ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Елизавета Соловьева Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору

Все файлы публикации > Спасение новогоднего праздника.docx
Сценарий новогоднего утренника в старшей группе ДОУ "Новогодняя сказка или Как друзья праздник спасали"

Сценарий новогоднего утренника для старшей группы
«Новогодняя сказка или как друзья праздник спасали».
Цель: проведение праздничного досуга, приобщение детей к театрализованной
деятельности.
Задачи: формировать артистизм, творческий потенциал, развивать воображение,
фантазию, память, координацию, речь. Закреплять умение использовать различные
средства выразительности (движения, позу, мимику, голос, жесты)
Дети: Ёлочки (4), Ёлка­девочка, Колокольчик, Шишка, Бабушка Аушка, Сова, Белочка,
Снежинки и Льдинки (3 мальчика и 3 девочки), Часовщик.
Взрослые: Ведущая, Дед Мороз, Метелица.
Девочка­школьница – Снегурочка.
Ход праздника:
НОВОГОДНИЙ ТАНЕЦ ПАРНЫЙ (НА ВХОД)
После танца дети садятся на стульчики.
1­ый ребёнок: Пришёл к нам праздник новогодний,
Он всем ребятам нравится!
Пусть зимушка весёлая
Подольше не кончается!
Дети выходят на песню и встают в два ряда.
ПЕСНЯ «ЗИМУШКА ЗИМА»:
1. Белоснежная морозная опять пришла зима,
Разукрасила узорами все окна и дом…
Эх, зима, зима, зима, белая метелица.
Снег кружится и метёт, под ногами стелется.
На проигрыш – хлопки в ладоши под музыку.
2. На ледянках и на санках мы катаемся с горы,
Нет счастливей время года, чем зима для детворы.
Эх, зима, зима, зима, белая метелица,
Снег кружится и метёт, под ногами стелется.
На проигрыш – хлопки в ладоши под музыку.
3. Мы мороза не боимся, и не прячем в шубы нос,
Ведь зимою к нам приходит добрый Дедушка Мороз!
Эх, зима, зима, зима, белая метелица.
Снег кружится и метёт, под ногами стелется.
Дети не садятся на стульчики, остаются стоять на сцене.
Ведущая: Что такое Новый год?
Это ­ всё наоборот:
Ёлки ­ в комнате растут,
Белки ­ шишек не грызут,
Зайцы рядом с волком
На колючей ёлке …
Дождик ­ тоже не простой,

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе ДОУ "Новогодняя сказка или Как друзья праздник спасали"

В Новый год он ­ золотой,
Блещет что есть мочи,
Никого не мочит…
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос!
Ведущая: Ребята, посмотрите, какая у нас красивая новогодняя ёлка! Давайте всем
расскажем, откуда она у нас в зале появилась…
ПЕСНЯ­ХОРОВОД «СЕВЕРНАЯ ЁЛОЧКА»:
1. Гулял по северным лесам весёлый Дед Мороз,
Он эту ёлку выбрал сам и в детский сад принёс.
Ах, ёлочка, ах, ёлочка, огнями нам свети,
Такой красивой ёлочки на свете не найти!
2. Блестят на ёлочке шары и дождик золотой,
Блестят глаза у детворы от красоты такой.
Ах, ёлочка, ах, ёлочка, огнями нам свети,
Такой красивой ёлочки на свете не найти!
3. Подольше, ёлка милая, побудь у нас в саду.
Вед ты такой красивою бываешь раз в году!
Ах, ёлочка, ах, ёлочка, огнями нам свети,
Такой красивой ёлочки на свете не найти!
Дети остаются стоять у ёлки, держась за руки.
2­ой ребёнок: Ёлка летом ­ просто ёлка:
Тронешь ветку – пальцам колко…
Вот когда зима придёт, ­
Ёлка будто оживёт:
3­ий ребёнок: Вовсе не колючая,
Как цветок пахучая.
Пахнет не росой, не мёдом,
Ёлка пахнет Новым годом!
ХОРОВОД «ЗАКРУЖИЛА, ЗАМЕЛА»:
1. Закружила, замела белая метелица,
Снег ложится на дома и на землю стелется.
Снег идёт, снег идёт, на пороге Новый год,
Снег идёт, снег идёт, на пороге Новый год .
2. Добрый Дедушка Мороз с бородой и в валенках
Ёлку из лесу принёс для больших и маленьких.
Снег идёт, снег идёт, на пороге Новый год,
Снег идёт, снег идёт, на пороге Новый год.
3. Вся в игрушках и огнях ёлочка­красавица,
Новый год стоит в дверях, всем он улыбается.
Снег идёт, снег идёт, на пороге Новый год,
Снег идёт, снег идёт, на пороге Новый год.
Дети садятся на стульчики.
Ведущая: Знают все: под Новый год,
Что ни пожелается, ­
Всё всегда произойдёт,

