Структура речевой деятельности. Понятие навык и умение
Оценка 5

Структура речевой деятельности. Понятие навык и умение

Оценка 5
Научно-исследовательская работа +4
docx
английский язык +1
Взрослым
18.02.2017
Структура речевой деятельности. Понятие навык и умение
Операционная структура речевой деятельности Как и всякий другой вид деятельности человека, речевая деятельность имеет свою, достаточно сложную операционную структуру. По А.А. Леонтьеву, «единичный акт деятельности есть единство все трех ее сторон (или фаз). Он начинается мотивом и планом и завершается результатом, достижением намеченной вначале цели; в середине же лежит динамическая система конкретных действий и операций, направленных на это достижение». Действия и операции являются основными структурными компонентами деятельности. Кроме того, успешная, а главное – эффективная реализация деятельности (и входящих в ее состав действий и операций) во многом определяется ее качественными характеристиками, такими как навыки и умения. Остановимся подробнее на таких составляющих элементах речевой деятельности, как действие, операция, навык и умение. Человеческая деятельность существует как действие или цепь действий. «Если из деятельности мысленно вычесть действия, – подчеркивает А.Н. Леонтьев, – то от деятельности вообще ничего не останется. Это же можно выразить и иначе: когда перед нами развертывается конкретный процесс – внешний или внутренний, то со стороны мотива он выступает в качестве деятельности человека, а как подчиненный цели – в качестве действия или системы, цепи действий».
Структура речевой деятельности.docx
Структура речевой деятельности. Понятие навык и умение Операционная структура речевой деятельности Как и всякий другой вид деятельности человека, речевая деятельность имеет свою,  достаточно сложную операционную структуру. По А.А. Леонтьеву, «единичный акт деятельности есть единство все трех ее сторон (или  фаз). Он начинается мотивом и планом и завершается результатом, достижением  намеченной вначале цели; в середине же лежит динамическая система  конкретных действий и операций, направленных на это достижение» (120, с. 43). Действия и  операции являются основными структурными компонентами деятельности. Кроме того,  успешная, а главное – эффективная реализация деятельности (и входящих в ее состав  действий и операций) во многом определяется ее качественными характеристиками, такими  как навыки и умения. Остановимся подробнее на таких составляющих элементах речевой  деятельности, как действие, операция, навык и умение. Человеческая деятельность существует как действие или цепь действий. «Если из  деятельности мысленно вычесть действия, – подчеркивает А.Н. Леонтьев, – то от  деятельности вообще ничего не останется. Это же можно выразить и иначе: когда перед  нами развертывается конкретный процесс – внешний или внутренний, то со стороны мотива  он выступает в качестве деятельности человека, а как подчиненный цели – в качестве  действия или системы, цепи действий» (там же, с. 13–14). Действие в современной психологии (в теоретической концепции деятельности)  определяется как одна из составляющих деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и  соотносимая с определенной целью. Действие всегда направлено на достижение некоторой  цели (которая в типичном варианте является как бы «промежуточной» по отношению к  общей, конечной цели деятельности); действие всегда предполагает решение какой­то  конкретной, «частной» задачи в рамках целой деятельности. Каждый конкретный вид  деятельности реализуется путем выполнения определенных, нередко весьма специфических  действий. Целостное действие (согласно теоретической концепции П.Я. Гальперина) состоит из трех  частей: ориентировочной основы, процесса выполнения и процесса контроля за ним.  Действие характеризуется следующими параметрами: • уровнем выполнения (например, в экспрессивной речи – это законченное речевое  высказывание, полностью соответствующее нормам данного языка; в речи про себя –  внутреннее проговаривание «в уме», т. е. на уровне внутренней речи); • степенью обобщенности и сокращенности; • наконец, степенью освоенности и «автоматизированности». Отдельное действие  отличается от деятельности в целом прежде всего отсутствием собственной «мотивации».  Мотивом для каждого действия в рамках целостного акта деятельности выступает мотив  самой деятельности. Исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин и  др.) позволили установить, что на основе внешних материальных действий, путем их  последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку  в окружающем мире. Для определения речевого действия в психолингвистике (с подачи зарубежных  специалистов X. Джексона, Ч. Осгуда, Д. Скиннера и др.) чаще всего используется термин  «речевой поступок», который по своему значению «подразумевает» и мотивацию речи, и ее  социальную детерминированность, и индивидуально­личностный аспект практической  реализации РД. Вместе с тем нельзя не заметить, что «в методическом плане»,  применительно к содержанию «речевой» работы, этот термин­понятие является не совсем  удачным. Он представляет собой своего рода общее обозначение действия, не наполненное  конкретным содержанием. Кроме того, основное значение слова «поступок» (социальное  действие, поведенческая реакция и др.) достаточно прочно закреплено в лексической  системе любого языка, что определяет необходимость постоянного абстрагирования от  этого основного значения при использовании данного слова­понятия для обозначения  речевого действия. Для практики коррекционной логопедической работы более подходит  другой термин­понятие, предложенный А.