Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа +2
4 кл—6 кл
03.09.2018
мероприятие рассчитано для учащихся 4-6 классов. в литературном часе раскрывается материал о местных поэтах, пишущих о красоте родного края, о людях, живущих на ардинской земле. в ходе мероприятия показывается театрализованная постановка исторической легенды Лидии Ивановны Хлебниковой "Неуротимый Кучмыж" о возникновении рек Арда И Кучмыж.литературно -театрализованный час по краеведению
жизнь моя.docx
Литературно – музыкальный час по
краеведению
«Жизнь моя как песня льется,
стихи мои как птицы улетают»
Цель: развитие интереса к устному народному творчеству, к родному языку и
литературе на примере местных поэтов.
Задачи: - раскрыть красоту родного языка ;
- изучить творчество местных поэтов;
- привить любовь к родному краю;
Слайд 1
Когда идешь по улицам привычным,
Глядишь на их бесхитростный наряд,
То кажется – истории страницы
Перед тобою тихо шелестят.
С.Сивков «История»
Это слова из стихотворения бывшего директора Ардинской средней школы,
самобытного поэта С. Сивкова. Как правильно он сказал, ведь у каждой деревни
своя история и наша ардинская сторона тоже богата памятными местами и
знаменитыми людьми. Память о них хранят произведения устного народного
творчества.
Сегодня мы хотим рассказать вам о необыкновенно талантливых людях,
которые своими стихами прославили нашу малую родину – ардинскую землю, ее
знаменитых людей.
Слайд 2 Одним из них являлся, приехавший к нам жить в 1992 году Жиров Виталий
Сергеевич, а родился он в дер. Кичма Килемарского района.
Слайд 3
Приехав к нам жить он начал писать стихи, рисовать пейзажи, вырезать маски.
Написал гимн Килемарского района, а за участие в лермонтовских чтениях
получил благодарность от президента Марий Эл. Виталий Сергеевич был очень
принципиальным, требовательным к себе человеком и очень любил работать у
себя в саду. Он мечтал и верил, что на земле восторжествует справедливость.
Судьба человека про которого хотим рассказать сейчас крепко связана с
землей. Он всю жизнь был хорошим хозяйственником, руководил
полеводческими бригадами , был хорошим профсоюзным лидером.
Слайд 4
Мы сейчас говорим о Казанцеве Александре Терентьевиче. Родился он в с.
Отары. Здесь же пошел в школу и с 17 лет начал писать стихи, его поддержали
знаменитые марийские писатели К. Беляев, Н. Ильяков. Более 30 лет он вел свой личный дневник, в котором , как в зеркале,
отразилась история нашего района. Александр Терентьевич всегда был в центре
общественной жизни и оставил свой след ,как автор лирических стихов о родном
крае, о земляках, некоторые из них положены на музыку и звучат в исполнении
горномарийских певцов.
Стихи мои, как птицы улетают, так может сказать о своих стихах другая
наша гостья.
Слайд 5
Это Раиса Маевна Лукьянова. Ее стихи, как маленькие колокольчики звенят и
передают нам теплоту души автора.
Слайд 6
Раиса Маевна пишет о своих односельчанах, о ребятах, которые спешат в школу
в весенний день, о своей душевной боли, но особой строкой идут стихи о родном
крае ее неописуемой красоте.
(стих. «»Назарова Ульяна)
Слайд 7
Душа поэта это чистый лист бумаги на котором он слагает свои мысли, пишет о
своих чувствах. Есть у каждого из нас тот, кому хочется прильнуть плечом,
обнять его и рассказать без утайки.
(стих. «Маме» Копысова Лиза)
Самая большая радость в жизни в том, что мы можем быть рядом с людьми,
которые творят чудеса. Чудо в рождении стиха. Не каждый из нас сможет
сложить строки так, чтобы это звучало, а вот стихи Лидии Ивановны Хлебниковой звучат в прямом смысле. Они превратились в
песню.
(звучит песня «Якшар онг» Копысова Лиза)
Увлеченность Лидии Ивановны историческим прошлым родного края, знание
многих исторических событий, знание о конкретных людях позволили создать ей
запоминающиеся исторические произведения. Лидия Ивановна родилась 10 мая
1947 года в деревне Луначарка Горномарийского района. Своё первое
стихотворение она написала в 7 классе. Это было стихотворение на марийском
языке, называлось «Шынгыртыш» («Скворец») училась она тогда в Емелевской
семилетней школе .
А когда работала у нас в школе она написала около 10 посвящений юбилярам и у
нее вышли в свет книги по марийскому языку по которым вы в дальнейшем
будете учиться.
Годы идут и человек уходит на пенсию, но для Лидии Ивановны это
другой этап жизни . Кто из вас не был на экскурсии в доме ремесел? Были все.
Вот о жизни и работе в Доме ремесел расскажет нам Кувшинова Надежда
Николаевна, человек который работал вместе с Лидией Ивановной.
Слайд8
Жизнь Лидии Ивановны многогранна и знание истории родного края
помогло Лидии Ивановне создать несколько исторических произведений в
поэтической форме. Это легенды « Акпарс», песня-былина о четырех афганцах и
«Неукротимый Кучмыж»
(презентация «Некротимый Кучмыж»)
Слайд 9 Эта легенда о происхождении двух рек – Арды и Кучмыжа, о любви реки
Арда, в образе стройной девушкой в белом платье с рыжеватыми отливами и
Богатыря Кучмыжа, который бежал вперёд с одной думой – «скорее встретиться
со своей любимой девушкой - ровесницей».
