Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Практическая работа № 22
Оценка 4.7

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Практическая работа № 22

Оценка 4.7
Рабочие тетради
doc
история
Взрослым
10.04.2017
Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Практическая работа № 22
Практическая работа по истории включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ по истории, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям. Разработчики: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 22.doc
Тема 11.5.   Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма Раздел 11.  Между мировыми войнами Практическая работа № 22    Тема:  Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма  Учебная цель:  формирование умения изучать письменные источники,  извлекать из них новые знания. Учебные задачи:   научиться работать с источниками, научиться   обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Предметные     результаты:  сформированность   представлений   о   современной   исторической науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность  умения самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике.  Задачи практической работы 1.  Повторить материал по теме   2. Ответить на вопросы 3.  Прочитать документы и ответить на вопросы. 4.   Прочитать документы и ответить на вопросы. 5.  Прочитать документы и ответить на вопросы.   6.   Прочитать документы и ответить на вопросы. 7. Прочитать документы и ответить на вопросы. Обеспеченность занятия  1. Тетрадь для практических занятий 2. Ручка 3. Тексты заданий 4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014 Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме    В 1928 г. с НЭП было покончено. Сталинское руководство перешло к форсированному строительству социализма. Оно поставило цель ускоренно осуществить индустриализацию страны и массовую коллективизацию сельского хозяйства. Курс   на   социалистическую   индустриализацию   был   задан   еще  XIV  съездом   ВКП(б), состоявшимся в декабре 1925 г. Этот курс проводился в жизнь в годы предвоенных пятилеток. Приоритет отдавался тяжелой промышленности и ее сердцевине — машиностроению. На этой основе планировалось осуществить реконструкцию всех отраслей народного хозяйства, укрепить обороноспособность страны и обеспечить экономическую независимость СССР. 1 За 12 довоенных лет (1928—1940 гг.) страна совершила беспрецедентный рывок в росте промышленной продукции.   По абсолютным объемам производства СССР уже в 1937 г. вышел на первое место в Европе и на второе месте в мире после США. Индустриализация   страны   обеспечила   Советскому   Союзу   экономическую самостоятельность,   создала   условия   для   реконструкции   всех   отраслей   народного   хозяйства, укрепила обороноспособность, способствовала количественному и качественному росту рабочего класса и научно­технической интеллигенции. Ускоренными темпами осуществлялась и массовая коллективизация сельского хозяйства. Она проводилась насильственно, с применением мер террора и беззакония.   Несмотря на то, что коллективизация проходила болезненно, при серьезных перегибах и ошибках в темпах и методах ее осуществления, она способствовала росту производительности труда,   увеличению   объемов   сельскохозяйственного   производства,   обеспечила   возможность создания   надежного   продовольственного   фонда,   что   имело   немаловажное   значение   для экономической победы в Великой Отечественной войне. Но вместе с тем массовая коллективизация привела к значительному изменению уклада жизни крестьянства, подчинив его командно­волевым методам сталинского режима. Изменения в обществе, которые произошли за первые две пятилетки (1928—1937), нашли отражение   в  Конституции   СССР,  принятой   в   декабре   1936   г.     Конституция   СССР   1936   г. являлась   скорее   демократическим   фасадом   тоталитарного   государства,   чем   отражением реальности.   Об   этом,   в   частности,   свидетельствует   тот   факт,   что   именно   на   1936—1938   гг. приходится пик массовых сталинских репрессий. Именно в эти годы по приказу Сталина были проведены громкие судебные политические процессы. В   итоге   первых   двух   пятилеток   в   СССР   была   создана   социальная   система,   которая определяется   как  "государственный   социализм".  