Сценарий урока "Письма из прошлого"
Оценка 4.6

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
МХК +2
8 кл—9 кл
25.04.2017
Сценарий урока "Письма из прошлого"
Сценарий урока представляет собой интеграцию предметов "мировая художественная культура", "литература", "русский язык". Содержание материала урока помогает учащимся понять значимую роль письма в то время, когда не было других средств для передачи информации. Школьникам предлагается посетить виртуальный музей письма, где собраны картины, посвящённые теме письма: Вермера Делфтского "Девушка с письмом" и "Дама, пишущая письмо", И. Е. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", А. И. Лактионова "Письмо с фронта". О картинах рассказывают ученики-экскурсоводы.Интегрированный урок "Письма из прошлого" показывает роль письма в жизни людей разных исторических эпох на картинах известных живописцев.
Письма из прошлого.docx
Сценарий урока ПИСЬМА ИЗ ПРОШЛОГО (Тема письма на полотнах известных мастеров живописи) Цель урока: Задачи:   познакомить учащихся с произведениями мировой живописи XVII – XX в.  в., посвящёнными теме письма: Вермеера Делфтского «Девушка с  письмом», «Дама, пишущая письмо», И. Е. Репина «Запорожцы пишут  письмо турецкому султану», А. И. Лактионова «Письмо с фронта»;  показать роль письма в жизни людей разных эпох на полотнах великих  мастеров прошлого;  продолжить формирование коммуникативных компетенций в устной и  письменной речи;  воспитывать  уважительное отношение к истории России;  подготовить школьников к написанию сочинения­письма на предложенную тему. Оформление  презентация картин выше названных художников, аудиозапись песни «В  землянке» Форма урока   урок­экскурсия Урок ведут учитель и 5 учеников­экскурсоводов На уроке происходит интеграция предметов «русский язык», «литература»,  «мировая художественная культура» Эпиграф                                                  В письмах человек обнажает свою душу.                                                                                                    С. Джонсон Ход урока Учитель.  Дорогие друзья, сегодня нам предстоит совершить воображаемую экскурсию в музей   картин,   посвящённых   письму.   Экскурсию   по   музею   мне   помогут   провести «экскурсоводы»  (называются имена детей, получивших задание заранее и принимающих участие   на   уроке).   (Классу)     Ваши   задачи,   ребята,   будет   такими:   познакомиться   с предлагаемыми   картинами,   запомнить,   что   на   них   нарисовано,   кто   их   авторы,   а   в заключительной   части   урока   выбрать   понравившуюся   картину   для   сочинения­письма   и написать его. Сейчас я предоставляю слово 1­му экскурсоводу. 1­й экскурсовод. Добрый день, уважаемые гости! Я приглашаю вас в наш замечательный музей картин, посвящённых письму. Мы перенесёмся с вами в XVII век в Голландию, в XIX век в Россию и в  XX  век в нашу страну, которая тогда называлась СССР. Пройдёмте к картине   голландского   художника  XVII  века   Яна   Вермеера   Делфтского   «Девушка   с письмом».                 На экране поочерёдно появляются картины Вермеера «В мастерской художника», «Вид Делфта», «Девушка с письмом», фрагмент картины «Девушка с письмом» 1­й экскурсовод (продолжает). За всю свою жизнь Вермеер Делфтский нарисовал мало картин,   потому   что   очень   долго,   тщательно   и   кропотливо   работал   над   ними.   Полотно «Девушка с письмом» было нарисовано в 1657 году. К сожалению, нам неизвестно, сколько лет тогда было живописцу, потому что неизвестна и точная дата его рождения. Делфтским художника прозвали по месту его рождения. Голландский город Делфт в ту пору был весьма оживлённым, и в его гостиницах и гостиничках всегда толпился разный люд.  (На экране картина В. Делфтского «Вид Делфта»).   Но вернёмся к нашей картине. У открытого окна стоит девушка, одетая по моде  XVII  века. Она держит в руках письмо. Посмотрите,   как   внимательно   она   читает   его,   как   её   глаза,   не   отрываясь,   следят   за строчками текста. Она ничего не замечает вокруг. Кажется, ничто и не способно отвлечь её от дорогих её сердцу строк. Почему так трепетно она держит в своих руках это письмо? О чём оно? Кто его написал? Какую роль играет или сыграет это послание в судьбе девушки?  