Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)
Оценка 4.6

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
doc
Междисциплинарный 4
5 кл—8 кл
14.10.2019
Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)
Цель урока «Памяти павших будьте достойны» - сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, об участниках Великой Отечественной войны. Урок проводится на базе музея истории школы, в котором хранятся фронтовые трофеи, предметы военного времени, фронтовые письма и т.д. Урок «Памяти павших будьте достойны» - интегрированный урок литературы, музыки, хореографии. В ходе урока обучающиеся рассказывают о начале Великой Отечественной войны, о её жертвах, о тяготах жизни в тылу. Это повествование сопровождается стихами, видеофрагментами, песнями и частушками соответствующей тематики. Для каждого ученика класса найдётся своя роль, свои слова. Охват участия детей в мероприятии и их активность 100%. Данный урок создаёт условия для воспитания чувства патриотизма, гражданской позиции, способствует формированию гордости за свой край, свою страну.
Памяти павших будьте достойны.doc
МБОУ города Кургана «Лицей №12» Пудова Любовь Валерьевна, учитель русского языка и литературы, Сценарий музейного урока «Памяти павших будьте достойны!» Цель: сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, об участниках Великой Отечественной войны, о истории родной школы №12. создание условий для воспитания патриотизма, любви к своему городу, Задачи:  гордости за свой край, свою страну;   повседневного мужества тружеников тыла;  города, своей школы;  развитие творческих способностей обучающихся. развитие личностных качеств обучающихся на примере подвигов солдат и повышение   интереса   к   историческому   прошлому   своей   родины,   своего Место проведения экскурсии: музей истории школы лицея №12, экспозиция, посвященная периоду Великой Отечественной войны. Экскурсионные объекты, экспонаты:     фотографии; фронтовые письма; военные трофеи; предметы военного времени. Техническое обеспечение:     компьютер; аудиосистема; мультимедийный проектор; народные музыкальные инструменты (трещетки, ложки, бубен и т.д.). Сценарий: 1  ученик.        Приближается праздник ­ 9 МАЯ, День Победы. Это «радость со слезами  на глазах», ­ так сказал один поэт. И действительно, в этот день и радость, и  скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война 1941­1945 годов обошла  стороной, в которой не погиб бы отец, сын, муж…. Нелегко досталась эта  победа. 2 ученик.        Кончилась жаркая июньская ночь. Уже поднималась заря нового дня –  воскресенья 22 июня 1941 года. В это время тысячи гитлеровских солдат,  многие сотни самолетов, танков пересекли границу нашей родины, без  объявления войны, и, неся смерть. Прервалась мирная жизнь людей. Мечты,  любовь, счастье ­  все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны. Все ученики. Театрализованная сценка. Утро 22 июня 1941 года. Объявление войны (голос  Левитана). Ужас, страх, отчаяние. 3 ученик.        В первые дни войны была объявлена мобилизация. Военкоматы были  переполнены. За первые 3 дня войны добровольцами пошли на фронт более 5  миллионов человек. 4 ученик. Ах, война, что ты сделала, подлая, Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли, повзрослели они до поры. На пороге едва замаячили и ушли за солдатом солдат… До свидания, мальчики, мальчики! Постарайтесь вернуться назад! 5 ученик. Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны.  1418 дней длилась война, 1418 дней ­ беспримерного народного подвига. 1418  дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей  России. 6 ученик. Ушли на фронт один за другим четыре директора школы, учителя,  бывшие ученики, их имена вы видите на стенде (Фото №1). Бывший директор школы Вермиенко Николай Васильевич ушел на фронт.  (Фото №2). За храбрость и отвагу, проявленные в боях, он был награжден  орденом Красного Знамени. Николай Васильевич Вермиенко погиб при  освобождении Запорожья от немецких захватчиков. Его дочь Лилия  Николаевна передала нам в музей несколько его фронтовых писем. Вот что  писал Николай Васильевич жене и дочерям:  «12 февраля 1943 года. Пишу с дороги. Ужас, что натворили немцы:  все разрушили, сожгли, сердце обливается кровью, когда видишь все это. Ну и им досталось под Сталинградом».  7 ученик. Дымилась роща над горою, И вместе с ней горел закат… Нас оставалось только трое Из восемнадцати ребят. Как много их, друзей хороших, Лежать осталось в темноте — У незнакомого поселка, На безымянной высоте. Светилась, падая, ракета, Как догоревшая звезда… Кто хоть однажды видел это, Тот не забудет никогда. Он не забудет, не забудет Атаки яростные те — У незнакомого поселка, На безымянной высоте.  