ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НЕСЛЫШАЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Моисеева Раиса Ивановна
Оценка 4.6

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НЕСЛЫШАЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Моисеева Раиса Ивановна

Оценка 4.6
docx
19.11.2021
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НЕСЛЫШАЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Моисеева Раиса Ивановна
Статья по театрализации Моисеева дутова.docx

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НЕСЛЫШАЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Моисеева Раиса Ивановна

Дутова Татьяна Николаевна

Корсунова Мунира Ривхатовна

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

Аннотация: В данной статье описано значение театрализованной деятельности в речевом, эмоциональном, интеллектуальном развитии детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в процессе внеурочной деятельности. Именно театрализованная деятельность является источником развития чувств, приобщает ребёнка к духовным ценностям, решает педагогические задачи нравственного, художественно-эстетического воспитания.

 

Ключевые слова: театрализация, нарушения слуха, внеурочная деятельность, младший школьный возраст.

 

Дошкольник с нормой слуха, при переходе из зоны комфорта в сферу тревожности – младший школьный возраст, испытывает не только чувство растерянности, неуверенности, смятения, а также эмоциональный дискомфорт, связанный с неточными представлениями о требованиях учителя, об условиях обучения, о нормах поведения в классе. Для неслышащего ребёнка всё кратно увеличивается. Нарушения слуха – это не только задержка речевого развития, но и целый ряд вторичных и последующих нарушений в психофизическом развитии.

Рассматривая детскую тугоухость, важно помнить, что усилия специалистов образовательной организации должны быть направлены, в первую очередь, на развитие отсутствующей и требующей формирования слуховой функции.

Установлено, что бинауральная слуховая депривация приводит к серьёзным проблемам в процессе обучения, особенно в сферах развития речи, языка, успеваемости и психосоциальных навыков. Отмечаются сенсорные, двигательные, эмоциональные, интеллектуальные отклонения. Дети с нарушениями слуха с трудом постигают смысл воспринимаемого учебного материала, у них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами. У таких детей сужен объём восприятия, оно характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщённости.

Круг впечатлений ребёнка с сенсорной депривацией резко ограничен, его представления о жизни не развиваются полноценно в следствии нарушения общения с окружающими. В его жизнедеятельности, в процессе внеурочной деятельности, преобладают в основном стереотипные игры. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, не становятся подлинной сюжетно-ролевой игрой.

В младшем школьном возрасте у большинства детей наблюдаются действия по образцу или игры, где взрослый выступает помощником. У слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше: в младшем школьном возрасте у них появляется сюжетно-ролевая игра, но она не достигает достаточного уровня слышащих сверстников. В связи с тем, что дети имеют недостаточный словарный запас, необходимо тщательно продумывать и подбирать способ для каждой возрастной категории с учётом их состояния слуха и психофизического развития.

Именно поэтому наиболее эффективным методом внеурочной работы в ходе целенаправленного обучения детей с нарушениями слуха и развития у них познавательного интереса является театрализация, ярко проявляющая принцип обучения: учись играя! Драматизация сказок, сюжетно-ролевые игры, элементы театрализации, когда ребёнок перевоплощается в того или иного персонажа сказки или героя произведения, открывают широкие возможности для решения жизненно-бытовых ситуаций и специальных речевых задач, включают в себя широкое и вместе с тем целенаправленное ознакомление детей с миром вещей и отношений.

В процессе театрализации возникает стремление воплотить всё, что дети увидели в жизни: деятельность взрослых, разнообразные бытовые процессы, явления социальной жизни, оказание помощи друг другу, а также красоту окружающей действительности. Наряду с развитием творческих и познавательных способностей неслышащего ребёнка, весьма актуальным в процессе театрализации является:

- образование коммуникативных функций;

- развитие слухового внимания;

- формирование произношения;

- становление ассоциативной памяти, что помогает ребёнку быть более активным и свободным в выборе театрального замысла, способствует усвоению правил поведения в обществе, норм общественной морали, повышает его артистичность. Хорошей традицией в образовательной организации стало проведение спектаклей для дошкольников. Дети-актёры получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях, а зрители-малыши – радость, восторг, ликование. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления.

Внеурочные занятия по театрализованной деятельности проводятся в школе в течение года и предполагают знакомство детей с содержанием русских народных сказок, произведениями детских писателей. Подготовка по театрализации сказок рассчитана на весь учебный год (2 занятия в неделю, по 25 минут каждое). Занятия организуются во внеурочное время в свободной форме, с обязательной адаптацией произведений. Этапы работы над сказкой «Муха-Цокотуха» представлены в Приложении 1, сценарий театрального представления по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха» для учеников 1 класса – в Приложении 2.

Содержание и форма театральной деятельности непременно соответствуют возрастному уровню развития и познавательным потребностям младших школьников с нарушениями слуха, предполагают широкий простор для детской фантазии. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Использование различных методов театрализации способствует:

- формированию умения перевоплощаться в того или иного героя сказки;

- созданию эмоционального настроя;

- выработке умения выражать свои чувства;

- доброжелательному отношению к друг другу в ходе творческой работы;

- устойчивому интересу к актёрскому мастерству;

- активизации речевых возможностей;

- развитию силы голоса, эмоциональной сферы.

