Технологическая карта на тему: « Хоровая музыка в храме»
Оценка 4.8

Технологическая карта на тему: « Хоровая музыка в храме»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
5 кл
22.02.2018
Технологическая карта  на тему: « Хоровая музыка в храме»
Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: « Хоровая музыка в храме» по программе В.В. Алеева и Т. И. Науменко Цель урока: создание дидактических условий для исследования этапов становления и формирования хоровой музыки. Задачи: 1.образовательные: (предметные) -формировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки; - показать этапы развития храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до композиторской; 2. воспитательные: (личностные) -воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как народная и храмовая хоровая музыка, - прививать навык вдумчивого слушания музыки, -воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре.Цель урока: создание дидактических условий для исследования этапов становления и формирования хоровой музыки.
791774361.doc
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение                                                "Средняя общеобразовательная  казачья  школа"                                              с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край                           Технологическая карта урока музыки в 5 классе                          на тему: « Хоровая музыка в храме»                            по программе  В.В. Алеева и Т. И. Науменко                                                                                                                                                                                                  Трушина Светлана Юрьевна­                                                                                                                  учитель музыки высшей категории Цель урока:  создание дидактических условий для  исследования  этапов становления  и формирования  хоровой музыки. Задачи:  1.образовательные:  (предметные)    ­формировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки; ­ показать этапы развития  храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия  до    композиторской; 2. воспитательные:  (личностные) ­воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как народная и храмовая хоровая музыка, ­ прививать навык вдумчивого слушания музыки, ­воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре. 3. развивающие: (метапредметные) ­ развивать слушательскую   музыкальную культуру учащихся через приобщение к образцам хоровой  духовной музыки, ­  развивать познавательный интерес учащихся, Тип урока      ­     комбинированный  Опорные понятия, термины­ жанр народной хоровой музыки, многоголосное  и  одноголосное   исполнение, раннее русское многоголосие, праздничный колокольный  звон, композиторская хоровая музыка,  «Древо храмовой хоровой музыки» Формы контроля­  устный и письменный опрос, хоровое пение,  Формы  урока      ­  проектная деятельность  с опорой  на  краеведческий материал. Коллективная форма работы: вовлечение в одно общее  задание всех учащихся. Методы: рассказ, беседа, проектная деятельность,  частично­поисковые методы. Методы музыкального воспитания: Найти информацию  о  способах  хорового исполнения.    развитии  храмового хорового пения  в творчестве   русских  и зарубежных  композиторов Новые понятия – Тропарь. Домашнее   задание:    В   словариках     найти   и   вписать музыкальные   термины   и   словосочетания   по   теме «Духовная музыка», которые не     были использованы на уроке. Деятельность учителя Деятельность ученика Этап урока\ время Формируемые  УУД  на уроке Полученный результат Ресурсы  урока Музыкальный материал (все видно урока  есть в   Youtube) Организаци онное  начало  урока Актуализац ия знаний.  Повторение изученного 3  мин Настраивает   учащихся  на серьёзную   тему   урока,   на   новые слова и понятия, к которым нужно будет вернуться   в конце урока. Предлагает по ходу урока   заполнять  «Карту самооценки по  видам деятельности на уроке»   Выбор   эффективного   способа, приёма концентрации внимания. Слушание фрагмента  песни,   определение песенного жанра.  Постановка проблемы. 3 мин Подготавливает  мышление  детей к деятельности:;   Вопрос: где вы можете слышать хоровое   пение,   как     появилась музыка в храме? Эмоционально ­ образно  настраиваются на  урок Слушают, отвечают, определяют  жанровую  принадлежность   ( жанр народной хоровой  музыки) Слушание: фрагмент   песни «Есть   на   Волге утёс». Размышляют, анализируют,  высказывают свое отношение к  музыке  Фрагмент   хоровой   музыки, звучащей в храме Введение в  тему урока Усвоение  новых  знаний 3 мин. Направляет на определение темы целей урока:  ­ Где вы можете слышать хоровое пение? (Включается   фрагмент   хоровой музыки, звучащей в храме) Отвечают­ В школе, на концерте, в храме. Ответы: хоровая музыка в храме Как вы думаете, какова тема  нашего сегодняшнего урока? Какие цели поставим перед собой?  Озвучивают тему: (хоровая  музыка в храме) Цели урока Личностные Развитие  эмоционально­ нравственной  отзывчивости Познавательны е Учатся слушать   и эмоционально  откликаться на  музыку  Регулятивные Учатся  размышлять,  слушать вопросы и отвечать на  них. Регулятивные: Развитие умений  формулировать  тему урока Готовность уроку   к Закрепят понятия:   хор, жанры   народной музыки.   