Технологическая карта урока по физике в 10 классе по теме «Основное уравнение МКТ».
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по физике в 10 классе по теме «Основное уравнение МКТ».

Оценка 4.9
docx
30.01.2023
Технологическая карта урока по физике в 10 классе по теме «Основное уравнение МКТ».
Технологическая карта урока по физике в 10 классе по теме «Основное уравнение МКТ»..docx

Технологическая карта урока по физике в 10 классе по теме «Основное уравнение МКТ».

 

Тема

«Основное  уравнение молекулярно - кинетической теории».

Тип урока:

комбинированный

Цель

расширение представлений обучающихся о взаимосвязи микро- и макропараметров идеального газа посредством введения основного уравнения МКТ идеального газа.

Задачи

Образовательные:

 

1. вспомнить основные положения МКТ;

2.используя демонстрационный и модельный эксперимент понять,  от чего зависит давление газа;

3.опираясь на результаты демонстрационного и модельного эксперимента, теорию размерностей физических величин вывести основное уравнение МКТ. 

 

Развивающие:

  

1.продолжить развитие познавательного интереса  обучающихся к предмету через постановку модельного и демонстрационного эксперимента;

2.высказывая свое мнение  и обсуждая данную проблему                              развивать у обучающихся умение говорить, анализировать,                              делать  выводы.

 

Воспитательные:

 

1.в ходе урока содействовать  воспитанию у  обучающихся                             уверенности  в  познаваемости  окружающего мира;                                                                             

2.обсуждая вопросы и задачи, решая предложенную  проблемную ситуацию, воспитывать   коммуникативную культуру школьников.                                                               

 

Планируемый результат. Метапредметные результаты.                 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о МКТ идеального газа;

2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.правильное  понимание, того как устроены газы и от чего зависит давление газов.

2.Знать основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

3.применение новых знаний в новой ситуации.

УУД

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению и коммуникативная компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные.  Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят  анализ и преобразование информации.

Регулятивные.  Учатся  определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные.  Формируются речевые умения:  учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться  знаниями. 

 

Основные понятия темы

Среднее значение квадрата скорости молекул, давление, температура, концентрация, идеальный газ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и ход урока.

 

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

                                Мотивационно – ориентировочный компонент

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

2.

Этап мотивации и актуализации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению  целей урока.

Предлагает ответить на вопросы «Блиц – опроса»,  обсудить высказывание Р. Фейнмана и назвать тему урока, определить цель.

Пытаются ответить. Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

10 мин.

                                                 Операционно – исполнительный компонент

3.

Изучение нового материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала.

Предлагает  придумать и провести демонстрационный  и модельный эксперимента для решения проблемы.

Совместно с учащимися, опираясь на теорию размерностей физических величин, выводит основное уравнение МКТ.

Изучение нового материала на основе демонстрационного  и модельного эксперимента.

Личностные, познавательные, регулятивные

20 мин.

                                      Рефлексивно – оценочный компонент

4.

Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала.

Предлагает  решить задачи.

Решают. Отвечают. Обсуждают.

Личностные, познавательные, регулятивные

10 мин.

5.

Подведение итогов, рефлексия.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

«Пора делать выводы». Предлагает ответить на вопросы.

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

3 мин.

6.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске.

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.

 

 Содержание урока.

Здравствуйте дети, рада встречи с вами! Я приглашаю вас к совместной творческой работе на уроке. Мне хочется,  чтобы между нами было взаимопонимание и открытость, поэтому не надо бояться  ошибок и молчать. Будем общаться!

Вспомним основные положения МКТ.

«Блиц-опрос». Слайд№1-2

1. Назовите макропараметры идеального газа. (Давление, объем, температура, масса).

2. Какие микропараметры идеального газа вы знаете? (Масса молекулы, скорость молекулы, кинетическая энергия).

3. Что доказывает, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении. (Диффузия, броуновское движение)

4. Что общего и в чем различие между водой и водяным паром. (Молекулы одинаковы, скорость разная)

5.Какой газ можно назвать идеальным? Назовите три условия.  

(1. Молекулы – материальные точки; 2. Потенциальной энергией взаимодействия можно пренебречь; 3. Столкновения между молекулами являются абсолютно упругими).

