Технологическая карта в соответствии с требованиями ФГОС по географии 7 класс "Рельеф и полезные ископаемые Африки"
Оценка 4.7

Технологическая карта в соответствии с требованиями ФГОС по географии 7 класс "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Оценка 4.7
docx
25.12.2020
Технологическая карта  в соответствии с требованиями ФГОС по географии 7 класс "Рельеф и полезные ископаемые Африки"
Технологическая карта в соответствии с требованиями ФГОС по географии 7 класс
Технологическая карта урока Рельеф и ПИ Африки..docx

Технологическая карта урока

 

Дата:

Класс: 7 класс

Предмет: география

Учитель: Малишевская Светлана Валентиновна

Тема: Рельеф и полезные ископаемые Африки.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Формы работы обучающихся: индивидуальная и групповая.

Цели урока: организовать познавательную деятельность обучающихся, сформировать представления обучающихся об особенностях рельефа Африки, определить причины размещения крупных форм рельефа , связать со строением земной коры. Выявить закономерности размещения месторождений полезных ископаемых Африки.

Задачи урока:

Образовательные:

Формирование представлений о размещении крупных форм рельефа Африки; формирование умения связывать размещение полезных  ископаемых  с тектоническим строением материка.

Развивающие:

формирование знаний об особенностях тектонического строения материка, особенностях размещения крупных форм рельефа и полезных ископаемых. Развитие навыков работы с географическими источниками информации, таблицами, графиками. Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи.

Здоровьесберегающая: соблюдая санитарно-гигиенические требования к уроку, создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Воспитательные:   формирование  географической культуры, патриотизма, толерантности к другим обучающимся.  Развитие  умения работать в группе, коллективе. Развитие памяти, логического мышления, интеллектуальных способностей.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: формирование представлений о размещении крупных форм рельефа Африки. Выявление причинно-следственных связей размещения полезных ископаемых с тектоническим строением материка. Уметь показывать на карте  основные формы рельефа Африки, крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Уметь работать с графиками и таблицами, тематическими  картами. Знать понятия Великие Восточно-Африканские разлом, горст, грабен.

Личностные: осознание ценностей географических  знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Выработать свои мировоззренческие позиции. Формирование доброжелательного отношения  в коллективе. Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

Метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, умение овладевать элементарными практическими умениями работы с источниками информации  для исследования. Умение анализировать и сравнивать карты атласа, графики, делать выводы.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач,  понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль, коррекция и внесение необходимых дополнений, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: самоопределение, установление обучающимися  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, этического оценивания усваиваемого содержания.

Ресурсы:

Источники информации для работы на уроке: Учебник: Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов: Дрофа, 2010.

Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа,2008.

Используемые технологии: Информационно-коммуникационная (ИКТ), исследовательская, проектная, здоровьесберегающая.

Методы, приемы работы:  частично-поисковый, проблемный, наглядный


1.    Структура урока усвоения новых знаний

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. Настрой на работу

Создать условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам, определение целей, функций участников, способов взаимодействия

2. Актуализация знаний. 

Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

Перед изучением новой темы давайте вспомним изученный ранее материал по теме «ГП и история исследования Африки»

Слайд 1

Приложение 1

Слайд 2-3 – проверка самостоятельной работы, критерии оценок

Самостоятельно отвечают на вопросы, проверяют по слайдам.

1. Экватором

2. С запада на восток

3. Три

4. Средиземным морем

5. мыс Хафун

6. мыс Игольный

7.  Австралия

8. Западнее

9. Мадагаскар

 

Познавательные: общеучебные умения структуриро­вать знания, контроль и оценка процесса и результа­тов деятельности. 

 

Логические: анализ, сравнение, синтез. 

 

Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (в процессе анализа учебного действия)

·       Коммуникативные: определение функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

Слайд 4  Посмотрите на физическую карту мира и сравните физическую карту Африки с другими материками. Как изображен рельеф на карте?

 

 

Слайд  5 Тема урока, цели.

Посмотрите небольшое  видео

https://youtu.be/NkPe7fDt-Gs

Какие цели нашего урока?

 

Рельеф   изображают   на  карте  с  помощью  послойной  окраски, 

то  есть  цветом  (зеленым  и  коричневым)  разной  интенсивности.

 

Ознакомление с целями  и задачами урока. Быстрое включение обучающихся в учебный  ритм.

Анализируют информацию, сравнивают, обобщают.

 

Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий.

·       Коммуникативные: определение функций участников, способов взаимодействия.

