Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)
Оценка 4.8

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
29.04.2019
Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)
Подготовка к домашнему сочинению.docx
Дата проведения:18.04.19 Учебный предмет: литература Класс: 9 Технологическая карта занятия Тема: Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Шолохова  Тип урока: урок развития речи Цель: способствовать формированию у школьников навыков написания  сочинения­рассуждения  в формате ОГЭ (задание 15.3) Планируемые результаты: Личностные: воспитание уважения к истории Отечества, чувства долга перед Родиной; усвоение исторически сложившихся гуманистических,  демократических и традиционных ценностей российского общества.  1 Метапредметные Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, высказывание и обоснование своей точки зрения Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование  необходимых действий.  Познавательные: извлечение  необходимой  информацию из прослушанного  объяснения учителя, высказываний одноклассников,  систематизация  собственных знаний. Предметные: воспитание читателя, способного сопоставлять героев и события, аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые устные и  письменные высказывания, сопоставлять литературу с произведениями других искусств. Методы обучения: проблемный метод  Формы работы: работа в парах, индивидуальная. Средства обучения: художественная литература, презентация компьютерная. Этапы  урока,  цель  этапа 1.  Организа ционный  этап. Деятельность учителя Деятельность учащихся Приветствую, на фоне музыки читаю высказывание Шолохова, обращаю внимание на наглядность  на доске, настраиваю на работу. Фронтальная форма работы. Слушают учителя.  ­ Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. В начале сегодняшнего  урока я хочу познакомить вас с отрывком из письма замечательного русского  писателя Михаила Шолохова. Это письмо было адресовано американским  друзьям в далёком 1943 году.  «События фронта, события тотальной войны в жизни каждого из нас уже оставили свой нестираемый след. Я потерял свою семидесятилетнюю мать, убитую бомбой,  брошенной с немецкого самолёта, когда немцы бомбили станицу, не имевшую  никакого стратегического значения... Мой дом, библиотека разрушены немецкими минами. Я потерял уже многих друзей ­ и по профессии, и моих земляков ­ на  фронте...Личное горе не может заслонить от нас мучений нашего народа, о  которых ни один писатель, ни один художник не сумели ещё рассказать миру.» 2 (после прочтения повесить наглядность на доску) Формируемые  УУД Коммуникативны е: планирование  учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками. 2.  Постано вка цели  и задач  урока.  Мотивац ия  учебной  Формулирую цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её  на себя. ­ Сегодня нам предстоит  разобраться, какую правду о войне раскрыл Шолохов.  Это связано с домашним сочинением. Запишите  тему урока в тетради  ««Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Шолохова». (тема записана на доске) Фронтальная форма работы. Записывают тему урока в  тетради. Регулятивные:  планируют  необходимые  действия и  операции. деятельн ости  учащихс я. 3.  Актуали зация и  пробное  учебное  действие . Организую учащихся. Музыкальный фон.  ­ Одним из самых известных произведений Михаила Шолохова о Великой  Отечественной войне стал рассказ «Судьба человека», который был напечатан в  газете «Правда» 31 декабря 1956 года.   (показать на доску) Интересно то, что сюжет произведения был подсказан писателю  разговором со  случайным собеседником, бывшим фронтовиком. Запомнился писателю рассказ.  Не раз память  возвращала его к судьбе солдата. Но произведение было создано  лишь через десять лет. ­ Сначала вспомним военные страницы рассказ. Работать будем в парах.  Восстановите последовательность событий в рассказе, напишите порядковый  номер эпизода. Время на выполнение 5 минут.  Работа в парах. На каждой парте  распечатки. Располагают эпизоды по порядку. Самопроверка по образцу.  Познавательные:  осуществляют  решение   учебных задач,  выполняют   операции  анализа, синтеза. 3 ­ Проверьте сами последовательность событий по образцу.  Поставьте на каждом  эпизоде правильный порядковый номер. ­Ребята, поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок. 4.  Выявлен ие места  и  причины  ­ После выхода рассказа писатель получал мешки писем от благодарных  читателей, одобрительные телеграммы не только из нашей страны, но и из­за  рубежа. Надо сказать, что популярности рассказа способствовал также    талантливый фильм Сергея Бондарчука, снятый по шолоховскому произведению.  Но такое мнение было не у всех. Фронтальная работа. Слушают  учителя. Коммуникативны е: планирование  учебного  сотрудничества с учителем и затрудне ния. 5.  