Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"
Оценка 4.9

Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
10.01.2017
Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"
Сценарий урока литературы в 6 классе соответствует требованиям ФГОС. Подробно расписаны цели и планируемые результаты, перечислены все этапы современного урока. На каждом этапе работы даны интересные задания и вопросы по тексту с предполагаемыми ответами обучающихся. Урок дан с опорой на мультимедийную презентацию.Сценарий современного урока литературы в соответствии с требованиями ФГОС
Любовь и испытание главных героев в романе.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №2имени Героя Советского Союза Василия Дмитриевича Ревякина  р.п.Самойловка  Самойловского района Саратовской области» Сценарий урока литературы в 6 классе по теме: «Любовь и   испытание главных героев в романе А.С.Пушкина «Дубровский»                                                                                            Подготовила:                                                                                         Учитель русского языка  и литературы Грицынина О.Е. 2016год                         Планируемые результаты: Тема: Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина «Дубровский» Цели урока: Содержательная: определение уровня читательского восприятия текста обу­ ся,чтение   и   идейно­   художественный   анализ   текста,   обучение   навыкам   выразительного чтения,   чтении   по   ролям,   инсценировки,   развивать   самостоятельную   поисковую деятельность учащихся, создавать возможность «погружения в текст»; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; Деятельностная: создавать условия для развития коммуникативных навыков;  развивать навыки работы в группах; развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание   бережного   отношения   к   слову   автора,   ответственного   отношения   к собственному слову,   Тип: урок рефлексии Оборудование: ПК;  мультимедийный проектор Предметные: ввести в творческую лабораторию классика русской литературы А.С. Пушкина,  организовать работу по восприятию романа и осмыслению нравственных проблем  произведения, создать условия для развития читательского интереса обучающихся, уяснения  общности гуманистических тенденций в жизни и литературе. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. ПознавательныеУУД 1. Поиск и выделение необходимой информации. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной  текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Устанавливать причинно­следственные связи. 7. Строить рассуждения. КоммуникативныеУУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в  сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым  корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально­оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. Ход урока 1.Этап мотивация (самоопределения) к учебной деят­ти  ­Здравствуйте, ребята.  Каждый из вас пришёл сегодня на урок с каким­ то настроением. Отметьте, пожалуйста, слева  на пирамиде настроения ту ступень, которая соответствует вашему настроению. 2.Этап актуализации знаний и фиксация индивид. затруднений в пробном учебном  действии Уч­ся даются карточки (проверка знания текста)СЛАЙД №1 Проверка с помощью ключа на слайде №1­2 (проверка в парах) Выставляют оценки друг  другу в лист самооценки 3.Этап локализации индивидуальных затруднения Сегодня мы продолжим изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский».  Великий поэт в свой «жестокий век» восславивший свободу, протестовавший против гнета  самодержавия, в своих произведениях размышлял о судьбе народа и его роли в прошлом и  будущем страны. В романе «Дубровский» А.С.Пушкин с беспощадной силой обнажил произвол, самодурство  дворян в лице Троекурова и князя Верейского, подлость и низость их прихлебателей  Шабашкина и Спицына, готовых совершить любое клятвопреступление. Резко противостоит  этому миру всевластия, жестокости, духовного оскудения иной мир­ это люди из народа,  дворяне Дубровские (отец и сын). Они описаны в романе с глубоким авторским сочувствием. Мы уже отмечали, что одним из средств создания образа в романе является прямая авторская  оценка. Это мы видели на образах Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. ­Как вы думаете автор симпатизирует кому­то из героев романа? (Дубровским, М.