Социализм   —   потому   что   произошли обобществление всех средств производства, ликвидация частной собственности. Государственный —   функции   распоряжения   собственностью   и   политическая   власть   стали   осуществляться партийно­государственным аппаратом, номенклатурой и в определяющей степени их вождем — И.В. Сталиным. Вопросы для закрепления теоретического  материала к практическому занятию 1. Укажите основные черты социалистической индустриализации. 2. Как развертывалась в стране коллективизация сельского хозяйства? 3. Какие видоизменения претерпела система власти Советского государства в 30­е годы7 Задания для практического занятия  Задание 1.   Прочитайте документы и ответьте на вопросы. Н.С.Хрущев. Воспоминания. В 1934 году собрался XVII съезд партии – “Съезд победителей”. Никакой оппозиции уже не было   ни   в   партии,   ни   на   съезде.   Это   был   первый   съезд   после   смерти   Ленина,   где   не   было оппозиции… 2 Техника   голосования   в   члены   ЦК   на   меня   произвела   сильное   впечатление.   Были выставлены  кандидаты,  их занесли  в список и бюллетени роздали  делегатам  съезда. Правда, возможностей выбора было предоставлено мало. Кандидатов занесли в список ровно столько, сколько необходимо было избрать в состав членов ЦК, ни одним больше. Сталин   демонстративно   на   глазах   у   всех   получил   список,   подошел   к   урне   и   опустил бюллетень не глядя. Потом­то я понял, что ни одной кандидатуры без благословения Сталина не было занесено в эти списки, и поэтому читать их ему не было никакой необходимости. Из выступления И.В.Сталина на XVII съезде ВКП(б) (январь 1934 года). Если на XV съезде приходилось еще доказывать правильность линии партии и вести борьбу с оппозиционными группировками, а на XVI съезде – добивать последних приверженцев этих группировках, то на этом съезде – и доказывать нечего, да, пожалуй, и бить не кого. Все видят, что линия партии победила, оппозиционеры разбиты. Вопросы  к тексту 1. Почему в документах речь идет только об одной партии? 2. Кто реально принимал участие в выработке партийной политики? 3.   Какую   особенность   политической   системы   СССР   можно   выделить?   Сформулируйте черту сталинизма. Задание 2. Прочитайте документы и ответьте на вопросы. 1. Из “Открытого письма Сталину” Ф.Раскольникова (август 1939 года). Лицемерно провозглашая интеллигенцию “солью земли”, вы лишили внутренней свободы труд писателя, ученого живописца. Вы зажали искусство в тиски, от которых оно задыхается, чахнет и вымирает. Никто не может высказать свое личное мнение, не отмеченное казенным штампом… Вслед за Гитлером вы воскресили средневековое сжигание книг. Я видел своими глазами рассылаемые советским библиотекам огромные списки книг, подлежащих немедленному уничтожению. Из обращения М.Н.Рютина “Ко всем членам ВКП(б)” (июнь 1932 года). На всю страну надет намордник. Наука, литература, искусство низведены до уровня низких служанок   и   подпорок   сталинского   руководства.   Печать   стала   чудовищной   фабрикой   лжи, надувательства и терроризирования масс. Из книги Андре Жида “Возвращение из СССР” (1936 год). В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают. Каждое утро “Правда” им сообщает, что следует знать, о чем  думать и чему верить.  Вопросы к документам 1. Что на деле означает внедрение марксистско­ленинской идеологии во все сферы жизни общества?  2.   Какую   особенность   политической   системы   можно   сформулировать?   Назовите   черту сталинизма.  Задание 3. Прочитайте документы и ответьте на вопросы. 3 Из выступления И.В.Сталина. Массы сами хотят, чтобы ими руководили, и массы ищут твердого руководства. Компартия, как своего рода орден меченосцев внутри государства советского… Из   резолюции   XVIII   конференции   ВКП(б)   “О   задачах   партийных   организаций   в области промышленности и транспорта” (февраль 1941года). XVIII  Всесоюзная   партийная   конференция   ВКП(б)   отмечает,   что   промышленность   и транспорт Советского Союза в 1940 году значительно продвинулись вперед в деле выполнения третьего пятилетнего плана. Однако конференция считает, что наряду с успехами имеются также серьезные недостатки в работе промышленности и транспорта. Ряд отраслей промышленности в особенности паровозо­ и   вагоностроение,   электропромышленность,   лесная,   бумажная   остаются   и   не   выполняют производственных планов… Причины недостатков: – …  многие местные партийные организации вместо того, чтобы помочь предприятиям своей   области,   города,   района,   ослабили   свою   работу,   как   в   промышленности,   так   и   на транспорте, неправильно полагая, что они не несут ответственности за работу промышленности и транспорта… Вопросы  к документам 1. Кому, по мнению Сталина, принадлежит главная роль в экономической  системе СССР?  2. Какую особенность политической системы Вы можете выделить? Формулируйте черту сталинизма.  