Учащиеся дают самые разнообразные ответы, но, безусловно, в числе прочих высказывают предположение о том, что письмо в судьбе девушки играет  значительную роль. Учитель. Действительно, ребята, то, что написано в письме, навсегда останется загадкой для   зрителей   картины,     и   само   это   произведение   искусства   останется   для   них   вечной тайной. Ещё многие и многие поколения, стоя перед полотном, будут задаваться теми же самыми вопросами, что и мы с вами. Прошу обратить ваше внимание на фрагмент полотна: в   нарисованном   открытом   окне   искусно   отражается   облик   девушки,   что,   безусловно, говорит нам о замечательном таланте живописца.        Вермеер   посвятил   теме   письма   несколько   картин.   Я   познакомлю   вас   с   ещё   одним полотном Вермеера Делфтского. Оно называется «Дама, пишущая письмо».  На экране репродукция  картины «Дама, пишущая письмо». Проводится беседа по картине  Кто изображён на картине?  В какой позе изображена дама? Как она одета?   Что она делает в данный момент? Каковы были её действия до этого момента?  Кому она пишет письмо?  Можем ли мы предположить, что в нём написано? Посмотрите, ребята, как блестяще удалось передать художнику задумчивый взгляд      своей героини. Она вся погружена в свои мысли, задумалась о том, что написать в своём письме   дальше.   Сейчас   пройдёт   миг,   она   подберёт   нужную   фразу,   повернёт   голову   к своему письму и продолжит его писать. Тсс! Давайте не будем ей мешать и познакомимся со следующей картиной.  2­й экскурсовод.  Уважаемые зрители! Прошу вас подойти к картине, которую написал известный русский живописец XIX века Илья Ефимович Репин. На экран демонстрируются портрет И. Е. Репина и репродукция его картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»   Картина называется «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин писал её с 1878 по 1991 год. Сюжетом для полотна послужило реальное историческое событие. В 1676   году   разгневанный   на   казаков   за   истребление   его   15­тысячного   войска   турецкий султан Махмуд  IV  повелел им сдаться и стать его подданными, грозя, в случае отказа, поголовным уничтожением. Запорожцы ответили султану насмешливым письмом (оно не один раз опубликовано) ­ момент его написания и изобразил Репин. Другой очевидный источник   этой   работы   –   гоголевская   повесть   «Тарас   Бульба»,   герои   которой   словно «ожили, ­ по словам Н. Грабаря, ­ на полотне». Как Н. В. Гоголь описывает своих героев?  Ученик зачитывает описание героев повести «Тарас Бульба» 2­й экскурсовод. Сыновья Тараса «были два дюжие молодца», у них «крепкие, здоровые лица», «черты лица их … грозны и сильны». «…испытанной уверенностью стали теперь отличаться   его   (Остапа)   движения,   и   в   них   не   могли   не   быть   заметны   наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва».  «В чертах Андрия ничего не было страшного: он был очень хорош собою».   «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Тарас был уже стар, его голова вся поседела, как и усы, он грузен, но у него всё ещё могучи плечи. Любил носить красную свитку (род казачьей верхней одежды).   На экране поочерёдно демонстрируются фрагменты картины 3­й   экскурсовод.  Давайте   подробнее   рассмотрим   фрагменты   картины.   Каждый   из персонажей   картины   по­разному   реагирует   на   содержание   письма.   Искусствоведы утверждают, что художник изобразил на своём полотне 14 видов смеха.  Слева   на   картине  (   фрагмент   1)  изображены   мягко   улыбающийся   гоголевский     «Андрий» и израненный запорожец, выражающий своё презрение не смехом, а решительным взглядом.    Над писцом склонился предводитель казаков (фрагмент 2). Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой.  На 3­м фрагменте  (фрагмент 3)  нарисован обнажённый до пояса казак с крепкой    «бычьей»   шеей,   который   символизирует   «физический»   и   «нравственный»   характер запорожской вольницы.  