Сценарий урока по математике " Нахождение части целого и целого по его части" ( 5 класс)
Оценка 5

Сценарий урока по математике " Нахождение части целого и целого по его части" ( 5 класс)

Оценка 5
Презентации учебные +1
doc
математика
5 кл
28.03.2017
Сценарий урока по математике " Нахождение части целого и целого по его части"  ( 5 класс)
сценарий.doc

Сценарий урока

Нахождение части целого и целого по его части

Класс: 5

Предмет: математика

Тип урока: открытие нового знания

 

Цели урока:

- дидактические - подвести  учащихся к пониманию правил  нахождения части целого и целого по его части;

закрепить правила при решении задач;

- развивающие - развитие познавательного интереса обучающихся,  математической  речи;

развитие умений преодолевать трудности при решении задач;

 - воспитательные - воспитывать прилежание, активность, самостоятельность.

Планируемые результаты:

- предметные – составление правил нахождения части целого и целого по его части разными способами, научиться  применять их

- метапредметные (регулятивные – формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций, коммуникативные – развитие умения слушать и вступать в диалог, умения  оформлять свои мысли в устной форме,  познавательные – устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием,  анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты)

- личностные – устанавливать связи между целью деятельности и её мотивом

 

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности) (2 мин)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 

Добрый день, ребята! Я рада снова  вас ви­деть!

 

На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению на начало урока. Прикрепите на доске.

Так как настроение  у большинства хорошее – вперёд, за работу, удачи всем!

 

 

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

 

 

Наблюдать и делать выводы, строить речевое высказывание в устной форме (П)

Формирование положительной учебной мотивации (Л)

Слушать и понимать речь своих товарищей (К)

 

II. Актуализация знаний (5 мин.)

 

Цель этапа: актуализация знаний, необходимых для работы над новым материалом и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.   Работа над развитием речи, мыслительных операций

Новые знания  трудно осваивать без умения быстро считать, поэтому, как обычно, начнем урок с устного счета (на доске или слайд):  =                 =             =

  =                =              =                

=            =          

 =           =               =      

  =           =                =

(Активизация мыслительной деятельности при переходе к следующему этапу осуществляется через  отгадывание загадки).

Ребята, чтобы узнать, что мы будем делать дальше – отгадайте загадку. (на слайде или доске). Ответ -  задача. 

Предлог стоит в моем начале, 

В конце же загородный дом. 

А целое – мы все решаем 

И у доски, и за столом.

 

Итак, сегодня мы будем решать задачи.

Решают примеры устно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку

III. Постановка учебной задачи. (6 мин.)

 

Цель этапа: создание проблемной ситуации, ( на слайдах или закрытой ранее доске две задачи). Задача учителя - организовать поисковую деятельность,  «открытие» нового, организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности

 

 

 

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

 

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

 

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Задача 1.

В нашей школе 80 учеников. Из них  7/8 всех школьников имеют домашних животных. Сколько обучающихся имеют домашних животных?

 

Задача 2.

В выходные Илья прочитал 65 страниц из книги «Маленькое Привидение», что составило 5/7  книги. Сколько страниц в книге?

 

(Вероятнее будут предложены первые способы решения, где в рассуждениях опирались на смысл дроби)

 

В 1 задаче находили часть (дробь) от числа, а во 2?

 

Решение:

1способ             80:8*7=70 (уч.)

(2 способ           80*7/8=70 (уч.))

 

 

Решение:

1способ              65:5*7=91 (стр.)

(2 способ           65:5/7=91 (стр.))

 

 

 

 

Число по его части, записанное дробью.

IV.Открытие нового знания (9 мин.)

 

Цель этапа:  получение нового знания обучающимися в результате их самостоятельного исследования, проведенного под руководством учителя. Осмысление нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

 

Как ещё можно получить те же результаты в задачах?

 

В чем затруднение?

Каких знаний не хватает?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Тема: «Нахождение части целого и целого по его части»

Запишите  тему урока в тетради.

 А какова цель нашего урока? Чему вы хотите сегодня научиться на уроке, какие цели поставите?

Попробуйте сформулировать правило на нахождение части от числа.

Попробуйте сформулировать правило на нахождение числа по его части.

А теперь проверьте себя по учебнику.

Правило 1.

Чтобы найти часть от числа, выраженную дробью, нужно это число умножить на данную дробь. (стр.176)

Правило 2.

Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, нужно разделить на эту дробь число, ей соответствующее. (стр.177)

Ребята, вы немного устали, давайте отдохнём, проведём физкультминутку.

Проведение физкультминутки служит переходом к следующему этапу деятельности.

(В 1задаче умножением числа на дробь, а во 2- делением числа на дробь).

Не известно правило нахождения части целого и целого по его части, а только на основании понятия дроби.

Формулируют тему урока.

Записывают   тему урока в тетради.

 

Формулируют свои цели. (Научиться решать задачи разными способами, ..)

 

Формулируют правила.

 

 

 

 

Читают правила в учебнике.

 Vэтап. Первичное закрепление (с комментированием). (8 мин.)

 

Цель этапа: первичное закрепление материала с помощью задач, связанных с жизнью. Проверить умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Происходит восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение на практике.

