«Таинственный волшебный звук» Открытое бинарное мероприятие в 9 классе
Оценка 4.6

«Таинственный волшебный звук» Открытое бинарное мероприятие в 9 классе

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
физика
9 кл
09.04.2017
«Таинственный волшебный звук» Открытое бинарное мероприятие в 9 классе
Физика и немецкий язык – что объединяет эти два совершенно разных предмета? - Оказывается, это немецкие ученые-физики, прославившие не только область физики, но и великую и интересную страну Германию, подарившую миру Фаренгейта и Ома, Герца и Планка, Эйнштейна и Рентгена... Вот об этом и говорили учащиеся 8-9 классов на интегрированном мероприятии “Deutsche Gelehrten-Physiker”
«Таинственный волшебный звук» Открытое бинарное мероприятие в 9 классе.doc
«Таинственный волшебный звук» Открытое бинарное мероприятие в 9 классе Учитель физики Токаева Татьяна Александровна. Учитель музыки Малдзигати Е.И. Учитель математики Бацоева Р.К. Учитель немецкого язык Дёрина В.И Учитель английского языка 1 Дзигасова М.Г. МБОУ СОШ № 31 Класс: 9 Предмет: физика + музыка + математика + иностранные языки Тема: «Таинственный волшебный звук» Цели: Образовательная: показать синтез физики и музыки; приоткрыть учащимся окно в историю музыкальных инструментов, обогатить их опытом веков; Развивающая: развивать интерес к предметам физике , музыке, математике и иностранным языкам. Воспитательная: раскрыть значимость звука как средства общения людей и компонента их духовной жизни. Тип урока: урок комплексного применения знаний. Форма проведения урока: бинарный урок Дидактические методы: проблемно-поисковый словесный, наглядный, Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фонохрестоматия, фортепиано, камертон, презентация PowerPoint. Ресурсы: http://artghost.narod.ru/Infa.htm, http://www.inrost.ru/library/technical/projecting/noise/generalda ta.html План 1. Организационный момент 2 2. Мотивация 3. Актуализация знаний 4. Обобщение и систематизация знаний 5. Контроль и самоконтроль знаний 6. Подведение итогов урока Ход урока: Звучит музыка песни «Любая на выбор», исполняемая учителем музыки  Учитель физики. Сегодня тема нашего урока звучит поэтически: «Подмосковные вечера». И это не случайно. Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Силу музыки, способной сплотить воедино мечты, стремления и помыслы человека, испытал на себе каждый из нас. Окружающих нас звуков много, но интересуют   нас   не   все,   а   именно     музыкальные   звуки.   Почему?   Чем   отличаются различные звуки? Что представляет собой звук? Как его можно получить? На все эти вопросы отвечает физика. Определение нового понятия «акустика» вот с его мы и начнём. Акустика  ­ это раздел физики, занимающийся изучением звука, его свойствами, звуковыми явлениями. . Учитель музыки. Давайте внимательно посмотрим на эти инструменты источником звука также может быть человеческий  голос У вас на столах лежат  музыкальные инструменты. Покажите, как они звучат, (Учащиеся исполняют несколько тактов на гитаре, домбре, бубне, треугольнике, шумовых инструментах).  \Ученик исполняет песню « Песня…». являлось источником звука в каждом случае?  Учитель физики. Мы прослушали концерт, а теперь подведем итоги. Что же  ­ Голосовые связки; ­ Металлические тарелочки; ­ Железный треугольник;  ­ Струны гитары и домбры.  Учитель физики. Действительно в каждом случае источником являлось колебание:  струны, мембраны, шариков, камертона. Однако не все колеблющиеся тела  являются  источником звука. Убедимся в этом. Опыт 1 Зажмем   упругую   стальную   линейку   в   слесарные   тиски.   Отведем   верхний   конец Вывод: не всякое колеблющееся тело является источником звука. линейки в сторону и отпустим. Пластина колеблется, но звук мы не слышим.  Опыт 2 (проводится под руководством учителя математики.) Уменьшим   длину   стальной   линейки,   замечаем,   что   она   начинает   издавать   звук, потому что колебания учащаются. Образование звука происходит тогда, когда линейка совершает 20 колебаний в 1 с. времени, называют частотой. Давайте вычислим эту величину. Распространение звука можно сравнить с распространением волны в воде. Только роль брошенного в воду камня играет колеблющееся тело, а вместо поверхности воды звуковые   волны   распространяются   в   воздухе.   Каждое   колебание   ветви   камертона создаст в воздухе одно сгущение и одно разряжение. Чередование таких сгущений и разряжений и есть звуковая волна. Опыт 3 На столе в ряд поставлены на узкие грани кости домино. Падающие вдоль ряда, они напоминают распространение звуковой волны. Давайте и здесь найдём опытным путём все  величины   от которых зависят звуковые колебания. Мы охотно слушаем музыку, пение птиц, приятный человеческий голос. Напротив, тарахтение   телеги,   визг   пилы,   мощные   удары   молота   нам   неприятны   и   нередко раздражают и утомляют. 3 Учитель музыки. Вспомним песни, где бы тоже говорилось о звуковых явлениях (шуме, звоне, шепоте, пении). Дети   слушают   фонограмму   песни,   угадывают   название   и   исполняют.   Звучат фонограммы   песен:   «Подмосковные   вечера»,   «Вечерний   звон»,   «Позвони   мне, позвони», «Одинокая гармонь» и др. Учитель физики. Таким образом, по действию, производимому на нас, звуки делятся на две группы: музыкальные звуки и шумы. Чем они отличаются друг от друга? Установить различие между музыкой и шумом довольно трудно, так как что может казаться   музыкой   для   одного,   может   быть   просто   шумом   для   другого.   Некоторые считают   оперу   совершенно   не   музыкальной,   а   другие   наоборот   видят   предел совершенства в музыке. Ржание коней или скрип нагруженного лесом вагона может быть шумом для большинства людей, но музыкой для лесопромышленника.  Однако большинство людей согласится с тем, что звуки, идущие от колеблющихся струн, язычков, камертона и вибрирующих голосовых связок певца, музыкальные. Но если так, то, что же существенно в возбуждение музыкального звука или тона? Наш опыт  показывает,  что  для  музыкального   звука существенно,  чтобы  колебания происходили   через   равные   промежутки   времени.   Колебания   струн   камертонов   т.   д. имеют   такой   характер;   колебания   поездов,   вагонов   с   лесом   т.д.   происходят   через неправильные,   неравномерные   промежутки   времени   производимые   ими   звуки представляют только шум. Учитель   физики.  В   повседневной   жизни   мы   имеем   дело,   чаще   всего   со   звуком, распространяющимся в воздухе. Однако он может распространяться в других средах: в воде, земле, металлах. Скорость звука в этих средах больше скорости звука в воздухе. Вот как описывает в своем произведении «Борьба за огонь» писатель Ж. Рони ­ младший охоту. Как ведет себя один из охотников, когда узнает о приближении зверя? Учитель зачитывает отрывок из произведения: Федор Сологуб «Я ухо приложил к земле, Чтобы услышать конский топот­ Но только ропот, только топот Ко мне донесся по земле….»  ­ Назовите приемники звука. Вывод: Звук быстрее распространяется в твердом теле (земле), чем в воздухе. Уши человека в данном случае являются приемником звука. Учитель физики. Микрофон ­ это прибор, преобразующий звуковые колебания в   колебания электрического тока. Для наблюдения этих колебаний создан прибор  осциллограф. Класс  наблюдает осциллограмму, учитель музыки исполняет в микрофон романс  Рахманинова С.В. «Здесь хорошо». В физических и технических лабораториях для получения звука нужной частоты  колебаний применяют специальные приборы ­ звуковые генераторы.  