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе ДОУ "Новогодняя сказка или Как друзья праздник спасали"

Всё всегда сбывается…
Вот и нас под Новый год
Чудо в этом зале ждёт…
Сказка снова оживает,
И на встречу нас зовёт…
Выходят сразу 3 ребёнка.
4­ый ребёнок: Будет весело у нас,
Мы новый год встречаем.
И всех, кто к нам пришёл сюда,
Сердечно поздравляем!
5­ый ребёнок: Снова к нам пришел сегодня,
Праздник ёлки и зимы.
Этот праздник новогодний,
С нетерпеньем ждали мы!
6­ый ребёнок: Блестят глаза у всех ребят
И музыка зовёт.
Сегодня каждый встретить рад,
Счастливый новый год.
Ведущая: Нас ждёт сегодня зимний лес,
Конечно, множество чудес!
Тук­тук – стучится сказка в двери,
Сегодня каждый в чудо верит!
На 4­5 секунд выключается свет. Включаются волшебные фонарики. Звучит
волшебная музыка, все дети сидят на стульчиках. Смена декораций на Зимний лес.
ТАНЕЦ ЁЛОЧЕК (4 ёлочки).
Ёлочки: 1) Мы ­ ёлочки­красавицы,
И нам, ребята, нравится,
Когда под снежной вьюгою
Мы веточки закутаем…
2) Мы – ёлочки зелёные,
Морозом закалённые,
Стоим всегда нарядные
И в Новый год всех радуем!
3) Мы – маленькие ёлочки,
И хоть у нас иголочки,
В душе мы – очень нежные,
Смешные и потешные!
4) Мы в Новый год под ветками
Храним мешок с конфетками!
Очень просим нас любить,
Не ломать и не рубить!
Хором: В магазине даже краше
Двойников найдёте наших!
Ёлочки садятся на стульчики.
На 4­5 секунд гаснет свет. Мелькают фонарики. Слышны завывания вьюги. Звучит
таинственная музыка. Появляется Метелица. Свет включается.

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе ДОУ "Новогодняя сказка или Как друзья праздник спасали"

