Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.
Оценка 4.6
Аудио +2
docx
русская литература
10 кл
01.04.2017
Музыка к презентации по теме "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"
Урокспектакль по лирике Ф.И.Тютчева.
Тема урока: «Любовь в жизни и лирике Ф.И.Тютчева».
Участники: Учащиеся 10 класса.
Цели: показать мастерство Ф.И. Тютчева в описании любовных чувств и душевных переживаний,
выделить взаимосвязь между личными переживаниями поэта и поэтическими образами его
стихотворений.
Задачи:
обучающие:
1) учить работать с текстом стихотворения выборочно, подбирать цитаты,
подтверждающие высказываемую мысль, соотносить лирические образы и чувства,
настроение;
развивающие:
1) развивать навыки выразительного чтения;
2) развивать способность чтения наизусть;
3) развивать навыки воплощения в образы;
4) развивать логическое мышление школьников, их аналитические способности: умения
сравнивать, делать выводы;
5) развивать монологическую речь учеников, умения анализировать свою деятельность;
воспитательные:
1) воспитывать любовь к отечественной литературе, интерес к изучению творчества
Ф.И.Тютчева;
2) воспитание эмоциональной стороны личности ученика;
Оборудование: Использование КТ для индивидуальногрупповой деятельности
учащихся. Отдельная парта, оформленная в старинном стиле с
подсвечником , пером и чернильницей, наглядные пособия,
подготовленные учащимися (плакат с изображением загородного
пейзажа)
Базовый учебник
«Литература: 10 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Авторысоставители:
В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский.
10. Тип урока: урок освоения нового материала в стилизованной форме.
11. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая
Ход урока
Учащиеся от лица Ф.И.Тютчева и его любимых рассказывают о сокровенных моментах
жизни поэта. Сообщения строят на основе самостоятельно подготовленного материала,
парами по очереди выходят в центр кабинета или сцены с целью обыгрывания упомянутых
выше этапов; читают наизусть подготовленные заранее в качестве домашнего задания
стихотворения, иллюстрирующие рассказы.
За отдельным столиком, оформленным в старинном стиле, сидят заранее
подготовившие материал ведущие, в образах постаревшего Ф.И.Тютчева и его
первой любви Амалии, встретившихся на водах в Карлбаде.
На доске или на экране эпиграф к уроку:
Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдалась любви…
Ф.И.Тютчев
Приветствие.
Проверка домашнего задания – таблицы, отражающие основные этапы и важные факты жизни и
творчества Ф.И.Тютчева.
Ответы на вопросы учителя:
в чём особенности биографии Тютчева?
1. Творчески одарённый поэт и состоявшийся дипломат с ранней карьерой чиновника.
2. Отсутствие стремления показывать свои стихотворения и печатать их, позднее начало
публикации стихов и поздняя слава.
3. Долгое нахождение вдали от родины, знакомство и общение с выдающимися представителями
русской и европейской культуры.
4. Трагичность в судьбе: многочисленные потери близких, болезненные переломы личной жизни. Слово ведущего:
После блестящего окончания Московского университета со степенью кандидата словесных
наук Тютчев едет в Германию, в Мюнхен, где получает место дипломатического чиновника
при русской миссии. Именно здесь, за границей, начинается его личная жизнь, полная
страстей и горестей, здесь он начинает создавать изумительные стихи, посвящённые своим
возлюбленным.
Сейчас нам предстоит перенестись в далёкий 19 век и вслед за Ф.И.Тютчевым
отправиться в германский город Карлбад, куда вся светская знать съезжалась на целебные
воды. Последуем за поэтом на встречу с молодостью, ожившей в его воспоминаниях,
воспетой в стихах, которые составляют любовную лирику.
Какие цели мы поставим перед собой, прежде чем приступим к знакомству со
стихотворениями Ф.И.Тютчева, посвящённым его любимым?
познакомиться с личной жизнью Тютчева, её отображением в поэтических произведениях;
осмысленно читать и слушать стихотворения, находить в них отражённые из личной
жизни факты;
разделять чувства и переживания поэта, воплощённые в лирических образах.
Звучит музыка ……, Учащийся в образе Тютчева и ученица в образе
Амалии встречаются и усаживаются за столик для того, чтобы
пообщаться после долгих лет разлуки.
«Поэт» берёт её нежно за руку, смотрит в глаза, а она смотрит на него
и весело спрашивает:
- Помнишь, как мы гуляли с тобой по зелёным улицам Мюнхена?
Катались в карете по берегу голубого Дуная?
