Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)
Оценка 5

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
информатика
6 кл
16.12.2018
Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)
Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" составлена для учащихся 6 класса в соответствии ФГОС. На данном уроке выполняется практическая работа на тему"Создаем графические модели". В результате изучения темы учащиеся должны отличать информационные модели от натурных.
тех карта.docx
Урок информатики по теме "Информационное моделирование как метод познания" Автор: учитель информатики МБОУ Дивеев­Усадскойи СШ Ухренкова Т.А. Предмет: информатика Класс: 6 Автор УМК: Босова Л.Л. Тема урока: "Информационное моделирование как метод познания" Тип урока: комбинированный Цели (задачи) урока образовательные:  ­ актуализировать знания учащихся о том, что такое понятие; ­ актуализировать знания учащихся о существенных и несущественных признаках объекта; ­ актуализировать знания о способах формирования понятий; ­ актуализировать знания о том, что такое видовой понятие, родовой понятие, видовое отличие; ­ рассмотреть, что такое модель, информационное моделирование; ­ выполнение практических заданий. воспитательные:   воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной  мотивации.  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, развивать творческие способности  учащихся;  воспитывать толерантность и дисциплинированность; формировать навыки работы в группе развивающие:  развивать творческие способности учащихся;  развивать информационную культуру;  Регулятивные УУД:  1. умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; 2. проговаривать последовательность действий на уроке; 3. работать по  коллективно составленному плану; 4. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; 5. планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; 6. вносить   необходимые   коррективы   в   действие   после   его   завершения   на   основе   его   оценки   и   учёта   характера сделанных ошибок; 7. высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: 1.  умение формулировать цели и задачи оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.  2. работать в группах и решать проблемы в совместной деятельности 3. находить общие решения 4. обосновывать свою точку зрения и уметь задавать вопросы Познавательные УУД:  1. умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; строить  рассуждения 2. добывать  новые  знания:  находить  ответы на  вопросы,  используя учебник, свой жизненный  опыт  и информацию, полученную на уроке. Результаты урока Предметные  Уметь отличать информационную модель от натурной. Метапредметные  Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;   планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;   вносить   необходимые   коррективы   в   действие   после   его   завершения   на   основе   его   оценки   и   учёта   характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).  Уметь   оформлять   свои   мысли   в   устной   форме;   слушать   и   понимать   речь   других;   совместно   договариваться   о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).  Уметь  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Личностные  Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Тип урока, педагогическая технология комбинированный; Опорные понятия, термины ­ объект­оригинал; ­ модель; ­ моделирование; ­ натурная модель; ­ информационная модель. Контроль, самоконтроль на уроке Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная  работа, взаимопроверка, работа в группах. Оборудование урока Доска, мультимедиа проектор, презентации. Учебник: Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. – 215 с. Домашнее задание  § 9, стр.57 в­4,5 Этап урока Деятельность и действия учителя 1. Мотивация к учебной деятельности. Организует   актуализацию   требований   к   ученику   со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу. Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения. на уроке. ­Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы. 2. Подготовка к активному сознательному усвоению   сравнения,   синтеза,   Приведите пример понятия и его существенные Приведи   пример,   где   происходит   процесс обобщения, Опрос: 1) признаки. 2) анализа, абстрагирования. 3) вдовое отличие. Удав – большая хищная змея тропических стран, обычно обвивающая свою жертву при нападении. Книга – произведение печати в виде переплетных листов Выделите   видовое   понятие,   родовое   понятие, Технологическая карта урока Деятельность и действия ученика (ов) Визуальный   контроль готовности   кабинета   и рабочего места к уроку.   во Включаются с взаимодействие одноклассниками   и   с учителем.   Используемые методы, приемы, формы Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, Учащиеся   отвечают   на вопросы Беседа   в   ходе фронтальной работы. Постановка задачи. Формируемые УУД Результат взаимодействия  Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание.  Коммуникативные :  планирование учебного сотрудничества   с учителем   и сверстниками. Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Готовность учащихся к обучению. Уметь   анализировать данные. с каким­нибудь текстом. Колдун – человек, занимающийся колдовством. Математика   изучающая   величины, количественные отношения и пространственные формы. Аттестат  –   официальный   документ,   о   получении образования, присвоении воинского звания.  –   наука, 3.Целеполагани е и мотивация Что такое ребус?  Я   предлагаю   вам   разгадать   следующие   ребусы   и определить общую тему, по которой они подобраны. ­   Все   эти   слова   понадобятся   нам   при   выполнении практической   работы.  