Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»
Оценка 4.9

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа +2
4 кл—6 кл
03.09.2018
Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»
мероприятие рассчитано для учащихся 4-6 классов. в литературном часе раскрывается материал о местных поэтах, пишущих о красоте родного края, о людях, живущих на ардинской земле. в ходе мероприятия показывается театрализованная постановка исторической легенды Лидии Ивановны Хлебниковой "Неуротимый Кучмыж" о возникновении рек Арда И Кучмыж.литературно -театрализованный час по краеведению
жизнь моя.docx
Литературно – музыкальный час по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают» Цель: развитие интереса к устному народному творчеству, к родному языку и литературе на примере местных поэтов. Задачи: - раскрыть красоту родного языка ; - изучить творчество местных поэтов; - привить любовь к родному краю; Слайд 1 Когда идешь по улицам привычным, Глядишь на их бесхитростный наряд, То кажется – истории страницы Перед тобою тихо шелестят. С.Сивков «История» Это слова из стихотворения бывшего директора Ардинской средней школы, самобытного поэта С. Сивкова. Как правильно он сказал, ведь у каждой деревни своя история и наша ардинская сторона тоже богата памятными местами и знаменитыми людьми. Память о них хранят произведения устного народного творчества. Сегодня мы хотим рассказать вам о необыкновенно талантливых людях, которые своими стихами прославили нашу малую родину – ардинскую землю, ее знаменитых людей. Слайд 2 Одним из них являлся, приехавший к нам жить в 1992 году Жиров Виталий Сергеевич, а родился он в дер. Кичма Килемарского района. Слайд 3 Приехав к нам жить он начал писать стихи, рисовать пейзажи, вырезать маски. Написал гимн Килемарского района, а за участие в лермонтовских чтениях получил благодарность от президента Марий Эл. Виталий Сергеевич был очень принципиальным, требовательным к себе человеком и очень любил работать у себя в саду. Он мечтал и верил, что на земле восторжествует справедливость. Судьба человека про которого хотим рассказать сейчас крепко связана с землей. Он всю жизнь был хорошим хозяйственником, руководил полеводческими бригадами , был хорошим профсоюзным лидером. Слайд 4 Мы сейчас говорим о Казанцеве Александре Терентьевиче. Родился он в с. Отары. Здесь же пошел в школу и с 17 лет начал писать стихи, его поддержали знаменитые марийские писатели К. Беляев, Н. Ильяков. Более 30 лет он вел свой личный дневник, в котором , как в зеркале, отразилась история нашего района. Александр Терентьевич всегда был в центре общественной жизни и оставил свой след ,как автор лирических стихов о родном крае, о земляках, некоторые из них положены на музыку и звучат в исполнении горномарийских певцов. Стихи мои, как птицы улетают, так может сказать о своих стихах другая наша гостья. Слайд 5 Это Раиса Маевна Лукьянова. Ее стихи, как маленькие колокольчики звенят и передают нам теплоту души автора. Слайд 6 Раиса Маевна пишет о своих односельчанах, о ребятах, которые спешат в школу в весенний день, о своей душевной боли, но особой строкой идут стихи о родном крае ее неописуемой красоте. (стих. «»Назарова Ульяна) Слайд 7 Душа поэта это чистый лист бумаги на котором он слагает свои мысли, пишет о своих чувствах. Есть у каждого из нас тот, кому хочется прильнуть плечом, обнять его и рассказать без утайки. (стих. «Маме» Копысова Лиза) Самая большая радость в жизни в том, что мы можем быть рядом с людьми, которые творят чудеса. Чудо в рождении стиха. Не каждый из нас сможет сложить строки так, чтобы это звучало, а вот стихи Лидии Ивановны Хлебниковой звучат в прямом смысле. Они превратились в песню. (звучит песня «Якшар онг» Копысова Лиза) Увлеченность Лидии Ивановны историческим прошлым родного края, знание многих исторических событий, знание о конкретных людях позволили создать ей запоминающиеся исторические произведения. Лидия Ивановна родилась 10 мая 1947 года в деревне Луначарка Горномарийского района. Своё первое стихотворение она написала в 7 классе. Это было стихотворение на марийском языке, называлось «Шынгыртыш» («Скворец») училась она тогда в Емелевской семилетней школе . А когда работала у нас в школе она написала около 10 посвящений юбилярам и у нее вышли в свет книги по марийскому языку по которым вы в дальнейшем будете учиться. Годы идут и человек уходит на пенсию, но для Лидии Ивановны это другой этап жизни . Кто из вас не был на экскурсии в доме ремесел? Были все. Вот о жизни и работе в Доме ремесел расскажет нам Кувшинова Надежда Николаевна, человек который работал вместе с Лидией Ивановной. Слайд8 Жизнь Лидии Ивановны многогранна и знание истории родного края помогло Лидии Ивановне создать несколько исторических произведений в поэтической форме. Это легенды « Акпарс», песня-былина о четырех афганцах и «Неукротимый Кучмыж» (презентация «Некротимый Кучмыж») Слайд 9 Эта легенда о происхождении двух рек – Арды и Кучмыжа, о любви реки Арда, в образе стройной девушкой в белом платье с рыжеватыми отливами и Богатыря Кучмыжа, который бежал вперёд с одной думой – «скорее встретиться со своей любимой девушкой - ровесницей». Тут говорится об особенностях этих рек – о характере течения, цвете воды, местности, по которой они протекают. (показ сценки «Неукротимый Кучмыж» в переработке В.