8 ученик.   Ракет зеленые огни По бледным лицам полоснули. Пониже голову пригни И, как шальной, не лезь под пули, Приказ: «Вперед!» Команда: «Встать!» Опять товарища бужу я. А кто­то звал родную мать, А кто­то вспоминал — чужую. Когда, нарушив забытье, Орудия заголосили, Никто не крикнул: «За Россию!..» А шли и гибли за нее.  9 ученик.   Жилов Вячеслав, выпускник школы №12 1942 года,  был призван в армию  в 1942 году. Отправлен на фронт сержантом особого курганского лыжного  батальона. Погиб в боях под Старой Руссой (Фото №3). Его сестра, Жилова  Галина, ушла на фронт сразу после 10­го класса, была связисткой, освобождала Ленинград и Нарву. (Фото №4). В одном из писем своей подруге Киме Галина  писала:  «Моя милая Кима! Вот сегодня 36 дней, как я на фронте, но они мне  кажутся годами, столько я пережила и видела. Я должна жить. Кто же  будет после войны строить и создавать недостроенное и разрушенное?»  После войны Галина жила в Воронеже и прислала нашему музею открытки  городов Нарвы и Ленинграда, а ее подруга Кима подарила несколько  фронтовых писем. 10 ученик.  Мы не дрогнем в бою За Отчизну свою. Нам родная Москва дорога. Нерушимой стеной, Обороной стальной Остановим, Отбросим врага! В атаку стальными рядами, Мы поступью твердой идем, Родная столица за нами, Врагам преградим путь огнем. 11 ученик. Я убит подо Ржевом, В безыменном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки,­­ Точно в пропасть с обрыва ­­ И ни дна ни покрышки. И во всем этом мире, До конца его дней, Ни петлички, ни лычки С гимнастерки моей. Минута молчания. Фонограмма (голос Левитана: «Склоним головы перед  светлой памятью не вернувшихся с войны сыновей, отцов, братьев,  однополчан… Наступает минута молчания». Звук метронома).   12 ученик. (Звучит фонограмма «Душа» Шостаковича) Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придет никогда, ­ помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной, каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! Люди! Покуда сердца стучатся, ­ помните! Какою ценою завоевано счастье, ­ помните! Песню свою отправляя в полет, ­ помните! О тех, кто уже никогда не споет, ­ помните! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили! Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя корабли, ­ о погибших помните! Встречайте трепетную весну, люди Земли. Убейте войну, прокляните войну, люди Земли! Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придет никогда, заклинаю, ­ помните! (Р. Рождественский)  В тылу родные ждали возвращения с войны. Ждали с нетерпением и верой. 13 ученик.   Продолжали ждать, даже когда уже не оставалось надежды. Ждали и писали  им письма. 14 ученик. (Ученики сидят за столом, пишут письма перьями, макая их в  чернильницы) Дорогой папа, а писем от тебя всё нет. Мамка думает, что плохо работает    почта.  Я тоже работаю, бороню на быке вспаханную землю. Все дети хотят работать,  на полевом стане кормят, а дома голодно. У меня болит спина, тяжело  подымать железную борону для очистки. Наша баба Ирина получила на сына  Илью похоронку, остальные пятеро воюют. Папка бей немцев и возвращайся  скорее домой. 15 ученик. Родной   любимый   папочка.   Мы  работаем   в   две   смены,   по   12   часов   не выходим за пределы завода. В цехах холодно. Сейчас зима и верхнюю одежду не снимаем. Придя с работы, я валюсь с ног и засыпаю на ходу. Хлеб нам выдают по карточкам, 80 граммов на рабочего. Хлеб черный, мокрый, тягучий с   запахом   солидола,   которым   смазывали   формы   для   выпечки   (Фото   №5). Постоянно хочется есть».  «Милый папочка, пишет твой младший сын Петька. Я учусь в первом  16 ученик.    классе. Уже умею читать и писать, только плохо. А Пашка учится в третьем  классе. Мамка работает в колхозе порубщиком. Мамке ходить на работу  сильно холодно, из тёплой одежды у неё только телогрейка и подшитые  валенки. Когда приходит домой после работы, всегда греет ноги у железной  печки. Они у неё от самых коленок становятся красные. Бабушка плачет, а  мамка смеётся, говорит: «Всё вытерплю, холод и голод, пусть только будет  тепло и сытно нашим мужьям на войне». 