4. Постановка проблемного вопроса.

Давайте вспомним:

1. Что такое рельеф?

 

2. Что такое горы? Каким цветом изображены горы?

 

3. Что такое равнины? Как окрашены участки, имеющие высоты от 0 до 200 м?

 Как окрашены участки, имеющие высоты от 200  до  500  м ?

Слайд 7

Есть ли высокие и протяженные горы на материке, подобных Кордильерам, Андам?

На этот вопрос мы должны ответить в ходе сегодняшнего урока. Какие еще задачи стоят перед нами сегодня?

 

 

Совокупность неровностей  земной поверхности.

 

Возвышенная форма рельефа, имеющая четко выраженные вершину и склоны. Коричневым цветом.

 

Выровненные участки земной  коры, имеющие перепад  высот не более 200 метров. Зеленым цветом.

Светло-коричневым.

 

Анализируют, осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют  методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Устанавливают причинно-следственные связи.

 

 

 

 

 

Личностные: самоопределение, смыслоообразование.

Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, построение диалога, умение выражения своих мыслей, умение слушать и принять противоположную точку зрения.

Логические: выдвижение гипотез и их обоснование

5. Первичное усвоение и проверка новых знаний.

Слайд 8 Сравнение тектонической и физической карты Африки.

 

 

 

 

На скольких литосферных плитах лежит Африка?

Как называется литосферная плита, на которой расположена Африка?

Слайд 9

Есть ли районы столкновения с другими литосферными плитами?

В каком направлении движется литосферная плита?

Слайд 10-11 Вспомнить и заполнить схему «Основные формы рельефа» Приложение 2

Обучающиеся  ставят цель, определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет-ресурсы и т. д.);  формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели

 

Выполняют задания учителя.

 

На одной.

 

Африкано-Аравийская

 

 

С Евразийской.

 

Северо-восточное

Познавательные: умение структурировать знания; умение формулировать проблему; умение осознанно и произвольно строить рече­вые высказывания.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование. 

Коммуникативные: постановка вопросов, управление поведением партнера.

6. Физкультминутка

1. Для глаз.

Мы глазами поколдуем.

Круг огромный нарисуем!

Нарисуем мы окно

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперёд –

Это мчится самолёт…

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули!

Выполняется сидя за партами:

дети “рисуют” глазами круг,

не поворачивая головы

“рисуют” окно

“рисуют” бревно

опустить глаза вниз, поднять глаза вверх

крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)

поморгать глазами 3-5 сек.

смотреть прямо перед собой

поморгать глазами 3-5 сек.

2. Для нормализации осанки.

Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох, 3—4 — исходное положение — выдох.

 

Выполняют комплекс упражнений.

Регулятивные: ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

 

7. Первичная про­верка понима­ния

Что такое платформа?

По тектонической карте определите возраст горных пород платформы, лежащей в основе материка.

Какие формы рельефа расположены на платформах?

Образовавшиеся здесь высокие горные системы под влиянием внешних сил Земли разрушались. На месте появились огромные волнистые равнины, над которыми в некоторых местах возвышаются вулканические массивы.

Отдельные участки Африканской платформы поднимались, что привело к образованию плоскогорий. Другие участки опускались, образуя крупные котловины.

Движение литосферных плит сопровождается разломами земной коры, образованием горстов и грабенов.

Слайд 13 Вспомним, что такое горст и грабен.

 

Слайд 14 Великие Восточно-Африканские разломы.

В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры.  Он протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези.

 

 

 

 

По преобладающим высотам Африку подразделяют на две части- Северную и Западную и вторая часть- Восточная и Южная. Какая часть более возвышенная.

Северная и Западная часть покрыта осадочными породами, длительное время территория была занята морем.

Слайд 16-17 На северо-западе материка находятся горы Атлас. Находятся на стыке двух литосферных плит. Каких?

 

 

 

 

Восточная часть Африки занимает сильно приподнятое Восточно-Африканское плоскогорье. Слайд 18 Здесь находятся самые высокие вершины материка, гигантские потухшие и действующие вулканы.

 

 

 

 

 

Посмотреть на карте- что расположено севернее Восточно- Африканского плоскогорья, наивысшая точка.

 

Самый юг окаймляют Капские горы.

 

 

 

Драконовы горы, расположены на юго-востоке Африки. Это самая высокая горная цепь в стране, которая достигает 3 482 метров над уровнем моря.

 Слайд 24 Нагорье Ахаггар расположено среди песков Сахары и возвышается над морем на 3 километра. Ахаггар - это причудливые нагромождения скал и вершин.

