем   ей   заниматься,   зависит   будущее   наших   детей:   какими   они вырастут взрослыми читателями и какими людьми.  Начальная школа определила следующие задачи курса литературного чтения, над которыми необходимо работать: 1. Воспитание   интереса   к   книге.   Решение   этой   задачи   предполагает, прежде   всего   формирование   осмысленного   читательского   навыка   (интереса   к процессу   чтения   и   потребности   читать   произведения   разных   видов   литературы), который   во   многом   определяет   успешность   обучения   младшего   школьника   по другим предметам. 2. Овладение   речевой,   письменной   и   коммуникативной   культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в   художественной   литературе.   Решение   этой   задачи   способствует   пониманию художественного   произведения   как   особого   вида   искусства.   Развивать   умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка) 4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника.   5.   Формирование   навыка   чтения,   повышение   скорости   и   одновременно качества чтения;

Статья:«Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе».

Статья:«Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе».

Статья:«Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе».

Статья:«Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе».

Статья:«Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе».

Статья:«Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе».

Статья:«Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе».

Статья:«Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе».

Статья:«Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе».

Статья:«Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе».

Статья:«Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе».

Статья:«Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017