Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"
Оценка 4.8

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
искусство +1
9 кл
25.04.2017
Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"
Сценарий литературно-музыкальной гостиной составлен для проведения среди учащихся 9-х классов после изучения творчества А. С. Пушкина. .Содержание сценария обогащает представление учащихся о творчестве русского поэта и помогает понять значимость его поэтического творчества, так как школьники видят, что сам Пушкин и его произведения являются источником вдохновения для русских художников и композиторов.Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"
ЛИТЕРАТУРНО.docx
ЛИТЕРАТУРНО­МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ ПУШКИН В ИСКУССТВЕ      Цель: познакомить учащихся с произведениями живописи, музыки, связанными с А. С.  Пушкиным и его творчеством.      Оборудование урока.      презентация репродукций картин:  Портрет  Кипренского О. А.  Кипренский О. А. «Портрет Пушкина»  Портрет  Моцарта В. А.  Врубель М. А. «Автопортрет»  Врубель М. А. «Пророк»  Врубель М. А. «Шестикрылый серафим»  Врубель М. А. Иллюстрация  к трагедии  Пушкина А. С. «Моцарт и Сальери»     музыкальные произведения:  Глинка М. И. «Листок из альбома»,   Моцарт В. А. «Реквием»  Свиридов  Г. В.  пьеса к к/фильму «Метель»   Римский­Корсаков Н. А. «На холмах Грузии»   Кюи Ц. А. «Царскосельская статуя»   Даргомыжский А. С. «Я вас любил»  Вивальди  А. «Гроза». Гостиную ведёт творческая группа учащихся, им помогает учитель ХОД  ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНОЙ  ГОСТИНОЙ           Вступление.  Звучит   пьеса   М.   И.   Глинки   «Листок   из   альбома».   Выходят ведущие, садятся за столики. Один из ведущих зажигает свечу в подсвечнике.         Учитель /сидит за столиком/.  Сегодня мы вновь зажигаем свечи в нашей гостиной. Мы пригласили вас сюда, в наш уютный уголок, потому что нас всех вместе свёл Пушкин, его светлое имя. Творчество великого поэта более 170 лет привлекает людей искусства.         Пушкин и живопись… Пушкин и музыка… В самом деле, как отразилось творчество поэта в искусстве музыки и живописи? Почему такими притягательными оказались его произведения?         Искусствовед.  В одном из своих стихотворений Пушкин писал: «И долго буду тем любезен   я   народу,   что   чувства   добрые   я   лирой   пробуждал…».   Добрые   чувства   нам необходимы сейчас. И Пушкин незримо присутствует с нами, пробуждая в наших душах чувства   любви,   милосердия,   взаимопонимания.   Многие   поэты,   художники,   музыканты, артисты черпают из чистого родника пушкинской поэзии вдохновение, жизненную силу, а затем одаряют нас прекрасными произведениями искусства.      I. Рассказ о портрете А. С. Пушкина кисти О. А. Кипренского.         Искусствовед.  Возле   подъезда   нарядного   двухэтажного   особняка,   известного   в Петербурге   под   названием   Фонтанного   дома,   останавливается   карета.   Из   неё   легко выскакивает   невысокий   молодой   человек.   Швейцар   принимает   его   шляпу   и   трость. Подошедший слуга провожает гостя в светлую комнату, воздух которой пропитан запахом красок.   В   мастерской   художник   –   немного   постарше   вошедшего,   темноволосый,   с правильными чертами овального лица, с пытливым взглядом светлых глаз под чёрными крыльями бровей ­ дружеским рукопожатием приветствует вошедшего. На экране автопортрет О. Кипренского     Искусствовед. Поэт Пушкин и художник Кипренский. В их судьбах много общего:  ­   дети   романтического   века   (века   французской   революции,   благородных   порывов, свободолюбивых мыслей); ­ были любимцами муз, «баловнями счастья»; ­ оба любили жизнь и прославляли её;  ­ у обоих она оборвалась трагически…        Их дороги должны были скреститься. И эта встреча произошла в мае 1827 года: в роскошном доме на Фонтанке графа Шереметьева художник начал писать портрет поэта. На экране – слайд с изображением портрета Пушкина работы Кипренского.             Искусствовед.  Этот портрет дошёл до наших дней как свидетель встречи великого живописца   и   гениального   поэта.   Пушкин,   глядя   на   свой   портрет   кисти   Кипренского, сочинил стихи:   Любимец моды лекгокрылой, Хоть не британец, не француз,  Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз. И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу. Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.                 Искусствовед.  Портрет   Пушкина   кисти   Кипренского   появился   на   выставке   в Петербурге и, как написал один из посетителей выставки, имел успех, хотя и вызвал споры. Кипренскому выпала счастливая судьба сделать Пушкина известным в своём отечестве. Отец   поэта   Сергей   Львович   Пушкин   считал:   «Лучший   портрет   сына   моего   есть   тот, который написан Кипренским».            