Сценарий урока "Богатство страны"
Оценка 4.9

Сценарий урока "Богатство страны"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
06.01.2017
Сценарий урока "Богатство страны"
Сценарий урока "Богатство страны" предполагает групповое обучения с применением моделирующей игры. урок предполагает межпредметные связи-экономики ,географии, литературы. Учащиеся в результате активной деятельности приходят к выводам какая страна рационально использует природные ресурсы и почему она богаче. Урок способствует достижению предметных и метапредметных результатов.
богатство страны.doc

Урок-моделирование

 

                                 Богатство страны

 

 

Материалы: подарки-пакеты  с канцелярскими товарами ; 4 листа ватмана; 2 ножниц; 2 линейки;2 карандаша; транспортир; рулон скотча; коробка с канцелярскими скрепками.

 

                                                       Ход урока:

 

 1 Начало урока.                             Стадия вызова.

Учитель.  Принято считать экономику  в школе новомодным, экзотическим предметом. Готова опровергнуть это мнение. Послушайте отрывок из школьной характеристики известного ученика  одной из петербургских школ начала 19 века:

 

                                      Бранил Гомера, Феокрита;

                                      Зато читал Адама Смита

                                      И был глубокий эконом,

                                      То есть умел судить о том,

                                      Как государство богатеет

                                      И чем живет и почему

                                      Не нужно золота ему,

                                      Когда простой продукт имеет…

Ученики уже спешат  ответить нам на  на полушуточный вопрос чуть ли не хором: О-НЕ-ГИН! Учителю  стоит отметить эрудицию и порадоваться активности в начале урока.

 

Учитель. Мы не случайно обратились к строкам Пушкина, ибо темой урока могут быть слова  - «Как государство богатеет»

Тему необходимо зафиксировать на доске.

                                                 Стадия осмысления

2.Страница первая: производство или торговля.

Учитель. Существуют два взгляда на происхождение богатства. Одни считают, что богатство рождается только в производстве, другие – и в производстве и торговле.

Скажите какое государство богаче: то, где магазин на магазине, или то, где предприятие на предприятии?

Ученики обычно отвечают второе…

Некоторые отвечают, что торговля тоже богатство!  Лучше, когда можно выбрать и купить…

Учащиеся абсолютно правы в своих рассуждениях, но интуитивная догадка  в ходе урока должна обрести интуитивную уверенность. Поэтому учитель провоцирует  их на сомнения.

Учитель. Подумайте сами, если страна произвела 10 телевизоров, то, сколько не продавай, их останется  только 10! Даже тысячи магазинов не заменят  одного завода.

Все согласны, что торговля, обмен не могут сделать нас богаче?  Тогда проведем эксперимент. Подарки в студию!

Учитель и его добровольные помощники раздают каждому  пакет с подарками.

 В пакетах различные наборы  канцелярских вещиц: карандаши, фломастеры, блокнотики, линейки, скрепки и т.д.  Ученики, безусловно, рады и улыбаются

Учитель. Скажите, вы получили удовольствие от подарка? Вам стало радостнее?

Ученики обычно отвечают «да».

Учитель. Можно сказать, что вы стали богаче, благодаря производству?

Ученики. Конечно!

Учитель. А теперь попробуйте обменятся друг с другом так, чтобы стать еще богаче!

Обмен будет продолжаться не более минуты. Ученики, даже не самые успешные, быстро смекают о выгодности обмена. Принципом торговли в мини-игре является обмен альтернативными стоимостями: пожертвовать  меньшей ценностью ради получения большей. Кто-то отдаст  фломастеры за блокнот, кто-то отдаст скрепки за скотч ит.д.

Учитель должен поощрить наиболее активных и предприимчивых, но главное - анализ ситуации. Лучше вызвать самых удачливых игроков  и опросить их.

Учитель. Почувствовали ли вы себя еще радостнее? Еще богаче?

Ученики подтверждают это.

Учитель. На ваших глазах свершилось чудо! Мы не произвели нового товара, но каждый стал богаче. Значит , торговля и производство  создают богатство равноправно. Предприятия производят новые ценности, а обмен распределяет их.

Скажите, чем вы обменялись?

Учащиеся называют предметы обмена и обосновывают свой выбор.

 

3. Страница вторая. Богатые и бедные государства.

Учитель. Напомните мне основные факторы производства.

Учитель по мере того как учащиеся называют факторы производства  вывешивает аппликации понятий. Природные ресурсы, капитал, труд.

Учитель. Сейчас мы станем производителями. На пакетиках с вашими подарками  есть символ государства . Найдите и скажите, что это за страны.

Пакеты делят класс на 2 группы: одни найдут символ Японии, другие –России.

Страны угаданы и класс делится на две команды. Необходимо реорганизовать пространство кабинета на два рабочих сектора: один для «японцев» , другой для «россиян».

Учитель. Мы с вами будем производить бумажные пирамиды. Задача: построить как можно большую и крепкую пирамиду по образцам.

 На парты можно поставить уменьшенные модели пирамид. Построить геометрическую пирамиду достаточно просто: равносторонний треугольник вписать в большой. При этом  малый треугольник станет основанием пирамиды. Однако, несмотря на пустоту, ученикам придется актуализировать геометрические знания и умения. Помимо геометрии , в игре оживают навыки технологии, востребуется смекалка и сообразительность.

