Сценарий урока (технолог. карта урока) по окружающему миру "Лес и его обитатели" (3 класс, окружающий мир) разработан по УМК "Школа России" с УУД. Этот урок игра - путешествие по лесным пяти тропинкам поможет учителю провести увлекательный, занимательный и интересный урок.Сценарий урока (технолог. карта урока) по окружающему миру "Лес и его обитатели" (3 класс, окружающий мир)
Технологическая карта урока
Этапы урока Хронометр
№ слайда
аж
Презентации.
Раздаточный
материал
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
УУД
I
Организацион
1 минуты
Настрой класса на
Проверяют свою подготовку
Личностные:
ный момент.
положительное восприятие
новых знаний.
к уроку. Приветствуют друг
друга и учителя и родителей.
Воспринимать
учителя,
речь
осознание
II
Проверка
2 минуты
Ребята с
домашнего
задания.
исследовательскими
работами у доски
Вся работа учащихся на
уроке оценивается жюри
это три учителя.
Проверка домашней
деятельности.
Выставка
исследовательских
О какой профессии
рассказали вы в своей
исследовательской работе?
работ учащихся
Тема: «Труд людей в
лесу»
Слайд 2
себя, как ученика.
Ученики представляют
Коммуникативные:
исследовательские работы,
которые составили вместе с
родителями, родственниками
Защита работ уже прошла на
классном часе.
Ребята перечисляют по
очереди.
Выступление ученика
Актуализация
субъектного опыта.
Познавательные:
Анализировать
результаты опытов,
элементарных
исследований.
11 мин.
Презентация 1
Слайд №3
Учитель читает
стихотворение.
4 минут
На доске
зашифрованы два
Ребята, посмотрите на
доску и расшифруйте
Ведущий: Леса России…
Широко раскинулся на карте
нашей страны огромный
океан лесов. Здесь и белые
берёзки, тёмнокоричневые
ельники, светлые сосновые
боры, глухие таёжные дебри.
Карелия является частью
России. Наши родители тоже
работают в лесу. Труд в лесу
тяжёлый, но в наше время на
помощь людям пришла
различная техника.
Складывают из букв слова.
слова
ЕАСЛНЯ
РИОКТНПА
Буква Л, Т
подчеркнуты.
загаданные слова,
начинаются с буквы Л, Т.
Постановка проблемных
вопросов.
Какие слова у вас
получились?
Участвуют в диалоге с
учителем, проговаривая все
III
Мотивационн
оцелевое
полагание:
.
Личностные:
Проявлять интерес к
культуре и истории
своего народа.
Коммуникативные:
умение вести диалог на
основе равноправных
отношений и взаимного
2С чем у вас ассоциируются
вопросы, которые, по их
уважения.
эти слова?
Что вы знаете о лесе,
мнению, могут возникнуть
при изучении данной темы.
Познавательные:
2 мотивированных учащихся
фиксируют на доске ответы
высказывать
предположения,
тропинках?
Что бы вы хотели узнать о
одноклассников в таблицу
( приложение1)
Таблица.
Приложение 1.
лесе, тропинках?
IV
Проблемная
5 минут
Приложение 2.
Каждой из команд
Самостоятельная работа
ситуация
Определение
темы урока.
Поговорки о лесе.
предлагается выбрать две
поговорки о лесе и
объяснить подробно их
значение.
Давайте выполним
небольшую
учащихся в парах.
Читают предложения на
карточке и выбирают те
поговорки, с которыми
согласны, с объяснением
своего выбора. Количество
самостоятельную работу.
поговорок может две.
выявлять известное и
неизвестное.
Регулятивные:
Обнаружение
и
формулирование
проблемы в процессе
беседы.
Коммуникативные:
Высказывают своё
мнение, учатся слушать
друг друга.
Познавательные:
Умение высказывать
свои предположения,
обсуждать проблемные
вопросы, выбирать
3Проверка выполнения
задания. Поговорки не
повторяем.
Вы объяснили по две
поговорки. Может вы
хотите добавить что то
свое, для чего нужен лес?
Спасибо, вы очень помогли
нам всем приблизиться к
пониманию темы урока.
Осталось только открыть ее
и посмотреть, как точно она
звучит. Учитель открывает
тему, записанную на доске.
Лес нужен и для того,
чтобы отдохнуть.
Все вместе читают тему
урока.
Тема урока
« Лесные тропинки»
Звучит музыка утро
в лесу.
Слайд 3
решения из нескольких
предложенных, кратко
обосновывать выбор.
Регулятивные:
Удерживать цель
деятельности до
получения её
результата.