Этот   портрет   заказал   Кипренскому   лучший   друг   Пушкина   Дельвиг   «для   памяти любящих». Сам Пушкин не мог заказать его: у известного поэта, уже в то время названного великим, не было денег заплатить художнику за работу. Портрет хранился у Дельвига до его смерти. Пушкин купил его у вдовы и держал всю жизнь у себя, так как он ему очень нравился.   Искусствовед.   На   портрете   Пушкин   как   будто   спокоен   и   задумчив.   Но   эти   непослушные волосы, большой светлый лоб, устремлённый вдаль взгляд ясных голубых глаз, лёгкий поворот головы – всё говорит о внутренней напряжённости и взволнованности. Романтично   –   возвышенным   делают   образ   Пушкина   сложенные   на   груди   руки, переброшенный через плечо клетчатый плащ, бронзовая фигурка музы, покровительницы поэзии. «Прекрасное должно быть величаво», ­ так считал Пушкин. Сам он величав на портрете Кипренского.      II. Пушкин в музыке /запись на экране/.    Творчество   Пушкина   вдохновляло   многих   композиторов.   Это Даргомыжский   и   Глинка,   Чайковский   и   Мусоргский,   Римский­Корсаков   и   Танеев, Рахманинов и Свиридов.       Георгий Васильевич Свиридов был учеником Д. Д. Шостаковича и стал одним из самых своеобразных   композиторов   нашего   времени.   Он   как   никто   другой   сумел   раскрыть музыкальную душу стихов Пушкина. Его «Пушкинский венок» ­ цикл песен на стихи поэта – входит в золотой фонд отечественной хоровой музыки. Г. В.Свиридов сочинил музыку к художественному фильму «Метель», поставленному по одноимённой повести из «Повестей Белкина А. С. Пушкина. Сейчас вы прослушаете музыкальную иллюстрацию к  кинофильму «Метель»,   которая   называется   «Тройка».   После   могучих,   резких,   сильных   аккордов­ сигналов всё как будто обрывается – мелодия едва слышна. Постепенно достигая огромной силы, звучание усиливается, но затем снова стихает, растворяется, как бы исчезая вдали. Ощущение   зримой   картины   мчащейся   тройки   достигнуто   композитором   различными средствами,   но   в   основном   с   помощью   изменения   силы   звучания,   то   есть   средствами динамики.   Музыковед.       Прослушивание музыкальной иллюстрации из кинофильма «Метель» «Тройка»                Музыковед.  В поэзии Пушкина композиторов разных национальностей привлекали музыкальность,   лиричность,   задушевность   многих   стихотворений.   В   них   композиторы находили своё видение мира и по­разному отражали его в музыке.        Знаменито стихотворение Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» Романс Николая   Андреевича   Римского   –   Корсакова   давно   стал   образцом   классического воплощения   пушкинской   поэзии.   Другой   романс   на   эти   же   стихи   грузинского   певца Аракишвили   менее   известен,   но   так   же   обладает   выдающимися   художественными достоинствами.   На   примере   ярко   контрастных   образцов   музыки   романсов   можно проследить, как в музыкальном искусстве по­разному, но всякий раз убедительно может быть воплощена тема Грузии в стихах великого поэта. Включается запись романса «На холмах Грузии…» Римского­Корсакова в исполнении И. С. Козловского ,  после ­ запись в исполнении грузинского певца Аракишвили.       Музыковед.  Один из организаторов знаменитой «Могучей кучки» военный инженер по профессии, композитор и музыкальный критик Цезарь Антонович  Кюи особенно полно проявил своё дарование в вокальной лирике и особенно в романсах на стихи Пушкина: «Ты и вы», «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя». Ученики слушают романс на стихи Пушкина «Царскосельская статуя».       Музыковед . Пожалуй, самым популярным стал романс на стихи Пушкина «Я вас любил» композитора А. С. Даргомыжского. Его исполняют и в концертных залах, и в тёплом кругу друзей.   Композитору   блестяще   удалось   передать   в   музыке   удивительную   чистоту пушкинского чувства. Этот романс прекрасно звучит и под аккомпанемент фортепиано, и под аккомпанемент гитары, задушевного друга многих любителей музыки. Звучит романс «Я вас любил» в исполнении учеников, играющих на гитаре, или в аудиозаписи       Музыковед. Во времена, когда жил Александр Сергеевич, а это первая половина XIX века, дворяне   часто   собирались   у   кого­нибудь   дома.   Это   были   прекрасные   вечера   общения: звучали стихи самых лучших поэтов, нередко в исполнении авторов, звучала прекрасная музыка любимых композиторов – Листа, Шопена, Гайдна, Вивальди… Пушкин, конечно же, бывал в этих светских гостиных и слушал их божественную музыку, наслаждался ею. Давайте и мы с вами перенесёмся в то далёкое время в одну из дворянских гостиных, закроем   глаза,   будем   слушать   музыку   и   представлять,   что   где­то   среди   нас   сидит   он, великий поэт. На   экране   ­   композитора   портрет   Ференца   Листа,   включается   запись   любого   этюда      III. Пушкин в живописи.       