Слайд 25 Тибе́сти — горное плато (нагорье) в центральной Сахаре, расположенное преимущественно на севере государства Чад и частично на юге Ливии.

Слайд 26 Равнины    САХАРЫ    покрыты

 барханами-  формами  ветрового  происхождения.      Ориентировка  барханных    цепей    перпендикулярна   направлению   создавших  их     пассатов,    господствующих   здесь

 

Слайд 27 Пустыня Калахари — одна из самых известных пустынь мира. Читайте где она расположена и чем интересна. Пустыня Калахари находится в одноимённой впадине, лежащей на территории 3-х государств – Ботсваны, ЮАР и Намибии и занимает площадь в 600 000 квадратных километров.

Относительно устойчивый участок литосферной плиты, имеющий двухъярусное строение: осадочный чехол и кристаллический фундамент.

 

2-3 млрд.лет  и более.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Горст – участок  земной  коры,  занимающий   приподнятое  положение   и  ограниченный  раз-

ломами.

   Грабен – опущенный   участок  земной  коры,  отделенный  разломами.

 

 

Восточноафриканская     рифтовая  система  –  самый   протяженный    на  суше  пояс разломов, протянувшийся  почти  на  6  тыс. км.  Вдоль  нее  возвышаются  вулканы,  узкие  глубочайшие  впадины.  Эта  система  состоит  из  ряда  горстов  и  грабенов. 

  

 

Слайд 15

Восточная и Южная. Высоты более 1000 м.

 

 

 

 

 

Работа с картой.      АТЛАС  (Атласские  горы), на северо-  западе   Африки,  в   пределах   Марокко,  Алжира  и  Туниса.  Длина около 2000 км.

  Состоит  из  хребтов Тель-Атлас, Высо- кий  Атлас,  Средний   Атлас,  Сахарский  Атлас, внутренних плато и  равнин.  Высота  до 4165 м  (гора Тубкаль).

 

 

 

Слайд 19 Вулкан Килиманджаро. Высшая 

точка   Африки.   На  языке  африканцев  «Калиманджара»-«сияющая гора». Это   вулканический    массив   высотой   5895  м   в   Восточной   Африке,  в  Танзании.

Слайд 20 Вулкан Кения- потухший вулкан, высота которого составляет 5199 м. Его кратер площадью до 0,7 км2 тоже покрыт ледником, а ведь расположен он ещё ближе к экватору чем Килиманджаро.

 

Слайд 21 Эфиопское нагорье. Рас-Дашен, 4533 м

Эфиопское нагорье состоит из высоких плато, сложенных горизонтально залегающими осадочными и вулканическими породами.

 

Слайд 22 Капские горы- горы на крайнем юге Африки.  Горная система состоит из нескольких параллельных хребтов. Высшей точкой является гора Компассберг (2502 м).

 

Слайд 23

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудни­чества. 

 

Познавательные: поиск и выделе-ние необходимой информации; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения

 

8. Первичное закрепление

Заполнить таблицу, используя карты атласа.

Слайд 28-29 , приложение 3

Проверка

Слайд 30 Афррика богата полезными ископаемыми. Многие из них представлены крупнейшими месторождениями.

Какие месторождения образуются при внедрении магмы из глубин Земли в толщу земной коры по линиям разломов?

В связи с преобладанием магматических пород в Африке много рудных полезных ископаемых.

 

 

 

 

Какие полезные ископаемые преобладают на платформе: осадочные или рудные? Почему?

Выделение и осознание обучающимися  того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

 

 

 

Магматические.

 

Работа с картой, примеры.

  По   запасам   руд    марганца,    хромитов,     бокситов,  золота,   кобальта,    фосфоритов   Аф-

рика  занимает  1  место  среди   материков.

 По  запасам   руд  меди,  урана,  графита  Африка  на  2-ом  месте.

 По   запасам    нефти,   газа,  ртути,   железной   руды  –  на  3-ем  месте.

 

Каменный уголь, соли, фосфориты. Для платформ характерны осадочные полезные ископаемые, т. к. это – устойчивый участок, мало подверженный внедрению мантийного вещества.

Личностные: ценностно-смысловая ориентация обучающихся.

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их корректи­ровка. Коррекция знаний и способов действий

Организует  выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

Организует  повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

1. Что такое рельеф?

2. Приведите основные формы рельефа суши.

3. На какие крупнейшие блоки разбита литосфера Земли?