Творчес кая  практиче ская  деятельн ость по  реализац ии  построен ного  проекта.  Общественный  деятель и писатель А.И. Солженицын посчитал рассказ очень  слабым, в котором бледны и неубедительны военные страницы. ­Ребята, чтобы разобраться и  составить  своё мнение, давайте проведём  литературное исследование: обратимся к историческим сведениям и  произведениям других авторов.  ­ Дома у вас было задание: подготовить индивидуальные сообщения по военной  теме.  Начнём с эпизода «Попал я в плен ...в мае  сорок второго года...» . ­ Обратимся  к словам Солженицына.  «... избран самый не криминальный случай плена – без памяти, чтобы сделать это  бесспорным, обойти всю остроту проблемы. (А если сдался в памяти, как было с  большинством – что и как тогда?)» 4 ­Что было с людьми, попавшими в плен? Послушаем сведения из исторического  документа, подготовленные Токаревой Наташей. ­ Снова послушаем высказывание Солженицына:  «Сочинен фантастически­ детективный побег из плена с кучей натяжек, чтобы не возникла обязательная,  неуклонная процедура пришедшего из плена: «СМЕРШ­проверочно­ фильтрационный лагерь». О СМЕРШе расскажет Ковалёва Таня. ­ Возьмём следующий эпизод из рассказа «Захотелось мне им, проклятым,  показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не  собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину  они меня не превратили, как ни старались.» ­ Давайте обратимся к творчеству писателей, которые пишут о плене, и с их  помощью воссоздадим обстановку тяжелых военных лет. сверстниками. Выступления учащихся с  индивидуальными сообщениями,  реализация домашнего задания. Познавательные:  слушают,  извлекая нужную  информацию 1. Токарева Н. «Приказ №270  Ставки Главного Командования  Красной Армии» от 16 августа  1941 года. 2. Ковалёва Т. Историческиё  сведения о СМЕРШе. 3. Богданова К. Рассказ   «Лагерь на Майданеке» Бориса  Горбатова. ­ Богданова Кристина расскажет о лагере смерти на окраине польского города  Люблина. ­Трофимов Артём продолжит тему плена. 5  ­Кандарюк Кеша расскажет о том, как обращались с пленными в нашем  Богучарском районе. 4. Трофимов Артём. Рассказ  «Последний бой смертников»   Сергея Смирнова. ­ Ребята, а были ли действительно случаи побега из плена? Как сложилась потом  судьба бывших пленников?   Наш следующий эпизод (зачитываю из учебника) «Полковник встал из­за стола, пошёл ко мне навстречу. При всех офицерах обнял  и говорит: «Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, какой привёз от немцев.  Твой майор с его портфелем дороже двадцати «языков». Буду ходатайствовать  5. Кандарюк И. Книга Е.П.  Романова «Малый Сатурн на  Среднем Дону» перед командованием о представлении тебя к правительственной награде». ­ Ребята, а как относилось общество в то время к бывшим пленным? Слово  Кучеровой Свете. ­ Полковник пообещал, что будет ходатайствовать  о представлении Соколова к  правительственной награде. Но, как мы знаем, награду Соколов не получил.  Котельников Максим  нашёл историю, когда смелый  водитель был представлен к  награде ­ ордену Отечественной войны первой степени. 6 ­ Литературовед Валентин Осипов в книге «Шолохов» писал: Шолохов  «взял на  себя политическую смелость отдать свой авторитет, чтобы защитить от  политической заклейменности тех, кто был честен в исполнении воинского долга  и мужской чести». Осипов считает, что  советская действительность и поведение  Соколова в плену не приукрашены.  ­ Об этом говорят мешки читательских писем Шолохову. Слово Кучеровой Гале. Физкультминутка. ­ Сейчас легко анализировать слова и поступки автора. А может стоит  задуматься: легко ли было писателю, который понимал, что  субъективно мог  сказать всё, что хотел (хватало и таланта, и мужества, и материала!), но  объективно не мог (время, эпоха были таковы, что строгая цензура  не всё  пропускала в печать…)  6. Кучерова С. Рассказ «Дорога в  отчий дом» Константина  Воробьёва. 7. Котельников Максим. Газета  «Сельская новь». Статья «Мой  дедушка ­ орденоносец». 8. Кучерова Г. Книга «Шолохов»  В. Осипова. 6.  Информ ация о  домашне м  задании,  инструкт аж по  его  выполне нию. Индивидуальная работа по  карточкам. Фронтальная форма работы. Формулируют собственные  мысли, высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения. 7 ­Ребята, в наше время у всех есть свобода выбора, каждый человек вправе иметь  собственное мнение. Я думаю, вы  сделаете свой вывод о правде на войне,  которую показал Шолохов. ­Ребята, какие качества объединяют наших героев? ­ У меня тоже есть свой вариант ответа. Выполните работу по карточке на оценку. В первом задании ключевым словом кроссворда будем  моральное качество. Во  втором задании поработаете с отрывками из текстов на ваших столах. Включаю фоновую музыку. ­О каком качестве шла речь? (Силе духа). Ребята, передайте карточки на первый  стол вашего ряда. За карточки каждый получит оценку. ­ Дома вы напишите сочинение в тетрадях по литературе «Что такое сила духа?»  