Статья"Формирование личностных качеств и педагогических умений преподавателя изобразительного искусства на разных этапах педагогической деятельности"
Оценка 5
Научные работы
docx
искусство
7 кл
25.10.2018
Преподаватель изобразительного искусства в школе должен обладать совокупностью редких и ценных специальных личностных и социальных качеств. А в связи динамичностью развития современного постиндустриального общества актуализируются процессы опережающего характера подготовки преподавателя по отношению к развитию общества. Помимо традиционных появляются и новые требования к компетентности преподавателя/ связанные с изменениями в процессе образования, такие как, умение проектировать учебный процесс, сочетать и развивать различные подходы к технологии обучения, уметь использовать инновационные системы и технологии обучения, самостоятельно решать творческие, проблемные задачи профессионально-педагогической деятельности.
Темой данной статьи является генезис потребностей к совершенствованию и развитию профессионально-важных личностных качеств преподавателя изобразительного искусства в архитектурном институте на разных этапах педагогической деятельности. Гипотеза статьи состоит в выделении трех основных этапов педагогической деятельности: ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ этап, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ этап и МАСТЕРСКИЙ этап, к рассмотрению которых мы сейчас и приступим.
Итак/ ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ этап характеризуется тем/ что у начинающего преподавателя изобразительного искусства в тесном контакте со зрелыми коллегами происходит формирование педагогических способностей и потребности заниматься педагогической деятельностью. Гностические умения молодого преподавателя состоят из умения извлекать знания из различных источников и опытным путем/ из собственной деятельности и из деятельности в тесном контакте с мастерами/ умении самостоятельно работать с различными источниками информации/ в том числе и с Интернет" ресурсами. Задачи педагогического проектирования на этапе ориентировки состоят из умения намечать результаты которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы а также умения проектировать собственную педагогическую деятельность. Конструктивные умения состоят в способности отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии/ проигрывать различные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения/ определенного времени, в течение которого должна быть решена конкретная задача.
Формирование личностных качеств преподавателя изобразительного искусства на.docx
Формирование личностных качеств и педагогических умений преподавателя
изобразительного искусства на разных этапах педагогической деятельности
Преподаватель изобразительного искусства в высшей архитектурной школе
должен обладать совокупностью редких и ценных специальных личностных и
социальных качеств. А в связи динамичностью развития современного
постиндустриального общества актуализируются процессы опережающего
характера подготовки преподавателя по отношению к развитию общества.
Помимо традиционных появляются и новые требования к компетентности
преподавателя/ связанные с изменениями в процессе образования, такие как,
умение проектировать учебный процесс, сочетать и развивать различные
подходы к технологии обучения, уметь использовать инновационные системы и
технологии обучения, самостоятельно решать творческие, проблемные задачи
профессиональнопедагогической деятельности.
Темой данной статьи является генезис потребностей к совершенствованию и
развитию профессиональноважных личностных качеств преподавателя
изобразительного искусства в архитектурном институте на разных этапах
педагогической деятельности. Гипотеза статьи состоит в выделении трех
основных этапов педагогической деятельности: ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ этап,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ этап и МАСТЕРСКИЙ этап, к рассмотрению которых мы
сейчас и приступим.
Итак/ ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ этап характеризуется тем/ что у начинающего
преподавателя изобразительного искусства в тесном контакте со зрелыми
коллегами происходит формирование педагогических способностей и
потребности заниматься педагогической деятельностью. Гностические умения
молодого преподавателя состоят из умения извлекать знания из различных
источников и опытным путем/ из собственной деятельности и из деятельности в
тесном контакте с мастерами/ умении самостоятельно работать с различными
источниками информации/ в том числе и с Интернет" ресурсами. Задачи
педагогического проектирования на этапе ориентировки состоят из умения
намечать результаты которые необходимо достичь к окончанию выполнения той
или иной работы а также умения проектировать собственную педагогическую
деятельность. Конструктивные умения состоят в способности отбирать и
композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной
информации на предстоящем занятии/ проигрывать различные варианты
построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения/ определенного времени, в течение которого должна быть решена
конкретная задача. Организационные умения состоят в способности
организовать групповую и индивидуальную работу студентов с учетом всех
факторов, начинающий педагог должен уметь оценивать результаты учебной
работы, соответствие достигнутого уровня усвоения учебного материала
программным требованиям и потенциальным возможностям студентов.
Коммуникативные умения заключаются в способности строить правильные
взаимоотношения между преподавателями и студентами для эффективной
организации педагогического процесса и достижении положительных
результатов труда/ умении устанавливать доброжелательные, доверительные
взаимоотношения со студентами.
На этапе ОРИЕНТИРОВКИ в деятельности особенно важными
профессионально значимыми личностными качествами преподавателя нам
представляются наличие заинтересованности в результатах/ способность к
общению и построению диалога с коллегами, наставниками и студентами/
эмоциональная чувствительность и отзывчивость, уверенность в себе с зачатками
авторитарности, чувство юмора, оптимизм, видение перспективы собственного
роста и развития, способности к постановке, расстановке приоритетов и
достижению целей.