А. Леонтьевым. По своему объему и структуре речевые высказывания (РВ) подразделяются  на отдельные (или одиночные) высказывания и развернутые речевые высказывания  (описание, повествование, рассуждение). Первым из них соответствует такая единица языка, как предложение, вторым – текст. «Отдельные высказывания» и «предложения»,  «развернутые высказывания» и «текст» – это не тождественные синонимы­понятия. Первые  из них относятся к единицам речи и соответственно – к психолингвистическим единицам,  вторые – к единицам языка. Отдельное высказывание может быть реализовано в комбинированном варианте: одни его  структурно­семантические компоненты могут быть выражены знаками языка, другие –  невербальными знаками (жест, мимика, неречевые звуки, голосовое интонирование без  фонемного продуцирования слогов и слов), и при этом оно все равно остается речевым  высказыванием. РВ может быть (в исключительных случаях) реализовано только через  использование неязыковых знаков (в качестве примера можно привести «веревчатое письмо» древних индейцев Северной и Центральной Америки). В отношении единиц языка  (предложение, текст) такое «допущение» невозможно; это «строго нормативные» знаковые  единицы, в связи с чем любой ненормативный вариант их знакового выражения всегда  однозначно интерпретируется как «ошибочный», как отклонение от речевой, языковой  нормы. По своей «коммуникативной направленности» (задаче) речевые высказывания  подразделяются на: (1) высказывания, служащие для передачи «новой» информации; (2)  высказывания, цель которых – получение необходимой информации (на уровне отдельных  высказываний им соответствуют вопросительные предложения); (3)  высказывания– побуждения к неречевым и речевым действиям (илиимперативные  высказывания) и (4) высказывания – умозаключения. Речевое высказывание рассматривается в психолингвистике (95, 133, 216) как действие,  имеющее свое «означаемое» (предмет высказывания, соответствующий общему предмету  РД) и «означающее». В качестве «означаемого» выступает то, что человек хотел выразить своим речевым действием; «означающим» является форма реализации действия (для  речевого высказывания – это соответствующая языковая форма выражения). В качестве «означаемого» выступает передаваемое субъектом РД смысловое содержание  высказывания. Коммуникативной формой является лексико­грамматическое и  интонационное оформление речи.  С учетом вышесказанного, речевое высказывание реализуется в речевой деятельности на  уровне сообщения или суждения, высказываемого в форме предложения или текста. Вторым структурно­образующим компонентом деятельности является операция. Операция  – это также одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно­ предметными условиями достижения целей деятельности. Операции формируются в результате преобразования действий при их выполнении. При  этом действие, меняя свою направленность, становится условием,  средством осуществления другого действия, условием достижения новой цели. По своей природе операция почти тождественна действию. Их основное отличие между  собой состоит в следующем. История становления и развития человеческого общества  свидетельствует о том, что изначально любая деятельность складывалась и выполнялась на  основе последовательных равноправных действий. Постепенно (в ходе общественно­ исторического развития) отдельные действия стали выполняться в максимально  автоматизированном варианте, сознательный контроль за их выполнением уступил место  подсознательному, а сами действия перестали соотноситься с решением какой­то частной,  промежуточной задачи в ходе осуществления деятельности. Специфической особенностью речевой деятельности является то, что входящие в ее состав  основные действия – действия порождения речевого высказывания и его восприятия и  понимания включают целый набор (несколько десятков) взаимосвязанных между  собой операций.

Структура речевой деятельности. Понятие навык и умение

Структура речевой деятельности. Понятие навык и умение

Структура речевой деятельности. Понятие навык и умение

Структура речевой деятельности. Понятие навык и умение

Структура речевой деятельности. Понятие навык и умение

Структура речевой деятельности. Понятие навык и умение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017