 6.Почему газы легче сжать, чем жидкости? (У газов расстояние между молекулами больше, чем у жидкостей).

7. Что такое концентрация молекул? Как вычислить? Единицы измерения? (n=N/V; число частиц в единице объема; м-3).

8. От чего зависит скорость движения молекул? (От температуры).

9. Что такое давление? Единицы измерения? (p -  давление; Па)

10. Вещество, которое не имеет формы и занимает весь предоставленный ему объем? (Газ).

О чем сегодня мы будем говорить? Выскажите свои  предположения. Обсуждают. Сегодня нам предстоит вывести основное уравнение МКТ, и выяснить от чего будет зависеть давление газа.

Слайд№3.

«…вы думаете, я собираюсь объяснять так, чтобы вы все знали и понимали? Нет, вы не сможете этого понять. Зачем же я хочу докучать вам, зачем вам сидеть и слушать все это… Моя задача – убедить вас не отворачиваться от того чего вы не понимаете». (Отрывок из книги Р. Фейнмана «КЭД – странная теория света и вещества»).

Изучение многих физических явлений начинается с их упрощения, выбора модели. Поэтому предлагаю выбрать вам модель и для нашего случая – изучения молекулярно-кинетических процессов.

Учащиеся предложат принять за модель молекулы кого-нибудь из присутствующих учеников. Тогда действуем по следующему плану. Слайд №4

1. Ставим вопрос.

2. Даем на него ответ в виде гипотезы.

3. Делаем эксперимент с выбранной моделью – моделируем процесс.

4. Проверяем ответ на реальной физической установке.

5. Делаем вывод.

Демонстрационная установка. На одном штативе закреплен наклонный желоб, на другом (расположен напротив первого штатива) горизонтальный стержень с  подвешенной к нему металлической пластиной. Внизу второго штатива ставим кювету с песком. Один из учеников должен придумать и провести опыты с установкой.

1. Вопрос. От чего зависит давление газа? Слайд№5

2. Ученики отвечают.

Сделаем предположение, что давление газа зависит от массы молекулы.

3. Моделируем процесс.

Модель №1. Хаотичное движение молекул. Движение группы учеников по классу.

Модель №2. Давление молекул на стенки сосуда.  Другая группа учеников закончила свое беспорядочное движение ударом ладоней о дверь класса, изображавшую стенку сосуда. Дверь приоткрылась, что свидетельствовало о давлении на нее.

Модель№3. Несколько учащихся с разной массой начали движение примерно с одинаковой скоростью. По очереди они ударяли ладонями в дверь, дверь открывалась по -  разному.

4. Проверяем ответ на реальной физической установке.

Ученик – экспериментатор опускает с одинаковой высоты шарики разной массы. Ударяясь о пластину, они  отклоняют ее на разные углы. 

5. Делаем вывод.

Давление идеального газа связано с тем, что молекулы газа беспорядочно движутся, сталкиваются друг с другом и со стенками сосуда. Учащиеся записывают вывод:  p зависит от m0.

1. Вопрос. От чего еще зависит давление газа?

2. Ученики отвечают.

Сделаем предположение, что давление газа зависит от числа молекул в единице объема.

3. Моделируем процесс.

Модель №4. Группа учеников из 2 человек и группа из 5 двигаются с одинаковой скоростью и ударяют в дверь. Результирующее действие в первом случае было слабее, чем во втором.

4. Проверяем ответ на реальной физической установке.

Ученик – экспериментатор опускает с одинаковой высоты сначала один шарик, потом несколько. В первом случае пластина отклонилась - слегка, а во втором - сильнее.

5. Делаем вывод.

Учащиеся записывают вывод:  p зависит от n.

1. Вопрос.  Какие еще есть идеи?

2. Ученики отвечают.

Сделаем предположение, что давление газа зависит от  скорости движения молекул.

3. Моделируем процесс.

Модель №5. Два ученика одного роста и примерно одной массы двигаются по определенной траектории и ударяют в дверь. Первый ученик двигается медленно, а другой быстро. Результирующее действие в первом случае было слабее, чем во втором.

4. Проверяем ответ на реальной физической установке.