Учитель. Но соревноваться мы будем в реальных условиях, ибо Япония-это Япония, а Россия- это Россия. Какая из стран богаче, по вашему мнению?

Ученики. Россия… Япония…

Учитель. Начнем с природных ресурсов. Кто богаче?

Ученики. Конечно Россия. Ученики доказывают свое утверждение, испытывая гордость  за богатейшую Россию!

Учитель. И команда «россиян получает богатейшие сырьевые ресурсы-4 листа ватмана! Из них, пожалуй, можно построить самую высокую в мире пирамиду. Кстати, какая пирамида в Египте считается самой большой?

А бедная ресурсами  Япония получает всего 1 лист ватмана. Перед « японцами» почти неразрешимая задача. Но в мире все  в равновесии. Что можно сказать о японских средствах производства?

Все учащиеся знают о компьютеризации и автоматизации японского производства..

Учитель. Все верно. Наша Япония получает новейшие средства производства для строительства пирамид: линейки и транспортиры, ножницы и карандаши, циркули и скотч. А богатая Россия только набор скрепок -орудие 19 века.

Какая же страна богаче  теперь?

Пусть  вопрос разрешит игра. Команды готовы?

За работу!

Игра началась. Пока творят, стоит проконтролировать  их совместную работу. Важно, чтобы из процесса строительства никто не выпадал. Если класс велик, то стоит привлечь зрителей  к маленькому аукциону идей.

 

Учитель. Пока команды трудятся , поможем им в будущей продаже изделий .Объявляю аукцион на тему:  «Как использовать пирамиду».

Идей появится множество: абажур, геометрическая модель,  летняя шапочка, домик для хомячка, стела и многое другое. Последний ученик, высказавший идею, получает пятерку.

5-7 минут аукциона - и пора возвращаться к нашим труженикам - пирамидотворцам.

Учитель ( подходя к японцам) Добрый день! В эфире «Клуб путешественников».  Мы находимся в Стране восходящего солнца, у подножия Фудзиямы.  Местные умельцы увлечены строительством. Скажите,  Ваня-сан, как вам работается?

Учащиеся отвечают

Учитель. А теперь мы переберемся в Россию. В эфире программа «Вести». Мы в огромном цехе завода  села Берегайчик. Работа кипит Спросим у бригадира Алексея Сергеевича , выполняет ли он план?

Учитель. Строительство завершается . подводим итоги. Пред вами  «японская» пирамида.

Японская пирамидка всегда выходит небольшой, но очень крепкой и аккуратной. Настоящая – « маде ин япан»

Учитель. Прекрасно. Отличная работа. Молодцы, ребята! За отличную работу и оценки отличные!

Все получают заработанные «пятерки».

А вот пирамида наших мастеров.

Пирамида российского производства огромная, неустойчивая; «могучая и бессильная. Кроме того, «строительная площадка»  замусорена обрывками и остатками  бумажных «стройматериалов». Настоящая Россия…

Учитель. Да… Строительство века. Творение очумелых ручек. Согласитесь, друзья это не работа на «пять»

Переживая ученики  осознают категорию урока(богатство-бедность) не только логически, но и эмоционально. Урок усваивается гораздо глубже.

Учитель. Игра окончена. А теперь давайте вместе проанализируем ее итоги. Скажите, какая страна богаче:

Ученики анализируют игру, понимая, что Россия вроде богаче, но беднее…товарами.

Учитель  (обращаясь к  «россиянам».) А какие чувства испытали вы  во время игры?

Ученики. Обиду…Несправедливость…Стыд…за то, что мы богатые, но очень бедные.

Учитель. Вы знаете, ведь еще сто лет назад  с вами был полностью согласен Некрасов:

                       Ты и убогая,

                       Ты и обильная,

                       Ты и могучая,

                       Ты и бессильная,

                       Матушка  Русь…

Учитель (обращаясь к «японцам») А ваши чувства?

Ученики. Удовольствие…Радость…Досада….так как могли бы сделать больше, бумаги не хватило.

Все готово к определению главного вывода игры .Наступает момент истины урока, который свяжет его части: и эксперимент по обмену альтернативными стоимостями в перврой части урока, и игру в пирамиды, и логико-эмоциональный анализ в концовке урока.

Рефлексия

Вспомните все, что мы узнали на уроке, и решите, что должны сделать страны  чтобы быть богаче( мнение об уроке спрашивается у каждого учащегося)

Домашнее задание

Письменно подготовить докладную записку от имени министрва иностранных дел « Об экогномическом развитии России и торговле с Японией» Главное .Чтобы вывод был правильным «Обмен между странами делает их богаче, а мир не только политическая, но и экономическая  категория»

 

 

 

 

 

 


Урок-моделирование

Урок-моделирование

Обмен будет продолжаться не более минуты

Обмен будет продолжаться не более минуты

Игра началась. Пока творят, стоит проконтролировать их совместную работу

Игра началась. Пока творят, стоит проконтролировать их совместную работу

Письменно подготовить докладную записку от имени министрва иностранных дел «

Письменно подготовить докладную записку от имени министрва иностранных дел «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017