4­й   экскурсовод.  4­й   фрагмент  (фрагмент   4)  показывает   нам,   зрителям,   могучего, решительного   и   прямодушного   запорожца   ­   гоголевского   «Тараса   Бульбу»,   который, схватившись за бока, безудержно хохочет над содержанием письма. Скажите, похожи ли репинские герои на гоголевских? Следуют ответы учащихся И, наконец, обратимся к центральному персонажу картины – казаку­писцу. Он с    упоением, не отрывая руки от письма, пишет те фразы, которые сочиняют вольные казаки. На его лице видна лёгкая ухмылка. Совершенно очевидно, что ему очень нравится то, что он пишет. Глаза его чуть прищурены, рука твёрдо выводит гусиным пером строки, которые заставляют смеяться всю казацкую вольницу.  Учитель. Ребята, как вы думаете, что могли написать казаки султану Махмуду IV? Каково по содержанию было это письмо? Почему казаки так безудержно и по­разному смеются? Удалось ли Репину показать характеры казаков? Какую роль сыграло это письмо в их жизни? Ученики отвечают на вопросы, высказывая свои предположения Учитель.  Безусловно,   ребята,   правы   те   из   вас,   кто   сказал,   что   письмо,   написанное казаками, сыграло очень важную роль не только в их жизни, но и в жизни России: оно вызвало ярость султана, и казаки дали достойный отпор его войску, защищая рубежи нашей Родины, в результате чего враг был посрамлён. А вы хотите узнать, что же всё­таки было написано в письме?  Подготовленный ученик выразительно зачитывает фрагменты письма казаков Ученик:  «Салтан,   сын   проклятого   салтана   турского,   товарищ   сатанин,   …повар вавилонской,   колесник   ассирийской,   …свинопас   александрийский,   …пёс   татарской,   … всего света привидение, …турского уезду бусурман, равен жмоту, …всего сонмища адова внук, проклятого сатаны гонец, распятого бога враг и гонитель его, надежда и утешение басурманское. Падение и скорбь их же.   Не поддадимся тебе, но биться с тобой будем». Примечание. Стиль и орфография письма сохранены. Реакция учащихся: весёлый смех Включается тихая музыка песни «В землянке» 5­й экскурсовод  (на фоне тихой мелодии песни).  В заключение, уважаемые зрители, я приглашаю   вас   перенестись   в  XX  век   и   остановиться   у   известного   полотна   русского художника А. И. Лактионова «Письмо с фронта», написанного в 1947 году. Интересна история этой картины. По залитой солнцем улице старинного русского городка шёл солдат в пропыленных  сапогах.  Выгоревшая пилотка была сдвинута на затылок;  одна  рука на перевязи,   в   другой   –   шинель,   палка   и   белый   треугольничек   письма.   Он   обращался   к встречным   и   спрашивал,   как   пройти   на   улицу,   указанную   в   адресе.   Среди   людей, повстречавшихся   солдату,   был   и   художник   А.   И.   Лактионов.   Они   разговорились.   «От фронтового товарища его семье письмо несу, ­ рассказал боец, ­ в  отпуску я, из госпиталя выписался; письмо у меня давно передачи дожидается, может, уже устарело?»     И   в   воображении   художника   одна   за   другой   начали   складываться   возможные картины передачи письма. Он мысленно продолжал идти за солдатом, вместе с ним как бы входил в дом и присутствовал при чтении письма. Художнику очень посчастливилось. Этот солдат с фронтовым письмом помог ему разрешить тему картины, которую живописец обдумывал уже очень давно. В нашей стране почти не было семьи, которая бы не имела родных и близких в армии; чувства, волновавшие всех, кто получал письма с фронта, были пережиты   художником   (он   сам   воевал),   были   близки   и   понятны   каждому   человеку. Простота и жизненность – главные черты картины (художник писал её 11 месяцев); они в позах людей, и в выражении улыбающихся лиц, и в самом незамысловатом сюжете: мальчик завладел   письмом   и,   окружённый   слушателями,   читает   им   вслух   станицу   за   страницей рассказ отца о фронтовой жизни и о наступлении Советской Армии – такой знакомый и долгожданный   рассказ.   Это   письмо   объединило   и   сблизило   в   общем   радостном предчувствии близкой победы и семью фронтовика, и его товарища, и девушку­соседку, подошедшую послушать вести с фронта.     