Ученик – экспериментатор опускает с разной высоты шарик. В первом случае, когда высота была маленькая,  пластина отклонилась - слегка, а во втором - сильнее.

5. Делаем вывод.

Учащиеся записывают вывод:  p зависит от v.

 С точки зрения математики, запись может иметь вид  p = km0anbvc ,

где k - константа, a, b, c – показатели степени, т.к. на данный момент мы не знаем вид строгой зависимости между исследуемыми величинами.

Сделаем анализ размерностей величин в уравнении.

[p] =Па=Н/м2 = кг*м/с2м2=кг1-1-2

[m0a]= кгa

[nb]= м-3в

[vc]= (м/с)с = мс * с

Подставим все это в уравнение, получим: кг1-1-2= кгa * м-3вс * с

Сравним показатели степеней в обеих частях уравнения. Вывод:  а=1, в=1, с=2. Следовательно, уравнение примет вид p = km0nv2

Вспомним, что скорости молекул различны, поэтому взяли среднее значение квадрата скорости. Если предположить, что свои рассуждения мы проводили относительно одного из трех возможных направлений движений молекул в пространстве, то K= 1/3. Окончательно имеем вид уравнения: p = 1/3m0nv2. Это и есть основное уравнение МКТ, которое связывает макропараметры и микропараметры идеального газа. Мы его вывели, опираясь на эксперимент, свои рассуждения и теорию размерностей физических величин. А главным инструментом физических исследований стал язык математики. (Слайд№6)

Великий ученый Галилео Галилей писал: «Глубокая философия скрыта в великой книге – Вселенной, всегда открытой нашему пытливому взору. Но прочесть эту книгу можно, лишь научившись разбираться в ее языке, научившись читать буквы, из которых она состоит. А написана она языком математики и ее буквы – это треугольники, круги и другие геометрические фигуры, без знания которых люди не смогут понимать в ней ни одного слова, и собьются с пути познания, словно в темном лабиринте». (Слайд№7)

Проверь себя! (Слайд№8)

Задачи.

1. При неизменной концентрации молекул идеального газа средняя квадратичная скорость теплового движения его молекул уменьшилась в 4 раза. Во сколько раз уменьшилось при этом давление газа? 

2. При неизменной концентрации молекул идеального газа средняя квадратичная скорость теплового движения его молекул увеличилась в 3 раза. Во сколько раз изменилось при этом давление газа?

3. При постоянном давлении концентрации молекул идеального газа увеличилась в 5 раз, а масса его не изменилась. Во сколько раз изменилась при этом средняя квадратичная скорость молекул газа?

4.  Давление 100 кПа создается молекулами газа массой 3*10-26 кг при концентрации 1025 м-3. Чему равна средняя квадратичная скорость движения молекул?

Подведем итог нашей работы на уроке. (Слайд№9)

Учитель предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы».

Учащиеся. Пора делать выводы.

Я сам_____________________________________________________________

? Самым трудным  было___________________________________________

! Есть предложение__________________________

 


 

Технологическая карта урока по физике в 10 классе по теме «Основное уравнение

Технологическая карта урока по физике в 10 классе по теме «Основное уравнение

Планируемый результат. Метапредметные результаты

Планируемый результат. Метапредметные результаты

Структура и ход урока. №

Структура и ход урока. №

Вспомним основные положения МКТ

Вспомним основные положения МКТ

Учащиеся предложат принять за модель молекулы кого-нибудь из присутствующих учеников

Учащиеся предложат принять за модель молекулы кого-нибудь из присутствующих учеников

Давление идеального газа связано с тем, что молекулы газа беспорядочно движутся, сталкиваются друг с другом и со стенками сосуда

Давление идеального газа связано с тем, что молекулы газа беспорядочно движутся, сталкиваются друг с другом и со стенками сосуда

Делаем вывод. Учащиеся записывают вывод: p зависит от v

Делаем вывод. Учащиеся записывают вывод: p зависит от v

При неизменной концентрации молекул идеального газа средняя квадратичная скорость теплового движения его молекул уменьшилась в 4 раза

При неизменной концентрации молекул идеального газа средняя квадратичная скорость теплового движения его молекул уменьшилась в 4 раза
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2023