Метелица: Что я слышу? Кажется, кто­то веселится? Не допущу!... На всех я холод
наведу, всех заморожу, изведу… Веселье ­ вовсе ни к чему… Хочу я слушать тишину…
Никого не пожалею…Закручу пургу… Снежинок и льдинок на землю нагоню… (крутит
палочкой с ленточкой, создавая пургу)
ТАНЕЦ ЛЬДИНОК­ХОЛОДИНОК (мальчики с девочками – 3 пары).
Дети после танца садятся на стульчики.
Выходит девочка­ёлочка (главная)
Ёлочка: Что же делать? Нужно всех спасать! Снимает с себя шишку и колокольчик.
Шишка… Колокольчик… Может быть, вы мне поможете? Раз—два­три, оживи! (кидает
за сугроб). Из­за сугроба выходят Шишка и Колокольчик.
Шишка: Я всё слышала! Метелица хочет всех заморозить! Это ужасно!
Колокольчик: Надо найти Деда Мороза, только он сможет нам помочь....
Ёлочка: Но мы не знаем, где он живёт!
Прилетает Сова:
Сова: У­у! Я вам помогу! Я везде летаю, всё знаю! Идите за мной!
МЕТЕЛЬ (слышен нарастающий звук метели) Дети идут вокруг ёлки, опустив голову,
изображая усталость и трудную дорогу.
Шишка: Кажется, мы заблудились…
Ёлочка: Что же делать?
Колокольчик: Давайте позовём кого­нибудь на помощь!
Все кричат: «Ау! Ау!»
Выходит бабушка Аушка.
Бабушка Аушка: Кто здесь потерялся? Здравствуйте! Я ­ бабушка Аушка. Только
позовите меня – Ау! – и я сразу прихожу…
Ёлочка: Бабушка Аушка, помоги нам найти дорогу к Дедушке Моррзу… Мы
заблудились…
Сова: Мои крылья замёрзли и я не могу взлететь! …
Бабушка Аушка: Не беда! Идите со мной, я вас доведу, я знаю в этом лесу все тропинки,
все дорожки.
Дети снова обходят ёлочку, показывая, как трудно им пробираться сквозь метель.
Бабушка Аушка: (прикладывает руку ко лбу) Ох, какая метель!… Ничего не видно!
Шишка: Я знаю, что нам делать! Колокольчик, звени громче. Зови лесных зверей на
помощь! Раздаётся звон колокольчика.
ТАНЕЦ КОЛОКОЛЬЧИКА.
После танца колокольчика прибегает Белочка.
Белочка: Что случилось? Что за звон? Растревожил меня он! Сладко я в дупле спала…
Слышу – бьют колокола… Что случилось? Чем помочь? С вами я дружить не прочь!
Шишка: Мы хотим остановить злую Метель, ­ она хочет всех заморозить…
Колокольчик: Только Дед Мороз может нам помочь…
Все вместе: Белочка, помоги нам найти дорогу к нему!
Бабушка Аушка: Всё снегом замело – ничего не видно…
Белочка: Хорошо! Я буду прыгать по веткам, а вы за мной идите!
Все участники снова проходят вокруг ёлки.
Белочка: А чтобы не замёрзнуть, давайте петь весёлую песню!

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе ДОУ "Новогодняя сказка или Как друзья праздник спасали"

ПЕСНЯ «ЧТО НАМ НРАВИТСЯ ЗИМОЙ»: (эту песню с движениями поют только
участники сценки).
1. Что нам нравится зимой: потеплей одеться.
В тёплой шубе меховой на морозе греться!
Проигрыш ­ хлопки в ладоши.
2. Что нам нравится зимой? Вся в игрушках разных
Ёлка в комнате большой в новогодний праздник!
Проигрыш – хлопки в ладоши.
Белочка: Вот мы и пришли! До свиданья, друзья!
Все: До свиданья, Белочка! Спасибо за помощь!
Белочка убегает (на стульчик).
Ведущая: Какие вы дружные! Именно дружба помогла вам преодолеть все преграды…
Садитесь, отдохните с дороги! А мы все вместе Дедушку Мороза будем звать!
Все: Дед Мороз! Дед Мороз!
Выходят Дед Мороз и Снегурочка.
Дед Мороз: Иду­иду! Кто меня зовёт? О! Какие у меня гости! Очень рад! Зачем ко мне
пришли в такую пургу?
Ведущая: Дедушка Мороз, у нас беда!
Снегурочка: Расскажите скорее, что у вас случилось?
Ведущая: Злая Метелица хочет всех погубить, заморозить! Не хочет, чтобы люди и звери
веселились, Новый год встречали!
Дед Мороз: Ах вот как! Наверное, она заболела… Раньше она такого себе не позволяла….
Снегурочка: Дедушка, нужно как­то остановить Метелицу! А то все звери в лесу
погибнут! А я их так люблю! Синички, белочки, зайчики! Неужели они все замёрзнут?
(начинает всхлипывать)
Дед Мороз: Нет, я этого не допущу! А ну, волшебный посох, доставь ко мне Метелицу!
Тук­тук, торопись, к нам, Метелица, явись!
На 4­5 секунд выключается свет, включаются волшебные фонарики. Звучит музыка
волшебства. Кружась, как бы нехотя, сопротивляясь неведомой силе, заходит в зал
Метелица.
Метелица: Ой­ой­ой! Что со мной! Я сюда не хотела! Отпустите меня! Я хочу вернуться в
свой ледяной дворец!
Дед Мороз: Что же ты, Метелица, делаешь? Зачем злишься, Новый год всем портишь?
Метелица: А у меня плохое настроение и голова болит! (трёт виски, показывая, что ей
больно) Не могу я слышать звуки, всё меня раздражает, я хочу тишину…
Дед Мороз: Что же ты, из­за такой ерунды всех погубить хочешь? Да ещё и самый
любимый праздник испортить детям?
Метелица: А чего это я буду о людях беспокоиться? Они меня ругают… Все только
солнца и тепла ждут, а я им ­ не по нраву…И звери – туда же… Лягут в свои норы – и
спят… Не буду их жалеть! Всех заморожу… И наступит тишина…
Дед Мороз: И что же ты одна будешь делать? Тебе же будет скучно!
Метелица: Ну и что… Зато будет тихо… (изображает головную боль)
Дед Мороз: Да… Плохи твои дела, Метелица… Заболела ты… Знаешь, отчего все
болезни? – от плохого настроения! А самое лучшее лекарство, это – радость! Веселись от
души – и поправишься! Ну­ка, гости дорогие, вставайте скорей в хоровод! Покажите
Метелице, что такое настоящее веселье!
Ведущая: Посиди, Метелица, отдохни у ёлочки, да посмотри, как наши дети умеют
веселиться.