«Поэт» отвечает на этот вопрос стихотворением, которое рассказывает
наизусть под негромко звучащую музыку «Я помню время золотое»
П окончании чтения спрашивает у «Амалии»:
- Как живёте, Амалия? В последний раз, когда мы виделись, нам так и
не удалось поговорить.
- Расскажи лучше о себе!!! Я так часто вспоминаю то счастливое время,
когда мы были молоды!
- Получив отказ от Ваших родителей, я сразу взял отпуск в Российском
посольстве в Мюнхене и уехал на родину, убитый горем! О, Амалия!
Знали бы Вы, как тяжела для меня была та наша несбывшаяся любовь! - Но Вы не были обделены любовью в жизни ! Известно, как она
доводила Вас до крайностей!
- Когда я вернулся в Мюнхен, в 1826 году, я женился на Элеоноре –
вдове русского дипломата. О, как горьки и в то же время дороги эти
воспоминания!
Об оживших воспоминаниях поэта рассказывают
подготовленные ученики:
- Я на 4 года старше его. О нашей свадьбе никто не знает, даже
родители Тютчева, ведь я лютеранка, а он православного
вероисповедания. Мы скрывали свой брак. У нас родились 3 дочери. Но
наш брак по-настоящему счастливым не был, потому что ещё при моей
жизни Фёдор Иванович завёл роман с Эрнестиной. О, тот злополучный
бал, где они познакомились!!!!!! С этого времени слухи не прекращались и
чуть не свели меня в могилу. Но я его любила! Нет, сказать, что я любила
Федора Ивановича, ничего не сказать: Я его боготворила!!!
Ученик читает стихотворение «Не раз ты слышала признание…» и
при чтении последней строки становится на колени перед
Элеонорой.
Не раз ты слышала признанье:
"Не стою я любви твоей".
Пускай мое она созданье -
Но как я беден перед ней...
Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе -
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе...
Рассказ поэта Амалии (за столом)
- В 1838 году Элеонора пережила страшное потрясение: пожар на корабле,
где она находилась с детьми. Этот несчастный случай подорвал её
здоровье.
Простуда и волнение сделали свое : через три месяца после этого события
Элеонора скончалась. Смерть её потрясла меня: я поседел в одну ночь от
горя и осознания своей вины перед ней.
Ученица, рассказывающая от лица Элеоноры, на этих словах
после слова покидает сцену. Ученик читает стихотворение и
уходит:
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда.. . - Через год, когда боль утраты притупилась, я самовольно оставил
службу в посольстве и уехал в Швейцарию, где жила моя Эрнестина. Её
любовь мне помогла выжить во всех моих трудных обстоятельствах…
Выходит ученица и рассказывает историю любви от лица
Эрнестины:
-В июле 1839 года в Берне мы с Федором Ивановичем обвенчались.
Длительное «неприбытие из отпуска» послужило причиной того, что
его лишили звания чиновника Министерства иностранных дел .
Осенью 1844 года мы всей семьей возвращаемся в Россию, в Петербург.
В 1845 году Федор Иванович привозит из Германии дочерей от первого
брака. Дарья и Екатерина учатся в Смольном институте Благородных
девиц. Вместе с ними там же учится и Елена Денисьева. Кто бы тогда
мог подумать, что она станет причиной моих 14-тилетних страданий.?!
Он был моим и в то же время чужим, все эти годы он жил на 2 семьи. А
я страдала, но не могла уйти от него, я старалась и стараюсь его
понять.
После этих слов ученица уходит, а выходит очередная пара
рассказывать об отношениях Ф.И.Тютчева и Е. Денисьевой.
Ученик, высказывающийся от лица поэта, с глубоким чувством, смотря
на одноклассницу(Е. Денисьеву) читает наизусть «Я очи знал, о, эти
очи….»
После стихотворения звучит рассказ о любви Е.Денисьевой:
-14 лет продолжалась эта радостная, но и мучительная любовь. Мне
было 23 года, Тютчеву-47. Свет роптал. Передо мною закрылись все
двери. Судачили о приключении, об увлечении, а это была любовь.
После этих слов ученик за столом говорит Амалии:
- Она, которой посвящено столько стихотворений, прекрасных, как
наша любовь, заболела туберкулёзом и ушла из жизни. Она умирала в
мученьях, я был рядом, но ничем не мог помочь.
Чтение стихотворения учеником «Весь день она лежала в
забытьи». Ученица в образе Елены Денисьевой сидит на краю сцены,
опустив голову, на последних словах стихотворения, встаёт,
произносит слова Елены в стихотворении:
«О, как всё это я любила!»
