ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Елена Антонович Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).
Просмотр файла:

урок свойства и состояния воды.doc - Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).


Все файлы публикации > урок свойства и состояния воды.doc
Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).

Урок составила Антонович Елена Генриховна, учитель ГБОУ «Марьина
Роща имени В.Ф.Орлова, УК 1414».
УМК «Школа России», программа А.А.Плешакова по окружающему
миру.
3 класс.
Тема урока : свойства и состояния воды.
Цели урока:
­ познакомить ребят со свойствами воды и её состояниями в природе;
­расширять представления детей о значении воды в нашей жизни,
­ развивать умение анализировать и формулировать выводы,
­ развивать внимание, мышление, память, воображение,
­ развивать индивидуальные творческие способности детей.
Оборудование урока : комплект­ лаборатория «Лого», соль, сахар,
растительное масло, песок и глина; глобус, физическая карта России;
видеофильм « Превращения воды».

Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).

Учитель. Ребята, мы сегодня продолжим знакомство с необыкновенным
чудом – водой.
Как вы думаете, много ли на Земле воды?
Посмотрите на глобус. Такой видят нашу Землю космонавты из космоса.
(учитель быстро вращает глобус) Вам кажется, что он одноцветный ­
голубой. А всё потому, что на нём этой краски больше всего. Голубым
цветом изображены моря, океаны, реки, озёра нашей планеты.
Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду.
Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар.
И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч.
Вода есть и под землёй.
Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов.
Там лёд на суше и в океане.
Вода входит в состав любого живого организма. Живой организм
постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Человеку в сутки
требуется более 2 литров воды.
А какое значение вода имеет для вас, для человека?
Ученик.
Вода­ главное условие для жизни. Никто не может жить без воды.
Она находиться везде. Даже когда её не видно, знай, всё равно она здесь,
рядом. Наше тело на 2/3 состоит из воды., а растения состоят из воды на
9/10. Человек без воды проживёт всего несколько дней, хотя без пищи
может прожить несколько месяцев.
Ученик.
Вода есть в земле, в воздухе.
Вода есть и под землёй. Если вы начнете копать колодец, то на глубине 7­
12 метров ( где­то больше, где­то меньше) найдёте подземные воды.
Вся почва пропитана водой. Копая яму или вскапывая огород, вы
обнаружите, что земля – влажная. Недаром в сказках и стихотворениях
землю часто называют сырой: « мать – сыра земля».
Обычный камень в мельчайших трещинах содержит микроскопическое
количество воды.
Ученик.
Воду пьют поля, леса. Без неё не могут жить ни звери, ни растения, ни
птицы, ни люди.

Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).

Вода не только «поит», но ещё и кормит – по морям и океанам плывут
тысячи рыболовецких судов. Вспомните названия многих морепродуктов.
Ученик.
Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях.
Вода все и всех моет.
Ученик.
Вода – ещё и удобная дорога. По ней плывут суда и везут разные грузы,
пассажиров.
Ученик.
Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон, не сделать ни бумагу,
ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не
сделать без воды.
Учитель.
Её исключительная важность подчеркивается тем, что 22 марта объявлен
Международным днём воды.
И сегодня на уроке мы познакомимся с ней поближе. Вы внимательно
посмотрите опыт, попробуйте догадаться какие превращения будут
происходить с водой и почему.
У учителя на столе стоит колба с трубкой, заполненная подкрашенной
водой.
1. Учитель нагревает воду и затем в неё опускает трубочку с
подкрашенной жидкостью. ( Вода в трубочке поднимается.)
Как, ребята, вы думаете, почему поднялась вода?
Ответы детей.
2. Эту же колбу учитель ставит в тарелку со льдом. ( Вода в трубочке
опускается.)
Какой сейчас можно сделать вывод?
Ответы детей.
3. Учитель наливает немного воды и подогревает на пламени спиртовки.
Выше на штативе закреплено стекло.
Что произошло с водой?
Какое свойство воды установили?
Что же происходит с водой при нагревании ? А при охлаждении?
Давайте посмотрим фрагменты из фильма и потом ещё раз сделаем
вывод.
Просмотр фрагмента учебного фильма
Кто же сделает вывод, что он уже узнал о воде?

Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).