по рассказу М. Шолохова.  Вы знаете, что такая тема будет и  на экзамене по  русскому языку. ­Вспомним композицию сочинения­рассуждения в формате ОГЭ. ­Посмотрите на определение. Сила духа – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а  морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства,  стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход  из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать  жизненные невзгоды. ­Спишите определение в тетрадь. Это  один из вариантов определения, вы можете  истолковать это понятие по­своему. Познавательные:  приобретают  умения   использовать  знания и умения  в практической  деятельности и  повседневной   жизни. Коммуникативны е: формулируют  собственные  мысли. ­В качестве первого аргумента возьмите сцену допроса Андрея Соколова  комендантом лагеря Мюллером, с.182­184 учебника. ­Второй аргумент приведите из другого произведения, где герои проявляют силу  духа. ­Запишите домашнее задание. При наличии времени зачитать сцену допроса с.182­184. 6.  Рефлекс ия. У кого есть вопросы?  ­ Спасибо за работу на уроке. 8 Фронтальная форма работы. Познавательные:  устанавливают  взаимосвязь  между   объёмом  приобретённых  знаний, умений,  навыков и  операционных,  аналитических  умений как  интегрированных , сложных  действий. 9 Приложение  1 2 3 4 Попал я в плен под Лозовеньками в мае  сорок второго года... Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и  спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться  буду? «Какой разговор! ­ отвечаю ему. ­ Я должен проскочить, и баста!» Думал, все прошли, приподнял голову, а их шесть автоматчиков ­ вот они, шагают  метрах в ста от меня... Я сел, неохота лёжа помирать, потом встал. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но  давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство  и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались. 5 6 7 8 9 Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку  брали на учёт, ну, а сала, сам понимаешь ­ только губы помазать. Однако поделили  без обиды. Возил я на «оппель­адмирале» немца­инженера в чине майора армии... Кое ­ когда и мне от него перепадало... ­ и мне кусок кинет, как собаке. В руки никогда не давал,  нет, считал это для себя за низкое. «Ну, думаю, ждать больше нечего, пришёл мой час. И надо не одному бежать, а  прихватить с собой и моего толстяка, он нашим сгодится!» К этому времени меня и накормили, в баню сводили, и допросили, и  обмундирование выдали... Полковник встал из­за стола, пошёл ко мне навстречу. При всех офицерах обнял и  говорит: «Спасибо тебе , солдат, за дорогой гостинец, какой привёз от немцев. Твой майор с его портфелем дороже двадцати «языков». Буду ходатайствовать перед  командованием о представлении тебя к правительственной награде». 10 10 Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в  Воронеже... И часу оставаться там не мог, в этот же день уехал обратно в дивизию.  1. Сообщение Токаревой  16 августа 1941 года Сталин подписал приказ № 270, в котором говорилось:      «Командиров и политработников, во время боя сдающихся врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат  аресту, как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину» Приказ требовал уничтожать пленных всеми «средствами как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен  красноармейцев лишать государственного пособия и помощи» Только в 1941 году по немецким данным, в плен попали 3 млн. 800 тыс. советских военнослужащих. К весне 1942 года в живых из них  осталось 1 млн. 100 тыс. человек. Всего в годы войны из примерно 6,3 млн. военнопленных  погибло около 4­х млн. 2. Сообщение Ковалёвой «Постановлением Госкомобороны от 19 апреля 1943 года образовано Главное управление контрразведки «СМЕРШ» ­ «Смерть шпионам». Разведслужбы фашисткой Германии пытались развернуть против СССР широкую подрывную деятельность. Они создали на советско­ германском фронте свыше 130 разведывательно­диверсионных органов и около 60 спецразведывательно­диверсионных школ. В действующую  Советскую Армию забрасывались диверсионные отряды и террористы. Органы «СМЕРШ» вели активный розыск вражеских агентов в районах боевых действий, в местах нахождения военных объектов, обеспечивали своевременно получение данных о засылке вражеских шпионов и  диверсантов. После войны, в мае 1946 года органы «СМЕРШ» преобразованы в особые отделы и подчинены МГБ СССР». 11

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)

Технологическая карта "Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Шолохова" (9 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2019