Строить речевое высказывание в устной форме (П)

Понимание смысла учебной деятельности (Л)

Учитывать правило в планировании способа решения (Р)

Слушать и понимать речь своих товарищей(К)

 

(на слайде или доске)

По мнению врачей, опасность заболеть  игроманией  возникает, если человек проводит за играми более двух часов в день. Андрей  утром играл     этого времени на компьютере, а вечером ещё 0,7  часа. Существует ли опасность того, что Андрей заболеет игроманией?

 

Определите вид задачи

 Игромания - это зависимость от игр, она приводит к психическим расстройствам, психозам.

Ребята, а сколько времени в сутки вы играете на компьютере?

 

 

 

 

 

 

Прошлым летом Настя и Даша собирали вишню в саду. Настя насобирала 7,7 кг. ягод, что составило 11/20 части всех собранных девочками ягод. Сколько ягод собрали Настя и Даша?

Определите вид задачи

Решают в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

Нахождение части от числа.

          (2 часа=120 минут

            120*3/5=72 (мин.)-утром

            72/60 =1,2 (ч.)

            1,2+0,7=1,9(ч.)-за день

Ответ: пока ещё опасности нет, но не стоит злоупотреблять такими играми)

Самопроверка.

Отвечают на вопрос, делают вывод о вреде компьютерных игр.

 

 

Нахождение  числа по его части.

 

Решают в тетрадях. 1ученик решает на закрытой доске.

7,7:11/20=14 (кг.)

Самопроверка.

VI этап. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. (10 мин.)

 

Цель этапа: проверка своего умения применять алгоритм в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки, осознание все ли он понял,  запомнил ли запись, решение.

Осуществлять контроль по результату (Р)

Контролировать свои действия и действия партнёра (К)

Строить речевое высказывание в устной форме (П)

Формировать навыки самооценки (Л)

 А сейчас у нас самостоятельная   работа

Дуремар поймал 48 пиявок. Пока он ругался с черепахой Тортилой, банка наклонилась и 3/8 пиявок выползли из банки. Сколько пиявок осталось у Дуремара?                                                     

В болотах Америки обитают жаба - Ага и лягушка-Дых. Лягушка-Дых весит 600 г., это 3/5 массы жабы. Найти массу жабы.

Решите, пользуясь правилами умножения и деления на дроби.

Дополнительная задача (карточки)

«Саша и Алёша пошли на выставку собак. Саша подсчитал, что всего было собак 64. А Алёша подсчитал, что 1/8 собак были овчарки, 5/16- пудели, остальные - других пород. Сколько собак каждой породы было на выставке?»

Проверим решения (поменяйтесь тетрадями в парах)  (доска или слайды)

Выясняет, были ли затруднения при выполнении самостоятельной работы, просит поднять руку тем детям, которые без ошибок выполнили работу (с одной, двумя, тремя  ошибками). Задания, которые вызвали затруднения,  разбираются с комментированием.

Решают в тетрадях.

 

Задача 1

1)48*3/8=18(п.)-выползли

2)48-18=30 (п.)-осталось

Ответ: 30 пиявок осталось.

Задача 2

600:3/5=1000(г.)=1 кг.

Ответ: масса жабы-Ага 1кг.

 

 

 

 

 

 

64*1/8=8(с.)-овчарки

64*5/16=20(с.)-пудели

64-(8+20)=36(с.)-другие породы

 

 

Взаимопроверка.

 

Исправляют ошибки. Отвечают на вопросы

VII.этап. Итог урока (рефлексия деятельности)

 

Цель этапа:  зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, оценить собственную деятельность на уроке. (4 мин.)

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

 

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД (Л)

 

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какую цель мы ставили в начале урока? Наша цель достигнута?                                                                                                                       

-Какие были трудности?

Дети, давайте ещё раз повторим  правила нахождения части числа и числа по его части

 

 - Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

 

(Выставляет оценки детям за урок с комментированием).

Отвечают на вопросы

Соотносят цель и результаты действия.

Проговаривают правила.

 

Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою.

VIII этап. Задание  домашней работы с комментированием. (1 мин.)                                                                

Предлагает  домашнее задание

Всем:  п.37, стр. 176-177 , прочитать текст,  выучить 2 правила

1.№ 648, 651(а)

2. (дополнительно) Придумать и решить на отдельном листке   по  1-2 задачи на нахождение части целого и целого по его части (любым способом).

 

Записывают домашнее задание

Учащиеся внимательно слушают и записывают.

 


Сценарий урока Нахождение части целого и целого по его части

Сценарий урока Нахождение части целого и целого по его части

Деятельность учителяДеятельность обучающихсяУУД

Деятельность учителяДеятельность обучающихсяУУД

В конце же загородный дом. А целое – мы все решаем

В конце же загородный дом. А целое – мы все решаем

Каких знаний не хватает? Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Каких знаний не хватает? Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Р) С лушать и понимать речь своих товарищей (К) (на слайде или доске)

Р) С лушать и понимать речь своих товарищей (К) (на слайде или доске)

Саша и Алёша пошли на выставку собак

Саша и Алёша пошли на выставку собак
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017