Технологическая карта по литературе "Тема памяти в рассказе В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка поможет учителю в составлении технологической карты по теме урока "Тема памяти в рассказе В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет". К данному уроку прилагается самоанализ. В работе прописаны УУД: предметные, метапредметные и личностные. Расписана групповая работа с участием рефери.
Иконка файла материала В Астафьев Фотография, на которой меня нет.docx
Технологическая карта урока Предмет Литература Класс 8 ­ Е Преподаватель Верланова Т.Г. Тема урока             Тема памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» Тип урока Цели урока Задачи урока Планируемые результаты Изучение нового материала. Обpазовательная   цель:  помочь   кадетам  пpовести   анализ   художественного   текста,   опиpаясь   на   задания   и вопpосы;   способствовать   фоpмиpованию   потpебности   читать   внимательно   и   вдумчиво   художественную литеpатуру. Pазвивающая: способствовать развитию у кадет навыков самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на   нравственно­этические   темы;   способствовать   формированию   аналитического   мышления   и   эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков. Воспитательная:  способствовать   процессу   духовного   развития,   формированию   нравственных   ценностей, обращаясь   к   памяти   исторической,   памяти   человеческой.   Воспитание   самостоятельности,   сотрудничества, коллективизма, коммуникативности. 1. Создать условия для развития навыка работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать  выводы на основе прочитанного.                                                                                                                                            2. Создать условия для развития навыка работы в малых группах.                                                                                    3. Создать условия для развития межпредметной компетенции кадет. предметные метапредметные личностные Знать особенности  анализа  художественного  текста, самостоятельно  делать выводы, строить  рассуждения на  нравственно­этические  Уметь применять  алгоритм проведения  анализа текста,  проводить  аналитическую работу с текстом  Применение полученных знаний, умение анализировать текст,  правильно выражать свои мысли.темы произведения Проблемный вопрос Помогает ли память о прошлом жить сегодня? Методы обучения Словесный, исследовательский, проблемно­поисковый (побуждающий и подводящий к диалогу). Объяснительно­ иллюстративный метод играл вспомогательную роль. Приемы обучения Эвристический, комментированное чтение, выразительное чтение, выборочное чтение.  Форма организации учебной деятельности Фронтальная, групповая работа (дано опережающее домашнее задание), индивидуальная. Технология Развивающее и дифференцированное обучение. Ход урока Этап Деятельность преподавателя Деятельность кадет УУД Организационный 1.Приветственное слово кадетам и гостям,  проверка готовности к уроку                                   2.Обращает внимание на правила работы  группах.                                                                      3. Запись домашнего задания 1.Приветственное слово гостям. 2. Знакомятся с карточками для  работы в группе. 3. Записывают  домашнее задание: с.206,  составить размышление на  самостоятельно выбранную тему.Актуализация знаний, повторение изученного. Для определения темы урока составим логогриф. Логогриф 1. 2. Пр    Продолжить фразу: Построение произведения – это композиция Небольшое эпическое произведение, Настраиваются на урок, составляя логогриф.    повествующее об о одном или нескольких событиях в жизни человека – (Рассказ) К      Круг жизненных явлений, изображенных в про­  оизведении, образующих основу произведения­( Тема) Основная мысль художественного произведения (Идея) Ряд событий, описанных в художественном про изведении, положенных в его основу (Сюжет)       Литературное повествовательное 6. произведение     ь     больше по объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, но меньше, чем роман (Повесть) Какое слово получили?  Определите тему  урока? Тема и цели урока Активизация мыслительной деятельности. Систематизируют материал о  теме, идее и композиции  произведения.                         1.Определяют тему и цели урока    2. Работа со словарем , Ожегова     3. Составление ассоциативного  ряда со словом память.                    4. Определяют, что память  может быть исторической и …                   5. Определяют проблемный  вопрос: Помогает ли память о  прошлом жить сегодня?                                Развивать умение вести  диалог на основе  равноправных отношений и  взаимного уважения. Учить формулировать  проблему.Фронтальная  работа с классом Какие высокие нравственные ценности, которые  определили жизнь не одного поколения, находит  рассказчик, заглядывая в далекие годы своего  детства? Проверка домашнего  задания: выступление групп 1.Почему нет страшных картин сиротства,  трудной жизни? (Автор показал формирование  характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в  мире детства, где царят доброта, любовь,  милосердие, уважение. Несмотря на трудное  предвоенное время, автор рос среди добрых и  отзывчивых людей )                                                   2.Центральным образом всей книги является  образ бабушки. Ей, хранительнице семьи,  защитнице детства, бьёт земной поклон автор.       3. О ком автор говорит: « Был Архимедом он и  был Гомером, Он всё умел на свете, добрый маг». 4.Этот небольшой листок бумаги был дорог  главному герою, как память о своем родном  крае, школе, одноклассниках – о своей малой  родине.                                                                        Читают заключительную часть  рассказа “Школьная фотография  жива до сих пор...” ,  с.205   и  работают над определением            особенности построения этой  части рассказа? Делают вывод: Какой  нравственный урок несет история,  рассказанная писателем?                 Группа№1.                                        Каким человеком становится  герой рассказа? Подтвердите  свои доказательства примером  из текста?  Группа 2. Рассказ о бабушке          ( выборочное чтение) Группа №3 Сообщение об  учителе( выборочное чтение) Применяют  алгоритм  проведения анализа текста Общеучебные УУД:  построение логической  цепочки рассуждений.  Учить выделять  познавательные цели. Формирование  познавательных,  коммуникативных УУД  через чтение литературного произведения Построение речевого  высказывания в устной  форме. КУУД: умение  договариваться и  приходить к общему  решению в совместной  деятельности (при  подготовке домашнего  задания и при ответе во  .О ком   Группа 4(рефери) подводит итог  после выступления каждой группы Группа«Мозговой штурм» Вернем  Вернемся  к проблемному вопросу    дорог  вопросу: Помогает ли память о прошлом жить  человеку сегодня? Прочитайте ключевые слова, которые вы  записали ­      свои «заметки», Читают сделанные   в   течение   урока   и делают вывод. Да,  память дает человеку  духовный опыт. А если это память такого человека как писатель,  мастер художественного слова,  тогда его опыт становится  достоянием многих людей. В.  Астафьев дает нам свои уроки  памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о  детстве стала «родиной души», т.  к. именно в детстве он получил  свои главные уроки: научился  сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился  преодолевать трудности и,  главное, любить свою землю,  любить своих близких. время урока) Формулирование  собственного мнения. Учить самостоятельно  анализировать. Осуществление поиска  необходимой информации  для выполнения учебных  заданий. Формировать способность  обобщать понятия. КУУД: развивать  способность учитывать  разные мнения Учить аргументировать  свою точку зрения. 1группа составляет синквейн по  Планирование своих  действий в соответствии сИтог ( работа в  группах)  Рефлексия поставленной задач Формировать способность  обобщать. Структурирование знаний Формирование ценностных  ориентиров. Формулирование  собственного мнения. Построение речевого  высказывания в устной  форме. теме «Память» 2 группа составляет 5 вопросов  по теме урока 3 группа составляет  кластер по  теме «Память» 4 группа составляет 5 тестовых  вопросов  по содержанию рассказа Сегодня на уроке я открыл…                               почувствовал…                                узнал…                                 понял…                                 задумался…                                 испытал…

Посмотрите также