Сплочённость   и   дружба   простых   людей,   живущих   жизнью   фронта,   жизнью   и интересами своей Родины, ­ вот подлинное и глубокое содержание картины Лактионова. А объединило этих людей письмо с фронта.   Учитель. Сейчас, ребята, я попрошу вас вспомнить, с какими картинами, посвящёнными теме письма, написанными мастерами живописи прошлого, вы сегодня познакомились. Какие   картины   вам   запомнились   больше   всего?   Почему?   Какова   основная   тема   всех представленных вам в нашем музее картин? Ученики называют картины и отвечают на вопросы Обратимся к эпиграфу урока: «В письмах человек обнажает свою душу». Познакомившись с картинами известных живописцев прошлого, посвящёнными теме письма, можете ли вы ответить, что имел в виду Джонсон? Следуют ответы Учитель. Прошу вас оценить выступления наших экскурсоводов. Учащиеся оценивают выступления одноклассников по известному им плану анализа устных выступлений. Учитель при необходимости дополняет выступления, объявляет окончательные оценки. Домашнее задание. Написать об одной из картин сочинение – письмо кому­нибудь (другу, родным и др.), используя план описания произведения искусства и материалы урока. Вариант. При наличии времени можно провести 2­й урок, на котором учащиеся напишут творческую работу. Этот вариант предпочтительнее, так как учащимся можно прямо на уроке   дать   консультацию   по   написанию   сочинения   (в   первую   очередь   это   касается школьников, испытывающих затруднения), а также вывесить репродукции картин. НОМИНАЦИЯ                                     Учитель: Вахрушева Елена Дмитриевна,                                                заслуженный учитель Республики                                                Бурятия, победитель Всероссийского        конкурса лучших учителей 2007 г.                                                МОУ «СОШ № 2 с углублённым                                                 изучением отдельных предметов»                                                г. Улан­Удэ Республики Бурятия                                          Класс : 7б                                               Дата проведения: 15.05.08 г. Улан­Удэ 2008 г. 7 класс Тема урока Я напишу тебе… Цель урока: побудить учащихся к стремлению писать письма Учебные задачи:   познакомить учащихся с историей письма и с правилами его написания; продолжить формирование умения использовать эпистолярный жанр как способ выражения мыслей и как способ общения с удалённым собеседником Воспитательные задачи: Оборудование:      воспитывать в учащихся уважение к русской истории; воспитывать уважительное отношение к семейным письмам – реликвиям. электронная презентация материалов урока; письма (копии), принесённые учащимися из дома; конверты каждому ученику.       Время: 1 час – теория, 1 час – практическая часть /всего 2 урока/       На уроке происходит интеграция предметов «русский язык» и «литература». План урока I.    Из истории письма. II.  Правила написания письма. Виды письма. III. Написание письма. Ход урока  Урок начинается с элемента инсценировки. I. Стук в дверь. После разрешения войти входит почтальон с тощей сумкой через плечо  (мальчик, играющий роль почтальона). Почтальон (грустно). Здравствуйте, дорогие друзья!  Что привело меня сюда? Хотите вы узнать? Со мной произошла беда. Попробуйте сказать.  /почтальон показывает на свою тощую сумку/ Ученики пытаются дать ответы, среди них обязательно появляется верный ответ: у почтальона мало работы, потому что люди перестали писать письма, а стали ограничиваться SMS ­ сообщениями. Учитель. Ребята, почему люди стали реже писать письма?  