Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.
Оценка 4.6

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Оценка 4.6
Аудио +2
docx
русская литература
10 кл
01.04.2017
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.
Музыка к презентации по теме "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"
Тема любви в творчестве Ф.И.Тютчева.docx
Урок­спектакль  по лирике Ф.И.Тютчева. Тема урока:   «Любовь в жизни и лирике Ф.И.Тютчева». Участники:   Учащиеся 10 класса. Цели:   показать мастерство  Ф.И. Тютчева в описании  любовных чувств и душевных переживаний, выделить взаимосвязь между личными переживаниями поэта и поэтическими образами его  стихотворений.  Задачи: ­ обучающие:  1) учить работать с текстом стихотворения выборочно, подбирать цитаты,  подтверждающие       высказываемую мысль, соотносить   лирические образы и чувства, настроение; ­развивающие:  1) развивать навыки выразительного чтения; 2) развивать способность чтения наизусть; 3) развивать навыки воплощения в образы; 4) развивать логическое мышление школьников, их аналитические способности:  умения сравнивать, делать выводы; 5) развивать монологическую речь учеников, умения анализировать свою деятельность; ­воспитательные:       1) воспитывать любовь к отечественной литературе, интерес к изучению творчества            Ф.И.Тютчева;       2) воспитание эмоциональной  стороны личности ученика;      Оборудование:         Использование КТ для индивидуально­групповой деятельности                                     учащихся. Отдельная парта, оформленная в старинном стиле с   подсвечником , пером и чернильницей, наглядные пособия,                                     подготовленные учащимися (плакат с изображением загородного                   пейзажа)  Базовый учебник «Литература: 10 класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений. Авторы­составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский. 10. Тип урока: урок освоения нового материала в стилизованной форме. 11. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая                                                         Ход урока                                                                            Учащиеся от лица Ф.И.Тютчева и его любимых  рассказывают о сокровенных моментах  жизни поэта. Сообщения строят  на основе самостоятельно подготовленного  материала,  парами по очереди  выходят в центр кабинета или сцены с целью обыгрывания  упомянутых выше этапов;  читают наизусть подготовленные заранее в качестве домашнего задания  стихотворения, иллюстрирующие  рассказы.                                                                                  За отдельным столиком, оформленным в старинном стиле, сидят заранее  подготовившие материал  ведущие, в образах  постаревшего Ф.И.Тютчева и его  первой любви  Амалии, встретившихся  на водах в Карлбаде.  На доске или на экране эпиграф к уроку: Душа, душа, которая всецело Одной заветной отдалась любви… Ф.И.Тютчев Приветствие.  Проверка домашнего задания – таблицы, отражающие основные этапы и важные факты жизни и  творчества  Ф.И.Тютчева. Ответы на вопросы учителя: ­ в чём особенности биографии Тютчева? 1. Творчески одарённый поэт и состоявшийся дипломат с ранней карьерой чиновника. 2. Отсутствие стремления показывать свои стихотворения и печатать их, позднее начало  публикации стихов  и поздняя слава. 3. Долгое нахождение вдали от родины, знакомство и общение с выдающимися представителями  русской и европейской  культуры. 4. Трагичность в судьбе:  многочисленные потери близких, болезненные  переломы  личной жизни. Слово ведущего:   После блестящего окончания Московского университета со степенью кандидата словесных наук Тютчев едет в Германию, в Мюнхен, где получает место дипломатического чиновника при русской миссии. Именно здесь, за границей, начинается его личная жизнь, полная  страстей и горестей, здесь он начинает создавать изумительные стихи, посвящённые своим  возлюбленным.  Сейчас нам предстоит перенестись  в далёкий  19 век и вслед за Ф.И.Тютчевым  отправиться  в германский город Карлбад, куда вся светская знать съезжалась на целебные  воды.  Последуем за поэтом на встречу с  молодостью, ожившей  в его воспоминаниях,  воспетой  в  стихах, которые составляют  любовную лирику. Какие цели мы поставим перед собой, прежде чем приступим к знакомству со  стихотворениями Ф.И.