Личностные:
воспринимать речь
учителя,
одноклассников,
выражать
положительное
отношение к процессу
познания: Проявлять
внимание, удивление,
желание больше знать.
4V
Изучение
новой темы.
10 минут
Презентация 1
Слайд 3
Чтобы изучить эту тему,
мы отправляемся с вами в
путешествие по лесным
тропинкам.
Но сначала повторим
правила поведения в лесу.
Учитель называет одно из
правил
На доске правила
Прочитайте правила,
Ребята на доске читают
поведения в лесу
Приложение 6
вставляя слова
правила, называют
пропущенное слово.
Для этого разделимся на 2
команды, название команды
и эмблему вы уже
придумали
Организация работы:
Учащиеся делятся на 2
команды, прикрепляют
эмблему.
Познавательные:
Умение осуществлять
поиск информации при
работе в команде.
Умение анализировать и
фиксировать
результаты. Умение
классифицировать
объекты и выделять
существенное и
несущественное,
приводить примеры в
качестве доказательства
выдвигаемых
положений.
Умение различать
методы познания
окружающего мира.
5Перед нами две команды
«Сосна» и «Дуб». Они
сейчас отправятся в
путешествие «По лесным
тропинкам».
Посмотрите на доску.
План нашего
путешествия.
12 минут
Презентация 1
Слайд 4
1. Первая тропинка.
2. Учитель читает загадку.
3. Рассказ учителя о сосне.
1.Команда «Сосна»
Сосны до неба хотят дорасти,
небо ветвями хотят подмести
4. Представление команды
чтобы в течение года
№1
Коммуникативные:
Умение слушать
другого,
самоактуализация
жизненного опыта.
Регулятивные:
удерживать цель
деятельности до
получения её результата
,планировать решение
учебной задачи:
выстраивать
последовательность
необходимых операций
(алгоритм действий),
корректировать свою
деятельность: вносить
ясной стояла погода.
изменения.
5.
(пояснение названия,
эмблемы и защита. )
Сосна – прекрасное,
витаминное дерево. Очень
6хорош и красив сосновый
бор. Точно высокие свечи
возвышаются сосны над
головой. В сосновом лесу
хорошо и легко дышится.
Смолистые вещества,
выделяемые сосной, убивают
микробов. В сосновых лесах
много ягод и грибов.
.
Презентация 1
Слайд 5
Учитель читает загадку.
Рассказ учителя о дубе
2.Команда «Дуб».
Дуб дождя и ветра вовсе не
боится. Кто сказал, что дубу
6. Представление команды
страшно простудиться?
№2
77.
(пояснение названия,
эмблемы и защита. )
2.
Слайд 6
Личностные:
Применять правила
делового
сотрудничества:
сравнивать разные
точки зрения; считаться
с мнением другого
человека; проявлять
терпение и
доброжелательность в
споре, дискуссии,
доверия к собеседнику.
Ведь до поздней осени он
стоит зелёный. Значит дуб
выносливый, значит
закалённый.
Дуб растёт очень медленно,
но зато живёт он до 1000 лет
и более. В русских лесах нет
дерева мощнее дуба. Дуб не
гниёт в воде, и его древесина
ценится как очень прочная и
красивая. Кора дуба
содержит лекарственное
вещество, а для животных и
птиц дуб – настоящая
кормушка.
8Слайд 7
Слайд 8
8. 2. Вторая тропинка
9. Разминка команд
10. Задание написано на слайде
Для команды№1
Для команды №2
Представитель отвечает,
команда помогает.
Другая команда использует
для обратной связи
сигнальные карточки
(красные чтото непонятно,
зелёные –верно).
Представитель каждой
команды рассказывает о
результатах проделанной
работы. Группа может
дополнять ответ.
9Слайд 9
Команда быстро совещается
и представитель отвечает
Учащиеся отвечают на
вопрос учителя.
Ведущий:Сосны, ёлки,
берёзы, клёны…
Это лес – он наш друг
зелёный! Добрый друг, он
шумит, поёт и в прохладную
тень зовёт. А вы знаете, что
для вас он загадки свои
припас. Это те с кем можно
повстречаться на лесной
тропинке.
Третья тропинка
«Лесные загадки»
Учитель загадывает загадки
по очереди каждой команде
по две загадки.
Представитель леса пришёл
10Зарядка от Винни
к нам в гости. Кто это
VI
Физминутка.
1 мин
Пуха (презентация 2)
Слайд 10
ребята? Ответте хором.
Загадка.(учитель
загадывает)
Хозяин лесной
просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Он хочет, чтобы вы вместе с
ним отдохнули и поиграли.
Четвёртая тропинка.
Конкурс «Грибная
полянка».
Что любят делать
взрослые, дети в лесу?