Задание 4. Прочитайте документы и ответьте на вопросы. Из доклада Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС (февраль 1956 год). После   злодейского   убийства   С.М.Кирова   (1   декабря   1934   года)   начались   массовые репрессии и грубые нарушения социалистической законности. Уже вечером 1 декабря 1934 года по инициативе Сталина было подписано следующее постановление: Следственным   властям   вести   дела   обвиняемых   в   подготовке   или   совершении террористических актов ускоренным порядком, в срок не более 10 дней. Президиум   ЦИК   не   считает   возможным   принимать   ходатайства   преступников   о помиловании к рассмотрению. Органами НКВД приводить в исполнение приговоры о высшей мере наказания немедленно по вынесении судебных приговоров. В   докладе   Сталина   на   февральско­мартовском   Пленуме   ЦК   1937   года   была   сделана попытка   обосновать   политику   массовых   репрессий   под   тем   предлогом,   что   по   мере   нашего продвижения   к   социализму   классовая   борьба   должна   якобы   все   более   и   более   обостряться. Сталин   ориентировал   партию,   органы   НКВД   на   массовый   террор.   Достаточно   сказать,   что количество арестованных по обвинению в контрреволюционных преступлениях увеличилось в 1937 году по сравнению с 1936 годом более чем в 10 раз! Из воспоминаний старейшего члена партии Зинаиды Немцовой. Вызовут   человека,   приведут   в   кабинет   следователя,   поставят   перед   столом.   За   столом сидят три следователя и начинают допрос. Допрашивают, допрашивают, потом устанут – уйдут, 4 а на их место сейчас же другие садятся и опять допрашивают; эти потом тоже уходят, а их сменяют другие, а допрос все продолжается – без перерыва. И так сутки, двое, трое. А иногда и двадцать суток. Они сменяются по конвейеру, а он стоит на этом конвейере. Упадет – поднимут, воды дадут, а то и лекарство дадут и опять допрашивают. Вот это и называется конвейер. Из “Открытого письма Сталину” Ф.Раскольникова (август 1939 года) Никто в Советском Союзе не чувствует себя в безопасности. Никто, ложась спать, не знает, удастся   ли   ему   избежать   ночного   ареста.   Старый   большевик   и   беспартийный,   колхозный крестьянин и народный комиссар, рабочий, интеллигент и Маршал Советского Союза – все в равной мере подвержены ударам вашего бича. Вы   начали   кровавые   расправы   с   бывших   меньшевиков   о   эсеров,   потом   перешли   к истреблению   старых   большевиков.   Вы   оболгали,   обесчестили   и   расстреляли   многолетних соратников Ленина: Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова и др., невинность которых вам была хорошо известна. Перед смертью вы заставили их каяться в преступлениях, которых они никогда не совершали, и мазать грязью с ног до головы. Накануне   войны   вы   разрушаете   Красную   Армию,   гордость  страны,   оплот   ее   мощи.   Вы убили самых талантливых полководцев…  Из работы генерала А.И.Тодорского Сталинские   репрессии   унесли   из   пяти   маршалов   трех   (А.И.Егорова,   М.Н.Тухачевского, В.К.Брюхера), из пяти командиров – трех, из десяти командиров второго ранга – всех; из 57 комкоров – 50, из 186 комдивов – 154, из 456 полковников – 401. Столь больших потерь высшего и старшего командного состава и в такой короткий срок наша армия не несла даже во время войны. Вопросы  к документам 1. Когда в стране начались массовые репрессии, что послужило поводом к ним? 2.   В   ведении   какого   государственного   органа   находилось   рассмотрение   дел   “врагов народа”? 3. Каков был порядок рассмотрения дел о террористических актах и террористических организациях? 4. Какие методы применяли органы НКВД для “разоблачения врагов народа”? 5. На какие годы приходится пик репрессий в стране? 6. Как обосновал Сталин политику репрессий? 7. О какой особенности политической системы идет речь в документах? Сформулируйте черту сталинизма.  Задание 5. Прочитайте документы и ответьте на вопросы. Из дневника А.Г.Соловьева, работника МГК ВКП(б). 