Тютчева, посвящённым его любимым? ­ познакомиться с личной жизнью Тютчева, её отображением в поэтических произведениях; ­ осмысленно читать и слушать стихотворения, находить в них отражённые  из личной  жизни факты; ­ разделять чувства и переживания поэта, воплощённые в лирических образах. Звучит музыка ……, Учащийся в образе Тютчева и ученица в образе Амалии встречаются и усаживаются за столик для того, чтобы пообщаться после долгих лет разлуки. «Поэт» берёт её нежно за руку, смотрит в глаза, а она смотрит на него и весело спрашивает: - Помнишь, как мы гуляли с тобой по зелёным улицам Мюнхена? Катались в карете по берегу голубого Дуная? «Поэт» отвечает на этот вопрос стихотворением, которое рассказывает наизусть под негромко звучащую музыку «Я помню время золотое» П окончании чтения спрашивает у «Амалии»:  - Как живёте, Амалия? В последний раз, когда мы виделись, нам так и не удалось поговорить. - Расскажи лучше о себе!!! Я так часто вспоминаю то счастливое время, когда мы были молоды! - Получив отказ от Ваших родителей, я сразу взял отпуск в Российском посольстве в Мюнхене и уехал на родину, убитый горем! О, Амалия! Знали бы Вы, как тяжела для меня была та наша несбывшаяся любовь! - Но Вы не были обделены любовью в жизни ! Известно, как она доводила Вас до крайностей! - Когда я вернулся в Мюнхен, в 1826 году, я женился на Элеоноре – вдове русского дипломата. О, как горьки и в то же время дороги эти воспоминания! Об оживших воспоминаниях поэта рассказывают подготовленные ученики: - Я на 4 года старше его. О нашей свадьбе никто не знает, даже родители Тютчева, ведь я лютеранка, а он православного вероисповедания. Мы скрывали свой брак. У нас родились 3 дочери. Но наш брак по-настоящему счастливым не был, потому что ещё при моей жизни Фёдор Иванович завёл роман с Эрнестиной. О, тот злополучный бал, где они познакомились!!!!!! С этого времени слухи не прекращались и чуть не свели меня в могилу. Но я его любила! Нет, сказать, что я любила Федора Ивановича, ничего не сказать: Я его боготворила!!! Ученик читает стихотворение «Не раз ты слышала признание…» и при чтении последней строки становится на колени перед Элеонорой. Не раз ты слышала признанье: "Не стою я любви твоей". Пускай мое она созданье - Но как я беден перед ней... Перед любовию твоею Мне больно вспомнить о себе - Стою, молчу, благоговею И поклоняюся тебе... Рассказ поэта Амалии (за столом) - В 1838 году Элеонора пережила страшное потрясение: пожар на корабле, где она находилась с детьми. Этот несчастный случай подорвал её здоровье. Простуда и волнение сделали свое : через три месяца после этого события Элеонора скончалась. Смерть её потрясла меня: я поседел в одну ночь от горя и осознания своей вины перед ней. Ученица, рассказывающая от лица Элеоноры, на этих словах после слова покидает сцену. Ученик читает стихотворение и уходит: Еще томлюсь тоской желаний, Еще стремлюсь к тебе душой - И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой... Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночью на небе звезда.. . - Через год, когда боль утраты притупилась, я самовольно оставил службу в посольстве и уехал в Швейцарию, где жила моя Эрнестина. Её любовь мне помогла выжить во всех моих трудных обстоятельствах… Выходит ученица и рассказывает историю любви от лица Эрнестины: -В июле 1839 года в Берне мы с Федором Ивановичем обвенчались. Длительное «неприбытие из отпуска» послужило причиной того, что его лишили звания чиновника Министерства иностранных дел . Осенью 1844 года мы всей семьей возвращаемся в Россию, в Петербург. В 1845 году Федор Иванович привозит из Германии дочерей от первого брака. Дарья и Екатерина учатся в Смольном институте Благородных девиц. Вместе с ними там же учится и Елена Денисьева. Кто бы тогда мог подумать, что она станет причиной моих 14-тилетних страданий.?! Он был моим и в то же время чужим, все эти годы он жил на 2 семьи. А я страдала, но не могла уйти от него, я старалась и стараюсь его понять. После этих слов ученица уходит, а выходит очередная пара рассказывать об отношениях Ф.И.Тютчева и Е. Денисьевой. Ученик, высказывающийся от лица поэта, с глубоким чувством, смотря на одноклассницу(Е. Денисьеву) читает наизусть «Я очи знал, о, эти очи….» После стихотворения звучит рассказ о любви Е.Денисьевой: -14 лет продолжалась эта радостная, но и мучительная любовь. Мне было 23 года, Тютчеву-47. Свет роптал. Передо мною закрылись все двери. Судачили о приключении, об увлечении, а это была любовь. После этих слов ученик за столом говорит Амалии: - Она, которой посвящено столько стихотворений, прекрасных, как наша любовь, заболела туберкулёзом и ушла из жизни. Она умирала в мученьях, я был рядом, но ничем не мог помочь. Чтение стихотворения учеником «Весь день она лежала в забытьи». Ученица в образе Елены Денисьевой сидит на краю сцены, опустив голову, на последних словах стихотворения, встаёт, произносит слова Елены в стихотворении: «О, как всё это я любила!» На предпоследних строчках стихотворения падает, изображая потерю чувств, он её подхватывает, берёт на руки, уносит… Разговор за столиком: -А теперь доживаю остаток жизни, по-настоящему сгоревшей в пламени моей любви и страстей, мой добрый ангел Эрнестина ни на минуту не бросила меня, и, наверное, если бы ни она, я не пережил бы столько горя. Облегчение приносят иногда только стихи да воспоминания. - Любовь сожгла Вас, но и дала искры поэзии сердца, где она живёт и будет жить вечно!!! Нам пора, Вас ждёт Эрнестина. ( Прощаются. Уходят… Слова ведущего: Жена поэта Эрнестина была человеком, способным понять его и в сильных, и в слабых проявлениях, быть надежной