4. На какой тектонической структуре расположен материк Африка?

5. Что такое платформа? Какие формы рельефа расположены на платформе?

6. Что такое складчатая область? Какие формы рельефа Африки приурочены к складчатым областям?

7. Что занимает большую часть материка: платформа или складчатые пояса?

Какая часть Африки наиболее гористая? С чем это связано?

8. Где расположена и как называется самая высокая точка Африки? Назовите её высоту.

9. Назовите самую низкую точку Африки. В какой части Африки она находится?

 

Выделение и осознание обучающимися  того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

 

 

 

Регулятивные: прогнозирование

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

10.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выдает домашнее задание. Слайд 29

1. Параграф 19

2. Заполнить таблицу «Полезные ископаемые Африки».

3. Отметьте на контурной карте все формы рельефа, которые мы называли на уроке.

Слайд 30-что узнали, чему научились

Записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы.

Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности 

Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё под­лежит усвоению

11. Подведение итогов занятия.

1. Организовать рефлексию обучающихся  по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками

 

Оценивают урок, степень понимания материала.

 Коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности


 

Приложение 1

Дополнить предложения

1.         Африка по середине пересекается …

2.         Нулевой меридиан пересекает Африку с  …

3.         Африку омывают океаны, их по количеству …

4.         С севера материк омывается …

5.         Восточная крайняя точка - …

6.         Южная крайняя точка - …

7.         Дальше всех материков от Африки расположен …

8.         Гвинейский залив расположен … материка

9.         Самый большой остров близ берегов Африки - …

 

 

Приложение 2

Основные формы рельефа

/                            \

Горы                                 Равнины

                                          1.                                                           1. 

                                          2.                                                           2.

                                          3.                                                           3.

 

 

Основные формы рельефа

/                            \

Горы                                 Равнины

                                          1. Высокие более 2000 м                  1. Плоскогорья более 500 м

                                          2. Средние 1000-2000 м                    2. Возвышенности 200-500 м

                                          3. Низкие 500-1000 м                        3. Низменности 0-200 м

 

 

Приложение 3

Взаимосвязь между   основными  формами  рельефа Африки  и  строением  земной  коры. 

Форма рельефа

Тектоническая структура

Горы Атлас

 

Восточно-Африканское плоскогорье

 

Эфиопское нагорье

 

Капские горы

 

Драконовы горы

 

Нагорье Аххагар

 

Нагорье Тибести

 

Пустыня Сахара

 

Пустыня Калахари

 

 

Форма рельефа

Тектоническая структура

Горы Атлас

Область новой складчатости

Восточно-Африканское плоскогорье

Древняя платформа, зона разломов материка

Эфиопское нагорье

Древняя платформа, зона разломов материка

Капские горы

Область древнейшей складчатости

Драконовы горы

Древняя платформа

Нагорье Аххагар

Древняя платформа

Нагорье Тибести

Древняя платформа

Пустыня Сахара

Древняя платформа

Пустыня Калахари

Древняя платформа

 

Приложение 4

Определить какая часть Африки богата рудными полезными ископаемыми, какая – полезными ископаемыми осадочного происхождения, привести примеры полезных ископаемых.

Вид полезного ископаемого

Примеры полезных ископаемых, часть Африки

Магматические

 

Осадочные

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль, коррекция и внесение необходимых дополнений, выделение и…

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль, коррекция и внесение необходимых дополнений, выделение и…

Структура урока усвоения новых знаний

Структура урока усвоения новых знаний

Слайд 4 Посмотрите на физическую карту мира и сравните физическую карту

Слайд 4 Посмотрите на физическую карту мира и сравните физическую карту

Первичное усвоение и проверка новых знаний

Первичное усвоение и проверка новых знаний

Для нормализации осанки. Ноги на ширине плеч, руки на поясе

Для нормализации осанки. Ноги на ширине плеч, руки на поясе

Слайд 14 Великие Восточно-Африканские разломы

Слайд 14 Великие Восточно-Африканские разломы

Посмотреть на карте- что расположено севернее

Посмотреть на карте- что расположено севернее

Ботсваны, ЮАР и Намибии и занимает площадь в 600 000 квадратных километров

Ботсваны, ЮАР и Намибии и занимает площадь в 600 000 квадратных километров

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их корректи­ровка

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их корректи­ровка

Приложение 1 Дополнить предложения 1

Приложение 1 Дополнить предложения 1

Нагорье Тибести Древняя платформа

Нагорье Тибести Древняя платформа
Скачать файл