Сценарии урока «Вода - источник жизни на Земле»
Оценка 4.9

Сценарии урока «Вода - источник жизни на Земле»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология +1
5 кл—7 кл
17.02.2017
Сценарии урока «Вода - источник  жизни на Земле»
Урок формирующий экологическую культуру учащихся, основная цель которого прививать бережное отношение к природе, в частности к охране водных богатств родного края. Основной метод технология развития критического мышления, прием "Метод шести шляп". Учащиеся работают в группах, выполняя различные задания по теме урока.
урок о воде.docx

Сценарии урока «Вода - источник  жизни на Земле».

Цель урока: воспитание ответственного потребителя воды.

Задачи:

1.     Воспитывать гражданскую позицию детей по сохранению водных богатств  родного края.

2.     Формировать основы экологической культуры.

3.     Научить школьников простым действиям и шагам по сбережению воды в повседневной жизни.

Тип урока: дискуссионная лекция с использованием презентации, групповая работа.

Технология: развития критического мышления, прием «Шесть шляп мышления».

Оборудование: компьютер, проектор, видеоролик «Живая вода», презентация, задания для групп.

Ход урока

1.Организационный момент(3 мин.)

Учитель. Добрый день! Я очень рада всех вас видеть в этот весенний день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнемся друг другу, возьмемся за руки и передадим друг другу положительные эмоции. Садитесь.

2.Актуализация знаний (7 мин.)

Учитель. Ребята, давайте посмотрим видеоролик, и вы назовете тему сегодняшнего занятия (видеоролик о воде).

Ответы учащихся.

Учитель. Тема нашего занятия «Вода - источник  жизни на Земле». (Слайд№1).

Учитель. Знаете ли вы, что отмечают на всей планете 22 апреля?

Ответы. День Земли.

Учитель. С 1993 года 22 апреля считается, не только Всемирным днем Земли, но и…?

Ответы. Всемирным днем Воды.

Учитель.  А о чем вспоминают в этот день?

Ответы.

- о чистоте

-об экологических проблемах и т.п.

Учитель.  О чем же мы сегодня будем вести речь?

(продолжение показа видеоролика и на фоне его стихотворение  читает ученик)

Ученик.

Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

Без воды на Планете немыслимо что-то живое
И вода вездесуща – и в недрах, и  над землей.
И планета Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б лучше точнее назвать не Землёй, а Водой.

Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.

Звучит голос Воды:

- Мне радостно слышать вас и обидно.

Учитель:

- Ребята, это наша Вода, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?

Голос Воды:

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, растения, животных.

Как же я была прекрасна, чиста в то время!

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум его  оказался направлен не только на создание, но на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он  заполняет меня ядами, он перекрывает меня плотинами, осушает, бросает мусор. Во что превратилась некогда чистая Вода? Неужели я обречена на гибель? А ведь меня на Земле, пригодной для использования человеком очень мало.  У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

Учитель: Ребята, что случилось с нашей водой на планете? Почему она жалуется?

Ответы: С ней произошла беда, её угрожает опасность.

Учитель: Чему научимся мы на сегодняшнем занятие?

Ответы.

Учитель: цели занятия (слайд№2)

1.     Выясним, в каком состоянии водные ресурсы земли.

2.     Что угрожает воде?

3.     Как сберечь воду?

3.Новый материал (25 мин)

Учитель: Обратите внимание, что сегодня вы будете работать по группам. Давайте познакомимся (слайды 3…9).

1 группа – белые шляпы (поприветствуем их). Это ученые, цель их работы выяснить в каком состоянии водные ресурсы земли.

 2 группа – черные шляпы. Это критики. Они спрогнозируют будущее воды.

3 группа – желтые шляпы. Оптимисты. Расскажут о том, что делают сейчас люди, чтобы изменить экологическую обстановку.

4 группа – зеленые шляпы. Творческие работники. Покажут, свое выступление.

5 группа - красные шляпы. Художники. Нарисуют плакаты, призывы об охране воды.