Таким образом, театрализация как форма внеурочной деятельности способствует овладению детьми метапредметными универсальными учебными действиями, обеспечивающими овладение обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Меньше всего у детей с нарушениями слуха развиты регулятивные универсальные учебные умения, а именно самоконтроль, поэтому постоянно задаём вопросы:  Что тебе необходимо для выполнения? С чего начнёшь? Что дальше будешь делать? Каждый ребёнок имеет памятку ученика «Как оценить самого себя?»

1.Что нужно было выполнить?

2.Удалось ли?

3.Выполнил всё правильно или есть недочёты?

4. Выполнил сам или с  помощью других?

5. Как ты себя оценишь?

Исходя из этого, дети понимают выделенные учителем ориентиры в сотрудничестве, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, оценивают работу одноклассников, сравнивают полученные результаты с ожидаемыми, участвуют в совместной художественно-творческой  деятельности.

Познавательные: младшие школьники сравнивают и классифицируют театрализованный материал, воспринимают смысл художественных и познавательных текстов, выделяют существенную информацию.

Коммуникативные УУД: используют речевые средства для решения различных речевых задач,  владеют диалоговой формой коммуникации, правильно используют свои речевые возможности, не стесняются участвовать в различных творческих мероприятиях, воспроизводят действия характерные героям сказки, вступать в диалог с окружающими людьми.

Подводя итог, можно сделать вывод, театрализованная деятельность, организованная во внеурочное время, позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, организации совместной деятельности детей с нарушениями слуха и взрослых, приобщает к духовному богатству. Через театрализованную деятельность ребёнок развивается всесторонне, это значительно облегчает его адаптацию и социализацию в обществе.

 

Литература (Интернет-источники)

1.       https://studfile.net/preview/4466891/

2.       http://www.otoskop.ru/rus/2017/10/psixosocialnye-aspekty-narusheniya-sluxa-chast-7-psixosocialnye-posledstviya-razlichnyx-tipov-tugouxosti/

3.       https://dohcolonoc.ru/stati/11064-rol-teatralizovannoj-deyatelnosti-v-razvitii-detej.html

4.       https://www.predmetnik.ru/categories/9/articles/872

5.       Котлярова О.А., Жукова Е.В. Роль введения театрализации в образовательный процесс в начальной школе // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 1(2). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 10-15.

6.       Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000. - 128 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Этапы работы по театрализации сказки «Муха-Цокотуха»

Вид деятельности

Цель

Содержание

1. Предварительно - ознакомительный

Изучение литературы.

Составление бесед.

Подборка материала к выбранной сказке.

Разработка сценария, планов занятий.

Определение направлений творческой и игровой деятельности.

Работа по социализации и коммуникации.

Привлечение родителей

Сформировать у участников театрализации психологическую готовность к совместной деятельности

 

Беседы с родителями, с целью ознакомления проведения театрализации сказки и оказание ими посильной помощи.

Преемственность между уроками по предметам и внеурочными занятиями.

Отбор и апробация методического материала.

Активизация познавательных процессов и коммуникативных возможностей детей

2. Деятельностно-обобщающий

Просмотр сказки с использованием КТ.

Проведение занятий по знакомству с книжкой «Сказка «Муха-Цокотуха».

Изготовление атрибутов и костюмов по сценарию.

Разучивание речевого материала. Осуществление межпредметных связей по сказке «Муха-Цокотуха» (ИЗО, ОЗМ, Технология)

Погрузить детей в содержание сказки и действия героев

Определение задач для каждого направления творческой деятельности.

Создание условий для изготовления атрибутов и места проведения сказки.

Обобщение результатов полученных знаний воспитанников о взаимодействии героев, их поведении и характерах

3. Презентационно-завершающий

Приглашение гостей и на премьеру. Показ сказки «Муха – Цокотуха».

Эмоциональная рефлексия, отзывы.

Подготовка презентации.

Отчёт о проделанной работе в виде презентации на МО, ПС

Получение удовольствия детьми от проделанной работы и воспитание чувства достоинства за себя: «Я это сделал (а)!»

Представление результатов театрализованного представления – отчёт в виде презентации.

Систематизация материала театрализованной деятельности посредством мастер-класса.

 

Приложение 2

 

Сценарий театрального представления по мотивам сказки

К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

 

Цель: развитие познавательной активности и творческих способностей воспитанников.

 

Задачи:

- учить детей свободно владеть голосом и движениями;

- формировать умение согласовывать свои действия с партнёром;

- воспитывать у детей понятия о дружбе и взаимопомощи.

 

Оборудование: рисунки и иллюстрации к сказке, самовар, бутафорская монета, стаканы, маски-шапочки насекомых из сказки,  костюмы, фонарик, меч пластмассовый, музыкальное оборудование.

 

Действующие лица и исполнители – обучающиеся 1 подготовительного класса 6-8 лет:

1.       Муха-Цокотуха – Спыну Лиза

2.       Комар-Пискун – Носков Семён

3.       Жук-продавец – Купаев Амир

4.       Бабочка-Красавица – Байдарова Полина

5.       Бабушка-Пчела – Шмыкова Маша

6.       Кузнечик-Человечек: Чупин Тимофей

7.       Паук-Злодей: Балов Матвей

8.       Муравей-Лиходей: Костров Миша

 

Ход представления

(Представление организовано в актовом зале. Сцена нарядно украшена, в том числе творческими рисунками участников)

Ведущий:

- Дорогие ребята, здравствуйте! Уважаемые родители и все наши гости, приветствуем вас! Наши ребята подготовили для вас представление по сказке «Муха-Цокотуха». Музыка включается, сказка начинается.

- Муха, Муха-Цокотуха

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

(Под музыку на сцену выходит Муха, поглаживает свой живот, находит монетку, удивляется, поднимает, любуется. Подходит к Жуку-продавцу, покупает самовар)

Муха-Цокотуха:

- Приходите тараканы,

Я вас чаем угощу!

(Стол накрыт для гостей. На столе стоит самовар, чашки, цветы в вазе)

Ведущий:

- Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки по три чашки,

С молоком и крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха – именинница!

Приходила к Мухе Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе мёду принесла.

(Под музыку на сцену выходит Бабочка-пчела с бочонком мёда, кружится, угощает муху мёдом)

Муха-Цокотуха:

- Бабочка-красавица, кушайте варенье!

Или вам не нравится наше угощенье?

(Звучит тревожная музыка. На сцене появляется Паук-злодей)

Ведущий:

- Вдруг какой-то старичок-паучок

Нашу Муху в уголок поволок,

Хочет бедную убить, Цокотуху погубить!

Муха-Цокотуха:

- Дорогие гости, помогите!

Паука – злодея зарубите!

И кормила я вас, и поила я вас,

Не покиньте меня в мой последний час!

Ведущий:

- Но жуки-червяки испугалися,

По углам и  щелям разбежалися.

А кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем как человечек,

Скок, скок, скок, скок,

За кусток, под мосток и молчок!

А злодей-то не шутит,

Руки, ноги он Мухе верёвками крутит,

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит, надрывается,

А злодей молчит, ухмыляется.

(Под торжественную музыку появляется Комарик, в руке фонарик и пластмассовый меч)

Ведущий:

- Вдруг откуда-то летит маленький Комарик,

И в руке его горит маленький фонарик.

Комарик:

- Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей!»

(Комарик подлетает к пауку, саблю вынимает, Муху выручает)

Ведущий:

- Муху за руку берёт и к окошечку ведёт.

Комарик:

- Я злодея победил, я тебя освободил.

Муха-цокотуха:

- Вот спасибо мой дружок.

Ведущий:

- Тут букашки и козявки выползают из-под лавки.

Все:

- Слава, слава Комару – Победителю!

Ведущий:

- Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром,

Веселиться народ – Муха замуж идёт

За лихого, удалого, Молодого Комара!

Муравей, Муравей не жалеет лаптей,-

С Муравьихою попрыгивает и букашечкам подмигивает.

Сапоги скрипят, каблуки стучат,

Будет, будет мошкара веселиться до утра…

Все:

- Нынче Муха-Цокотуха именинница!

(Звучит весёлая музыка, Муха с Комаром пляшут, гости хлопают)

Ведущий:

- Вот и сказки конец!

Вот Комар наш – удалец!

И Муха-цокотуха – именинница!

Дорогие гости, вам понравилась сказка? Представляем наших артистов, которые показали вам сказку.

(Дети-артисты выходят по одному на сцену и кланяются зрителям)


 

Скачано с www.znanio.ru

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ

В младшем школьном возрасте у большинства детей наблюдаются действия по образцу или игры, где взрослый выступает помощником

В младшем школьном возрасте у большинства детей наблюдаются действия по образцу или игры, где взрослый выступает помощником

Содержание и форма театральной деятельности непременно соответствуют возрастному уровню развития и познавательным потребностям младших школьников с нарушениями слуха, предполагают широкий простор для детской фантазии

Содержание и форма театральной деятельности непременно соответствуют возрастному уровню развития и познавательным потребностям младших школьников с нарушениями слуха, предполагают широкий простор для детской фантазии

Через театрализованную деятельность ребёнок развивается всесторонне, это значительно облегчает его адаптацию и социализацию в обществе

Через театрализованную деятельность ребёнок развивается всесторонне, это значительно облегчает его адаптацию и социализацию в обществе

Приложение 1 Этапы работы по театрализации сказки «Муха-Цокотуха»

Приложение 1 Этапы работы по театрализации сказки «Муха-Цокотуха»

Приложение 2 Сценарий театрального представления по мотивам сказки

Приложение 2 Сценарий театрального представления по мотивам сказки

Под музыку на сцену выходит Муха, поглаживает свой живот, находит монетку, удивляется, поднимает, любуется

Под музыку на сцену выходит Муха, поглаживает свой живот, находит монетку, удивляется, поднимает, любуется

Ведущий: - Вдруг откуда - то летит маленький

Ведущий: - Вдруг откуда - то летит маленький
Скачать файл