Сценарий внеклассного занятия по литературе на основе сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" (5-6 класс)
Оценка 5

Сценарий внеклассного занятия по литературе на основе сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" (5-6 класс)

Оценка 5
Игры +1
docx
русская литература
5 кл—6 кл
20.08.2019
Сценарий внеклассного занятия по литературе на основе сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" (5-6 класс)
Материал представляет собой сценарий внеклассного занятия по литературе в форме брейн-ринга на основе сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Игровая форма проведения урока, внеклассного занятия всегда интересна пятиклассникам-шестиклассникам, и этим можно воспользоваться, чтобы вовлечь их в процесс чтения. Соревновательный момент будет способствовать более активному и тщательному прочтению текстов. Поэтому данное внеклассное занятие построено в форме брейн-ринга. Его можно провести после изучения на уроках литературы повести «Ночь перед Рождеством» и урока внеклассного чтения по повести «Майская ночь, или Утопленница» (эти две повести не включены в содержание вопросов игры).
Внеклассное занятие по Вечерам на хуторе близ Диканьки.docx
Внеклассное занятие по литературе  (на основе сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»).                                        Рулько Т. В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 23  г. Ковров Владимирской области                                                    Цели занятия:  ­ продолжить знакомство с первым произведением Н. В. Гоголя, принёсшим ему большую славу; ­ показать мастерство Гоголя­художника; ­ показать роль юмора, «забавность» «Вечеров…»; ­ развивать интерес к  изучению творчества Н. В. Гоголя. Описание игры. Класс делится на 4 команды, у каждой – своё название и капитан. Игра проходит в три этапа: 1 этап:    соревнуется первая (согласно жеребьёвке) пара команд; 2 этап:    соревнуется вторая пара; 3 этап:    соревнуются победившие в предыдущих играх команды. Оценивает   команды   жюри,   в   которое   могут   входить   учителя   литературы,   родители, старшеклассники. Две команды сидят за разными столами, на каждом столе по настольной лампе. Отвечает та команда, которая первой зажгла лампу. За каждый верный ответ – очко, словарик – по очку за каждое верно определённое слово, «чёрный ящик» ­ по три очка за правильный ответ, супер­блиц – пять очков. Оборудование:  две настольные лампы; на столах таблички с названием команд; предметы для «чёрного ящика»: ложка, зеркало, карты; карточки для супер­блица; карточки с украинскими словами (для словарика); у учащихся – текст «Вечеров…»; выставка книг Н. В. Гоголя; чистые листы бумаги, ручки. музыкальный   фрагмент   из   опер,   созданных   по   произведениям   Н.В.Гоголя   (Чайковского   П.И, Мусоргского М.П., Римского­Корсакова)                               Ход занятия.  Сегодня мы продолжаем знакомство, начатое на уроках литературы, с повестями Н. В. Гоголя, 1.    Вступительное слово учителя (ведущего).     вошедшими в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».   «Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности,­ писал А. С. Пушкин в первой печатной заметке о «Вечерах…».­ А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».     Сборник повестей «Вечера…» принес Гоголю настоящую славу. Свободный, живой разговор, великолепно драматически построенные диалоги, богатство народных преданий – всё это сделало книгу занимательной и одухотворённой. В ней есть всё: добрый юмор, оригинальные для российской словесности герои, смешение лирики, сказки и жутковатой мистики, колдовства.  2.    Жеребьёвка.          ­ Кем изданы повести, собранные в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Четырём командам задаётся вопрос: (пасечником Рудым Панько). Команда, ответившая быстрее всех, играет в первой паре. Оставшимся трём командам задаётся ещё один вопрос:      ­ В каком году были изданы «Вечера…»? (в 1831 г.). Так определяется вторая команда первой игры. Оставшиеся две команды играют на втором этапе. 3.   Игра первая.      а) Словарик. Обеим командам выдаются одинаковые карточки с украинскими словами. Задание:  Объяснить значение слов, употребляемых в повестях:   Какую   сделку   заключил   Грицко   с   цыганом?  (Обещал   отдать   волов   цыганам,   если гопак  (украинский танец) домовина  (гроб) кораблик  (женский головной убор) лысый дидько (домовой) оселедец  (чуб)     б) Вопросы по повестям. «Сорочинская ярмарка» 1.   Что за парикмахер, который «Без зову появляется и к красавице, и к уроду и насильно пудрит несколько тысяч лет весь род человеческий?» (Время, старость, седина). 2.     Что   мешало   пожениться   Грицко   и   Параске?  (Мачеха   Параски,   осмеянная   Грицко,   была категорически против свадьбы и заставила мужа отказать парубку). 3.   заставятЧеревика выдать за него дочь). 4.     Как   случилось,   что   у   чёрта   пропала   его   красная   свитка?   (Разгулявшись,   чёрт   заложил   её шинкарю, тот свитку продал, её перепродавали, меняли и подсовывали ещё не раз; наконец, один мужик изрубил со злости её в куски и разбросал по сторонам). 5. В каком преступлении обвинили Солопия Черевика на ярмарке? (В краже собственной кобылы).     в) « Чёрный ящик».      ­ В этом ящике лежит вещь, нужная всем, кроме Пузатого Пацюка. (Ложка). «Вечер накануне Ивана Купала» 1.  Что происходило с подарками Басаврюка? (Подарки те были «нечистыми»: за шею душили, за пальцы кусали, за волосы дёргали, а избавиться от них не было возможности). 2.  Что происходит в ночь на Ивана Купала? (Цветёт папоротник, отмыкающий клады). 3.  Что потребовала ведьма от Петра взамен золота? (Крови невинного дитяти). 4.  Что стало с Петром после свадьбы? («Одичал; оброс; стал страшен; и всё думает об одном, все силится припомнить что­то, и злится, что не может вспомнить»). 5.  Что случилось, когда память вернулась к Петру? (Когда жена привела колдунью из Медвежьего Оврага, Петро всё вспомнил; с диким хохотом он швырнул в колдунью топор, но она пропала, а появился Ивась; когда же Пидорка кинулась к мальчику, привидение покрылось кровью; в страхе она   убежала,   а   когда   вернулась,   вместо   Петра   в   хате   осталась   куча   пепла,   а   вместо   его сокровищ – битые черепки).      г) «Супер­блиц». Играет один человек от каждой команды. Это может быть капитан или учащийся, хорошо знающий текст. Им даётся  карточка с вопросами и 1 минута подумать, причём сначала карточку получает один игрок, а второй в это время выходит, чтобы не слышать ответа.      ­ Что попович называл змееподобным злаком? (Крапиву).      ­ Кто это: «спереди совершенно немец…»? (Чёрт).       ­ Как Левко удалось узнать ведьму? (Она сама вызвалась быть «вороном», хищно кидалась на других девушек и сквозь  неё вроде что­то чернело). Жюри подводит итоги и объявляет победителя первой игры. 4.   Игра вторая.        а) Словарик. парубок  (парень)   свитка  (верхняя одежда)  цибуля  (лук)  кавун  (арбуз)  галушки  (вареники).      б) Вопросы по повестям. «Заколдованное место» 1. Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих). 2.   Что   случилось   однажды,   как   он   пошёл   плясать?  (На   одном   месте   руки­ноги   слушаться отказывались). 3. Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад). 4. Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах заступом по «заколдованному месту», где не плясалось). 5. Какой клад ему достался? (Котёл с мусором). 6. Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, чёрт знает что такое!»).       в) «Чёрный ящик».     ­ В «чёрном ящике» лежит предмет, который очень любила одна из героинь повестей.                   (Зеркало). «Пропавшая грамота» 1. Куда прятал дед грамоту? (Зашил в шапку). 2. Что наутро подумал дед, когда исчезли и запорожец, и оба коня? («Положим, запорожца взяла нечистая сила; кто же коней?, ­ сообразив всё, дед заключил, что, верно, чёрт при­ шёл пешком, а как до пекла не близко, то и стянул его коня). 3. Кто подсказал деду, где искать грамоту? (Шинкарь). 4. Каким способом дед её добыл? (Ведьмы посадили деда играть в «дурака» с условием: хоть раз из трёх выиграет – отдадут шапку, а проиграет все три раза – не только шапки, может, и света не увидит; оставшись дважды в дураках, дед заподозрил неладное, перекрестил карты под столом и выиграл).         г) «Супер­блиц».      ­ Какой предмет в казацкой жизни одинаково важен и младенцу, и взрослому казаку? (Люлька).      ­ Кому дед вёз грамоту? (Царице).       ­ Какие два праздника – языческий и христианский – упоминаются в повестях? (Иван Купало и Рождество).    Жюри подводит итоги и объявляет победителя второй игры. 5. Итоговая игра.    а) Словарик.     очипок  (женский головной убор)     тесная баба  (детская игра)     буряк   (свёкла)     перекупка  (торговка)     кухоль   (глиняная кружка).   б) Вопросы к повести «Страшная месть» 1. С какого события начинается повесть? (Со свадьбы в Киеве). 2. Сколько лет попадал без вести отец Катерины?(21 год). 3. Как на свадьбе обнаружили колдуна? (Старый есаул вынес две иконы, доставшиеся ему от честного схимника, и, когда поднял их, благословляя молодых, один из казаков враз переменился в страшного старика). 4.  Объясните фразу: «Посреди Днепра плыл дуб». (Казацкие челны долбили из ствола дерева, чаще дуба). 5.   Что произошло, когда казаки плыли мимо кладбища? (На кладбище, мимо которого плыли казаки,   стали   шататься   и   падать   кресты,   отворяться   могилы,   мертвецы   поднимались   и кричали). 6.  Какой сон приснился Катерине? (Вещий сон о том, что её отец и есть колдун, который при звал её к себе и говорил сладкие речи). 7.  Чем отец Катерины был подозрителен Даниле? (Данило заметил, что отец Катерины не ходит в церковь, не хотел выпить за казацкую волю, ребёнка на руки не взял, галушек не любит, свинины не ест).  8.  Что увидел Данило ночью в замке колдуна? (Своего тестя в чужой странной одежде с лицом колдуна, тот ворожил и призывал душу Катерины). 9.  За что колдуна должны были казнить? (За тайное предательство, за сговор с католиками). 