6 группа – красные шляпы. Наши руководители,  которые составят план работы 5а класса по проекту «Вода - источник  жизни на Земле».

 На столах у каждой группы задания. Все необходимое для работы у вас есть. Можете приступать (работа в группах)

Учитель: Группы готовы защищать свои работы? Приступаем к защите.

По порядку защищают свои работы группы.

4.Рефлексия (3 мин)

Учитель:  Молодцы. Вы все очень хорошо сегодня поработали. А теперь посмотрите на парты, у вас лежат цветы. Если вы что- то взяли полезное с занятия, то возьмите яркий цветок, а если нет черный, а теперь давайте украсим нашу планету (ребята подходят к картине Земли и украшают ее).

5.Заключение (2 мин)

Учитель. Будущее нашей планеты в руках каждого из вас. И я рада видеть, что  будущее планеты  в надежных руках. Сегодня, мы много узнали, вспомнили. Подводя итоги, хочу обратиться к вам: БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕРЕЖНО ОТНОСИТЕСЬ К НЕЙ! Ведь без воды на планете не будет Жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение – задания для групповой работы.

Группа №1 – белые шляпы.

Тема работы: Экологическое состояние воды на Земле.

Цель работы: Выявить основные источники загрязнения воды.

 Задание. Из текста выбрать основные источники загрязнения воды и составить кластер. Защита работы – называем источник загрязнения и приводим факты.

                                                        Текст. 

Загрязнение гидросферы.

    Огромную отрицательную роль играет антропогенное загрязнение вод суши. Главными источниками загрязнения являются промышленность, транспорт, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство.

     В загрязнении вод наиболее велика доля промышленности, в особенности предприятий черной и цветной металлургии, энергетики, нефтепереработки и нефтехи­мии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

     В результате роста промышленности сильно загрязняются водоемы и реки. Можно установить различные категории загрязнений, в зависимости от химической природы, вызывающей их. На предприятиях нефтехимической и химической промышленности вода используется как растворитель, при этом образуются, как правило, специфические сточные воды. На целлюлозно-бумажных и гидролизных заводах вода нужна в качестве рабочей среды. В этом же качестве она используется на предприятиях легкой и пищевой промышленности. Среди загрязняющих веществ от промышленных предприятий наиболее заметно загрязнение углеводородами. Производство и широкое применение синтетических поверхностно-активных веществ (ПАВ), особенно в составе моющих средств, обуславливает их поступление, вместе со сточными водами во многие водоемы. В том числе источники хозяйственно-питьевого водоснабжения. Неэффективность очистки воды от ПАВ является причиной их появления в питьевой воде водопроводов. Поверхностно-активные вещества могут оказывать отрицательное влияние на качество воды, самоочищающую способность водоемов, организм человека. 

     Сельское хозяйство, являясь крупным источником загрязнения, сбра­сывает во внутренние водоёмы химические удобрения, ядохимикаты, от­ходы животноводческих ферм. Пестициды – органические загрязняющие вещества, которые отличаются большой токсичностью. Они используются  как в сельском хозяйстве, так и в лесном. С их помощью люди борются с кровососущими насекомыми, с переносчиками опасных инфекций. Часто пестициды применяются, чтобы предотвратить зарастание водоемов и мелиоративных систем. При обработке пестицидами больших сельскохозяйственных и лесных угодий с помощью авиации от 50 до 70% этих веществ разносятся ветром на сотни километров, попутно загрязняя и природные водоемы и водотоки. Кроме того, после выпадения дождей пестициды попадают в почву, затем в грунтовые воды, пока их миграция не закончится в какой-нибудь реке или озере.
     Многие загрязняющие вещества могут попадать в водную среду из атмосферы вместе с осадками. Например, такой элемент как свинец.

   Водный транспорт сбрасывает в реки и озера большое количество отходов и нефтепродуктов.

 

    

 

http://katti.ucoz.ru/_pu/57/s72771529.jpg

 

 

 

 

 Защита работы.