Повторяют движения за
ВинниПухом.
Ведущий:
Берём по лукошку
и скорее в путь дорожку
разбежались по полянке
мухоморы и поганки
рыжики, боровики,
11чтобы сбить тебя с пути.
Выходят по одному
представителю с команды, по
сигналу отбирают грибы
каждый в свою корзинку.
Объясняют названия грибов.
Капитаны отгадывают.
Давайте и мы с вами будем
собирать съедобные грибы в
корзинку, а несъедобные
оставлять. Называть
собранные грибы и
объяснять почему они так
называются ( лисички,
маслята, подберёзовик,
подосиновик).
Приложение 4
Слайд 10
Слайд 11
Приложение –
карточки 5.
12Каждая команда готовит
интересное сообщение о
жизни животных.
Дети выбирают, кто сможет
быстро прочитать, запомнить
и рассказать.
Ребята читают, запоминают
И по команде учителя
рассказывают.
Пятая тропинка
Конкурс капитанов
«Лесные жалобы».
Капитаны загадывают друг
другу по одному заданию.
Шестая тропинка.
Привал «На лесной
полянке».
Учитель даёт карточки
каждой команде, надо
прочитать, запомнить и
рассказать интересное
сообщение о жизни
животных, начиная со слов
« Знаете ли вы….»
13VII
5 минут
Слайд 11
Закрепление.
Седьмая тропинка.
«Берегите природу»
Организует работу
учащихся по командам.
Подготовка осуществлена
ранее.
Индивидуальная работа
Регулятивные:
Умение оценивать
собственную и чужую
деятельность;
удерживать цель
деятельности до
получения её
результата.
учащихся устно. Каждый
рассказывает то, что учил.
Рассказы ребят о Красной
книге.
1 к Ученик:Дерево, цветок,
трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
на планете мы останемся
одни.
2 к.Ученик:
Нор звериных, птичьего
гнезда
разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким
14зверятам
хорошо живётся с нами
рядом.
Природа гибнет и просит у
нас защиты. Многие растения
и животные стадии редкими.
Они занесены в Красную
книгу. Красной она
называется потому, что
красный цвет – сигнал
опасности.
1к.Ученик:
В Международную Красную
книгу создали в 1966 году.
Хранится она в швейцарском
городе Морже. В неё
занесены животные и нашей
15
Слайд 12страны.
2 к.Ученик:
В 1974 году создана Красная
книга и у нас в стране. В неё
записаны 52 вида зверей и 65
видов птиц.
1 ком.1.Охраняется Красной
книгой
столько редких животных и
птиц,
чтобы выжил простор
многоликий
ради света грядущих зарниц.
2 ком 2.Чтоб пустыни
нагрянуть не смели,
16чтобы души не стали пусты
охраняются звери,
охраняются змеи
охраняются даже цветы.
1 ком. 3.И тревога за жизнь
неустанна:
гибнут звери, птицы, цветы.
И гибнут люди беспрестанно,
унося с собой часть красоты.
2 ком. 4.Так скорее под
звёздною синью
чтобы жизнь не покинула нас,
в эту книгу внесите
17Слайд 12
Учитель: Есть Красная
книга Карелии.
человека всех наций и рас.
Дети называют.
Приложение 7.
Приметы.
(дополнительно)
VIII
Рефлексия.
1 минута
Слайд 13
Прочитай, какое слово
пропущено.
Учитель открывает
спрятанное слово.
Кто решил беречь, охранять
природу после урока–
похлопайте в ладоши.
Кто задумался над тем,
чтобы помочь чемто
природе – помашите рукой.
Кому всё равно потопайте.
Личностные:
Выражать
положительное
отношение к процессу
познания.
Регулятивные:
Анализировать
эмоциональные
состояния, полученные
то успешной
(неуспешной)
деятельности,
18IХ
1 минута
Домашняя
деятельность
Учащимся дается задание –
рассказать или составить
презентацию каждому о
какомто растении или
животном занесенном в
Красную книгу Карелии .
Х
Итог.
2 минуты
Что узнали? (приложение1 ,
Предлагают высказывания
по 3 вопросу таблицы.
оценивать их влияние
на настроение человека.
Регулятивные:
Планирование
самостоятельной
деятельности.
Познавательные:
Умение презентовать
подготовленную
информацию в
наглядном и вербальном
виде.
Личностные:
Проявлять интерес
животным и растениям
своего края
Познавательные:
Умение делать выводы,
193 колонка) Учитель
заполняет таблицу.
Как нужно относиться ко
всему живому?
Слушаем итоги жюри.
Слайд 14
Молодцы!
анализировать
результаты своей
деятельности.
20