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе ДОУ "Новогодняя сказка или Как друзья праздник спасали"

Ведущая предлагает стул Метелице у ёлки. Она нехотя садится. Для вида может
поворчать.
Дед Мороз: Что ж, давайте, ребята на ёлке огни зажигать… Помогайте мне, друзья!
Раз­два­три, ёлочка, гори! … Давайте ещё дружнее! Раз­два­три, ёлочка, гори! (ударяет
посохом, ёлка зажигается) ЁЛКА ЗАЖИГАЕТСЯ.
Дед Мороз: Молодцы какие! Зажгли ёлочку! (Дед Мороз как бы случайно роняет свою
рукавичку, делает вид, что ищет её) Ведущая её берёт и передаёт детям.
Дед Мороз: А теперь давайте с вами поиграем! Идите все ко мне, вставайте в кружок!
Дети вместе с Дедом Морозом делают круг у ёлки (не за ёлкой). Наша игра будет
называться «Сугроб, яма, снежинка». Правила такие: если я говорю: «сугроб», то вы
поднимаете руки вверх, если говорю: «яма», то вы приседаете, если «снежинка», то вы
кружитесь…. Понятно? (Да!) Ну что, все готовы? (Да!) Тогда начинаем!
ИГРА «СУГРОБ, ЯМА, СНЕЖИНКА» (Дед Мороз сначала играет спокойно, но
постепенно темп игры ускоряется. Затем Дед Мороз предупреждает, что будет
путать детей и игра усложняется). Играем приблизительно 1­2 минуты. Фоном
звучит весёлая музыка)
Дед Мороз: Какие вы, ребята, внимательные! Трудно вас запутать… А теперь я проверю,
вашу реакцию. Я буду ходить по кругу, а вы держите ручки впереди, но к кому я подойду –
сразу ручки убирайте, чтобы я вас не заморозил, договорились? (Да!)
ИГРА «ЗАМОРОЖУ» (сначала дети выставляют ручки, потом можно попросить
выставлять головки, ножки) Играем 2­3 минуты.
Дед Мороз как бы невзначай роняет свою рукавицу.
Ведущая: Ребята, смотрите, Дед Мороз потерял свою рукавичку! Давайте мы поиграем с
рукавичкой, как с горячей картошкой!
ИГРА В КРУГУ У ЁЛОЧКИ «РУКАВИЧКА» (в кругу) На ком музыка
останавливается – тот выходит. Дети постепенно садятся на стульчики. Дед Мороз
бегает внутри круга, делая вид, что хочет рукавичку отнять. Деду Морозу рукавичку в
конце игры возвращает ведущая.
Дед Мороз: Ох, устал я бегать! Совсем уморили вы меня… Я же не молодой…Можно мне
присесть?
Ведущая: Конечно, Дедушка Мороз! (ставит Деду Морозу у ёлки стул, Снегурочка
садится рядом на другой стульчик, поменьше). Садись, отдохни, а наши ребята тебе
стихи прочитают.
СТИХИ ДЕДУ МОРОЗУ:
Ребёнок 7: Больше ссориться не будем,
Смех и радость впереди!
Новый год приходит к людям,
Ты его с надеждой жди…
Ребёнок 8: Он засветится огнями,
Всем нам радость принесёт!
Песней, танцем и стихами
Дружно встретим Новый год!
Ребёнок 9: Новый год стучится в двери
С песней, сказкой и добром.

