Сценарий путешествия по славянской культуре в честь православного праздника «День славянской письменности и культуры»
Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
19.02.2018
Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
• Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.
• Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.
Документ Microsoft Office Word.docx
Сценарий путешествия по славянской культуре в честь православного
праздника «День славянской письменности и культуры»
Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой
мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
• Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре,
показать её взаимосвязь со славянской культурой.
• Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его
основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.
• Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.
• Формировать у детей представления о сходстве и различии современной
азбуки и кириллицы.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по
городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое
прошлое нашей страны.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя.
Как называется наша страна, где мы с вами живем? (Россия)
Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши
далекие предки.
Кто такие предки? (Это люди которые жили многомного лет тому назад,
это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.)
Верно, это люди которые жили многомного лет тому назад.
Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.
Почему славяне? На какое слово похоже? (славяне – славный народ.)
Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая
отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую
письменность – Кириллу и Мефодию.
Про которых вы уже не раз слышали.
Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в
греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских
народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился
праздник славянской культуры и письменности.
По широкой Руси – нашей матушке – Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий Лазарева Василиса
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии,Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ! (Этот столбик повторяется на каждой станции)
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие, Валиев Святослав
Зоветесь ныне россияне,
Издревле, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
РАЗДАЕТСЯ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН – сигнал для начала путешествия.
На каждой станции дети получают жетоны за правильные ответы и хорошо
выполненные задания. В конце игры подсчитываются жетоны и определяется
победитель игры.
1 станция. «Первобытная».
Наскальные символы – буквы, иероглифы. Рисование угольком.
Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали
называть буквами. Так зародилась письменность.
(Практическая деятельность воспитанников. Рисование.)
2 станция. «Историческая».
Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица.
Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили
были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать
да косить, доматерема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.
А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с
Мефодием.
Трошина Камилла
Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (погречески Салоники) в
семье военачальника, получили хорошее образование. Кирилл обучался в
Константинополе при дворе византийского императора Михаила III, хорошо
знал греческий, славянский, латинский, еврейский, арабский языки,
преподавал философию, за что и получил прозвание Философ. Мефодий был
на военной службе, затем несколько лет управлял одной из областей,
населённых славянами; впоследствии удалился в монастырь. Чтобы иметь
возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо
было сделать перевод Священного писания на славянский язык; однако
азбуки, способной передать славянскую речь, в тот момент не существовало.
В 863 году славянская азбука была создана (славянская азбука существовала в
двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица; до сих пор у
учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан
Кириллом). С помощью Мефодия был сделан перевод ряда богослужебных
книг с греческого на славянский язык. Славяне получили возможность читать
и писать на своем языке. У славян появился не только свой, славянский,
алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова
которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других
славянских языках.
Посмотрите как выглядят Кириллица и глаголица — славянская азбука,
названия букв напоминают людям о словах, которые
забывать нельзя: «земля», «жизнь», «добро» и т. д.
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.
А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).
Как создавались первые книги?
А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня.
Фамилия его была Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня
видел, как это трудно. Когда Ваня вырос, он узнал, что в других странах есть
машины, которые печатают книги. Захотелось ему сделать такую печатную
машину в России, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг
много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать
буквы. Посмотрите: буквы очень маленькие. (Дети подходят и
рассматривают литеры из штампа). Заглавные буквы были красиво
украшены. (Воспитатель показывает изображения буквиц, украшенных
узорами).
Вот такой труд прилагали люди для создания книги. (глина, папирус, пергамент, береста, бумага);
3 станция «Книжная»
Ребята, посмотрите, какая удивительная книга у меня в руках. «Почему
удивительная? – подумаете вы. Но ведь это не просто книга, это Азбука.
Ребята, а вы любите путешествовать? (Да). А кто из вас знает, что означает
слово «путешествовать»? Произнесите это слово. Из каких двух частей оно
состоит? («Путь» дорога, «шествие» ходьба, перемещение). Ребята, а на
чём можно путешествовать? (Ответы детей). Но ведь наше путешествие
необыкновенное. Назад, в прошлое, не летят самолёты, не идут поезда, не едут
автомобили…Как же нам попасть туда?
Сначала нужно отгадать загадку: «Не дерево, а с листочками, не рубашка, а
сшита; не человек, а рассказывает.»
Дети: Книга!
Воспитатель Попасть в далёкое прошлое поможет вот эта волшебная книга.
Но откроется она как только вы произнесёте волшебные слова: Аз, буки, веди,
глаголь.
Открывайся знаний дверь.
Нам страницы покажи,
Все секреты расскажи.
А на чём раньше писали?
Дать детям представление о том, какой долгий путь проделала книга, пока не
стала такой, какой мы знаем её теперь;
(глина, папирус, пергамент, береста, бумага).
Ну что ж. потрудились мы на славу. Наше путешествие подходит к концу.
Расскажите дома обо всём, что узнали сегодня.
4 станция. «Музыкально игровая». Народные игры.
Учитель: Да, какими же красавицами богата земля русская: длинные косы,
яркие сарафаны, разноцветные, пестрые платочки. А не поиграть ли нам
сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в
кружочек.
Проводится музыкальная игра «Передай платок» по выбору
«У дядюшки Трифона» (Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют
или приговаривают….)
Хоровод. «Во поле береза стояла»
5. Станция «Сказочно загадкино»…
Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все
любим сказки, загадки.
«Загадкино».
Загадка первая: 33 сестрички сели на странички.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)
Загадка вторая: Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)
Загадка третья: Первую книжку, где буквы ты изучаешь,
Как ты ее называешь? (Букварь)
Загадка четвертая: Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его. (Время)
Загадка пятая: Не на меру, не на вес,
Но у всех людей он есть. (Ум)
Загадка шестая: У стены большой и важный, Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)
Учитель: Ну что дети вам понравилось наше небольшое путешествие? О ком и
о чём мы с вами говорили?
Итог: подсчёт жетонов и определение победителей.
До скорой встречи.
Сценарий путешествия по славянской культуре в честь православного праздника «День славянской письменности и культуры»
Сценарий путешествия по славянской культуре в честь православного праздника «День славянской письменности и культуры»
Сценарий путешествия по славянской культуре в честь православного праздника «День славянской письменности и культуры»
Сценарий путешествия по славянской культуре в честь православного праздника «День славянской письменности и культуры»
Сценарий путешествия по славянской культуре в честь православного праздника «День славянской письменности и культуры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.