На предпоследних строчках стихотворения падает, изображая потерю
чувств, он её подхватывает, берёт на руки, уносит… Разговор за столиком:
-А теперь доживаю остаток жизни, по-настоящему сгоревшей в
пламени моей любви и страстей, мой добрый ангел Эрнестина ни на
минуту не бросила меня, и, наверное, если бы ни она, я не пережил бы
столько горя. Облегчение приносят иногда только стихи да
воспоминания.
- Любовь сожгла Вас, но и дала искры поэзии сердца, где она живёт и
будет жить вечно!!! Нам пора, Вас ждёт Эрнестина. ( Прощаются.
Уходят…
Слова ведущего:
Жена поэта Эрнестина была человеком, способным понять его и
в сильных, и в слабых проявлениях, быть надежной опорой в
жизни. Ради него она расстается с Родиной, ради него выучила
русский язык, а, овдовев, много лет будет заниматься
подготовкой издания его сочинений.
Чтение стихотворения, посвящённого Эрнестине:
Всё отнял у меня казнящий бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.
Ученица (Эрнестина) уходит , а ученик в образе поэта садится за
столик, под слова ведущего берёт перо и пишет стихотворение «Я
встретил Вас….»
Ведущий: После встречи с первой любовью, Амалией, на одном
дыхании на склоне лет написал Тютчев стихотворение «Я встретил
вас…», ставшее любимым романсом на все времена.
Исполнение романса поющим учеником или прослушивание классики в
аудиозаписи.
Заключительный этап урока. Итог.
Слово учителя: Мы узнали о самых важных, трогательных моментах,
ставшими переломными в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева.
Познакомились с его музами, которые вдохновляли его на творчество.
Одной из творческих вершин является Денисьевский цикл стихотворений, рождённый глубокими переживаниями любви к Елене
Денисьевой, кому он и посвящён после её смерти.
Обсуждение мероприятия, выражение впечатлений, рефлексия. День и ночь
Тютчев
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!
Безумие
Тютчев
Там, где с землею обгорелой
Слился, как дым, небесный свод, —
Там в беззаботности веселой
Безумье жалкое живет.
Под раскаленными лучами,
Зарывшись в пламенных песках,
Оно стеклянными очами
Чегото ищет в облаках.
То вспрянет вдруг и, чутким ухом
Припав к растреснутой земле,
Чемуто внемлет жадным слухом
С довольством тайным на челе.
И мнит, что слышит струй кипенье,
Что слышит ток подземных вод,
И колыбельное их пенье,
И шумный из земли исход!.
Последний катаклизм
Тютчев
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных: Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
Святая ночь
Тютчев
Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный,
Как золотой покров, она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел...
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
На самого себя покинут он –
Упра?зднен ум, и мысль осиротела –
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела...
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь всё светлое, живое...
И в чуждом, неразгаданном ночном
Он узнает наследье родовое.
Святая ночь
Тютчев
Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный,
Как золотой покров, она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел...
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
На самого себя покинут он –
Упра?зднен ум, и мысль осиротела –
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела...
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь всё светлое, живое...
И в чуждом, неразгаданном ночном
Он узнает наследье родовое.
Философские мотивы Философская лирика Фета пронизывает все его творчество,
отражаясь и в пейзажной, и в любовной поэзии. Хотя Афанасий Афанасьевич даже дружил
со многими поэтами некрасовского круга, он утверждал, что искусство не должно
интересоваться ничем, кроме красоты. Лишь в любви, природе и собственно искусстве (живописи, музыке, скульптуре) он находил непреходящую гармонию. Философская
лирика Фета стремилась уйти как можно дальше от действительности, созерцая
непричастную к суете и горечи повседневности красоту. Это обусловило принятие в 1940е
годы Афанасием Афанасьевичем романтической философии, а в 1960е так называемой
теории чистого искусства. Преобладающее настроение в его произведениях упоение
природой, красотой, искусством, воспоминаниями, восторг. Таковы особенности лирики
Фета. Часто у поэта встречается мотив полета от земли прочь вслед за лунным светом или
чарующей музыкой. Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/169017/lirikafeta
osobennostipoeziiifilosofskayalirikafeta
Философские стихи Фета
"Целый мир от красоты..."
Афанасий Афанасьевич Фет
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать её начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно.
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
И всё таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную
И в небо просятся оне.
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему "Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева"(10 класс), презентация, музыкальные файлы к презентации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.