Группа №2 –  черные шляпы.

Тема работы: Будущее водных ресурсов.

Цель работы: Показать трагическое  будущее водных ресурсов планеты.

Задание. Продолжить предложения со слов 

 

ЕСЛИ ВДРУГ

1.     Люди не будут доставать коряги, ил из родников, которые питают реки…

 

 

2.     На городских пляжах перестанут убирать мусор…

 

 

3.     Не будут высаживать по берегам рек  деревья и кустарники…

 

 

4.     Все заводы будут выбрасывать отходы в воду…

 

 

5.     Зимой не будут прорубать лунки во льду...

 

 

6.     Каждый житель будет иметь личный транспорт…

 

 

7.     Будет ежегодно увеличиваться количество людей…

 

 

8.     Произойдет потепление климата…

 

Защита работы.

 

 

 

Группа №3 –  желтые шляпы.

Тема работы: Спасаем воду сегодня.

Цель работы: Доказать, что люди  изменяют экологическую ситуацию  в лучшую сторону.

Задание.  Сделать коллаж.  Вырезать картинки, предложения по своей теме и наклеить их на отдельный лист.

Защита работы.

 

Группа №4 –  зеленые  шляпы.

Тема работы: Творческий поиск нового решения.

Цель работы: Найти новый путь решения проблемы.

Задание. Инсценировать предложенное стихотворение. Каждый в группе участвует в инсценировке. Роли самостоятельно распределить.

ПРОГУЛКА

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают в едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку пошли и поляночку нашли, 
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки 
И, как будто нам назло, даже битое стекло. 
Мы по бережку прошли, место новое нашли, 
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели, 
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
– Эй, ребята, – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда! Родниковая вода, 
Чудный вид, прекрасный пляж. 
Распаковывай багаж! 
Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли,
Веселились, как могли: пили квас, конфеты ели, 
Хороводом песни пели... Отдохнули и ушли.
И остались на полянке у потухшего костра: 
Две разбитых нами склянки, 
Две размокшие баранки – 
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти.   С.Михалков

Защита работы.

 

Группа №5  –  красные  шляпы.

Тема работы: Плакаты, призывы о защите воды.

Цель работы: Нарисовать плакаты на тему «Спасем нашу воду!».

Задание. Нарисовать плакаты, призывы, что мы должны сделать, чтобы сохранить воду. Каждый рисует 1 плакат, но кто что рисует с начало вместе обсудить.

Защита работы.

 

 Группа №6  –  синие  шляпы.

Тема работы: План работы по проекту «Вода - источник  жизни на Земле».

Цель работы: Составить план работы для 5а класса по проекту «Вода - источник  жизни на Земле».

Задание.

Написать план работы 5а класса по проекту «Вода - источник  жизни на Земле».

Планируем сделать:

1.      

Место

Что делаем

сроки

1

Дома

 

 

2

В школе

 

 

3

В городе Нефтекамске

 

 

4

В республике Башкортостан

 

 

 

Защита работы.

 


 

Сценарии урока «Вода - источник жизни на

Сценарии урока «Вода - источник жизни на

Учитель. А о чем вспоминают в этот день?

Учитель. А о чем вспоминают в этот день?

Первый человек появился на свет

Первый человек появился на свет

Учитель: Группы готовы защищать свои работы?

Учитель: Группы готовы защищать свои работы?

Приложение – задания для групповой работы

Приложение – задания для групповой работы

С их помощью люди борются с кровососущими насекомыми, с переносчиками опасных инфекций

С их помощью люди борются с кровососущими насекомыми, с переносчиками опасных инфекций

Группа №2 – черные шляпы.

Группа №2 – черные шляпы.

Группа №3 – желтые шляпы.

Группа №3 – желтые шляпы.

Словом, мусора гора. Мы приехали на речку понедельник провести,

Словом, мусора гора. Мы приехали на речку понедельник провести,

В школе 3

В школе 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017