Искусствовед. Как и композиторов, художников привлекает творчество Пушкина. Нет, пожалуй, ни одного произведения Пушкина, так или иначе не отражённого на картинах художников.   Одним   из   самых   интересных   живописцев,   показавших   зрителям   «Своего Пушкина», был Михаил Александрович Врубель. На экране ­ портрет Врубеля. Чтец читает стихотворение Пушкина «Пророк»          Искусствовед /рассказ о  картине Врубеля «Пророк»/. Трудной и полной всяческих невзгод   была   жизнь   Михаила   Врубеля.   Люди,   знавшие   художника,   вспоминали,   что   в последние  годы   жизни  его  томило  сознание  какой­то  вины,  вины   всей   жизни,  которую надлежало   искупить.   Это   было   болезненное   самоунижение.   Но   эти   навязчивые   идеи отражали   нечто   реальное   –   угрызения   совести.   В   чём   так   мучительно   раскаивался художник?   Косвенный   символический   ответ   таит   в   себе   тема,   которая   вошла   в   его искусство ещё в 1899 году, а в последние годы настойчиво им овладела – тема Пророка, почерпнутая в знаменитом стихотворении Пушкина «Пророк». Её первое воплощение было прямой иллюстрацией к этому стихотворению.  На экране ­ репродукция картины «Пророк» Врубеля        Искусствовед.  Пророк изображён традиционным библейским старцем, шестикрылый Серафим – властным, молчаливо повелевающим посланцем высоких сил. Начиная с 1904 года, поздние версии пророка очень отличаются от ранних. Образ пророка здесь открыто автобиографичен. Это был новый образ в творчестве Врубеля после образа Демона. Один из искусствоведов писал: «Серафим… Врубеля – это образ высшего прозрения художника – Пророка, призванного жечь сердца людей, вестник того превращения, которого жаждал больной художник: «Восстань, Пророк, и виждь, и внемли…» На экране ­ репродукция картины «Шестикрылый Серафим» Врубеля Но помимо надежды на высшее прозрение здесь выражено ещё и другое: ощущение близкой гибели художника – пророка, которому не под силу прикосновение божественной десницы. Поэтому с таким состраданием и печалью взирает на него Серафим, касаясь его «перстами, лёгкими, как сон».            Искусствовед.  Картина «Шестикрылый Серафим» ­ одно из сильнейших творений Врубеля,   хотя   и   гораздо   менее   прославленное.   Незабываем   этот   неотвратимо надвигающийся  лик  в  облаке  тёмных  волос  с  бездонными   глазами,   эта  поднятая  рука, держащая   меч.   Возмездие   и   высшую   суровую   справедливость   Серафима   художник нарисовал жгучими, ослепительными красками, в блеске драгоценных камней.      Над образом пророка художник трудился до конца своей жизни. В различных вариантах этой темы Врубель, и зорко видящий, и слепой, повествовал о своей трагической вине, как она ему мнилась, ­ вине художника, который не выполнил миссию «глаголом жечь сердца людей», расточил свой великий дар, до срока выдохся и обессилел.           Искусствовед.  Познакомимся   с  ещё  одной  иллюстрацией   Врубеля  к  «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина ­ «Моцарт и Сальери».  На экране ­  репродукция иллюстрации к трагедии «Моцарт и Сальери»               На этой иллюстрации мы видим двух композиторов. Пушкин в трагедии «Моцарт и  Сальери» воплотил одну из версий смерти великого Моцарта: его из зависти отравил  Сальери. На иллюстрации Врубелю удалось передать мучительные раздумья Моцарта над  «Реквиемом» и злорадство и одновременную зависть, написанные на лице Сальери: он воплощает в действительность свой коварный план. Скоро Моцарта не станет, но вечно  будет звучать его «Реквием».  Подготовленные артисты показывают инсценировку из трагедии «Моцарт и Сальери». В конце  громко звучит финал «Реквиема» Моцарта.      IV. Заключение.        Учитель. Каждый из нас, читателей, зрителей, слушателей, по­своему рисует в своём воображении   те   или   иные   пушкинские   строки.   Но   картины   многих   выдающихся художников настолько верно передают эти образы, что они вселяются в нас, и мы себе представляем их не иначе как нарисованными художниками. Мы видим эти образы глазами художников. А музыка к произведениям великого поэта помогает глубже вникнуть в его творчество.       Творения великого Пушкина неисчерпаемы. Придут новые художники и музыканты и  напишут другие прекрасные произведения на стихи и прозу Пушкина. Может быть, это  будете вы, ребята.       Чтец. Нет, весь я не умру, душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит. И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. И долго буду м любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век прославил я свободу И милость к падшим призывал. Звучит пьеса А. Вивальди «Гроза» из  цикла «Времена года». Задувается свеча. Прощание с гостями литературной гостиной.

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Пушкин в искусстве"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2017