умения Определены знания, которых недостает   для решения исходной   задачи. Поставлена   цель, озвучена   тема урока,   выбран способ. Над чем будем работать на уроке? Совместное открытие и  усвоение  новых  знаний 13  мин Формулирует  понятие  «Хор» .   Формулирует задания... 1.Как вы думаете, что такое хор? 2.Всякий коллектив можно назвать хором.? 3.Вас   можно   назвать   хоровым коллективом?  ­ узнать, как  появилась  музыка  в храме,  провести исследование  этапов становления  и  формирования  хоровой музыки. Отвечают на вопросы учителя. 1  большой   коллектив   людей, исполняющий вокальную музыку.  2. нет 3. да , потому что нас много в  классе. Побуждает к высказыванию  своего мнения.  Предлагается вспомнить  и назвать  виды хоров, классификацию  певческих голосов. Для чего  в хоре участвуют  разные голоса? Рассуждают,  размышляют и  предполагают, что   тембровое    богатство голосов в хоре нужно  как    выразительное  средство  хорового исполнения.  Определены средства музыкальной выразительности, Высказывают суждения Познавательны е : учатся  размышлять над  содержанием  музыкального  произведения,  определять  средства  музыкальной  выразительности Познавательны е  Учатся выделять специальную  информацию из  текста Настраивает на коллективную  работу Предлагает   найти   информацию в учебнике:  1.Откуда   произошла   хоровая музыка?  2.Что   слышится   в   хоровом церковном пении 3 Роль церкви в жизни людей. Сообщает  новые  знания. Одноголосие  пришло на Русь из  Византии и стало тем корнем, из  которого впоследствии   выросло и  развилось   «Древо храмовой  хоровой музыки»  Определяют  способы  хорового  исполнения.  ­ многоголосное  и одноголосное  исполнение  Высказывают свое мнение.   Отвечают, аргументируя своё  мнение. Звучат отрывки  храмовой музыки. Коммуникативн ые Формирование  умения грамотно строить речевые  высказывания  Личностные Развитие  эмоционального  восприятия   духовной музыки   Предлагается расположить этапы   становления   храмовой музыки   через     «Древо   храмовой хоровой музыки»   Прикрепляют   на   доске   надпись «Одноголосие» в корень дерева.  многоголосный Определяют способ исполнения и располагают надпись  «Раннее   русское   многоголосие» на ветке древа.    Слушание: византийский распев  «Достойно есть»  Отмечают   пение «a capella” Работа с учебником.   Предлагает найти информацию 1.Что   слышится   в   хоровом церковном пении? 2.Роль церкви в жизни людей  Ищут  ответы из текста учебника.  Высказывают свое мнение. Первичное  закреплени е новых  Вопросы: ­о чём эти произведения,    ­кто   изображён     на   фресках   и Отвечают на вопросы .  Записывают термин в тетради ­  видео­   «Тропарь Покрову Пресвятой Формирование  исполнительских навыков,     зона Определена коллективная работа, актуального развития   (опрос после   работы   с учебником) Закрепят умение воспринимать  музыку и знаний  7  мин иконах,  ­какое   из   этих   произведений должно звучать в храме?    Т  роп рьаа   в православной церкви. Сообщает, что развитие храмового хорового   пения   происходило   от одноголосия к многоголосию. При этом   исполнение   становилось   все более сложным и объемным.  выражать своё  отношение   Богородице» и     фрагмент Видео     церкви   с. Знаменка, в   звучит котором   тропарь в исполнении     отца Валерия     и   отца Дмитрия, который был   войсковым священником   3 отдела . З. К. В.,  а сейчас он владыка Нерчинской и Краснокаменской епархии.     Физкульми нутка.  1  мин Организует физкультминутку Учащиеся  имитируют действия  звонаря­  Праздничный звон.  (исполняют­ «бом­ »бом»)  Запись звона Предварительная распевка Предлагается работа с текстом  учебника.    Цель этапа: узнать, какие  композиторы 19 века внесли значительный вклад в  развитие храмового хорового пения Учащиеся  находят информацию  о развитии  храмового хорового  пения  в творчестве  русских  и  зарубежных  композиторов. Объявляет, что  оценивание  Подчёркивают   на   карточках музыкальные термины,   Ф.Шуберт   «Ave Коммуникативн ые:  Взаимодействие со   сверстниками при решении творческих задач Регулятивные: Овладение логическими   Выработают навыки   умения работать с   информацией результатов  работы с   музыкальными терминами  будет на следующем уроке  характеризующие произведение. (приложение 1)    это Maria» Подведение итогов 2 мин Включает аудиозапись «Аве  Мария» Ф. Шуберт  Организует беседу, связывая  результаты урока  с целями. Обобщает  урок:  Музыка в храме учит любить себя и   ближнего,   ценить   душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью. Мы с вами молитву   и песнопение исполнить не сможем, но у нас есть песня,   которая     соответствует теме нашего урока. Делают  вывод по теме урока из  текста  учебника:   Русские и зарубежные  композиторы внесли  значительный вклад в развитие  храмовой хоровой музыки,  обогатили ее средствами   музыкальной выразительности ­ Ученик прикрепляет к ветке  древа надпись «Композиторская  хоровая музыка»   Исполнение песни  4 мин Исполнение песни : «А над ней  парили ангелы» (Приложение 3) Исполняют песню.  