Предполагаемые ответы:  ­ ускорился темп жизни; ­ появились новые быстрые средства информации (Интернет, мобильная связь,  телефон). Учитель (обращается к почтальону). Уважаемый почтальон, сегодня мы с ребятами  постараемся помочь вашему горю, чтобы вы не остались без работы. Но вначале мы  попытаемся понять, в чём польза писем, зачем нужно писать письма, узнаем об истории  писем, чтобы ребятам захотелось их писать. Выходит мальчик в имитированной одежде русского князя Князь (зачитывает письмо, запись которого проецируется на экран). Любезный мой сын Олег! Я пишу тебе это письмо в надежде, что ты внимательно прочитаешь его и дашь ответ. После получения сего послания ты должен будешь со своей дружиной прибыть к стенам  града Ростова и держать оборону против ворогов земли нашей Русской, которые, по словам разведчиков, собираются посягнуть на землю нашу священную. Учитель. Скажите, ребята, какую роль выполнило письмо древнерусского князя  своему сыну?                                              Следуют ответы учащихся Учитель. А какую вообще роль играют письма в жизни человека? Примерные ответы: письма сообщают о каких­либо событиях в жизни человека,  факты, новости.          Учитель. Может ли письмо решить какой­либо жизненно важный вопрос? Приведите  примеры. /Среди примеров обязательно оказывается пример с услышанным выше письмом: письмо  князя своему сыну помогло защитить город от врагов/.     Учитель.  Человек в письмах может делиться своими мыслями, впечатлениями о  прочитанных книгах, просмотренных фильмах. Давайте обратимся к истории письма. Как  вы уже узнали, письма в жизни людей играли большую роль: с их помощью передавали  очень важную информацию отдалённым собеседникам. Кто писал письма? (Следуют  ответы учащихся). Да, письма писали практически все, кто владел грамотой. С помощью  писем узнавали важные новости. Ученик. В те времена, когда ещё не было письменности, люди предавали сообщения с  помощью дыма костров, барабанной дроби. А когда появилась письменность, сначала  писали сообщения на глиняных, восковых, деревянных табличках. Первое письмо на  пергаменте появилось в Древнем Египте. Пергаментом назывался писчий материал из  телячьей кожи, распространённый до изобретения бумаги, а также рукопись на таком  материале (словарь Ожегова). Ученица. Письма писали как простые люди, так и известные в русской истории  деятели: писатели, учёные, политики, военачальники и т. п. Спустя многие годы мы можем  обратиться к этим письмам и узнать, о чём они думали, что волновало их в жизни.  Обратимся к письму А. С. Пушкина к жене Н. Н. Пушкиной. Прослушав его, ответьте на  вопрос: что мы узнаём о писателе из его письма?      Ученик (зачитывает письмо Пушкина). Наташа, мой ангел, вот уже более недели, как я  не получаю от тебя писем. Где ты? что ты? в Калуге? в деревне? откликнись! Что так  могло тебя занять и развлечь? какие балы? какие победы? Уж не больна ли ты? Христос с  тобой. Или просто хочешь меня заставить скорее к тебе приехать. Пожалуй­ста, жёнка –  брось эти военные хитрости, которые не на шутку мучат меня за тысячи вёрст от тебя. … Дела мои продвигаются. Два тома печатаются вдруг… Я очень занят. Работаю целое утро – до 4 часов – никого к себе не пускаю. Потом обедаю у Дюме… Возвращаюсь домой рано, надеясь найти от тебя письмо – и всякий день обманываюсь. Тоска, тоска…     Примечание 1. Стиль и орфография писем сохранены.    Примечание 2. Ответы учащихся были такими: ­ Из этого письма мы узнали о том, что Пушкин очень любил свою жену Наталью  Николаевну, беспокоился о ней, о её здоровье, очень скучал. Об этом говорят последние  слова письма. ­ Пушкин очень много работал над своими произведениями, он был трудолюбивым.    Учитель. Так письма помогают читателям ещё больше узнать о выдающихся деятелях  русской истории и культуры. Письма самых известных людей в настоящее время  опубликованы и доступны всем читателям. Некоторые писатели написали очень много  писем. Например, у Л. Н. Толстого опубликовано 18 томов писем! В своих письмах  писатель рассказывал своим близким, друзьям и знакомым о том, как он работал над  произведениями, давал различные советы, делился своими впечатлениями о прочитанных  произведениях других писателей. Письма великих деятелей навсегда останутся  достоянием российской истории. Если вы куда­то уедете и будете издалека писать письма, то и они останутся в истории вашей семьи. Тем самым вы оставите  о себе память.    