В.Соколовой) Действующие лица: ведущий, речка - Кучмыж, речка - Арда, лесное болото- Куп Лесной, клюквенное болото - Мадар. Кучмыж: От полудня бродил я по кочкам да по взгорушкам, Любовался, наслаждался чистым воздухом, А в груди у меня такое состояние, Что готов я полететь на расстояние! (где –то звучит музыка. Парень прячется за дерево) Ой! Где – то звучит песня дивная. Голос тонкий, но не птичий- понял бы я- Это девушка в платице беленьком, Заплетает свои косы рыжеватые. Не вспугнуть бы мне ее нечаянно, Выйду к девушке я легонечко, И спрошу на языке своем тихонечко: - Пуры кечы лижы, шыжар! Лыметшы кыце вал? Мыньын лымем Кучмыж. Тыдым пален нал. Арда: (говорит стесняясь) Атям мыньым Арда манеш. Ылам марын мынят. Сусу йангеш махань Тангем ыжынам мынь. (вместе уходят) Автор: (выходят Кучмыж и его отец. Идут и на ходу разговаривают) Куп Лесной: Отнесусь к тебе я с пониманием, Возражать не буду твоим желаниям. (Уходят в другую сторону, выходят Арда с отцом) Арда: (спрашивает) Что скажете батюшка на мои пожелания? Мадар: (говорит строго) Хоть и выслушал я тебя с вниманием Обращусь к тебе с напоминанием! Я подумал о том, что у соседушки И богатства мало, и зверя нет! Ни брусники, ни черники, и ни клюквы нет, Разве можно без даров природы жить? (отец уходит) Арда: Как не могут понять родители, Нас нельзя остановить и удержать нельзя. Потому что мы дали клятву верности И уйдем вдвоем - мы навек друзья! (ходит по сцене вокруг березок) Тихо извиваюсь я хитрой зсмейкою, Чтобы скрыться от погони всей семейкою. И витала я меж кустиков калиновых, Проплывала мимо кустов малиновых! (уходит со сцены) Автор: (выходит Арда. ) Арда: Уж тепло ушло, как только мы тронулись, До сих пор еще никак не встретились. Да и как же нам встретиться, если тело нежное Охватил мороз, сковал без движения. (смотрит по сторонам) Уж не знаю, где друг мой находится, Сможем ли мы весной встретиться. (плачет и убегает со сцены) Автор: Кучмыж: Говорил мне отец всезнающий О большой подземной силе, означающей Помощь в трудную минуту всем желающим Обрести свободу, славу и бестрашие. (садиться на колени. Поднимет руки к верху) - Палшен пу , Ош кого Йымы, ши пылгомыштет, Да муланды Ава Йымы рок пындашыштет, кедаралшты цила кычык мыньын кап гыцем, волям пуда мыланем кеаш торок анзыкы. (голову роняет на грудь, встает и уходит) Автор: (выходит Кучмыж) Кучмыж: Вперди – гора крутая и высокая, Может позвать ее, леса далекие? - Арда, Арда, выходи ко мне, Не видать ее, я жду тебя с нетерпением! (выходит Арда, но не видит Кучмыж) Арда: Ой, заснула я от усталости, Кто разбудил меня? Выдра серая? Голос слышу я друга дальнего Но дорога моя еще дальняя. (оба делают круг , но не встречаются друг с другом) (Арда видит высокую гору) Арда: Тихо солнце опускается за гору, Где ж ты, друг мой, пришел бы на встреченьку. Кучмыж , ты ли это! Автор: (видит Кучмыж) Лидия Ивановна свою легенду завершает мыслью о том, что человек должен жить, творить и думать, чтоб родной природе не нанести урон. Он должен разгадать и необъяснимые явления, которые иногда ему и неподвластны. Творческую тропу продолжают наши молодые писатели. Слайд 10 Поэту из Арды, который работал у нас учителем географии Масаеву Александру Давидовичу сейчас 40 лет. Он работает теперь в Архангельской области . Его стихи отражают боль природы. Они очень лиричны, но в то же время и драматичны. Когда –то французкий писатель Антуан Экзюпери мудро сказал: «Самая большая роскошь – это роскошь общения». Наша другая героиня разговаривает с нами через свои стихи и продолжает творческий путь своего дедушки. Слайд 11 Это Казанцева Алена, недавняя выпускница. Ее проба пера началась когда она училась у нас в школе и пробовала она читать свои стихи на тематических вечерах, оформляла своими стихами краеведческие работы для детского центра, печаталась в газете «Ленинский путь», который выходит в горномарийском районе. Алена только начала свой творческий путь. У нее еще много сил и времени чтобы порадовать нас своими красивыми стихотворениями о родном крае, о жизни, о любви. Жизнь – это вечная река, Она ни сна, ни отдыха не знает. Течет из бесконечного далека И в море бесконечности впадает.

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»

Сценарий литературно - театрализованного часа по краеведению «Жизнь моя как песня льется, стихи мои как птицы улетают»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2018