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе ДОУ "Новогодняя сказка или Как друзья праздник спасали"

Каждый нынче в чудо верит,
Ждёт подарков каждый дом.
Ребёнок 10: Пусть звучат стихи и песни,
Льётся звонкий детский смех,
Да и взрослым, если честно,
Позабавиться ­ не грех!
Ребёнок 11: День сегодняшний чудесный
Не растает без следа,
Мы весёлый праздник этот
Не забудем никогда!
Ребёнок 12: Тот, кто хочет, чтоб весёлым
Получился Новый год,
Пусть сегодня вместе с нами
Песню звонкую споёт.
Ведущая: Ребята, давайте порадуем Дедушку Мороза ­ споём песню про него!
Дети выходят на песню.
ПЕСНЯ «ДЕД МОРОЗ»:
1. Ах, какой хороший Дед Мороз, добрые глаза и красный нос.
С посохом и в шубе, он со всеми шутит.
Дед Мороз (2 хлопка), Дед Мороз (2 хлопка).
С посохом и в шубе, он со всеми шутит.
Дед Мороз (2 хлопка), Дед Мороз (2 хлопка).
2. Ах, какой хороший Дед Мороз, бородой седою он оброс,
Серебристым снегом разукрасил небо
Дед Мороз (2 хлопка), Дед Мороз (2 хлопка).
Серебристым снегом разукрасил небо
Дед Мороз (2 хлопка), Дед Мороз (2 хлопка).
3. Ах, какой хороши Дед Мороз, щедрые подарки он принёс
В Новый год всем людям. Мы тебя так любим…
Дед Мороз (2 хлопка), Дед Мороз (2 хлопка).
В Новый год всем людям. Мы тебя так любим…
Дед Мороз (2 хлопка), Дед Мороз (2 хлопка).
Ведущая: Дедушка Мороз, тебе понравилась песенка?
Дед Мороз: Очень понравилась! Молодцы, ребята! А вы знаете, какая у меня любимая
песня? (В лесу родилась ёлочка!) Правильно! Я всегда её пою на празднике… Давайте все
вместе споём её!
ХОРОВОД С ДЕДОМ МОРОЗОМ И СНЕГУРОЧКОЙ «В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ
ЁЛОЧКА»:
1. В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная зелёная была.
Зимой и летом стройная зелёная была.
2. Метель ей пела песенку, спи, ёлочка, бай­бай!
Мороз снежком укутывал, смотри, не замерзай!
Мороз снежком укутывал, смотри, не замерзай!
3. Трусишка зайка серенький под ёлочкой сккал,
Порою волк, сердитый волк рысцою пробегал…
Порою волк, сердитый волк рысцою пробегал…
4. Теперь она нарядная на праздник к нам пришла,

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе ДОУ "Новогодняя сказка или Как друзья праздник спасали"