Ребята, скажите, а в вашей семье есть письма, которые считаются семейной реликвией? (Следуют выступления учащихся о семейных письмах, полученных в годы войны,  некоторые письма зачитываются).    Учитель. Письма в годы Великой Отечественной войны были ниточкой, которая  связывала бойцов и их близких: в письмах солдаты писали о том, как и где сражались,  вселяли уверенность в то, что обязательно разгромят врагов. А родные, в свою очередь,  уверяли бойцов в том, что выдержат все испытания, желали непременно остаться в живых  и, конечно, скорой победы.     II.     Учитель. Сейчас мы с вами, ребята, вспомним правила написания письма, его  композицию. В разных письмах есть одинаковые части.        Открывается страница на экране с записью:  Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо.  Вступление – извинение (например, по поводу долгого молчания), вопросы,  Правила написания письма отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания (в связи  с какой­либо датой).  Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.  Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания и т.  д.  Подпись. Дата.       Учитель. Иногда бывает так, что человек написал письмо, попрощался и вдруг  вспомнил, что упустил что­то очень важное. Но огорчаться не стоит. В таких случаях  можно сделать приписку под латинскими буквами P. S., что в переводе означает после  написанного – post skriptum.    Почтальон. Письма бывают поздравительные, благодарственные, просто личные и  официальные. Личные дружеские письма отличаются     разговорной лексикой  непринуждённостью  тона  эмоциональностью  образностью.    Признаки официальных писем:  точность и лаконичность передачи необходимой информации;  однозначное толкование каждого положения;  корректность, сдержанность тона;  как правило, отсутствуют эмоциональность, образность.     III.      Почтальон. Скажите, ребята, захотелось ли вам написать кому­нибудь письмо? Следуют утвердительные ответы. Одна ученица сказала, что тоже хочет оставить о себе добрую память в письмах будущим потомкам (!). Почтальон дарит детям конверты для письма . На экране появляется список тем для писем, но учитель говорит ребятам, что они могут написать письма на любую тему, не ограничивая этим самым творческую инициативу детей  Письмо моей семье.  Письмо Президенту.  Письмо другу. Однажды со мной случилось…  Письмо моему учителю.  Хочу рассказать тебе о своём родном крае.  Письмо ветерану войны.  Письмо солдату в армию.  Ученица, которая получила задание заранее, представляет письмо в номинации  «Письмо Президенту», подготовленное с помощью компьютерной программы  Microsoft PowerPoint. У неё получилось иллюстрированное письмо – презентация  «Письмо Президенту», в котором она написала о родном крае, а именно о любимом  месте отдыха на Байкале. Таким образом, у неё получилось письмо на тему «Письмо  Президенту о родном крае». Тему ученица выбрала сама. /Выступления учащихся с впечатлениями от презентации – иллюстрированного  письма/ ИТОГ урока.  Фронтальный опрос:  Как в древние времена передавались сообщения?  На каком материале писались первые письма?  Почему люди писали письма?  Что мы можем узнать из писем об их авторах?  Расскажите об общих правилах написания письма.  Надо ли в нынешнее время ограничиваться только SMS­сообщениями? Почему?  Станете ли вы, ребята, теперь писать письма? На втором уроке ученикам даётся время для написания сочинений­ писем, помогает некоторым ученикам. Дети складывают письма в конверты, подписывают их и отдают почтальону Учитель благодарит учащихся за урок, а почтальон складывает написанные письма в почтовую сумку и радостно говорит:    Как  счастлив я, друзья, вполне,    Что обратился к вам, пришёл сюда.    Ведь в моей сумке на ремне –    Письма в разные города! Конец урока Примечание. Автор предлагаемых методических разработок уроков, посвящённых теме  письма, в 2008 г. стал лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» в  номинации «Лучшая методическая разработка Урока письма»

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"

Сценарий урока "Письма из прошлого"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2017