«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР»
Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
11.05.2017
Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность, которая близка и понятна ребенку, т.к. связана с игрой. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей мною была выбрана театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.
театрализованная деятельность.docx
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16 «Скворушка»»
г. Набережные Челны Республики Татарстан
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития
речи детей с ОНР»
( Выступление)
Кудряшова Н.В. учитель – логопед
I квалификационной категории
Шакирова С.Г. воспитатель
логопедической группы
высшей квалификационной категории
г. Набережные Челны
2015 год Театрализованная деятельность как средство развития
речи детей с ОНР
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками,
имеющими речевые нарушения относится формирование у них всех
компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия,
связной речи).
Существуют различные методы исправления речевых нарушений у
детей. Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для
развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения,
является сказка. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь,
идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в
самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно строить диалоги,
влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая
сторона речи: тембр и сила голоса, интонация, выразительность. Способ
подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу
можно выбрать самостоятельно:
рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых
ситуациях:
понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?
как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе
предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее
небольшие фрагменты по очереди;
предложить ребенку сочинить сказку на заданную тему.
предложить инсценировать сказку.
Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является
театральная деятельность, которая близка и понятна ребенку, т.к. связана с
игрой. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно
передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на исправление речевых
дефектов у детей нами была выбрана театрализованная деятельность, которая
помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой
форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.
Требования к самостоятельной театрализованной деятельности детей от
5 до 6 лет Г.А.Волкова определяет как: «Умение исполнять небольшие
монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать с
персонажами действия с применением разнообразных движений (поворот
туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с
действиями партнеров. Не заслонять их, все время чувствовать с собой рядом
партнеров».
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя
следующие разделы:
игры в кукольный, теневой, пальчиковый театры;
игры – драматизации;
игры – представления (спектакли).
Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой
деятельности:
Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического
восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой
моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование
правильной осанки.
Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие
эмоционального восприятия,
пантомимы,
мимики,
жестов, совершенствование грамматического строя речи, монологической и
диалогической формы речи, игровых навыков и творческой
самостоятельности.
Одним из видов театрализованной деятельности, который мы
применяем в своей практике, является кукольный театр. Куклы,
являющиеся непременным атрибутом детства, имеют особое значение для
психологического развития детей.
Особенно хотелось бы остановиться на использовании перчаточных
кукол в работе. Ведь именно они «приводят» ребенка за ширму, которая
позволяет ему сначала спрятаться, а потом раскрыться. Так, даже если
малыш боится говорить, за ширмой он успокаивается и начинает говорить
увереннее, ведь это не он говорит, а его герой. Перчаточные куклы, умело
используемые во время непосредственной образованной деятельности,
помогают вызвать у детей положительные эмоции и ослабить их нервное
напряжение.
Кукла на руке у взрослого или ребенка, выступающая в роли
собеседника, концентрирует на себе его внимание и побуждает к активным
речевым действиям, предоставляя возможность почувствовать себя
раскованным.
Для взрослого, кукла – замечательная возможность корректного
воспитательного воздействия, которое не воспринимается детьми как
поучение и не вызывает у них негативных эмоций. Например, в ответ на
торопливую речь ребенка кукла, управляемая педагогом, может
отрицательно качать головой, закрывать уши руками, отказываться
слушать. И наоборот, если он говорит правильно, кукла хлопает в ладоши и
подпрыгивает.
Использование кукольного театра как одного из видов
театрализованной деятельности обеспечивает развитие самой театрализованной игры: в ней проявляются начальные формы
интерактивного взаимодействия. Диалог между детьми становится
необходимой составляющей в игровой деятельности.
Таким образом,
театрализованная деятельность способствует
повышению уровня речевого развития детей с ОНР, у детей развиваются
коммуникативные навыки, навыки контроля и самоконтроля за построением
связных высказываний. При этом совершенствуются структура речи и
произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Планомерно, систематически и целенаправленно организуя театрализованную
деятельность вместе с детьми, мы решим эти непростые, но жизненно важные
задачи. Литература
1. Гайворонская Т.А. , Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших
дошкольников в театральной деятельности. М.,2007
2. Шиян О.А. Развитие творческого мышления работаем по сказке.
М.,2012
3. Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей67 лет: занятия на
основе сказок. Волгоград:Учитель,2010
4. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М.,1983
5. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.
6. Давыдов Е.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям.
//Театр и образование: Сб. научных трудов. М.,1992
.
«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР»
«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР»
«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР»
«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР»
«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР»
«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.