Тема   нашего   урока   «Разработка мультимедийной интерактивной презентации» ­ Запишите в тетрадь  дату и тему урока. ­Какая  цель  нашего  урока,  что  каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?  В   тетрадь   ученики записывают   дату   и   тему урока. Информационное моделирование как метод познания Беседа   в   ходе фронтальной работы. Наблюдение, проблемная ситуация.  Преобразовывать   слова из   одной   формы   в другую Уметь   сформулировать тему и цель Уметь Познавательные УУД  преобразовывать информацию   из одной   формы   в другую. Коммуникативное УУД Уметь   оформлять свои мысли в устной форме,принимать решение проблемной ситуации   в 4.   Усвоение новых знаний и способов усвоения Модели объектов и их назначение Стремясь познать объекты окружающего мира, человек  взаимодействует с существующими объектами и создаёт  новые объекты. Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и  исследовании «заместителей» реальных объектов.  «Объект­заместитель» принято называть моделью, а  исходный объект — прототипом или оригиналом. Например, в разговоре мы замещаем реальные объекты  их именами, оформители витрин используют манекен —  модель человеческой фигуры, конструкторы строят  модели самолётов и автомобилей, а архитекторы —  Записывают   в   тетрадь новые понятия: Наблюдение, проблемная ситуация Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Коммуникативные УУД: Уметь   оформлять мысли   в   устной   и письменной форме,  Уметь   самостоятельно сформулировать   новые понятия. макеты зданий, мостов и парков. Моделью является  любое наглядное пособие, используемое на уроках в  школе: глобус, муляж, карта, схема, таблица и т. п.  Что общего у всех моделей? Какими свойствами они  обладают? Во­первых, модель не является точной копией объекта­оригинала: она отражает только часть его  свойств, отношений и особенностей поведения.  Например, на манекен можно надеть костюм, но с ним  нельзя поговорить. Модель автомобиля может быть без  мотора, а макет дома — без электропроводки и  водопровода. Во­вторых, поскольку любая модель всегда отражает  только часть признаков оригинала, то можно создавать и  использовать разные модели одного и того же объекта.  Например: мяч может воспроизвести только одно  свойство Земли — её форму; обычный глобус отражает,  кроме того, расположение материков; а глобус,  входящий в состав действующей модели Солнечной  системы, — ещё и траекторию движения Земли вокруг  Солнца. Чем больше признаков объекта отражает модель, тем она полнее. Однако отразить в модели все свойства объекта­ оригинала невозможно, а чаще всего и не нужно. Ведь  при создании модели человек, как правило, преследует  вполне определенную цель и стремится наиболее полно  отразить только те признаки объектов, которые кажутся  ему важными, существенными для реализации этой цели.  Если, например, модель самолёта создается для  коллекции, то в ней воспроизводится внешний вид  самолета, а не его лётные характеристики. От цели моделирования зависят требования к модели:  какие именно признаки объекта­оригинала она должна  отражать. Отразить в модели признаки оригинала можно одним из  двух способов. Во­первых, признаки можно скопировать, воспроизвести. Такую модель называют натурной (материальной).  Примерами натурных моделей являются муляжи и  макеты — уменьшенные или увеличенные копии,  воспроизводящие внешний вид объекта моделирования  (глобус), его структуру (модель Солнечной системы) или поведение (радиоуправляемая модель автомобиля). Во­вторых, признаки оригинала можно описать на одном  из языков кодирования информации — дать словесное  описание, привести формулу, схему или чертёж. Такую модель называют информационной. Модели используются человеком для: ­ представления материальных предметов (макет  застройки жилого района в мастерской архитектора); ­ объяснения известных фактов (макет скелета человека  в кабинете биологии); ­ проверки гипотез и получения новых знаний об  исследуемых объектах (модель полёта самолёта новой  конструкции в аэродинамической трубе); ­ прогнозирования (сделанные из космоса фотоснимки  движения воздушных масс); ­ управления (расписание движения поездов) и т. д. Разнообразие информационных моделей Объект­оригинал можно заменить набором его  признаков. Набор признаков, содержащий всю необходимую  информацию об исследуемом объекте или процессе,  называют информационной моделью. В таблице 2 приведён пример информационной модели  дачного дома — карточки из каталога, по которому  заказчик строительной компании может выбрать  подходящий проект. Каждая карточка в каталоге  содержит величины и их значения, определяющие  свойства дома. Все названия свойств в информационных моделях — это  всегда знаковые элементы, потому что название может  быть выражено только знаками. А вот значения величин  могут нести как знаковую, так и образную информацию.  Например, в таблице 2 значение величины «внешний вид» выражено образным элементом (рисунком), а значения  остальных величин выражены с помощью знаков (цифр, букв). Информационные модели представляют объекты и  процессы в образной или знаковой форме. По способу  представления различают следующие виды  информационных моделей: Образные информационные модели (рисунки,  фотографии и др.) представляют собой зрительные  образы объектов, зафиксированные на каком­либо  носителе информации (например, на бумаге). Много информации дают специалистам полученные со  спутников фотографии поверхности Земли. Широко используются образные информационные  модели в образовании (иллюстрации в учебниках,  учебные плакаты по различным предметам) и науках, где требуется классификация объектов по их внешним  признакам (в ботанике, биологии, палеонтологии и др.). Знаковая информационная модель может быть  представлена в форме текста на естественном языке,  формулы (например, площади прямоугольника S = A x  B) или программы на специальном языке  программирования и т. д. В смешанных информационных  моделях одновременно используются образные и  знаковые элементы. Примерами смешанных информационных моделей могут  служить географические карты, графики, диаграммы и  пр.  5.Первичное закрепление Практическая работа № 8 «Создаем графические модели» Цель:  научиться   создавать   графические   модели, используя возможности текстового процессора. Выполняют   задание   на компьютере  Самостоятельная работа, рефлексия. Самоконтроль. Регулятивные УУД:   проговаривать последовательность Уметь Уметь выполнять задания на компьютере Аппаратное   и   программное   обеспечение:  Windows, MS Word.   ПК,   ОС Ход выполнения работы: Задание № 1: В кабинет к директору 1. Изобразите план кабинета директора школы.   Релаксация 6. (физминутка). (Приложение   1, слайд 12­13) 7.   Организация первичного контроля Сохраните результат работы в личной папке в  2. файле под именем Директор. Задание №2: Создать план кабинета информатики. Теперь мы умеем: ­ строить графические модели объектов. ­   Выполним   упражнения   для   улучшения   мозгового кровообращения и снятия напряжения с глаз.  Модель — это объект, который используется в качестве  «заместителя», представителя другого объекта  (оригинала) с определённой целью. Модель не является  точной копией объекта­оригинала: она отражает только  часть его свойств, отношений и особенностей поведения.  Можно создавать и использовать разные модели одного и того же объекта. Процесс создания и использования модели называют  моделированием. Различают натурные и информационные модели.  Натурные модели — реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид,  структуру или поведение объекта моделирования. Набор признаков, содержащий всю необходимую  Выполняют самостоятельную работу. Называют   с   помощью учителя   место   своего затруднения, исправляют ошибки. Самостоятельная работа,   рефлексия, работа в группах,  взаимоконтроль.     Уметь действий на уроке. Уметь   выполнять работу по предложенному плану. вносить необходимые коррективы в действие   после   его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок       Снять утомление.  Уметь   применять   свои знания     Регулятивные УУД: Уметь выполнять   работу по   предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие   после   его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные информацию об исследуемых объектах и процессах,  называют информационной моделью. Выполнение практических заданий на листочках  (Приложение1)   УУД:Способность к самооценке на основе   критерия успешности учебной деятельности.  8.   Подведение итогов урока. Что такое модель? Каковы основные свойства  Что такое моделирование? Как можно назвать отношение между объектом­ 1. моделей? 2. 3. оригиналом и его моделью? 4. Для каждой из перечисленных моделей назовите  действия, которые человек может выполнить и с ней, и с  объектом­оригиналом: а) б) в) г) чайник из пластилина в натуральную величину;  радиоуправляемая   план словесное   самолёта;  куртки;  квартиры;  модель описание             9. Информация о   домашнем задании Параграф 9, стр.57 в­4,5   Уметь     принимать решения, делать выводы,   общаться, обращаться   за помощью (если нужно).   С   помощью   учителя проговаривают   название следующего этапа. Отвечают   на   вопросы учителя. Беседа   в   ходе фронтальной работы. Фиксирование нового содержания. Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь   оценивать правильность выполнения действия   на   уровне адекватной ретроспективной оценки.  Личностные УУД к Способность на самооценке основе   критерия успешности учебной деятельности.     Беседа   в   ходе фронтальной работы. Выбирают   задание   в соответствии с уровнем развития.     получают Учащиеся домашнее задание, записывают.  Домашнее задание. § 2.5.1 ­ § 2.5.3. Задание*.   Разработать презентацию   на   любую тему,   включающую   пять которые слайдов, должны   содержать гиперссылки (Приложение 1, 14).   слайд   10. Рефлексия Организует рефлексию. – Какую цель вы поставили в начале урока? – Вы достигли цели урока?  Что вы использовали для достижения цели? – Проанализируйте результат своей работы. Отвечают   на   вопросы учителя. Беседа   в   ходе фронтальной работы. Рефлексия.   Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.     получены   конкретных Анализ результатов обучения: ­какие достижения; ­что   было   удачным   на уроке,   а   что   менее удачным; ­объяснение   причины своих неудач. 1. Подчеркните пропущенные слова: а) Можно узнать незнакомого человека, если есть в)   …     в   определенном   масштабе   делает   наглядными Приложение 1 …   его внешности. ­ план ­ описание ­ макет ­ муляж ­ таблица предложения архитектор по застройке района. ­ план ­ описание ­ макет ­ муляж ­ таблица б)   Наглядно   продемонстрировать   признаки г) … расписания является моделью движения поездов. различных фруктов и овощей позволяет … ­ план ­ описание ­ макет ­ муляж ­ таблица ­ план ­ описание ­ макет ­ муляж ­ таблица д) Всегда следует продумывать …  план решения задачи. ­ план ­ описание ­ макет ­ муляж ­ таблица 2. Определите, какие из моделей являются натурными, а какие – информационными, соедините: 3. Почему в представленных ситуациях удобно прибегать к моделированию?

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)

Технологическая карта по информатике на тему "Информационное моделирование как метод познания" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2018