Проводят   сравнительный анализ  стихотворного и музыкального  текста. действиями сравнения, анализа, обобщения. Регулятивные: Развитие умения  осмыслить  полученную  информацию,  формирование  умения  анализировать  Личностные Развитие  эмоционального  восприятия   песни.  Взаимопонима  ние,   коммуникация,  которая  объединяет весь  коллектив     и Осмыслена проанализирован а   полученная информация Создание проекта­   «Древо храмовой хоровой музыки» (Приложение 2 )   в Участвуют   совместном исполнении выученной песни поющих. Личностные :  развитие  мотивов учебной деятельности и  личностного  смысла учения. Мини­проект­ «Музыкальные словарики»  Удовлетворённос ть, эмоциональный отклик Этап  рефлексии.  Самопрове рка знаний.  3 мин Предлагает  выбрать и записать в  музыкальные словарики   из  предложенных на слайде терминов  и  словосочетаний   те,  которые  касаются темы    «Духовная музыка и хоровая музыка в храме»  Записывают все новые термины в  словарь, выбирают  словосочетания по теме «темы    «Духовная  музыка и хоровая музыка в  храме» (Приложение 4 ) Ученикам предлагается на  бумажных сотовых телефонах  написать SMS –сообщение другу о  том, как прошёл урок, оценить то,  как плодотворно он работал.   Участвуют в рефлексии     (приложение 5) Определени е  домашнего  задания 1 мин В музыкальные  словарики  вписать другие   музыкальные   термины   и словосочетания     теме «Духовная музыка»   по   Учащиеся записывают домашнее  задание Определени е эффективн ости урока  2 мин. Акцентирует внимание на  конечные результатах учебной  деятельности обучающихся на  уроке. Вспомнить и подвести итог: смогли ли решить  задачи  и достигли ли  поставленных целей.    Осуществляют   самооценку Заполняют  карту  самооценки по  видам деятельности на уроке   (Приложение 6) Выставлени е оценок  2 мин   Озвучивает оценки  учащихся    по  карте самооценки  + ответы и  работа на уроке. Регулятивные Открытость  учащихся в  осмыслении  своих действий и самооценке  Оценивали собственную деятельность   на уроке,   во   время различных этапов урока. Определена эффективность урока                                                                                        Источники:     .­ 4 ­е изд., стереотип.­  М.  Дрофа.  2015 г 1. Искусство:  Музыка. 5  класс. учебник  / Т.И  Науменко ,      В. .В. Алеев 2. Трушина С.Ю.  Урок музыки в 5 классе на тему "Хоровая музыка в храме"               http://uchportfolio.ru/materials/show/78060       3. Трушина С.Ю. Презентация к уроку музыки в 5 классе на тему "Хоровая музыка в храме"                 http://uchportfolio.ru/materials/show/78059 Приложение 1      звонко                    горячо                          серьёзно шаловливо             яростно                        сердечно      ласково                   мощно                         молитвенно светло                     благородно                 свирепо  грациозно              загадочно                    напевно  мечтательно           радушно                      резко   Приложение 2               Приложение 3 Текст песни: «А над ней парили ангелы» 1Вслед за летом осторожно осень в тихий парк вошла. Золотятся листья клёна, как у церкви купола в храме робко и несмело девочка в церковном хоре пела, эхом отзывались купола. Верила, что день наступит, горя на земле не будет, верила, надеялась, ждала. припев: А над ней парили ангелы, Чтоб уберечь дитя. Ангелы, парили ангелы, От невзгод и бед её храня. 2. Сложный мир ­ добро и зло. Вера придавала сил. Годы шли, она взрослела, и господь её хранил. Год за годом, день за днём девочка мечтала о своём Пела, отзывались купола Верила, что день наступит, горя на земле не будет Верила, надеялась, ждала.            Приложение 4  Л врааа ­Песнопение­ религиозная песня  ­Троп рьаа ­Элегия­ вокальная или инструментальная пьеса печального характера  ­Хорал­ религиозное песнопение, исполняемой в католической церкви  ­Фольклор­ устное народное творчество  ­Партесное   пение­ стиль русского многоголосного хорового искусства     — краткое молитвенное      песнопение   — мужской монастырь  Приложение 5 Приложение 6     Карта самооценки по видам деятельности на уроке    обучающегося______ класса______________________ Очень хорошо Хорошо Плохо № п/п 1 Критерии оценки Слушание, анализ произведения  2 Вокально­хоровая работа на уроке  5 Пластическое интонирование 6 Выполнение творческого задания 7 Познавательная активность на уроке  Поставьте знак  «+»  в нужной колонке

Технологическая карта на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта  на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта  на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта  на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта  на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта  на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта  на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта  на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта  на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта  на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта  на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта  на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта  на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта на тему: « Хоровая музыка в храме»

Технологическая карта  на тему: « Хоровая музыка в храме»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018