17 ученик. Мой родной, любимый, добрый папа! Возвращайся поскорей, домой. Пишет сын, а рядом плачет мама, Как давно не виделись с тобой... Твои письма редко получаем, Их храним, читаем каждый день. Тебя любим, часто вспоминаем… За окном цветёт твоя сирень… Две весны прошли у нас тревожно. Едут люди к нам из городов. Гул моторов я боюсь, немножко, Но сражаться с немцами готов! Я в письме ладонь свою рисую И большую Красную Звезду! Обнимаю, папочка! Целую! Твой ответ ­ я с фронта очень жду!.. 18 ученик. В первые дни войны было принято решение о создании госпиталя в здании  школы. Ученики вынесли парты, побелили классные комнаты, превратив их в  палаты для раненых солдат. А сами стали учиться в холодных  неприспособленных для занятий зданиях города, пока в 1943 году школу не  разделили: мужская половина стала учиться в мужской 12­й школе в  городском саду, а девочки стали ученицами 11­й школы. Вот что рассказала об  этом периоде учительница литературы Надежда Васильевна Нассар (Фото №6): «Зимой наступил страшный холод. Чернила замерзали, и ученики  держали под мышкой чернильницы в течение урока, согревая их своим  телом. Не было тетрадей, писали на старых книгах между строк, газетах,  старых контурных картах (Фото №7). В школе часто гас свет и поэтому  каждый ученик приносил свой фонарик со свечкой внутри, которую  зажигали в темные вечера. Было очень голодно, ели мороженую картошку, пекли лепешки из отрубей, летом варили суп из лебеды и крапивы.  Настоящим лакомством были печеная свекла и морковь. Жили очень  бедно, но дружно и интересно».  19 ученик. Но, как говорится, «легко на сердце от песни весёлой», и различного рода  припевки, запевки, частушки, конечно, же, имели место быть. Они создавали  особый настрой, помогали в трудную минуту. И весело пел частушки. Частушки.  Звучит фонограмма «Частушки» (квадрат). Девочки с платочками в руках,  мальчики с народными музыкальными инструментами (трещетка, ложки, бубен) поют частушки, пританцовывая:  Напишу письмо Светланке, Пусть узнает весь колхоз: Я подбил три вражьих танка И фашистский бомбовоз. Немец шел в Россию прямо, Из России ­ косяком. Шел в Россию он обутый, Из России ­ босиком. Ты, фашист, голодный волк! Ты куда торопишься? К партизану попадешь, Больше не воротишься! Имя Родины ­ Россия. Защитим её скорей. И солдат и офицеров ­ Всех в стране любимой ждут. Возвращаются с Победой, Гремит в воздухе салют! (А. Твардовский) Офицеры и солдаты ­ Все войны участники. Защитим страну родную, От проклятой свастики. Нету Родины красивей! Нет сильней богатырей! 20 ученик. Народ выстоял! Страна победила! Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям. Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки… Затем, чтоб этого забыть Не смели поколенья. Затем, чтоб нам счастливей быть, А счастье – не в забвеньи! 21 ученик. Память это то, что мы прожили, Это вехи на большом пути,  Это люди, мы вас не забыли, Мы храним частицу их души.  Память это прошлого страницы, Это золотые имена. Вам по праву верит и гордится Вашими делами вся страна.                                                            Вы упорно шли к заветной цели, Проклиная славу и уют, Песню, что когда­то не допели, Ваши внуки позже допоют. Все ученики.  Ученики поют песню «День Победы» под фонограмму (первый куплет и один  припев).                                                            Учитель. В музее очень тихо,  Здесь крики не слышны. Покоится здесь Память О судьбах всей страны. За стеклами в витринах  Лежат былые дни. О прожитых годинах  Поведают они. Здесь оживают лики, Ушедшие давно. Мы, будто слышим крики  Из старого кино. Кем были, что любили  И верили кому. Как пламенно вы жили,  Ушедшие во тьму. Их судьбы как планеты,  Нам освещают путь, Достойным будь. И  это  Ты помни, не забудь! (Шабалина В.М.) Материалы музея истории школы №12, используемые в ходе урока Экспозиция музея истории школы, посвященная Великой Отечественной войне. Фото   №1.  Имена   учителей   и   учащихся   школы   №12,   погибших   на   фронтах Великой Отечественной войны. Фото   №2.  Вермиенко   Николай   Васильевич,   директор   школы   №12,   учитель биологии. Погиб в Великую Отечественную войну. Фото №3.  Жилов Вячеслав Михайлович, выпускник 1941 года. Погиб в бою 09.03.1942 года. Фото №4. Жилова Галина Михайловна, выпускница 1942 года, стрелок.  Закончила войну в Австрии. Фото №5. Хлеб испечен по рецепту военного времени Никитиной Светланой Федоровной, бабушкой ученицы 11А класса Побежук Анастасии, подарок музею 1 марта 2000 года. Фото   №6.   Нассар   Надежда   Васильевна.   27   лет   работала   учителем   русского языка и литературы в школе №12. Заслуженный учитель РСФСР. Фото №7. Чернильницы, альбом. Альбом по черчению. 1941­1942 год.

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)

Сценарий музейного урока "Памяти павших будьте достойны", посвященного Великой Отечественной войне (5-8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2019