И много­много радости детишкам принесла.
И много­много радости детишкам принесла.
Дед Мороз: Молодцы, хорошо вы знаете мою любимую песню! Порадовали меня…
Ведущая: Ребята, садитесь на стульчики. Молодцы! (дети садятся на стульчики)
Дедушка Мороз, а у тебя часы есть?
Дед Мороз: Нет…
Ведущая: Как же ты узнаёшь, что наступает Новый год?
Дед Мороз: А мне об этом месяц говорит… Он ­ ночного времени сторож… А днём мне
Солнышко красное всегда говорит, который час. Вот так я время и узнаю…
Ведущая: А наши дети умеют следить за временем по часам…
Дети берут из­под стульчиков часы (бумажные тарелочки с циферблатом).
Раздаётся бой часов.
Ведущая: Когда часы пробьют двенадцать раз – наступит новогоднее волшебство! А если
вдруг часы остановятся – то на помощь придёт мастер­часовщик.
Выходит Часовщик (ребёнок), он держит свои часики – два циферблата в руках.
Часовщик: Стрелок чёрных ровный стук –
Самый мой любимый звук…
Если часики стоят­
Вам помочь я буду рад!

ТАНЕЦ «ЧАСИКИ ИДУТ» (все дети танцуют с часиками в руках).
Дети садятся на стульчики и кладут под стульчики часики.
Дед Мороз: Какие вы молодцы! Мне очень понравился ваш танец с часиками. Вам он тоже
нравится? (Да!) Это хорошо! И танцевать вы все любите? (Да!) И я тоже очень люблю!
Ведущая: Дедушка Мороз, покажи своё умение, станцуй для ребят, а мы тебе похлопаем!
Дед Мороз: Ладно! А то, и правда, я засиделся, пора косточки поразмять…
ТАНЕЦ ДЕДА МОРОЗА.
Дед Мороз: Эх, хорошо размялся! Дети, а какое у вас сейчас настроение?
Дети: Хорошее!
Дед Мороз: А у тебя, Метелица?
Метелица: Гораздо лучше… Голова у меня болеть перестала… Мне понравилось веселье!
Я сейчас пойду в свой Ледяной дворец и велю сделать много ледяных колокольчиков. Буду
каждый день концерты устраивать! А вас замораживать не буду… пока… А то некому
будет учить меня весёлым танцам и песням!
Дед Мороз: Вот и правильно! Голос­то у тебя красивый! Ты лучше пой, да людей радуй
своими песнями!
Ведущая: Ребята, давайте поздравим Метелицу с Новым годом, три­четыре: С Новым
Годом!
Метелица: Спасибо, и вас тоже с праздником! До свиданья!
Ведущая: До свиданья, Госпожа Метелица! Пусть ваше настроение никогда не портится!
Метелица уходит.
Дед Мороз: Молодцы, ребята ­ научили Метелицу добру… и спасли Новогодний
праздник…
Снегурочка: Я предлагаю всем детям вручить за это ­ подарки!

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе ДОУ "Новогодняя сказка или Как друзья праздник спасали"

Дед Мороз: Ну, конечно, они их заслужили!
Звучит музыка. Снегурочка и Дед Мороз раздают подарки. Ведущая и воспитатель
следят, чтобы дети сидели на своих стульчиках.
Ведущая: Ребята, вам понравился новогодний праздник? (Да!) А тебе, Дедушка Мороз?
(Очень!) А вам, дорогие родители? (Да!) Я очень рада. Спасибо вам, ребята, за ваше
старание. И тебе спасибо, Дедушка Мороз, за помощь и за веселье, которое ты нам
подарил… А теперь я предлагаю на память сделать общую фотографию с Дедушкой
Морозом и Снегурочкой… Ребята, выходите к ёлочке. Давайте построимся в два ряда…
Ведущая помогает построить детей, Дед Мороз и Снегурочка должны быть в центре.
Дети в первом ряду могут присесть на колено, чтобы всех было видно.
ОБЩЕЕ ФОТО НА ПАМЯТЬ.
Ведущая: Ребята, давайте попрощаемся с Дедушкой Морозом! Давайте вместе на
прощанье дружно скажем (хором): До свиданья!
Дед Мороз со Снегурочкой прощаются с ребятами и уходят.
Ведущая: Дорогие родители! Наш новогодний праздник закончился. Поздравляем вас с
Новым годом! Увидимся с вами на новых праздниках в следующем году! Всего вам
доброго!
Дети под музыку уходят из зала.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл