ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 30 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Технологическая карта урока по теме:
«Плесневые грибы. Дрожжевые грибы.
Значение плесневых и дрожжевых грибов в природе и жизни человека»
Реализация ФГОС: условия, направления, методы и технологии
Сабадашова Лариса Викторовна
Учитель биологии
Технологическая карта урока по теме «Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых грибов в природе и жизни человека (пищевая и фармацевтическая промышленность и другие)».
Лабораторная работа «Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных (пеницилл) плесневых грибов»
Учитель: Сабадашова Л.В.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
|
Класс: |
7 |
|
Предмет: |
Биология |
|
Место урока/занятия |
Раздел 5. Грибы. Лишайники. Бактерии, урок 32 |
|
Тема урока/занятия |
Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых грибов в природе и жизни человека (пищевая и фармацевтическая промышленность и другие)». Лабораторная работа «Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных (пеницилл) плесневых грибов» |
|
Уровень изучения: |
Базовый |
|
Тип урока/занятия (укажите тип урока): |
урок открытия новых знаний и освоения умений |
|
Планируемые результаты (по ФРП): |
|
|
Личностные: гражданское воспитание: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; патриотическое воспитание: отношение к биологии как к важной составляющей культуры; духовно-нравственное воспитание: готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; эстетическое воспитание: понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием; трудовое воспитание: активное участие в решении практических задач; экологическое воспитание: осознание экологических проблем и путей их решения; ценность научного познания: развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности; адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей. |
|
|
Метапредметные: Познавательные универсальные учебные действия 1) Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений. 3) Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать биологическую информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия: 1) Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта). 2) Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой; овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; регулировать способ выражения эмоций. 3) Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; открытость себе и другим. |
|
|
Предметные: описывать особенности строения, жизнедеятельности плесневых и дрожжевых грибов как представителей царства Грибы; распознавать наиболее распространенные плесневые грибы (мукор, пеницилл) и дрожжи по внешним признакам (при рассматривании под микроскопом или на изображениях); объяснять роль плесневых и дрожжевых грибов в природе (участие в разложении органических веществ, круговорот веществ), в жизни человека, приводя примеры положительного и отрицательного влияния (пищевая и фармацевтическая промышленность, порча продуктов, заболевания); соблюдать правила безопасности при работе с плесневыми грибами (в лабораторных условиях и в быту), с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (предупреждения порчи продуктов питания плесенью; соблюдения правил личной гигиены для профилактики грибковых заболеваний; грамотного использования продуктов, содержащих дрожжи); применять биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте; владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких источников (2–3), преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую.
|
|
|
Ключевые слова: Плесневые грибы, Мицелий (грибница), Гифы, Споры, Спорангий, Конидии, Субстрат, Мукор, Пеницилл, Дрожжи, Сапротрофы, Паразиты, Редуценты, Аллергия, Микозы, Гигиена, Брожение, Микология, Фунгициды, Антисептик. |
|
|
Краткое описание: (укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы и др.) Биология : 7-й класс : базовый уровень : учебник / под ред. В. В. Пасечника. – Москва : Просвещение, 2023. – 176 с. : ил.; изображения плесневых грибов; презентация, инструктивные карточки, микроскопы, культуры плесневых грибов для выполнения лабораторной работы, ПК учителя, ПК учащихся с выходом в Интернет, образовательная платформа «Сферум» https://sferum.ru/. |
|
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА/ЗАНЯТИЯ
|
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
||||||||||||||||||||||||
|
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
||||||||||||||||||||||||
|
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность обучающегося (это интересно/знаешь ли ты, что) |
||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||
|
Приветствует учащихся, обеспечивая атмосферу доброжелательности на уроке. Нацеливает учеников на результативность активной деятельности на уроке (на положительный результат). Направляет ход обсуждения учащихся, помогает им прийти к верному выводу. Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Обращается к учащимся. Мы продолжаем знакомство с уникальным миром грибов. Сегодня нашему вниманию предстанут грибы, которых на Земле очень много, они разнообразны и неповторимы. На экране демонстрируется фрагмент из видеофильма «Красивые грибы плесени», на фоне которого учитель зачитывает текст о плесени «Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Ее называют «Хлебом дьявола» и «плевком Бога». Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит войну, у нас не будет шансов выжить. Предлагает еще один фрагмент из мультфильма «Солнечный каравай» (чтобы до конца сформулировать тему урока) Цитаты урока: «Маленькие существа, которые мы едва видим, могут оказывать большое влияние на всю экосистему, меняя её баланс и создавая новые возможности для жизни» (Л.Н. Никонов, советский и российский учёный- микробиолог, профессор) «Не все то зло - что плесенью зовется» (Козьма Прутков) |
Приветствуют учителя. Смотрят видеофрагмент, обсуждают название темы урока, делают предположения. Предлагают гипотезы, обсуждают, формулируют тему урока. В ходе доброжелательной атмосферы обсуждения цитат нацеливаются на получение новых знаний и включаются в ритм урока. |
|||||||||||||||||||||||
|
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
||||||||||||||||||||||||
|
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||
|
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный опрос: Какие организмы вы изучали на прошлом уроке? Как называется наука, изучающая грибы? Что вам известно об основных особенностях строения шляпочных грибов? Что можно сказать об их размножении? Вспомните, где образуются споры и как они распространяются. Какие способы питания характерны для грибов? На прошлом занятии мы также провели практическую работу по изучению строения плодовых тел. Что удалось рассмотреть на срезе? |
В ходе группового обсуждения учащиеся: Вспоминают ранее изученный материал. Выделяют общие признаки, характерные для царства Грибов. На основе полученных знаний, предполагают какие признаки нужно знать для дальнейшего изучения материала. Проявляют умение самостоятельно воспроизводить информацию, логически мыслить. |
|||||||||||||||||||||||
|
Этап 1.3. Целеполагание |
||||||||||||||||||||||||
|
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||
|
Учитель демонстрирует заплесневелый продукт (хлеб, фрукт, овощ). Вопрос: «Что это такое и почему это произошло?» Учитель направляет обсуждение к понятию «плесень». Вопрос: «Что мы хотим узнать об этом явлении (плесени)?» Формулирование целей (совместно с учениками).
|
Учащиеся высказывают свои предположения по поводу заплесневелых продуктов, подходят к понятию «плесень». Учащиеся высказывают своё мнение о том, какие цели и задачи могут быть у данного урока.
Узнаешь, что такое плесень и какие организмы к ней относятся; изучишь строение и особенности жизнедеятельности плесневых грибов; определишь, какую роль играют плесневые грибы в природе; узнаешь, как плесневые грибы влияют на жизнь человека (положительно и отрицательно); оценишь значение плесневых грибов для здоровья человека; научишься распознавать плесневые грибы. |
|||||||||||||||||||||||
|
БЛОК 2. Открытие нового знания |
||||||||||||||||||||||||
|
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по открытию нового знания |
||||||||||||||||||||||||
|
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность обучающихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание обучающихся на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала: 1) на общее понимание и мотивацию; 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т. д. |
||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||
|
Учитель объявляет, что изучать новый материал обучающиеся будут в ходе лабораторной работы. Обучающиеся разбиваются на три группы. Каждой группе предоставляется инструктивная карточка лабораторной работы с несколько отличающимися заданиями, которые требуется выполнить в лабораторной тетради. Группы получают основное и дополнительное задание: А) Основное задание: рассказать об итогах выполнения лабораторной работы по плану: мы рассматривали; мы узнали; мы сделали вывод. Б) Дополнительное задание: группа 1 – рассказать о строении, процессах жизнедеятельности, значении мукора; группа 2 – рассказать о строении, процессах жизнедеятельности, значении пеницилла; группа 3 - рассказать о строении, значении дрожжей Учитель сообщает, что для выполнения работы обучающиеся могут использовать учебник (Биология : 7-й класс : базовый уровень : учебник / под ред. В. В. Пасечника. – Москва : Просвещение, 2023. – 176 с. : ил.). Также используются электронные ресурсы: Плесневые грибы – презентация https://pptcloud.ru/biologiya/plesnevye-griby-89818 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d72b2
|
1. Работают в группах, выполняя в лабораторных тетрадях задания, полученные в инструктивных карточках. Лабораторная работа №8 Тема: «Изучение строения плесневых грибов: мукора и пеницилла» Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов. Оборудование: микроскоп, микропрепараты (мукор и пеницилл) Ход работы: 1.Рассмотрите микропрепарат мукора под микроскопом на разных увеличениях. Зарисуйте увиденное. Подпишите главные части гриба. 2.Рассмотрите микропрепарат пеницилла под микроскопом на разных увеличениях. Зарисуйте увиденное. Подпишите главные части гриба. 3.Заполните таблицу прочитав текст. Укажите особенности строения и жизнедеятельности гриба мукор.
1. Сформулировать вывод. 2. Обсуждают поставленные перед группой задачи. 3. Работают с учебником и дополнительными электронными источниками информации. 4. Ведут записи в тетрадях для лабораторных и практических работ. 5. Выбирают спикеров. 6. Задают учителю дополнительные вопросы. 7. Обсуждают и формулируют устные ответы на основное и дополнительное задания. |
|||||||||||||||||||||||
|
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
||||||||||||||||||||||||
|
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||
|
Выслушивает и корректирует ответы обучающихся после проведения лабораторной работы. Блиц-опрос: Что такое плесень? Где можно увидеть плесень в повседневной жизни? Какие основные части гриба вы знаете? (для мукора и пеницилла) Чем плесневые грибы отличаются от других грибов (например, шляпочных)? Какую роль играют плесневые грибы в природе? Какое значение имеют плесневые грибы для человека (положительное и отрицательное)? Приведите примеры. Как можно предотвратить появление плесени на продуктах? Какие условия необходимы для роста плесени? Каковы основные этапы размножения плесневых грибов? Опишите строение мукора и пеницилла. В чем их различия? |
Отвечают на вопросы, поставленные учителем перед выполнением лабораторной работы. Анализируют, обсуждают результаты выполнения лабораторной работы, находят сходство и различие в полученных разными группами данных.
|
|||||||||||||||||||||||
|
БЛОК 3. Применение изученного материала |
||||||||||||||||||||||||
|
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
||||||||||||||||||||||||
|
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т. д.; докажите истинность/ложность утверждения и т. д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т. д.). |
||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||
|
Учитель предлагает решить задачи: Задача1.Собрали плоды малины и земляники и оставили их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, а через несколько дней он забродил. Что могло вызвать брожение сока? Задача2. В тесто для выпечки добавляют пекарские дрожжи. Каким получится хлеб без дрожжей? Почему? |
Учащиеся, решая задачи, приходят к выводу: Брожение сока из плодов малины и земляники, оставленных в стеклянной банке, могло вызвать наличие сахара в ягодах и дрожжевых грибков на поверхности. Хлеб без дрожжей получится плотным и не поднимется. Это связано с тем, что дрожжи выделяют углекислый газ, который разрыхляет тесто. |
|||||||||||||||||||||||
|
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
||||||||||||||||||||||||
|
Подберите соответствующие учебные задания |
||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||
|
Учитель описывает ситуацию из жизни: Сережа прочитал в газете, что некоторые лекарства можно получать из плесневых грибов. А Миша сказал, что дрожжи – это тоже грибы. Если это грибы – значит, они растут в лесу. Но проходив два часа по лесу, дрожжи мальчики не нашли. Помогите Мише и Сереже в решении проблемы: объясните, где должны были искать грибы - дрожжи школьники. Межпредметные задания. Биология и ОБЗР. Задание: Разработайте памятку о мерах профилактики появления плесени в доме. Объясните, почему плесень опасна для здоровья и как ее можно избежать. Пояснение: Связь с ОБЖ: Обеспечение безопасности здоровья и жизни человека. Биология и Литература. Задание: Найдите в литературных произведениях (сказках, рассказах, романах) упоминания о плесени или грибах. Проанализируйте, какое значение придают этим образам авторы. Пояснение: Связь с литературой: анализ художественных образов и мотивов, связанных с живой природой |
Учащиеся обсуждают ситуацию, находят решение. Мир очень разнообразен, и не все грибы растут в лесу. Дрожжи — это особый вид грибов, которые играют важную роль в пищевой промышленности и других областях, и искать их нужно там, где они обычно обитают». Выполняя задания, учащиеся: осознают опасность плесени и знают, как защитить себя и свою семью от ее вредного воздействия; расширяют свой литературный кругозор и видят, как биологические объекты отражаются в искусстве.
|
|||||||||||||||||||||||
|
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
||||||||||||||||||||||||
|
Подберите соответствующие учебные задания |
||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||
|
Задания в формате ЕГЭ (11 класс): Задание с выбором нескольких ответов: Какие из перечисленных признаков характерны для плесневых грибов? 1.Наличие мицелия 2.Автотрофный способ питания 3.Хемосинтез 4.Сапротрофный способ питания 5.Наличие хитина в клеточной стенке 6.Способность к фотосинтезу Ответ: 1, 4, 5 Задание на установление последовательности): Установите последовательность этапов полового процесса у грибов. 1.Образование гамет 2.Слияние цитоплазмы гамет 3.Образование зиготы 4.Прорастание споры 5.Слияние ядер гамет Ответ: 1, 2, 5, 3, 4 (Последовательность может варьироваться в зависимости от конкретного примера полового процесса) Задание с развернутым ответом (линия 27,28 в ЕГЭ): Какова роль плесневых грибов в круговороте веществ в биосфере? Как человек использует полезные свойства плесневых грибов? Какие меры необходимо принимать для предотвращения вредного воздействия плесени? Ответ: (Примерный) Плесневые грибы — редуценты, они разлагают органические останки, превращая их в минеральные вещества, доступные для растений. Человек использует их для производства антибиотиков (пеницилл), сыров (некоторые виды плесени), ферментов. Чтобы предотвратить вредное воздействие плесени, необходимо соблюдать гигиену, обеспечивать вентиляцию помещений, контролировать влажность, правильно хранить продукты. Учитель корректирует при необходимости ответы обучающихся, просит перепроверить ответы, которые записаны ими самостоятельно и, если были допущены ошибочные суждения, занести в тетради номера правильных ответов. |
1. Ученики проводят обсуждение и заносят в тетради те ответы, которые им кажутся верными. 2. Озвучивают свои ответы учителю. 3. После корректировки ответов при необходимости заносят в тетрадь снова номера правильных ответов (или ответы в словесной форме, если позволяет время). |
|||||||||||||||||||||||
|
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
||||||||||||||||||||||||
|
Подберите соответствующие учебные задания |
||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||
|
Прочитайте текст. Незапланированный эксперимент. В 1928 г. Александр Флеминг проводил исследование стафилококка, достаточно распространённой бактерии, являющейся возбудителем многих заболеваний.
После отпуска, проведённого с семьёй, учёный вернулся в свою лабораторию. Перед отъездом он собрал чашки Петри с разными образцами (культурами) стафилококков на столе в углу лаборатории. По возвращении он увидел, что на питательной среде из агар-агара в одной из чашек Петри появился плесневый гриб (сизая плесень), а вокруг плесени была область, в которой бактерии отсутствовали. В других чашках Петри плесень не появилась, а колонии стафилококков были в норме.
1.Какой вывод сделал А. Флеминг после своего «незапланированного эксперимента»? Отметьте один верный вариант ответа. А) Бактерии погибли от длительного хранения. Б) Плесень вырабатывала вещество, вызывающее гибель бактерий. В) В присутствии плесени бактерии перестали размножаться. Г) В чашку Петри с плесенью попала капля дезинфицирующего вещества.
2.В 1999 году журнал «Тайм» назвал Флеминга одним из ста самых важных людей XX века за его открытие пенициллина и сообщил: «Это открытие изменит ход истории». Почему? СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ Вопрос 1.
Вопрос 2. 2 балла. Ответ полный, с объяснением: «Журнал «Тайм» назвал Александра Флеминга одним из ста самых важных людей XX века за открытие пенициллина, потому что это открытие изменило мир современной медицины. Пенициллин стал неотъемлемой частью любой методики лечения бактериальных инфекций. К середине века открытое Флемингом вещество широко вошло в производство фармацевтических препаратов, что помогло справляться с большинством древнейших заболеваний, таких как сифилис, гангрена и туберкулёз». 1 балл. Ответ частичный, без объяснения. |
Обучающиеся изучают представленный материал. Отвечают на предложенные в задании вопросы. |
|||||||||||||||||||||||
|
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
||||||||||||||||||||||||
|
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||
|
Учитель возвращает учащихся к цитатам, которые прозвучали в начале урока: «Маленькие существа, которые мы едва видим, могут оказывать большое влияние на всю экосистему, меняя её баланс и создавая новые возможности для жизни» (Л.Н. Никонов, советский и российский учёный- микробиолог, профессор) «Не все то зло - что плесенью зовется» (Козьма Прутков) Давайте разберём высказывания Л.Н. Никонова и Козьмы Пруткова по отдельности, а затем посмотрим, как они связаны с темой плесневых грибов и экосистемой в целом. Взаимосвязь высказываний Никонова и Пруткова: Оба высказывания подчёркивают сложность и неоднозначность роли микроорганизмов, в том числе плесневых грибов, в природе и жизни человека. Никонов говорит о значительном влиянии этих маленьких существ на экосистему, как положительном, так и отрицательном. Прутков призывает не упрощать и не демонизировать плесень, а видеть в ней не только вред, но и потенциальную пользу. Таким образом, оба высказывания дополняют друг друга, заставляя нас задуматься о роли микромира и о необходимости взвешенного подхода к оценке явлений природы. Нужно помнить, что даже то, что кажется нам незначительным или неприятным, может играть важную роль в поддержании баланса в экосистеме и приносить пользу человеку.
|
Учащиеся обсуждают цитаты, формулируют ответы на них, высказывают своё мнение. Эти слова Никонова полностью применимы к плесневым грибам: Они разлагают мёртвую органику, высвобождая питательные вещества и возвращая их в круговорот. Они могут портить продукты питания и материалы, что является примером негативного воздействия на экосистему и создаёт проблемы для человека. Некоторые виды плесневых грибов используются для производства лекарств (например, пенициллина), тем самым «создавая новые возможности для жизни» человека, спасая его от болезней. 3.Фраза К. Пруткова идеально подходит к теме, поскольку плесень действительно имеет двойственную природу: Зло: Плесень портит продукты, вызывает аллергию, может разрушать дома, некоторые виды плесени вырабатывают токсичные вещества (микотоксины). Благо: С плесени получают антибиотики (пенициллин), некоторые виды плесени используются для производства деликатесных сыров (рокфор, камамбер, бри), некоторые виды плесени используются в биотехнологии. |
|||||||||||||||||||||||
|
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
||||||||||||||||||||||||
|
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
||||||||||||||||||||||||
|
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности обучающегося, критерии оценивания |
||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||
|
1. Учитель предлагает пройти короткий тест по теме «Плесневые грибы»
Инструкция: Выберите один или несколько правильных ответов. 1. Плесневые грибы относятся к царству: а) Растения б) Животные в) Грибы г) Бактерии 2. К плесневым грибам НЕ относится: а) Мукор б) Пеницилл в) Шампиньон г) Аспергилл 3. Плесневые грибы по способу питания являются: а) Автотрофами б) Гетеротрофами в) Фототрофами г) Хемотрофами 4. Установите соответствие между грибом и его характеристикой: 1) Мукор 2) Пеницилл 3) Дрожжи А) Используется для получения антибиотиков Б) Образует пушистый белый налёт на хлебе В) Используется в хлебопечении 5. Мицелий плесневых грибов состоит из: а) Корней б) Стебля в) Гифов г) Листьев 6. Как размножаются плесневые грибы? а) Только спорами б) Только вегетативно