Ученик.
Вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Далее класс разбивается на группы по 4 человека. Для каждой группы
приготовлены прозрачные стаканчики с водой, соль, сахар, растительное
масло, песок и глина. Раздаётся каждой группе инструкция по
выполнению практической работы и вопросник­тест после её
выполнения.
Свойства воды.
Практическая работа.
1. Налейте немного воды на стекло. Что произошло с водой? Какое
свойство воды обнаружили?
2. В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? Сделайте вывод.
3. Понюхай те воду. Имеет ли она запах?
4. Попробуйте воду на вкус. Сделайте вывод.
5. Налейте воду в стакан, в бутылочку, в мисочку ( в сосуды разной
формы). Имеет ли вода собственную форму?
6. Насыпьте в один стакан немного соли, а в другой – немного сахара.
Помешайте воду. Что заметили? О чём говорит этот опыт?
7. В один стакан положите песок, в другой ­ глину, в третий налейте
немного подсолнечного масла. Размешай всё. Что наблюдаете?
Растворяются ли они в воде? Что из них легче воды, а что тяжелее?
Отметьте свойства воды, которые вы получили ( подчеркните их ) :
Вода
1. Обладает текучестью / не обладает текучестью
2. Имеет постоянную форму / не имеет постоянную форму
3. Прозрачна / не прозрачна
4. Имеет вкус / не имеет вкуса
5. Имеет цвет / не имеет цвета
6. Имеет запах / не имеет запаха

Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).

7. Является растворителем / не является растворителем
8. При нагревании вода расширяется / сужается / сохраняет прежний
9. При охлаждении вода расширяется / сужается / сохраняет прежний
объём
объём
10.Испаряется / не испаряется
Учитель следит за проведением практической работы и потом проверяет
правильность ответов теста.
Учитель. А сейчас, ребята, вы посмотрите маленький спектакль и
подумайте над вопросом ( высвечивается на доске):
В скольких и каких состояниях вода может находиться в природе?
Зелёный театр.
Автор. Было начало лета. Стоял погожий денёк. Ласково пригревало
солнышко. На берегу маленького лесного болотца сидели старая лягушка
и лягушонок.
Лягушонок. Бабушка, а почему в нашем болоте вода пахучая, а в
соседнем ручейке – ничем не пахнет?
Лягушка. Потому что в ручейке вода чистая, а в нашем болоте гниют
остатки растений.
Лягушонок. Бабушка, а почему в нашем болоте вода тёмная, а в ручейке
– прозрачная?
Лягушка. Потому что в ручейке вода чистая, без примесей, а в нашем
болоте чего только не плавает – гнилушки, старый мох, прелая трава и
ещё много всего.
А знаешь внучек, вода может ещё испаряться и замерзать. Когда вода
испаряется, она превращается в водяной пар, который поднимается над
поверхностью воды. Мы его не видим.
Лягушонок. И так всё наше болото улететь может?
Лягушка. Нет, испаряется только немного воды с самой поверхности. Всё
болото испарится, только если всю воду очень сильно нагреть, но это
сделать невозможно, так что не бойся.
Лягушонок. А как вода замерзает?

Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).

Лягушка. Она превращается в твёрдое вещество – лёд. Осенью увидишь.
Лягушонок. Бабушка, а могут пар и лёд потом опять водой стать?
Лягушка. Могут, конечно. Пар, если его охладить, опять станет водой. И
лёд станет водой, если его нагреть.
Учитель. Какой можно увидеть воду в природе, в каких состояниях?
Ответы детей.
Учитель. А чтобы лучше запомнить, попробуйте отгадать загадки.
Нахмурится, насупится,
В слёзы ударится –
Ничего не останется.
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко.
Вечером родится, ночь живёт, утром умирает.
С неба пришёл, в землю ушёл.
Зимой в поле лежал,
Весной в речку побежал.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Зимой он был крышей для речки, пруда.
Весной не осталось от крыши следа.
Белая морковка зимой растёт.
Посыпался горох на тысячу дорог,
Никто его не соберёт.
И не снег, и не лёд, а серебром деревья убирает.

Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).

Я бегу струей из крана,
Бью ключом из­ под земли.
Я качаю в океанах
Великаны­ корабли.
Учитель. А теперь блицтурнир. ( Ребята, правильно и быстро
ответившие, получают призы )
1. Если вода не прозрачна, что это значит?
2. От чего зависит различное состояние воды?
3. В какое состояние постоянно переходит вода в открытых
4. В какое состояние переходит вода при её охлаждении до 0
сосудах?
градусов?
5. Что произойдёт с водяным паром. Если его охладить?
6. Если бы небо было красным, какого цвета было бы море?
7. При каких условиях вода переходит из жидкого состояния в
твёрдое и наоборот?
8. Может ли вода испаряться при температуре ниже 100 градусов?
9. При каком условии водяной пар переходит в воду?
10.Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду,
стирает бельё, моется сам?
11.Предположим, у нас есть смесь из песка, соли и опилок. Как
отделить их друг от друга при помощи воды?
Учитель. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ответы детей.
Самостоятельная работа ( 1­2 минуты)
Вместо точек впиши пропущенные слова.
Вода при нагревании …………………….. и при охлаждении
………………….
В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода хороший
…………………….. . Воду можно очистить с помощью …………………
Учитель отмечает детей, которые работали на уроке.

Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).

Домашнее задание: попробуйте придумать свой фильтр для очистки
воды, которым можно было бы пользоваться в походе.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл