Танцевальная терапия как средство психогигиены и здоровьесбережения на занятиях детского самодеятельного хореографического коллектива
Оценка 4.9
Документация
doc
искусство +1
Взрослым
17.02.2017
Сегодня хореография как одно из направлений художественного образования. Она очень популярна среди детей, подростков и их родителей. В настоящее время ведут свою работу множество детских самодеятельных хореографических объединений. Танцевальная терапия - это одно из вспомогательных направлений для слаженной работы коллектива.
Цель дополнительного хореографического образования.doc
Цель дополнительного хореографического образования — способствовать развитию
участников творческих коллективов посредством занятий хореографией — поэтому
иерархия задач, стоящих перед педагогом-хореографом детского самодеятельного
хореографического коллектива от первичной к последующим- такова:
1)развивающая — развитие определенных качеств психики, тела и двигательных навыков
учащихся;
2)воспитательная — формирование нравственных и других положительных, жизненно
необходимых качеств личности, содействие её социализации;
3)обучающая — передача учащимся информации теоретического и практического плана,
выработка умений и навыков в области хореографии.
Таким образов, хореография в детском самодеятельном хореографическом коллективе
является лишь основой общения и педагогического взаимодействия педагога-хореографа
с учащимися, средством развития последних; главным же является совершенствование
человека , в частности оптимизация его личности, посредством воспитания
положительных человеческих качеств и обучения основам хореографии.
Стандартное содержание работы педагога-хореографа в детском самодеятельном
хореографическом коллективе предполагает:
1) учебно-тренировочную работу (тренажную классику, изучение отдельных танцевальных
элементов и композиций, их отработку в ходе репетиции);
2) творческую работу (сочинение и постановку хореографических композиций, их
представление на выступлениях коллектива);
3) воспитательную работу:
— непосредственно сопровождающую учебный процесс(«обучая,вопитываем») и
— специально организованную внеучебную работу за рамками занятий в
хореографическом коллективе.
Одним из нестандартных элементов работы педагога-хореографа в детском
самодеятельном хореографическом коллективе может быть введение в традиционные
занятия хореографией элементов танцевальной терапии для того, чтобы содействовать
улучшению психологического состояния детей и подростков, занимающихся в нем.
В настоящее время в связи со всё возрастающими нагрузками школьного обучения и, с
одной стороны — амбициями родителей, а с другой — дефицитом их внимания к детям,
неспокойной обстановкой в семьях, дети всё чаще испытывают стресс — психологическое
состояние, характеризующееся отсутствием внутренней гармонии и душевного
равновесия, сопровождающееся страхом, гневом, агрессией, тревожностью, депрессией,
эмоциональной неустойчивостью, снижением самоуважения и другими деструктивными
состояниями.
Их наличие в личности делает её психологически неблагополучной — невротичной,
снижает способность человека к адаптации — приспособлению к меняющимся условиям
внешней среды и грозит переходом к психическим расстройствам. Поэтому введение
элементов танцевальной терапии — психотерапевтического метода, способствующего
устранению психологического неблагополучия личности — может быть определено как
здоровьесберегающая технология, которую возможно реализовать в рамках современного
дополнительного хореографического образования.
Танцевальная терапия ( далее ТТ) — это психотерапевтическое использование движения
под музыку как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического
состояния личности. ТТ применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные
расстройства, нарушение общения и межличностного взаимодействия ( Кисилева М.В. Арт-
терапия в практической психологиии и социальной работе). Любое движение стимулирует
высвобождение чувств, и через тело человеку легче выразить свои чувства, свое
состояние, чем через слова; а изменяя положение тела, он изменяет свое душевное
состояние.
При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие человека, как душевное так и
физическое, и соответственно меняется характер его движения. Изменение движений, в
свою очередь, приводит к изменению качеств личности, проявлению индивидуальности,
искренности, спонтанности, принятию себя, и, как следствие происходит изменение
установок, стереотипов коммуникаций. Таким образом основная задача танцевально-
двигательной терапии — обретение чувствования и осознанности собственного «Я». Использование танцевально-двигательных техник позволяет:
— провести диагностику личности или группы в целом
— снять напряжение
— приобрести новые движения, способствующие эффективному взаимодействию с собой,
миром и людьми
— изменить стиль общения с окружающими
— научиться осознавать свои и чужие желания
— достаточно быстро создать атмосферу доверия, способствующую развитию групповой
сплоченности (Кисилева М.В).
Одним из основных методов ТТ является использование преимущественного спонтанного,
неструктурированного танца для самовыражения м выражения отношений.
К методическим приемам ТТ также относится и целенаправленный выбор музыки, которая
должна стимулировать, поддерживать свободную импровизацию, межличностное
взаимодействие. Можно использовать музыку для создания настроения.
Еще одной составляющей является танцевальная игра, основная цель которой —
вовлечение участников в творческий, стоящий взаимоотношения опыт. Танцевальная игра
— это : игра + танцевальная импровизация + предлагаемые обстоятельства.
Таким образом ТТ не учит движениям и стилям, она помогает найти собственный танец
для каждого. В ТТ не существует правильного или ошибочного движения, все движения
идут от души танцующего.
Из всего вышесказанного мы можем подвести итог. Что если вводить данную практику на
занятиях в детских самодеятельных хореографических коллективах, то это может пойти
на пользу как учащимся, так и педагогу. Главный принцип должен состоять в том, что мы
не принуждаем детей к занятию, это должно быть добровольное участие.
С детьми младшего школьного-возраста особенно хорошо можно проводить небольшие
передышки в виде танцевальных игр. Проявляйте свою фантазию и я думаю, учащиеся
любого возраста не откажутся в участие ТТ. Танцевальные игры можно найти как в
сборниках и книжках посвященных разделам ТТ, как в интернете, так же и придумать
самостоятельно, здесь вас никто не ставит в определенные рамки.
Танцевальные игры в системе ТТ строятся на основе пробуждения и воспитания добрых
качеств, так же они могут стать разрядкой от классических упражнений на занятии.
Педагог должен поощрять участников выражать внутреннее состояние, по возможности,
более произвольно и свободно, не беспокоясь об эстетической стороне танца.
Танцевальная терапия как средство психогигиены и здоровьесбережения на занятиях детского самодеятельного хореографического коллектива
Танцевальная терапия как средство психогигиены и здоровьесбережения на занятиях детского самодеятельного хореографического коллектива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.