в) Спорами и вегетативно г) Семенами 7. Какие условия необходимы для роста плесени? (Выберите несколько вариантов) а) Низкая температура б) Высокая влажность в) Наличие питательных веществ г) Доступ кислорода д) Прямой солнечный свет 8. Пенициллин – это: а) Вид плесневого гриба б) Антибиотик, получаемый из плесневого гриба в) Яд, вырабатываемый плесневыми грибами г) Пищевой продукт, содержащий плесень 9. К чему может привести употребление продуктов, пораженных плесенью? а) Аллергическим реакциям б) Отравлению в) Грибковым заболеваниям г) Ко всем перечисленным последствиям 10. Какие меры профилактики помогают предотвратить появление плесени в доме? (Выберите несколько вариантов) а) Регулярное проветривание помещений б) Поддержание низкой влажности в) Хранение продуктов в холодильнике г) Использование антисептических средств д) Закрытие окон и дверей 11.Что такое конидии? а) Органы полового размножения б) Специализированные клетки для бесполого размножения у некоторых плесневых грибов в) Корни гриба г) Питательные вещества, запасаемые грибом 12. Какое из перечисленных заболеваний может быть вызвано плесневыми грибами? а) Ангина б) Грипп в) Аспергиллез г) Ветрянка 13. Какова роль плесневых грибов в природе? а) Производители органических веществ б) Разрушители органических веществ в) Потребители органических веществ г) Фиксаторы азота 14. Какой тип питания характерен для плесневых грибов? а) Автотрофный б) Паразитический в) Сапротрофный г) Симбиотический 15. Какой гриб образует пушистый белый налет на хлебе? а) Пеницилл б) Аспергилл в) Мукор г) Кандиды |
1. Отвечают письменно в тетради на вопросы теста. 2. Определяют свой результат. 3. В случае низкого результата осознают и обдумывают способы коррекции знаний. Ответы: 1. в 2. в 3. б 4. 1-Б, 2-А, 3-В 5. в 6. в 7. б, в, г 8. б 9. г 10. а, б, в, г 11. б 12. в 13. б 14. в 15. в Критерии оценивания: Каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 15. Оценка: 13-15 баллов – “5” (отлично) 10-12 баллов – “4” (хорошо) 7-9 баллов – “3” (удовлетворительно) Менее 7 баллов – “2” (неудовлетворительно) |
|||||||||||||||||||||||
|
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
||||||||||||||||||||||||||||
|
Этап 5.1. Рефлексия |
||||||||||||||||||||||||||||
|
Введите рекомендации для педагога по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
||||||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Учитель просит обучающихся ответить на вопросы, используя «метод микрофона». Учитель предупреждает, что отвечать нужно быстро и кратко, нельзя долго обдумывать ответ, иначе «микрофон» перейдёт к другому. Фразы, которые ученик должен продолжить, могут повторяться. Возьми «микрофон» и продолжи фразу: Я сегодня узнал… Мне было интересно то, что … Мне понравилось … Теперь я умею … Мне было трудно … Теперь я хочу… Теперь я могу … Сегодня я сумел… |
Обучающиеся выражают своё отношение к уроку. В ходе блиц-опроса осуществляют саморефлексию учебной деятельности. Анализируют свой вклад в ход урока. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Этап 5.2. Домашнее задание |
||||||||||||||||||||||||||||
|
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
||||||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Учитель даёт домашние задания и рекомендации по их выполнению. А) Базовый уровень. Прочитать параграф 24, стр. 161 учебника (Биология : 7-й класс : базовый уровень : учебник / под ред. В. В. Пасечника. – Москва : Просвещение, 2023. – 176 с. : ил.). Просмотреть презентацию «Плесневые грибы. Дрожжи» https://pptcloud.ru/biologiya/plesnevye-griby-89818 Заполнить таблицу: «Сравнительная характеристика плесневых и шляпочных грибов
Б) Углублённый уровень. Дополнительно предлагается составить социальную рекламу «Профилактика появления плесени в школе/доме». Задание: разработать кампанию социальной рекламы, направленную на повышение осведомленности о профилактике появления плесени в школе или дома. Комментирует оценки, учитель прощается с учащимися. |
Записывают в дневник домашние задания. Задают вопросы, уточняя особенности выполнения домашнего задания. Прощаются с учителем. |
|||||||||||||||||||||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.