Учитель математики Опыт 3  Включаем генератор звуковой частоты, меняем громкость звука и частоту. Наблюдаем  за кривой на экране осциллографа.  Определение: максимальное отклонение кривой от положения равновесия  называется амплитудой колебаний. Найдём её численное значение.  Учитель музыки. Музыкальные звуки издают различные музыкальные инструменты.  Источники звука в них разные, поэтому музыкальные инструменты делятся на  несколько групп: 1. Ударные – бубны , барабаны, ксилофоны т. д. (здесь колеблются от удара палочки 2. Клавишные ­ пианино, клавесины (колебания струн вызывается здесь ударом по 3. Духовые   ­   флейты,   горны   и   фанфары,   кларнеты,   валторны,   трубы   (колебания 4. Струнные ­ скрипка, гитара и т. д. или руки ,натянутый материал, металлические пластинки и т. д.);  ним молоточков); столба воздуха внутри инструмента); 4 Учитель  музыки сопровождает рассказ демонстрацией музыкальных  инструментов. Звучит бубен, клавесин, труба, флейта, пианино Такое деление часто условно. Например, орган ­ это целая фабрика звуков.  Еще в  прошлом веке на нем, как на настоящей фабрике трудились рабочие. Надрываясь  и  обливаясь потом. Вручную качали тяжелые мехи. Только в двадцатом веке  людей  заменили электромоторы, а на смену мехам пришли мощные вентиляторы.  Орган по  праву назывался царем оркестра. А рояль признается его королем.  Арфу называют  царицей, скрипку ­  принцессой. Но правильней оркестр считать  «республикой», где  каждый «гражданин» пользуется правом голоса  и каждый представляет собой  неповторимую индивидуальность.  Чем же отличаются друг от друга звуки разных инструментов? Для характеристики  звука существуют три важных понятия: Громкость. Тон. Тембр.  Проведём аналогию с физическими величинами. Вывод: громкость звука определяется амплитудой колебаний. Тон. Вывод: тон определяется частотой. Учитель музыки. Звук одинаковой частоты и громкости на различных инструментах звучит различно.  Одна и та же нота, взятая разными певцами, звучит иначе. В мире создано много  скрипок, и все они звучат по­разному. Особенно красивые звуки  издают скрипки  итальянских мастеров Страдивари и Гварнери. Эти скрипки не превзойдены по окраске звучания. Качество звука, связанное с «окраской»  получило название ­ тембр. Учитель немецкого языка.  Мы сегодня много времени посвятили и физике и музыки и даже смогли вычислить  величины с помощью математики. Но все это ,  было бы  невозможно без   выдающихся учённых и о них мы сегодня должны обязательно вспомнить. Немецкий физик …. Учитель английского языка . Не  будем ущемлять заслуги английских физиков, таких например как……. Учитель.   Сегодня   на   уроке   мы   III. Закрепление. Итоги урока   познакомились   с   понятием   звука,   его характеристиками. Узнали учёных , которые принимали участие   этой области и даже вычислили физические величины.  Давайте же подведём итоги нашего мероприятия  ответив на вопросы: ­ Что же может быть источником звука? ­ Какие характеристики звука вы узнали? ­ Какие физические величины определяют эти характеристики? ­   5

«Таинственный волшебный звук» Открытое бинарное мероприятие в 9 классе

«Таинственный волшебный звук» Открытое бинарное мероприятие в 9 классе

«Таинственный волшебный звук» Открытое бинарное мероприятие в 9 классе

«Таинственный волшебный звук» Открытое бинарное мероприятие в 9 классе

«Таинственный волшебный звук» Открытое бинарное мероприятие в 9 классе

«Таинственный волшебный звук» Открытое бинарное мероприятие в 9 классе

«Таинственный волшебный звук» Открытое бинарное мероприятие в 9 классе

«Таинственный волшебный звук» Открытое бинарное мероприятие в 9 классе

«Таинственный волшебный звук» Открытое бинарное мероприятие в 9 классе

«Таинственный волшебный звук» Открытое бинарное мероприятие в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2017