Технологическая карта по окружающему миру на тему "Путешествие по природным зонам России" (4 класс)
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Технологическая карта по окружающему миру на тему "Путешествие по природным зонам России" (4 класс)

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
05.01.2017
Технологическая карта по окружающему миру на тему "Путешествие по природным зонам России" (4 класс)
В разработке подробно описаны цели и задачи урока по окружающему миру на тему "Путешествия по природным зонам России" в 4 классе по программе "Перспективная начальная школа". Также расписаны действия учителя и учащихся. Урок-путешествие носит как поучительный, так и занимательный характер. Урок разработан по ФГОСам второго поколения.В файле содержится подробная технологическая карта урока по окружающему миру с прописанными УУД
Выдренкова_Технологическая_карта_урока.docx

Технологическая карта урока

Дата: 30.11.2016

Учитель: Выдренкова Анастасия Александровна

Класс: 4 «А»

Кабинет: 222

Предмет, класс, автор учебника

Окружающий мир. 4 класс.  О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.

М. Академкнига/Учебник. 2013

Тема урока

Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России»

Дидактическая цель

Обобщить знания о природных зонах России, их особенностях и обитателях

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Задачи урока

1.     Формирование умения определять природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны

2.     Умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей

3.     Воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе

Планируемые результаты

Предметные:

·        Узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны

·        Уметь объяснять особенности природных зон

Метапредметные:

1.     Познавательные УУД:

·        Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления

2.     Регулятивные УУД:

·        Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

·        Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

3.     Коммуникативные УУД:

·        Слушать и понимать речь других

·        Оформлять свои мысли в устной форме

·        Уметь работать в группе

Личностные:

·        Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

Методы обучения

Частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая,

работа в группах

Средства обучения

Карта «Природные зоны России», ноутбук, проектор, интерактивная доска, система Proclass, учебник «Окружающий мир» 4 класс (1 часть), таблички с названиями природных зон, тесты на листах для 2-ой группы учащихся, скатерть, предметы разных природных зон, памятки для отдыхающих на море, домашнее задание на листочках.

 

Этап урока

            Деятельность учителя

            Деятельность учащихся

Универсальные действия

Организация начала урока

- Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.

- А почему «лица» будут разные?

 

- Тогда как можно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

- Да, действительно, условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Потому что Россия расположена в разных природных зонах.

- Природные зоны России.

Личностные УУД:

положительное отношение к уроку;

следование в поведении моральным и этическим требованиям.

 

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с учителем

 

Целеполагание и мотивация

- Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Путешествие по природным зонам России». Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам, мы с вами поделились на 6 групп, увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны.

- Как вы думаете, какова будет цель нашего путешествия?

-Как мы можем достигнуть эту цель?

- А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Обобщить и проверить знания о природных зонах.

-Обменяться  информацией.

Предположительные ответы детей: чтобы знать, что одевать, когда куда-то едешь, знать особенности животных и растений и т.д.

Познавательные УУД:

фиксация проблемы

Личностные УУД:

формирование мотивационной основы учебной деятельности

Обобщение знаний о природных зонах:

 -  о положении природных зон, особенностях неживой природы, занятиях населения;

 - о животных, населяющих природные зоны;

- о растениях природных зон;

- о национальных парках и заповедниках России

 

 

 

 

 

 

 

«Зона арктических пустынь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Тундра»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Зона лесов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

«Зона степей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Зона пустынь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Субтропическая зона»

 

 

- Перед Вами появился наш старый знакомый, с которым мы вот уже четвёртый год совершаем виртуальные путешествия. (слайд 1)

(на доске появляется паровозик из Ромашкина)

- Сегодня он предлагает нам отправиться в путешествие по бескрайним просторам нашей родины. Но мы должны ему помогать. Поэтому Вы поделились на группы и будете рассказывать то, что узнали о своей природной зоне. А в конце мы с помощью теста проверим, усвоили Вы тему «Природные зоны России» или есть ещё вопросы, над которыми следует поработать. Поэтому слушаем друг друга внимательно, выступаем выразительно и тогда Вы получите хорошие отметки.

- Итак, Вы готовы отправиться в путешествие?

- Тогда поехали!

(звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашкина»)

- Посмотрите, мы сегодня путешествуем не по станциям, а по природным зонам.

- Как располагаются природные зоны?

- Правильно! И первая зона, куда мы прибыли, называется «Зона арктических пустынь» или «Ледяная зона». Я  попрошу выйти к доске первую группу, представить свою природную зону.

- И предлагаю Вам вот такую скатерть-самобранку. На неё каждая группа будет класть то, что встречается только в их природной зоне.

(у доски стоит парта, на которой расстелена скатерть)

(рассказы детей сопровождаются слайдами)

 

 

- Спасибо команде «Арктика», что так подробно нам всё рассказали. А теперь приготовили все ножки, мы отправляемся дальше.

(звучит музыка и на доске паровозик приближается к тундре)

- Вот мы и в тундре, а расскажет нам о ней 2 команда.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Большое спасибо второй команде, а мы отправляемся дальше к «Зоне лесов»

(звучит музыка и паровозик переходит в зону лесов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Спасибо выступающим! А я бы не торопилась уезжать из леса. Предлагаю встать и прогуляться по лесу. (Учитель включает звуки природы и проводит физ.минутку)

- И теперь с новыми силами, мы можем продолжать путешествие (звучит музыка и паровозик приближается к зоне степей).

- А про зону степей нам расскажет 4-ая группа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Спасибо, нам очень у Вас понравилось. Но надо ехать дальше. И следующая остановка - довольно жаркая пустыня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Спасибо 5-ой команде за рассказ, а мы двигаемся к последней зоне субтропиков (звучит музыка, паровозик едет). А про субтропики нам расскажет 6-ая группа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Вот мы и совершили большое путешествие по природным зонам России. А что Вы запомнили из нашего путешествия, покажут результаты теста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да!

 

 

(стучат ногами, имитируя стук колёс)

 

 

- С севера на юг.

1 ученик: Ермилин Илья показывает на карте «Ледяную зону» (слайд 2)

2 ученик: Бутовичева Полина рассказывает о неживой природе ледяной зоны.

3 ученик: Гуркин Матвей рассказывает о растениях ледяной зоны. (слайд 3)

4 ученик: Ермаков Даниил рассказывает о животных ледяной зоны. (слайд 4)

1 ученик делает сообщение по теме «Арктика и человек» и кладёт на стол песцовую шапку.

1 ученик Князев Дима рассказывает и показывает местоположение тундры.(слайд 5)

2 ученик Калинкина Лариса рассказывает об особенностях тундры.

3 ученик Кирсанова Анастасия рассказывает о растениях тундры. (слайд 6)

4 ученик Кочеткова Варвара делает сообщение о животных тундры. (слайд 7)

1 ученик рассказывает тему «Тундра и человек» и ставит на скатерть варенье из клюквы и оленьи рога.

1 ученик Лаевский Семён показывает зону лесов на карте. (слайд 8)

2 ученик Любимова Елена рассказывает о неживой природе лесов.

3 ученик Купцов Николай рассказывает о растениях лесов. (слайд 9)

4 ученик Лесина Ангелина рассказывает о животных зоны лесов. (слайд 10)

1 ученик сообщает о роли леса в жизни людей и ставит на стол компот из лесных ягод.

Дети повторяют движения учителя.

 

 

 

1 ученик Федотова Виктория показывает местоположение зоны степей. (слайд 11)

2 ученик Павлова Анна рассказывает о неживой природе степей.

3 ученик Убейкин Андрей рассказывает о растительности степей.

4 ученик Селезнев Иван рассказывает о животных зоны степей.

1 ученик докладывает тему «Степи и человек» и выкладывает на скатерть мёд и каравай.

1 ученик Чирликова Арина покажет местоположение пустыни в России. (слайд 12)

2 ученик Шайдуллова Алия расскажет о неживой природе пустыни.

3 ученик Феногентов Никита расскажет о растениях пустыни.

4 ученик Шахов Тимофей расскажет о животных пустыни.