Троекуровой, крестьянам) ­Описывая жизнь своих любимых героев, автор тем не менее подвергает их испытаниям. Как  он это делает? (ставит героев в трудные жизненные ситуации, подвергает их испытаниям)  ­Каждый человек может попасть в трудную жизненную ситуацию? (да) 4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений Проблемный вопрос: Как найти выход из жизненной ситуации? Варианты решения: (слайд№3) 1)подождать, пока ситуация сама не разрешится; 2)попытаться решить проблему. Оптимальный вариант: В трудной жизненной ситуации обязательно нужно предпринимать шаги для решения проблемы, ведь если ждать, пока ситуация разрешиться, она может обернуться не в твою пользу. ­На примере изучаемого нами произведения мы проследим, кто из героев попадал в трудные  жизненные ситуации и какой выход из них они выбрали.                                             Определение темы урока(Слайд№4) , запись целей ( в лист самооценки) Учитель устно говорит  цели(определить какие испытания выпали на долю героев и как они справлялись с  трудностями, какой путь выбрали) ­ На долю кого из героев приходится больше всего испытаний? ( Вл. Дубровский –Слайд№5  ) ­Давайте подробнее остановимся на описании этого  героя. И ответим на вопросы: Какие  жизненные обстоятельства заставили Вл.Дубровского стать разбойником? Был ли у него иной  выбор? 5.Этап реализация построенного проекта Беседа по вопросам по плану:           1.Жизнь Дубровского в Петербурге. ­ Как автор представляет нам своего героя? (2­й абзац глава 3: «но пора читателя  познакомить с настоящим героем повести…») ­Какой была жизнь Владимира Дубровского в Петербурге? Стр.74­75 (Владимир Дубровский  воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил  ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели  должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные  прихоти; играл в карты и  входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или  поздно богатую невесту, мечту бедной молодости.)   СЛАЙД №6           2.Приезд в деревню, отношение к отцу, смерть отца, отношение к нему    крестьян. ­Почему Владимиру пришлось ехать в деревню? (получил письмо от няни Орины Егоровны  Бузыревой о смертельной болезни отца) ­ Как воспринял он это известие? (расстроился, переживал)  Как он относился к отцу? (стр.75: Он лишился матери с малолетства и, почти не зная  отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста — со всем тем он  романически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее  успел насладиться ее тихими радостями.Мысль потерять отца своего тягостно терзала  его сердце, а положение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни,  ужасало его. Он воображал отца, оставленного в глухой деревне, на руках глупой старухи  и дворни, угрожаемого каким­то бедствием и угасающего без помощи в мучениях  телесных и душевных. Владимир упрекал себя в преступном небрежении…») СЛАЙД №7 ­ С каким настроением ехал Владимир в деревню?(стр.76: Владимир Андреевич  приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистеневку. Сердце  его исполнено было печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых, он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и  хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку…стр.78: Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький  домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и  бедный дом своего отца.) ­Как относились крестьяне к молодому барину? (Орина Егоровна: «государь ты наш,  ..соколик мой ясный..­ в письме»; кучер Антон­«наш кормилец»; «дворня высыпала  и  окружила молодого барина с шумными иъявлениями радости») ­ Итак, отец был рад увидеть сына, ему стало лучше, почему же вскоре мы узнаем о его  смерти? (он увидел в окно, что во двор въехал К.П.Троекуров, попытался встать, упал…его  ударил паралич) ­С какой целью приехал Троекуров? (помириться) ­А могло ли все закончиться по­другому? (Да. Рассуждения уч­ся)           3.Пожар и разбой.          После похорон Андрея Гавриловича все узнают о  том, что  Владимира выгоняют из его дома и что имение теперь принадлежит Троекурову. Что  предпринимает Вл.Дубровский?  СЛАЙД 8 (стр.86:Учитель: Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где  умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты». И глаза его неподвижно  остановились на портрете его матери. Живописец представил ее облокоченною на перила,  в белом утреннем платье с алой розою в волосах. «И портрет этот достанется врагу  моего семейства, — подумал Владимир, — он заброшен будет в кладовую вместе с  изломанными стульями или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его  псарей, а в ее спальной, в комнате... где умер отец, поселится его приказчик или  поместится его гарем. Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из  которого он выгоняет меня». Владимир стиснул зубы, страшные мысли рождались в уме  его ) СЛАЙД 9 ­Какие же мысли пришли в голову В.