Тут говорится об особенностях этих рек – о характере течения, цвете воды,
местности, по которой они протекают.
(показ сценки «Неукротимый Кучмыж» в переработке В.В.Соколовой)
Действующие лица: ведущий, речка - Кучмыж, речка - Арда, лесное
болото- Куп Лесной, клюквенное болото - Мадар.
Кучмыж:
От полудня бродил я по кочкам да по взгорушкам,
Любовался, наслаждался чистым воздухом,
А в груди у меня такое состояние,
Что готов я полететь на расстояние!
(где –то звучит музыка. Парень прячется за дерево)
Ой! Где – то звучит песня дивная.
Голос тонкий, но не птичий- понял бы я-
Это девушка в платице беленьком,
Заплетает свои косы рыжеватые.
Не вспугнуть бы мне ее нечаянно,
Выйду к девушке я легонечко,
И спрошу на языке своем тихонечко:
- Пуры кечы лижы, шыжар! Лыметшы кыце вал?
Мыньын лымем Кучмыж. Тыдым пален нал.
Арда: (говорит стесняясь)
Атям мыньым Арда манеш. Ылам марын мынят.
Сусу йангеш махань
Тангем ыжынам мынь.
(вместе уходят)
Автор: (выходят Кучмыж и его отец. Идут и на ходу разговаривают)
Куп Лесной: Отнесусь к тебе я с пониманием,
Возражать не буду твоим желаниям.
(Уходят в другую сторону, выходят Арда с отцом)
Арда: (спрашивает) Что скажете батюшка на мои пожелания?
Мадар: (говорит строго)
Хоть и выслушал я тебя с вниманием
Обращусь к тебе с напоминанием!
Я подумал о том, что у соседушки
И богатства мало, и зверя нет!
Ни брусники, ни черники, и ни клюквы нет,
Разве можно без даров природы жить?
(отец уходит)
Арда: Как не могут понять родители,
Нас нельзя остановить и удержать нельзя.
Потому что мы дали клятву верности
И уйдем вдвоем - мы навек друзья!
(ходит по сцене вокруг березок)
Тихо извиваюсь я хитрой зсмейкою,
Чтобы скрыться от погони всей семейкою.
И витала я меж кустиков калиновых,
Проплывала мимо кустов малиновых!
(уходит со сцены)
Автор: (выходит Арда. )
Арда: Уж тепло ушло, как только мы тронулись,
До сих пор еще никак не встретились.
Да и как же нам встретиться, если тело нежное
Охватил мороз, сковал без движения.
(смотрит по сторонам)
Уж не знаю, где друг мой находится,
Сможем ли мы весной встретиться.
(плачет и убегает со сцены)
Автор:
Кучмыж:
Говорил мне отец всезнающий
О большой подземной силе, означающей
Помощь в трудную минуту всем желающим
Обрести свободу, славу и бестрашие.
(садиться на колени. Поднимет руки к верху)
- Палшен пу , Ош кого Йымы, ши пылгомыштет,
Да муланды Ава Йымы рок пындашыштет,
кедаралшты цила кычык мыньын кап гыцем,
волям пуда мыланем кеаш торок анзыкы.
(голову роняет на грудь, встает и уходит)
Автор:
(выходит Кучмыж)
Кучмыж:
Вперди – гора крутая и высокая,
Может позвать ее, леса далекие?
- Арда, Арда, выходи ко мне,
Не видать ее, я жду тебя с нетерпением!
(выходит Арда, но не видит Кучмыж)
Арда: Ой, заснула я от усталости,
Кто разбудил меня? Выдра серая?
Голос слышу я друга дальнего
Но дорога моя еще дальняя. (оба делают круг , но не встречаются друг с другом)
(Арда видит высокую гору)
Арда:
Тихо солнце опускается за гору,
Где ж ты, друг мой, пришел бы на встреченьку.
Кучмыж , ты ли это!
Автор:
(видит Кучмыж)
Лидия Ивановна свою легенду завершает мыслью о том, что человек должен
жить, творить и думать, чтоб родной природе не нанести урон. Он должен
разгадать и необъяснимые явления, которые иногда ему и неподвластны.
Творческую тропу продолжают наши молодые писатели.
Слайд 10
Поэту из Арды, который работал у нас учителем географии Масаеву Александру
Давидовичу сейчас 40 лет. Он работает теперь в Архангельской области .
Его стихи отражают боль природы. Они очень лиричны, но в то же время и
драматичны.
Когда –то французкий писатель Антуан Экзюпери мудро сказал: «Самая
большая роскошь – это роскошь общения». Наша другая героиня разговаривает с нами через свои стихи и продолжает творческий путь своего дедушки.
Слайд 11
Это Казанцева Алена, недавняя выпускница. Ее проба пера началась когда она
училась у нас в школе и пробовала она читать свои стихи на тематических
вечерах, оформляла своими стихами краеведческие работы для детского центра,
печаталась в газете «Ленинский путь», который выходит в горномарийском
районе. Алена только начала свой творческий путь. У нее еще много сил и
времени чтобы порадовать нас своими красивыми стихотворениями о родном
крае, о жизни, о любви.
Жизнь – это вечная река,
Она ни сна, ни отдыха не знает.
Течет из бесконечного далека
И в море бесконечности впадает.
Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»
Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»
Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»
Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»
Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»
Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»
Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»
Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»
Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.