1 ученик Чирликова Арина расскажет о жизни человека в пустыне и положит на стол носки из верблюжьей шерсти.

1 ученик Шевченко Маргарита показывает местонахождение на карте. (слайд 13)

2 ученик Шипицын Макар рассказывает о неживой природе субтропиков.

3 ученик Яковлева Елизавета рассказывает о растениях Черноморского побережья. (слайд 14)

4 ученик рассказывает о животных Кавказа. (слайд 15)

5 ученик Аристов Даниил сообщает тему «Отдых на Черноморском побережье» и вручает всем памятки.  А на скатерть кладёт мандарины и восточные сладости.

 

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою деятельность

 

Коммуникативные УУД:

сотрудничество со сверстниками;

осознанно строят речевые высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело

 

Познавательные УУД:

умение соотносить определение и термин;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы

 

Регулятивные УУД:

исследуют условия учебной задачи;

анализируют собственную работу и работу соседа;

умение контролировать свою деятельность.

 

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

 

Личностные УУД:

проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

проявление самостоятельности

 

 

 

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою деятельность

 

Коммуникативные УУД:

сотрудничество со сверстниками;

осознанно строят речевые высказывания

 

 

 

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою деятельность

 

Коммуникативные УУД:

сотрудничество со сверстниками;

осознанно строят речевые высказывания

 

Актуализация опорных знаний

- Половина класса получают листы с тестами и отвечают на вопросы, обводя правильный ответ. А вторая половина класса выполняет тест на пультах Proclass.

- Тесты у Вас разные, поэтому внимательно читайте вопросы. За этот урок каждый из Вас получит оценку.

Часть детей берут ручки и выполняют тест на листах, а другая часть выполняет тест на пультах.

Регулятивные УУД:

умение соотносить свои знания

Познавательные УУД:

умение соотносить определение и термин

Подведение итогов урока и рефлексия

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Мы её достигли?

- На какой из станций вам было особенно интересно?

- Что не удалось?

- Что получилось?

- Понравилось ли Вам путешествие?

- А посмотрите, какой у нас богатый выбор на столе получился, что доказывает, что каждая природная зона нам важна по-своему. На перемене мы с вами сможем отведать блюда и поделиться с нашими гостями.

Домашнее задание (слайд 16)

Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

- Вам предоставляется задание по выбору:

А) «Я эколог-исследователь». Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников.

Б) « Охраняй природу!» Придумать экологические знаки.

В) «Сам себе художник». Нарисовать рисунок по теме “Природные зоны России».              

Соотносят цель и результаты.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: понять способ выполнения домашнего задания.

 

Регулятивные УУД:

оценка своей деятельности на уроке

Личностные УУД:

самооценка

Резервный материал

Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи (цепи питания): (Работа в парах по вариантам)

1 вариант:

ива – белая куропатка – кречет (тундра)

дуб – сойка – сова (лесная зона)

растения – тушканчик – сова (пустыня)

2 вариант:

рыба – тюлень – белый медведь (Арктика)

растения – косуля – барс  (субтропики)

 растения – суслик – орел (степь)

Взаимопроверка по вариантам.

 

 

 


 

Технологическая карта урока Дата: 30

Технологическая карта урока Дата: 30

Методы обученияЧастично-поисковый

Методы обученияЧастично-поисковый

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Путешествие по природным зонам

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Путешествие по природным зонам

России «Зона арктических пустынь» «Тундра» «Зона лесов»

России «Зона арктических пустынь» «Тундра» «Зона лесов»

Зона лесов»

Зона лесов»

Зона пустынь» «Субтропическая зона» -

Зона пустынь» «Субтропическая зона» -

Вот мы и совершили большое путешествие по природным зонам

Вот мы и совершили большое путешествие по природным зонам

На перемене мы с вами сможем отведать блюда и поделиться с нашими гостями

На перемене мы с вами сможем отведать блюда и поделиться с нашими гостями

Арктика) растения – косуля – барс (субтропики) растения – суслик – орел (степь)

Арктика) растения – косуля – барс (субтропики) растения – суслик – орел (степь)
скачать по прямой ссылке
Приз 200 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.