Дубровскому? (Он решил поджечь отцовский дом.  Архип открыл фонарь, Дубровский зажег лучину…. Дубровский приблизил лучину, сено  вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь двор…. Поднялся ветер. В одну минуту пламя  обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлею. Стекла трещали, сыпались,  пылающие бревна стали падать, раздался жалобный вопль и крики .)СЛАЙД 10 ­Владимир простился с крестьянами . Куда же он пошел? (с небольшой группой крестьян  стал разбойничать на дорогах, грабить помещиков) ­Автор подвергает героя испытаниям и ставит перед выбором. Был ли у Вл. иной выбор?  (  выбор есть всегда    .Он понимает, что поджог дома­ шаг, после которого он уже не  Троекуровым….,   сможет вернуться к обычной жизни. Но и оставить всё как есть, он не может.  Желания героя постоянно сталкиваются с законами общества, которые он при всех  его доблестях победить не мог, кроме как взяться за оружие)           4.В доме Троекурова. ­Спустя какое­то время (а в романе это в 9 главе) в доме К.П.Троекурова  появляется молодой учитель­ француз? Кто это? (Дубровский) СЛАЙД 11 ­Как относилась семья Троекурова к Дефоржу?  (К.П. стр.92, 102: «Сей учитель понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностию и простым обращением...СЛАЙД 12  «После случая с медведем: «С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уже его   …   мог обратиться за помощью к царю.., мог поговорить с пробовать.»   «Кирила  Петрович с великим удовольствием стал рассказывать подвиг  своего француза, ибо имел счастливую способность тщеславиться всем, что только ни  окружало его..» СЛАЙД 13 Стр.93: Маша не обратила никакого внимания на молодого француза…не удостоивая  большей внимательности.стр.95: Но случай сей ( убийство медведя) произвел еще большее впечатление на Марью Кириловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого  медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она  увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному  сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу  становилось внимательнее. Между ими основались некоторые сношения. Маша имела  прекрасный голос и большие музыкальные способности, Дефорж вызвался давать ей  уроки. После того читателю уже не трудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь.»   СЛАЙД 14 Стр 110: «Все любили молодого учителя, Кирила Петрович — за его смелое проворство на охоте, Марья Кириловна — за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша —  за снисходительность к его шалостям, домашние — за доброту и за щедрость, по­ видимому несовместную с его состоянием. Сам он, казалось, привязан был ко всему  семейству и почитал уже себя членом оного». СЛАЙД 15           5. Отношение к Троекурову ­В доме Троекурова Дубровский –Дефорж повстречался с людьми, которые характеризуют его по­разному. Послушайте выступления ребят и ответьте на вопрос: Кто же Дубровский:  разбойник или  благородный человек? Выступление уч­ся от лица Анны Савишны Глобовой  и Антона Пафнутьича Спицына .        СЛАЙД 16                                                       ­Почему же Дубровский ограбил А.П.Спицына. ­слайд16. (потому что он сам признался,  что он имеет отношение к тому, что Троекурову так легко удалось лишить имения  Дубровских) ­Для чего Вл.Дубровский появился в дому Троекурова? (чтобы отомстить?) ­Что же помешало Вл.Дубровскому совершить кровавый подвиг? (Любовь) ФИЗМИНУТКА  1.Поднимает руки класс­это раз,  Завертелась голова­ это два,  Три ­ руками три хлопка,  На четыре ­ руки шире,  Пять ­ руками помахать,  Шесть ­ на место тихо сесть.   6.Любовь и разлука. ­Давйте вспомним, кто же такая Маша Троекурова?  СЛАЙД 17 (Рассказ ученицы от лица  Маши Троекуровой : « Я дочь богатого дворянина Троекурова Кирила Петровича – Марья  Кирилловна. Мне 17 лет. Я знаю, что папенька меня любит безумно, угождает малейшим  прихотям. Но порой он пугает меня своим суровым, иногда жестоким обращением.  Поэтому я никогда не высказывала ему доверия, хотя и привязана к нему. В нашем доме  очень редко бывают жены и дочери соседей, поэтому у меня нет подруг, и я провожу дни в одиночестве, читая французские романы, в которых рассказывается о любви, красивой и  возвышенной». ­Автор вновь подвергает героев испытанию­ это испытание любовью. Почему же Владимир  отказывается от мысли мстить Троекурову?( когда Вл. признается Маше, он говорит (стр.113): «Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был  свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда  войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству — в ту минуту вы прошли мимо  меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы,  священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему  проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства… Думайте иногда о Дубровском.  Знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любить…».)           7. «Спасение Маши» и разлука  ­Итак, Вл.Дубровскому пришлось уйти из поместья Троекуровых, а Машу выдают замуж за  нелюбимого старика Верейского. ­ Был ли у Маши иной выбор? (да, она могла попросить отца не выдавать её замуж, а она долго  молчала, потом написала письмо верейскому накануне свадьбы, чем ещё больше разозлила  отца (стр.123: до сих пор ты молчала и была согласна, а тетерь, когда все решено, ты  вздумала капризничать и отрекаться) ­Могла ли девушка сказать «нет» в церкви? (Возможно могла, у неё же спрашивали  согласия, но она «содрогнулась и обмерла, но еще медлила, еще ожидала; священник, не  дождавшись ее ответа, произнес невозвратимые слова.», потом «все еще не могла  поверить, что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее» ­Почему же Дубровский не спас Машу? (ему слишком поздно передали от неё весточку, и  когда он приехал, было уже поздно): Священник быстро совершает обряд венчания. Она  «содрогнулась и обмерла, но еще медлила, еще ожидала; священник, не дождавшись ее ответа, произнес невозвратимые слова.», потом «все еще не могла поверить, что  жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее» .И когда он попытался освободить Машу, она сказала: «Поздно, я обвенчана..я ждала вас до  последней минуты…но теперь поздно»          СЛАЙД 18 Чтение эпизода по ролям: стр.133  8.Конец «карьеры» разбойника ­Что же стало с Вл.Дубровским? (ответы уч­ся,  стр.137: «Никто не знал, куда он девался.  Сначала сумневались в истине сих показаний: приверженность разбойников к атаману  была известна. Полагали, что они старались о его спасении. Но последствия их оправдали; грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны. По другим  известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу. 6.Этап обобщения затруднений во внешней речи (работа в парах) СЛАЙД 19 ­ Ребята, давайте попытаемся дать советы героям:  ­­­­Троекурову, чтобы не ссориться с соседями ­­­Дубровскому А.Г., чтобы не проиграть суд  ­­­Владимиру, чтобы вернуть усадьбу отца ­Маше, чтобы не быть выданной замуж насильно. 7.Этап сам. работы с самопроверкой по эталону (СЛАЙД 31­32). Для сильных  уч­ся  отдельное задание я проверяю 8.Этап включения в систему знаний и повторения Владимир Дубровский, вроде бы, и не нуждается в проверке. Он не раз доказывал свою любовь (отказался от мщения, после ограбления Антона Пафнутьича до последнего оставался в доме  Троекурова, чтобы быть рядом с Машей, на свидании просил не любви, а права помочь Марье  Кирилловне).  Но автор и Дубровского подвергает решающему испытанию. Марья Кирилловна согласилась  стать женой князя, князь ранил Дубровского. Ревность, боль, отчаяние… А в руках пистолет, а рядом вооруженные разбойники. ­ Как и почему поступил Дубровский?  ­Почему он так и не отомстил Троекурову, ведь Маша теперь потеряна для него навсегда?    (Владимир Дубровский потерял Машу навсегда, но он человек чести и верен данному ей  слову. И это возвышает его в глазах читателя: в тяжёлых жизненных обстоятельствах он  протестует против деспотизма и всегда остаётся человеком честным.) Вот она, авторская позиция – любовь, по мнению Пушкина, способна остановить  насилие. Пушкин не верит, что можно, переступив через кровь, быть счастливым.  Вспомним, что такие взгляды мы называем гуманистическими. Ключевой эпизод убедил нас, что в романе «Дубровский» у последней черты каждому  герою дается шанс сделать достойный нравственный выбор. Чей выбор вы считаете  достойным? 9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Заполнить лист самооценки. Домашнее задание(на выбор): 1.Составить синквейны по роману «Дубровский» 2.Нарисовать иллюстрации к роману 3.Написать сочинение­рассуждение «Можно ли Дубровского назвать героем?» Учитель: ­Скажите, ребята, от чего же зависит исход трудной ситуации, в которую попадает человек? (От обстоятельств, от нас самих) ­Нужно ли искать выход из таких ситуаций? (Конечно, само собой ничего не разрешится. И  нам в конце концов придется делать какой­то выбор или принимать решение) ­Итак сделаем вывод: в жизни вас ждет много испытаний, судьба вам предоставит право  выбора и от того, какое вы будете принимать решение, зависит ваша жизнь. Удачи вам и успеха во всем!

Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Сценарий урока литературы в 6 классе на тему "Любовь и испытание главных героев в романе А.С.Пушкина "Дубровский"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017