19 декабря 1929 год. Празднование 50­летия т. Сталина намечено широко по все стране: приветствия, собрания, митинги,   популяризация…   Решили   присвоить   имя   Сталина   Бобриковской   электростанции   и создать денежный фонд т. Сталина для детей. 21 декабря 1929 год. 5 Все   газеты   впервые   публиковали   портреты   т.Сталина   и   многочисленные   статьи.   Вышла брошюра под названием “Товарищ Сталин”. На тридцати страницах не менее 700 приветствий. На   86­ти   страницах   напечатаны   восторженные   статьи   крупнейших   руководителей   партии   и страны…   “Рулевой   большевизма”,   “Крупнейший   теоретик”,   “Организатор   побед   Красной Армии”. Очень высокая оценка, такой не бывало. Из выступления на XVII съезде партии М.И.Ульяновой (1934 год). Наши   достижения   неразрывно   связаны   с   именем   товарища   Сталина,   ибо   ему   как руководителю партии и миллионных  масс рабочих и колхозников обязаны мы всем тем, что имеется в настоящее время в Советском Союзе. Он, Сталин, лучший соратник Ильича, являлся организатором этих побед. Из выступления Н.И.Бухарина на XVII съезде партии (январь 1934 год). Славный фельдмаршал пролетарских сил, лучший из лучших товарищ Сталин. Джамбул, казахский поэт. Сталин – глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он – учитель Вселенной. Из дневника профессора А.Г.Соловьева (26 июля 1937 года). Мощные репродукторы на улицах и площадях оглушительно передают гимны великому вождю.   Какая   небывалая   слава   вождю   при   жизни,   какой   недосягаемый   авторитет   создан! Сколько распевают о нем песен, сколько всюду скульптур и монументов, картин и всевозможных фото. А о Ленине упоминается все реже и реже. Неужели т.Сталин его перерос? Много, очень много мне непонятного. Но партийная печать и ЦК не возражают против прославления, значит партия, одобряет. А действия партии неоспоримы. Она не может ошибаться. Прочь сомнения. А.Бабюс “Сталин. Человек, через которого раскрывается новый мир” (1936 год). В новой России подлинный культ Сталина, этот культ основан на доверии и берет свои истоки в низах. Этот человек заботится обо всем и обо всех… Создал то, что есть, и создаст то, что будет. Он спас. Он спасет! Вопросы  к документам 1. О каком явлении идет речь в документах? 2. Когда и как начался складываться культ личности вождя? 3. О какой особенности политической системы идет речь в документах? Сформулируйте черту сталинизма. Инструкция по выполнению практической работы 1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме 2.   Устно   ответьте   вопросы   для   закрепления   теоретического     материала   к   практическому занятию 3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия 5. Запишите в тетради название практической работы 4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь  Критерии оценки практической работы Задание 1 – 1 балл Задание 2 – 1 балл 6 Задание 3 – 1 балл Задание 4 – 1  балл Задание 5 – 1 балл Форма контроля выполнения практической работы:  Выполненная работа представляется преподавателю в  тетради для выполнения практических  работ  Список рекомендуемой литературы и нормативных актов: 1. Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014. 2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца  XIX  века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.   7

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Практическая работа № 22

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Практическая работа № 22

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Практическая работа № 22

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Практическая работа № 22

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Практическая работа № 22

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Практическая работа № 22

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Практическая работа № 22

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Практическая работа № 22

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Практическая работа № 22

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Практическая работа № 22

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Практическая работа № 22

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Практическая работа № 22

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Практическая работа № 22

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Практическая работа № 22
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017