Уровень педагогического мастерства соотвествующий данному этапу можно
назвать репродуктивным и адаптивным т.е преподаватель умеет дать другим то,
что знает и понимает сам а также умеет трансформировать свои знания
применительно к объекту с которым имеет дело.
Этапу ОРИЕНТИРОВКИ соответствует звание ассистента кафедры. Этап
длится от 2 до 5 лет.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ этап характеризуется освоением педагогом
педагогических технологий. Понятие педагогической технологии пришло из
прикладной педагогики и обозначает в узком смысле слова совокупность
способов организации учебновоспитательного процесса или
последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной
деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей
(технологическая цепочка) в настоящее время существует большой выбор
педагогических технологий в которых опытный педагог должен уметь
ориентироваться и применять на практике в зависимости от целей и задач
обучения. Кроме традиционной существуют игровые личностноориентированные
технологии технологии развивающего обучения коллективного и проблемного обучения интегративные витагенные этнокультурные виртуальные и
дистанционные технологии/ технологии контроля образовательного процесса. На
этом этапе гностические умения преподавателя состоят из способности
анализировать педагогические ситуации/ формулировать и решать
педагогические задачи, самостоятельно добывать новые знания, необходимые
для продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять
искомый результат и реальный, логически рассуждать и проводить логические
вычисления. Проектировочные умения состоят в умении ставить учебную работу,
планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности, педагог
должен научить студентов ставить и реализовывать цели самостоятельной
работы. Конструктивные умения состоят в способности отбирать и
структурировать информацию во вновь разрабатываемые учебные курсы,
отбирать формы организации, методы и средства обучения. Организаторские
умения состоят в способности диагностировать познавательные возможности и
результаты познавательной деятельности, управлять психическим состоянием
студентов на учебных занятиях/ осуществлять коррекцию учебной деятельности.
Коммуникативные умения состоят в способности вырабатывать единое мнение о
правильном выборе действия, поведения, способности индивидуально
воздействовать на студента в ходе фронтального изложения учебного
материала.
На ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ЭТАПЕ профессиональноважными личностными
качествами будут являться его экспрессивные и перцептивные способности, а
также авторитарные, академические и научноисследовательские
способности/ гибкость/ критичность и глубина мышления, быстрая
ориентировка, сообразительность, мобильность и вместе с тем, спокойствие,
терпение, собранность/ целеустремленность, точность в выражении мысли,
сосредоточенность, начало формирования волевых черт харизмы и
способности воздействовать на других людей. Обостряется значение
социальнозначимых чертчувство ответственности за свои действия/
профессионального долга и чести/ сознательности/ здорового самолюбия/
начинает формироваться профессиональная интуиция.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП соответствует должностям старшего
преподавателя и доцента. Длится от 5 до 15 лет.
Уровень педагогического мастерства здесьлокально моделирующий /т.е
когда преподаватель умеет не только передавать и трансформировать
информацию/ но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам и
системномоделирующий знания когда преподаватель умеет моделировать систему деятельности/ формирующую систему знаний по своему предмету.
МАСТЕРСКИЙ ЭТАП характеризует высший уровень педагогической
деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном
совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
Основными компонентами мастерства является высокая общая культура/
гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения/
педагогическое творчество и педагогические способности/ технологическая
компетентность.
К гностическим умениям педагогамастера относится умение осуществлять
поисковую/ эвристическую деятельность, а также умение изучать, обобщать и
внедрять передовой опыт. Проектировочные умения состоят в способности
осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических,
оперативных задач и способов их решения/ умение проектировать содержание
учебных курсов и собственной педагогической деятельности. Конструктивные
умения отбирать и структурировать информацию во вновь разрабатываемые
учебные курсы/ отбирать формы организации, методы и средства обучения,
конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять
контроль за учебной деятельностью студентов. Организационные умения уметь
организовывать групповую и индивидуальную работу студентов с учетом всех
факторов/ осуществлять коррекцию учебной деятельности. Коммуникативные
умения состоят в способности строить взаимодействие, взаимоотношения между
преподавателями и студентами для эффективной организации педагогического
процесса и достижения положительных результатов труда, умение мотивировать
участников педагогического процесса к предстоящей деятельности.
Статья"Формирование личностных качеств и педагогических умений преподавателя изобразительного искусства на разных этапах педагогической деятельности"
Статья"Формирование личностных качеств и педагогических умений преподавателя изобразительного искусства на разных этапах педагогической деятельности"
Статья"Формирование личностных качеств и педагогических умений преподавателя изобразительного искусства на разных этапах педагогической деятельности"
Статья"Формирование личностных качеств и педагогических умений преподавателя изобразительного искусства на разных этапах педагогической деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.