опорой в жизни. Ради него она расстается с Родиной, ради него выучила русский язык, а, овдовев, много лет будет заниматься подготовкой издания его сочинений. Чтение стихотворения, посвящённого Эрнестине: Всё отнял у меня казнящий бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Чтоб я ему еще молиться мог. Ученица (Эрнестина) уходит , а ученик в образе поэта садится за столик, под слова ведущего берёт перо и пишет стихотворение «Я встретил Вас….» Ведущий: После встречи с первой любовью, Амалией, на одном дыхании на склоне лет написал Тютчев стихотворение «Я встретил вас…», ставшее любимым романсом на все времена. Исполнение романса поющим учеником или прослушивание классики в аудиозаписи. Заключительный этап урока. Итог. Слово учителя: Мы узнали о самых важных, трогательных моментах, ставшими переломными в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева. Познакомились с его музами, которые вдохновляли его на творчество. Одной из творческих вершин является Денисьевский цикл стихотворений, рождённый глубокими переживаниями любви к Елене Денисьевой, кому он и посвящён после её смерти. Обсуждение мероприятия, выражение впечатлений, рефлексия. День и ночь Тютчев На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканый Высокой волею богов.  День — сей блистательный покров День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов! Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и, с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь... И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами — Вот отчего нам ночь страшна!  Безумие Тютчев Там, где с землею обгорелой Слился, как дым, небесный свод, — Там в беззаботности веселой Безумье жалкое живет.  Под раскаленными лучами, Зарывшись в пламенных песках, Оно стеклянными очами Чего­то ищет в облаках. То вспрянет вдруг и, чутким ухом Припав к растреснутой земле, Чему­то внемлет жадным слухом С довольством тайным на челе. И мнит, что слышит струй кипенье, Что слышит ток подземных вод, И колыбельное их пенье, И шумный из земли исход!.  Последний катаклизм Тютчев Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Всё зримое опять покроют воды, И божий лик изобразится в них!  Святая ночь Тютчев Святая ночь на небосклон взошла, И день отрадный, день любезный, Как золотой покров, она свила, Покров, накинутый над бездной.  И, как виденье, внешний мир ушел... И человек, как сирота бездомный, Стоит теперь и немощен и гол, Лицом к лицу пред пропастию темной. На самого себя покинут он – Упра?зднен ум, и мысль осиротела – В душе своей, как в бездне, погружен, И нет извне опоры, ни предела... И чудится давно минувшим сном Ему теперь всё светлое, живое... И в чуждом, неразгаданном ночном Он узнает наследье родовое.  Святая ночь Тютчев Святая ночь на небосклон взошла, И день отрадный, день любезный, Как золотой покров, она свила, Покров, накинутый над бездной.  И, как виденье, внешний мир ушел... И человек, как сирота бездомный, Стоит теперь и немощен и гол, Лицом к лицу пред пропастию темной. На самого себя покинут он – Упра?зднен ум, и мысль осиротела – В душе своей, как в бездне, погружен, И нет извне опоры, ни предела... И чудится давно минувшим сном Ему теперь всё светлое, живое... И в чуждом, неразгаданном ночном Он узнает наследье родовое.  Философские мотивы Философская лирика Фета пронизывает все его творчество,  отражаясь и в пейзажной, и в любовной поэзии. Хотя Афанасий Афанасьевич даже дружил  со многими поэтами некрасовского круга, он утверждал, что искусство не должно  интересоваться ничем, кроме красоты. Лишь в любви, природе и собственно искусстве (живописи, музыке, скульптуре) он находил непреходящую гармонию. Философская  лирика Фета стремилась уйти как можно дальше от действительности, созерцая  непричастную к суете и горечи повседневности красоту. Это обусловило принятие в 1940­е годы Афанасием Афанасьевичем романтической философии, а в 1960­е ­ так называемой  теории чистого искусства. Преобладающее настроение в его произведениях ­ упоение  природой, красотой, искусством, воспоминаниями, восторг. Таковы особенности лирики  Фета. Часто у поэта встречается мотив полета от земли прочь вслед за лунным светом или  чарующей музыкой. ­ Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/169017/lirika­feta­ osobennosti­poezii­i­filosofskaya­lirika­feta Философские стихи Фета "Целый мир от красоты..." Афанасий Афанасьевич Фет Целый мир от красоты, От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать её начало. Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно, — человечно. Заря прощается с землею, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин. Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец! С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец! И всё таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон; Как тонко по заре вечерней Их легкий очерк вознесен! Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную И в небо просятся оне.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017