10.   Почему колдун не мог сбежать? (Потому что стены подвала, где сидел за тремя замками, строил святой схимник). 11.  Почему Катерина его отпустила? (Колдун обещал ей покончить с прошлым, замаливать грехи свои и жить отшельником; Катерина всё же любила отца и надеялась спасти его душу). 12.   Как погиб Данило? (В сражении с ляхами, вероятнее всего, от пули колдуна). 13.   Что стало с Катериной и её сыном? (Ребёнок Катерины был убит колдуном ночью во сне; Катерина сошла с ума и, когда колдун под видом старого казака приехал к ней свататься, узнала его и кинулась с ножом, но колдун оказался проворнее и убил свою дочь). 14.  Какое чудо видели в ту пору за Киевом? («Стало видимо далеко во все концы света, показались даже Карпаты, а над ними стоял рыцарь на коне).  15.     Как   вообще   появился   на   свет   колдун?   (История   о   двух   братьях:   Петре   и   Иване.   Пётр позавидовал брату и убил его вместе с маленьким сыном. На своём суде Бог предложил самому Ивану   выбрать   наказание   братоубийце.   И   Иван   сказал:   «Сделай,   Боже,   так,   чтобы   всё потомство его не имело на земле счастья! Чтобы последний в роде был такой злодей, какого ещё не было на свете! И от каждого его злодейства чтобы деды и прадеды его не нашли бы покоя в гробах и, терпя муку, поднимались бы из могил! А Иуда Петро чтобы не в силах был подняться, и оттого терпел бы муку ещё более горшую…». Когда же настанет предел злодеяниям, Иван попросил Господа поднять его на самую высокую гору и привести к нему того злодея. Так оно и случилось. И когда колдун попал в руки рыцаря, тот бросил его в пропасть, и все мертвецы стали грызть его и терзать за те муки, что он им причинил. А Петро так и не мог  подняться и мучился оттого, что не в силах отмстить).     в) «Чёрный ящик».       ­ В «чёрном ящике» лежит предмет, который желательно перекрестить, прежде чем использовать. (Карты).   6. Заключение.          Общие вопросы и задания: 1.   В типографии по выходе в свет «Вечеров…» Гоголю сказали, что присланные им «штучки до чрезвычайности   забавны   и   наборщикам   принеси   большое   веселье».   А.  С.   Пушкин   отметил,   что  в «Вечерах…»   «настоящая   весёлость».   Каково   ваше   мнение?   Какие   повести   вам   показались   более весёлыми, какие менее? 2.  За счёт чего автору удаётся достичь «искренней, непринуждённой весёлости»?          ­ Забавны ли ситуации? (Привести примеры).          ­ Забавны ли персонажи? (Привести примеры).          ­ Забавна ли речь, используемая автором? (Привести примеры забавных описаний, диалогов).   3.   Попробуйте   привести   примеры   из   текста,   превращающие   прозу   Гоголя   в   «поэзию   роскошную, упоительную…». (Лучше всего использовать здесь пейзажи).  4.   использования поэтических средств: метафор, сравнений, эпитетов, повторов и т. д. 5.  Знаете ли вы, какие повести легли в основу опер Чайковского, Мусоргского, Римского­Корсакова? («Ночь   перед   Рождеством»,   «Сорочинская   ярмарка»,   «Майская   ночь»)   (Звучит   музыкальный отрывок). 6. Можно ли сказать, что проза Гоголя не только поэтична, но и музыкальна?   Можно   ли   подобные   описания   считать   стихотворениями   в   прозе?   Приведите   примеры Учитель (ведущий):  Лирическое и комическое сливаются в «Вечерах на хуторе близ   Диканьки» воедино, образуя чудесную поэму о молодости и счастье. «Тут   всё светло,­ писал В. Г. Белинский о «Вечерах…»,­ всё блестит     радостию и счастием…». «Вечера», по выражению Белинского, ­ это «одна   из таких вечно звучных песен    юности, которых цель и назначение –  вновь возвращать на волшебное мгновение самой старости невозвратно  улетевшую юность».        Жюри подводит окончательные итоги.

Сценарий внеклассного занятия по литературе на основе сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" (5-6 класс)

Сценарий внеклассного занятия по литературе на основе сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" (5-6 класс)

Сценарий внеклассного занятия по литературе на основе сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" (5-6 класс)

Сценарий внеклассного занятия по литературе на основе сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" (5-6 класс)

Сценарий внеклассного занятия по литературе на основе сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" (5-6 класс)

Сценарий внеклассного занятия по литературе на основе сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" (5-6 класс)

Сценарий внеклассного занятия по литературе на основе сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" (5-6 класс)

Сценарий внеклассного занятия по литературе на основе сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" (5-6 класс)

Сценарий внеклассного занятия по литературе на основе сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" (5-6 класс)

Сценарий внеклассного занятия по литературе на основе сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" (5-6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2019